Судья: Игнатова Н.Г. д. № 12-443/2023
Р Е Ш Е Н И Е
г. Самара 07 декабря 2023 года
Судья Самарского областного суда Толмосова А.А. рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Торопова А.А. в интересах Исакжанова С.Ш. на постановление судьи Кинельского районного суда Самарской области от 19 ноября 2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1. статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Исакжанова С.Ш.,
установил:
Кинельского районного суда Самарской области от 19 ноября 2023 года Исакжанов С.Ш. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме самостоятельного контролируемого выезда.
В жалобе, поданной в Самарский областной суд, Торопов А.А. в интересах Исакжанова С.Ш. выражает несогласие с вынесенным судебным актом, поскольку судом первой инстанции не учтено, что Исакжанов С.Ш. на момент составления протокола имел действующую регистрацию и действующий трудовой договор.
В судебное заседание Исакжанов С. Ш. не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен лично.
В судебном заседании 01.12.2023 Исакжанов С. Ш. в присутствии переводчика ФИО5, доводы жалобы поддержал, пояснил, что заключен трудовой договор, просил постановление отменить.
Изучив материалы дела об административном правонарушении с учетом доводов жалобы, выслушав защитника адвоката Торопова А.А. в поддержание доводов жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Основанием для привлечения гражданина Республики Кыргызстан Исакжанова С.Ш. к административной ответственности по ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении выводы о том, что 17.11.2023 в 21 час 30 минуту по адресу: Самарская область, Кинельский район, п.г.т. Алексеевка, ул. Гагарина, д. 25, гражданин Республики Киргистан - Исакжанов С.Ш. нарушил режим пребывания на территории РФ согласно ФЗ-115 «О правовом положении иностранных граждан в РФ», уклонился от выезда из Российской Федерации по истечении установленного срока – 02.07.2023.
Однако с таким постановлением судьи согласиться нельзя по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
29 мая 2014 года в городе Астане подписан Договор о Евразийском экономическом союзе, которым Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией учрежден Евразийский экономический союз, в рамках которого обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных данным Договором и международными договорами в рамках Союза.
В силу пункта 1 статьи 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года работодатели и (или) заказчики работ (услуг) государства-члена вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учета ограничений по защите национального рынка труда. При этом трудящимся государств-членов не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства.
23 декабря 2014 года в городе Москве подписан Договор о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.
Данный Договор ратифицирован Российской Федерацией Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 219-ФЗ "О ратификации Договора о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, Протокола о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и отдельные международные договоры, входящие в право Евразийского экономического союза, в связи с присоединением Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, Протокола об условиях и переходных положениях по применению Кыргызской Республикой Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, отдельных международных договоров, входящих в право Евразийского экономического союза, и актов органов Евразийского экономического союза в связи с присоединением Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и Протокола о присоединении Республики Армения к подписанному 23 декабря 2014 года Договору о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года", вступившим в силу 24 июля 2015 года.
Судьей при рассмотрении дела установлено, что Исакжанов С.Ш. уклонился от выезда с территории Российской Федерации по истечении срока пребывания.
Однако, признавая Исакжанова С.Ш. виновным в совершении административного правонарушения, судья не учел, что Кыргызская Республика присоединилась к Договору о Евразийском экономическом союзе на основании Договора о присоединении, подписанного в Москве 23 декабря 2014 года, ратифицированного Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 219-ФЗ.
Согласно ч. 5 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе срок временного пребывания трудящегося государства-члена и членов семьи на территории государства трудоустройства определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора, заключенного трудящимися государства-члена с работодателем или заказчиком работ (услуг).
Из ответа УВМ ГУ МВД России по Самарской области, следует, что в их адрес поступали уведомления о заключении трудовых договоров с гражданином Республики Киргизия Исакжановым С.Ш. : 18.04.2023 года от ИП ФИО6, 25.04.2023 от физического лица ФИО7 и 21.11.2023 от ИП ФИО8
Таким образом, на момент составления протокола об административном правонарушении 17 ноября 2023 года Исакжанов С.Ш. находился на территории Российской Федерации на законных основаниях, срок его пребывания не истек.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного прихожу к выводу об отсутствии в действиях Исакжанова С.Ш. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что является обстоятельством, препятствующим производству по делу и влечет отмену постановления судьи.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление судьи Кинельского районного суда Самарской области от 19 ноября 2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1. статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Исакжанова С.Ш. – отменить, производство по делу прекратить по основаниям пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Жалобу защитника Торопова А.А. в интересах Исакжанова С.Ш. – удовлетворить.
В соответствии со ст.30.13 КоАП РФ определение Самарского областного суда может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Самарского областного суда А. А. Толмосова