Дело № 2-1560/2023
УИД: №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 июня 2023 года Кировский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Варакшиной Т.Е.
при секретаре Чижовкиной О.В.
с участием прокурора Носова А.В., истца Костаревой Т.Н., представителя истца Хасановой В.Р., действующей на основании ордера,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Костаревой Т.Н., Костарева И.В. к Лисенковой А.И. о признании прекратившей право пользования жилым помещением,
установил:
Костарева Т.Н., Костарев И.В. обратились в суд с иском к Костаревой А.И. о признании прекратившей право пользования жилым помещением – квартирой, расположенной по <адрес>.
В обоснование заявленных требований указано, что истцы являются собственниками жилого помещения – квартиры, общей площадью 69,2 кв.м, расположенной по <адрес>, на основании договора купли-продажи квартиры от 16 марта 2010 года, договора дарения от 25 декабря 2014 года (по 2/3 и 1/3 доли в праве общей долевой собственности за каждым, соответственно). В квартире зарегистрированы К., Костарев И.И., Костарева А.И., Костарев И.В., Костарева И.Н.. Ответчик Костарева А.И. в квартире не проживает, вещи, принадлежащие ей, в квартире отсутствуют, оплату коммунальных услуг не производит, совместное хозяйство с собственниками квартиры не ведет. Ее регистрация в жилом помещении нарушает права собственников по распоряжению квартирой, в связи с чем они обратились в суд с рассматриваемым иском, руководствуясь положениями статей 288, 292, 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 10, 30 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Истец Костарева Т.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала, дополнительно пояснив, что ответчик является ее дочерью. С момента приобретения в собственность жилого помещения ответчик была вселена в квартиру, поскольку являлась несовершеннолетней. После школы она пошла учиться в училище, стала вести свободный образ жизни, уходила из дома, не выходила на связь. В 2017 году она ушла из дома, вернулась только через год, прожила в квартире три месяца, в один из дней ушла на работу, вечером с работы не вернулась, больше в квартире не появлялась. В социальных сетях она нас удалила, на связь не выходит, ее вещей в квартире нет. По фотографиям в интернете узнали, что она вышла замуж. Отношения с семьей не поддерживает.
Истец Костарев И.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, суду представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, на требованиях настаивает.
Представитель истцов Хасанова В.Р. исковые требования поддержала, подтвердив изложенное в исковом заявлении и пояснения истца.
Ответчик Лисенкова А.И. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась судом по адресу, который указан в исковом заявлении и который является адресом регистрации по месту жительства, а также по адресу, который является адресом фактического проживания, однако, судебная корреспонденция возвращена в суд с отметкой «истек срок хранения».
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Лицам, участвующим в деле, судебные извещения и вызовы должны быть вручены с таким расчетом, чтобы указанные лица имели достаточный срок для подготовки к делу и своевременной явки в суд.
Согласно части 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Пунктом 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что по смыслу пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пунктах 67 - 68 указанного Постановления Пленума, юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем, она была возвращена по истечении срока хранения.
Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.
Статья 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.
Судом в силу части 2 статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязанность по извещению ответчика исполнена надлежащим образом, были приняты все необходимые меры к их извещению о месте и времени слушания дела в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства и обеспечения их конституционных прав и интересов. Принимая во внимание указанное обстоятельство, суд приходит к выводу о надлежащем извещении ответчика о рассмотрении гражданского дела.
Определением от 22 февраля 2023 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен отдел по вопросам миграции отдела полиции № 3 (дислокация Кировский район) Управления МВД России по г. Перми.
Третье лицо отдел по вопросам миграции отдела полиции № 3 (дислокация Кировский район) Управления МВД России по г. Перми в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Определением от 12 апреля 2023 года в протокольной форме к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Костарев Н.М., Костарев И.И.
Третьи лица Костарев Н.М., Костарев И.И. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, суду представили заявления с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие, требования поддерживают.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, показания свидетеля П., заключение прокурора, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
На основании договора купли-продажи квартиры от 16 марта 2010 года, заключенного между Костаревым И.В., Костаревой Т.Н., действующей за себя и как законный представитель несовершеннолетней дочери Костаревой А.И., (покупатели) и П.1., П.2. 9проадвцы), продавцы обязуются передать в общую равнодолевую собственность покупателям квартиру № в доме № по <адрес>, а покупатели обязуются принять указанную квартиру и уплатить за нее определенную денежную сумму в соответствии с условиями договора (л.д. 22-26).
Договором дарения доли в праве собственности на квартиру от 25 декабря 2014 года Костарева А.И. безвозмездно передала матери Костаревой Т.Н. 1/3 доли в праве собственности на трехкомнатную квартиру, назначение: жилое, <адрес>. Указанная доля принадлежит дарителю по праву собственности на основании договора купли-продажи квартиры от 16 марта 2010 года (л.д. 27).
Право собственности на указанное жилое помещение зарегистрировано за Костаревым И.В., Костаревой Т.Н. в установленном законом порядке, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 21 марта 2023 года (л.д. 36-39).
Лисенкова (Костарева) А.И., является дочерью Костарева И.В. и Костаревой Т.Н.
После заключения брака с Л. Костаревой А.Н. присвоена фамилия Лисенкова (л.д. 65).
В квартире по <адрес>, зарегистрированы: К.., Костарев И.И., Костарева А.И., Костарев И.В., Костарева Т.Н. (л.д. 28, 42).
Каких-либо объектов недвижимого имущества в собственности Лисенковой А.И. не имеется (л.д. 68).
Из показаний свидетеля П. следует, что с семьей Костаревых она дружит много лет, у них есть дочь А., которая уехала из дома, в квартире с родителями не проживает, ее вещей в квартире не имеется. Последний раз видела ее в 2018 году. Со слов Костаревой Т.Н. известно, что А. и раньше уходила из дома.
В соответствии с частью 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В силу частей 1, 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно пункту 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество, в иных случаях, предусмотренных законом.
Таким образом, переход права собственности на жилое помещение к новому собственнику является основанием для прекращения права пользования прежнего собственника.
Согласно пункту 1 статьи 292 Гражданского кодекса Российской Федерации члены семьи собственника, проживающие в принадлежащем ему жилом помещении, имеют право пользования этим помещением на условиях, предусмотренных жилищным законодательством.
На основании статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В силу части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом.
Часть 1 статьи 35 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
В соответствии с пунктом 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» при рассмотрении дел, вытекающих из жилищных правоотношений, судам необходимо учитывать, что Конституция РФ предоставила каждому, кто законно находится на территории РФ, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также гарантировала право на жилище (часть 1 статьи 27, часть 1 статьи 40).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации регулирование прав на жилое помещение должно осуществляться на основе баланса прав и охраняемых законом интересов всех участников соответствующих правоотношений; в тех случаях, когда имущественные права на спорную вещь имеют другие, помимо собственника, лица, этим лицам также должна быть гарантирована государственная защита их прав; признание приоритета прав собственника жилого помещения либо проживающих в этом помещении иных лиц, как и обеспечение взаимного учета их интересов, зависит от установления и исследования фактических обстоятельств конкретного спора, то есть не исключается необходимость учета особенностей конкретных жизненных ситуаций при разрешении соответствующих гражданских дел (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2003 года № 6-П, от 8 июня 2010 года № 13-П и Определение этого же суда от 3 ноября 2006 года № 455-О).
Как установлено в судебном заседании, в квартире, принадлежащей истцам, зарегистрирована Лисенкова А.И., являющаяся их дочерью и бывшим сособственником.
Вместе с тем, ответчик по назначению жилое помещение, расположенное по <адрес>, не использует, обязанностей по оплате коммунальных услуг и содержанию помещения не несет, постоянно проживает по другому месту жительства, попыток ко вселению не предпринимала, совместное хозяйство с собственником не ведет, в связи с чем отсутствие Лисенковой А.И. в спорном жилом помещении не носит временный характер, а свидетельствует об избрании ею иного места жительства в добровольном порядке.
Наличие каких-либо обстоятельств, которые являлись бы в силу закона основанием для сохранения за Лисенковой А.И. прав на данное жилое помещение ответчиком не указано, и доказательствами в соответствии с требованиями статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не подтверждено.
В связи с переходом права собственности на квартиру к истцам, у которых с ответчиком соглашения по вопросу пользования жилым помещением не заключено, право пользования квартирой по <адрес>, за ответчиком не сохраняется и подлежит прекращению.
На момент рассмотрения спора по существу право собственности истца на данное помещение в установленном законом порядке не оспорено, в связи с чем, действуя в своем интересе, она вправе ставить вопрос об устранении препятствий в осуществлении собственником своих правомочий, гарантированных Конституцией Российской Федерации, гражданским законодательством.
Согласно статьи 7 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета в случае, в том числе, выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда.
Аналогичные основания для снятия граждан с регистрационного учета предусмотрены статьей 31 Правил регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713, следовательно, решение суда, вступившее в законную силу, является основанием для снятия ответчика с регистрационного учета.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Костарева И.В., Костаревой Т.Н. удовлетворить.
Признать Лисенкову А.И. прекратившей право пользования жилым помещением – квартирой, расположенной по <адрес>.
Решение суда является основанием для снятия Лисенковой А.И. с регистрационного учета по указанному адресу.
На решение суда в течение месяца со дня принятия в окончательной форме может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Кировский районный суд города Перми.
Судья Т.Е. Варакшина