Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2596/2024 ~ М-2138/2024 от 02.05.2024

Решение

Именем Российской Федерации

30 мая 2024 г. г. Саратов

Кировский районный суд города Саратова в составе:

председательствующего судьи Пивченко Д.И.,

при секретаре Качкуркиной В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению <адрес> <адрес> к ФИО4 об обязании провести работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения,

установил:

<данные изъяты> <адрес> обратился в суд с иском к ФИО4, об обязании провести работы по сохранению культурного наследия регионального значения, мотивируя требования тем, что Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ здание, расположенное по адресу: <адрес> включено в реестр объектов культурного наследия регионального значения с наименованием «<данные изъяты>».

Приказом министерства культуры РФ от ДД.ММ.ГГГГ -р данный объект культурного наследия зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия народов РФ.

Согласно договору на приватизацию жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ собственниками культурного наследия являются: ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4. В соответствии с письмом администрации Хвалынского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ФИО2, ФИО3 – числятся умершими. Исходя из информации предоставленной <адрес> нотариальной палаты по материалам наследственного дела , наследником по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ является ФИО4.

В адрес ответчика ДД.ММ.ГГГГ направлена копия приказа комитета культурного наследия <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении охранного обязательства собственника культурного наследия регионального значения «Особняк Чертухи» с копией утвержденного охранного обязательства.

На дату обращения истца в суд с исковым заявлением ответчик за получением задания на проведения работ по сохранению указанного объекта культурного наследия в региональный орган охраны объектов культурного наследия не обращалась.

По изложенным основаниям истец просит суд обязать ФИО5 в течении 30-ти календарных дней со дня вступления в законную силу решения суда получить задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в комитет культурного наследия <адрес>, в соответствии с порядком, утвержденным приказом Министерства культуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ; в течение четырех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда предоставить в комитет культурного наследия <адрес> договора, заключенные с организациями, имеющими лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на выполнение первоочередных противоаварийных и консервационных работ, а также проведение комплексного инженерно-технического исследования состояния объекта культурного наследия.

Лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены образом, от представителя истца поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд определил, рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о рассмотрении дела надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу положений ст. 123 Конституции РФ и ст.ст. 12, 56 Гражданского процессуального кодекса РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле, исходя из положений ст. 57 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Согласно ст. 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Исходя из положений ст. 12 Гражданского кодекса РФ, защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – ФЗ № 73-ФЗ) регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Согласно ст. 1 ФЗ № 73-ФЗ предметами регулирования Закона являются: отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; особенности владения, пользования и распоряжения объектами культурного наследия как особым видом недвижимого имущества; порядок формирования и ведения единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ; общие принципы государственной охраны объектов культурного наследия.

В силу п. 3 ст. 2 ФЗ № 73-ФЗ гражданским законодательством РФ регулируются только имущественные отношения, возникающие при сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ст. 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Определением от ДД.ММ.ГГГГ Конституционный суд Российской Федерации разъяснил, что государственная охрана такого невосполнимого ресурса, как объекты культурного наследия, - одна из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, для реализации которой законом предусмотрены, в частности, процедуры сохранения объектов культурного наследия, под которым понимаются направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе, консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор.

Согласно преамбуле к ФЗ № 73-ФЗ, объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.

В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В силу ст. 6 ФЗ № 73-ФЗ под государственной охраной объектов культурного наследия в целях закона № 73-ФЗ понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.

На основании п. 1 ст. 11 ФЗ № 73-ФЗ под государственным надзором в области охраны объектов культурного наследия (далее - государственный надзор) понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований, установленных действующим законодательством в области охраны объектов культурного наследия.

В силу п. 1 ст. 33 ФЗ № 73-ФЗ объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

В силу п. 1 ст. 40 ФЗ № 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

Работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.

Проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, осуществляется в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Работы по консервации и реставрации объектов культурного наследия, включенных в реестр, или выявленных объектов культурного наследия проводятся физическими лицами, аттестованными федеральным органом охраны объектов культурного наследия в установленном им порядке, состоящими в трудовых отношениях с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также физическими лицами, аттестованными федеральным органом охраны объектов культурного наследия в установленном им порядке, являющимися индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

В проведении отдельных видов работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия могут участвовать добровольцы (волонтеры). Особенности участия добровольцев (волонтеров) в работах по сохранению объектов культурного наследия, включенных в реестр, или выявленных объектов культурного наследия, а также виды работ по сохранению объектов культурного наследия, в которых указанные лица могут участвовать, определяются Правительством Российской Федерации (пп. 1, 6 ст. 45 ФЗ № 73-ФЗ).

В силу п. 2 ст. 2 ФЗ N 73-ФЗ выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляются региональным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия.

Из смысла положений вышеуказанных норм следует, что ремонт и реставрация памятников проводится юридическими или физическими лицами только с разрешения и по заданию министерства культуры или его территориального органа после согласования проектной документации на проведение ремонтных работ памятника и на основании лицензии на проведение ремонта.

Конкретные виды работ, которые могут производиться при ремонте и реставрации памятника должны быть определены в специальном документе, выдаваемом уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия.

В соответствии с п. 1 ст. 47.3 ФЗ N 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в п. 11 ст. 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны в том числе осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.

В соответствии с частью 2 статьи 47.2 ФЗ N 73-ФЗ состав (перечень) видов работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, сроки (периодичность) проведения таких работ определяются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 7 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия на основании составленного соответствующим органом охраны объектов культурного наследия акта технического состояния объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия с учетом вида данного объекта культурного наследия, его индивидуальных особенностей, физического состояния, функционального назначения и намечаемого использования объекта культурного наследия.

Требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер (п. 1 ст. 47.2 ФЗ № 73-ФЗ).

Как установлено судом и следует, из материалов дела, что постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О постановке на государственный кадастровый учет памятников истории и культуры <адрес>»», здание, расположенное по адресу: <адрес>, включено в реестр объектов культурного наследия регионального значения с наименованием «<данные изъяты>» (далее – <данные изъяты>).

Приказом министерства культуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -р вышеуказанный объект культурного наследия зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что согласно договору на приватизацию жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ собственниками указанного объекта культурного наследия являются: ФИО1<данные изъяты> года рождения, ФИО2<данные изъяты> года рождения, ФИО3<данные изъяты> года рождения, ФИО4<данные изъяты> года рождения.

Согласно ответа администрации Хвалынского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ

Как следует из материалов наследственного дела ФИО3, умершей ДД.ММ.ГГГГ единственным наследником является ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Таким образом, из материалов дела следует, что единственным собственником объекта культурного наследия является ответчик ФИО4

Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ приказом Комитета культурного наследия <адрес> утверждено охранное обязательства собственника или законного владельца объекта культурного наследия регионального значения «<данные изъяты>».

ДД.ММ.ГГГГ утверждено охранное обязательство в отношении вышеуказанного объекта культурного наследия.

ДД.ММ.ГГГГ истец направил в адрес ответчика копия приказа от ДД.ММ.ГГГГ, копию утвержденного охранного обязательства от ДД.ММ.ГГГГ

Из охранного обязательства следует, что для обеспечения сохранности объекта и создания благоприятных условий для его функционального использования собственник или иной законный владелец объекта обязан провести следующие работы:

- в срок до ДД.ММ.ГГГГ заказчику работ (собственнику, иному законному владельцу) получить задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в комитет культурного наследия <адрес>, в соответствии с порядком, утвержденным приказом Министерства культуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ;

- в срок до ДД.ММ.ГГГГ в рамках неотложных мер выполнить первоочередные противоаварийные и консервационные работы силами организации, имеющей лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

- в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить проведение комплексного инженерно-технического исследования состояния объекта культурного наследия в соответствии с Федеральным законом «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ, ФИО8 55567-2013, ГОСТ 3137-2011 с привлечением организаций, имеющих лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Результата комплексного инженерно-технического исследования состояния объекта культурного наследия предоставить в адрес комитета культурного наследия <адрес>.

Как следует из материалов дела, что на момент подачи в суд искового заявления ответчик за получением задания на проведения работ по сохранению указанного объекта культурного наследия в региональный орган охраны объектов культурного наследия не обращался.

Таким образом, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, учитывая, что на собственника или иного владельца объекта культурного наследия возложена обязанность по сохранению объекта культурного наследия, суд приходит к выводу, что требования истца подлежат удовлетворению.

Исковое заявление содержит требования о возложении на ответчика обязанности в течение 30-ти календарных дней со дня вступления в законную силу решения суда получить задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, в течение четверых месяцев со дня вступления в законную силу решения суда предоставить в комитет договора, заключенные с организациями, на осуществление деятельности по сохранению объекта культурного наследия.

В силу требований ст. 13 ГПК РФ об обязательности судебных постановлений, ст. 210 ГПК РФ об исполнении решения суда, разъяснениям, содержащимся в п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О судебном решении», решение должно быть исполнимым.

Таким образом, суд полагает, что заявленное время, необходимое для получения задания на проведение работ и заключения договоров, разумно и обоснованно.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковое заявление <данные изъяты> <адрес> к ФИО4 об обязании провести работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения, удовлетворить.

Обязать ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в течении 30-ти календарных дней со дня вступления в законную силу решения суда получить задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в комитет культурного наследия <адрес>, в соответствии с порядком, утвержденным приказом Министерства культуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ; в течение четырех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда предоставить в комитет культурного наследия <адрес> договора, заключенные с организациями, имеющими лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на выполнение первоочередных противоаварийных и консервационных работ, а также проведение комплексного инженерно-технического исследования состояния объекта культурного наследия.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Кировский районный суд г. Саратова в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 06 июня 2024 г.

Судья Д.И. Пивченко

2-2596/2024 ~ М-2138/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Комитет культурного наследия Саратовской области
Ответчики
Сурова Анна Владимировна
Другие
Администрация Хвалынского муниципального района Саратовской области
Суд
Кировский районный суд г. Саратова
Судья
Пивченко Дмитрий Игоревич
Дело на сайте суда
kirovsky--sar.sudrf.ru
02.05.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.05.2024Передача материалов судье
13.05.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.05.2024Судебное заседание
06.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее