РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. п. Залукокоаже 04 июня 2024 года
Зольский районный суд КБР в составе:
председательствующего судьи - Батхиева Н.К.,
при секретаре судебного заседания – ФИО3,
с участием представителя истца ОСФР по КБР в <адрес> – ФИО4
ответчика – Т.М.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ОСФР по Кабардино-Балкарской Республике к Т.М.М. о взыскании излишне выплаченной суммы страховой пенсии,
установил:
ОСФР по Кабардино-Балкарской Республике обратилось в суд с иском к Т.М.М. о взыскании излишне выплаченной суммы страховой пенсии.
Свои исковые требования истец мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ Т.М.М. обратилась в УПФР ГУ-ОПФР по КБР в <адрес> с заявлением о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую).
Из протокола о выявлении излишне выплаченных пенсионеру сумм пенсий и других социальных выплат от ДД.ММ.ГГГГ. № следует, что Т.М.М. являлась получателем досрочной страховой пенсии по старости, как мать ребенка инвалида с детства с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. Согласно поданного заявления от ДД.ММ.ГГГГ. была переведена на досрочную страховую пенсию по старости, как педагогический работник с ДД.ММ.ГГГГ. При расчете, вследствие сбоя в работе программно-технического комплекса, была неверно рассчитана сумма ИПК с учетом отчисляемых страховых взносов после 2015г. и вместо ожидаемого периода выплаты - Т 252, было установлено - 240, в связи, с чем произошла счетная ошибка при расчете страховой пенсии по старости.
В соответствии с письмом Роструда от ДД.ММ.ГГГГ. № счетная ошибка при начислении пенсии (заработной платы) - это арифметическая ошибка, т. е. ошибка, допущенная при проведении арифметических подсчетов.
Это значит, что при вводе исходных корректных данных, программно-техническим комплексом, были неверно рассчитаны те или иные показатели, влияющие на пенсию.
В результате ответчику была излишне выплачена пенсия за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в сумме 101 973 рублей 65копеек.
Сумма переплаты страховой пенсии в размере 101 973 рублей 65 копеек на сегодняшний день не погашена.
На основании изложенного истец просит взыскать с Т.М.М. в пользу ОСФР по Кабардино-Балкарской Республике излишне выплаченную сумму страховой пенсии в размере 101 973 рублей 65 копеек.
Т.М.М. в адрес суда направила возражение в котором указывает, что с исковым заявлением ответчик не согласен по следующим основаниям.
Информационную основу пенсионной системы составляют четыре программных комплекса. С использованием данных программных комплексов осуществляются основные процессы по формированию и ведению базы данных Пенсионного фонда. Формирование базы данных пенсионеров происходит в АРМ «По назначению и выплате пенсий» и АРМ "Клиентская служба".
Все программные комплексы для назначения и выплаты пенсий разработаны в соответствии с Законами Российской Федерации о трудовых и государственных пенсиях и нормативными актами и предназначены для специалистов районного или городского отдела по назначению и выплате пенсий УПФР и не требует от специалиста по назначению и выплате пенсий специальных знаний в области компьютерной техники.
Данные программные комплексы сертифицированы и утверждены Пенсионным фондом Российской Федерации как базовые для работы с пенсионерами.
Процесс назначения пенсии происходит в следующем режиме: данные о заявлении пенсионера на назначение или перерасчет пенсии в электронной форме поступают в "АРМ по назначению и выплате пенсий" из АРМ "Клиентская служба". Затем формируется соответствующий запрос в электронном виде для получения выписки из БД ПТК СПУ. "Выписка", содержащая сведения с лицевого счета о застрахованном лице, в специальном электронном формате загружается в АРМ «по назначению и выплате пенсий».
Процесс назначения пенсии и вычисление размера пенсии автоматизированы: алгоритмы расчёта пенсий заложены в программу автоматически, соответствуют требованиям расчета, установленным пенсионным законодательством. Ввод данных, недостающих для назначения или перерасчета пенсий (личные данные пенсионера, индивидуальный стаж, согласно записям в трудовой книжке и заработная плата до даты регистрации в системе персонифицированного учета), осуществляются в ручном режиме.
Согласно письму Министерство труда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, счетная ошибка - это та, которая возникла в процессе арифметических действий, проводимых ответственным лицом при расчете: сложение, умножение, вычитание, деление». Поэтому неверное применение количества месяцев ожидаемого периоды выплаты (Т) при расчете размера пенсии, по причине сбоя программно-технического комплекса, не может считаться «счетной ошибкой».
На основании изложенного просит отказать в удовлетворении исковых требовании ОСФР по КБР в полном объеме.
Представитель истца ОСФР по КБР в <адрес> – ФИО4 в судебном заседании исковые требования поддержал и просил удовлетворить в полном объеме.
Ответчик Т.М.М. в судебном заседании исковые требования не признала и просила отказать в полном объеме.
Изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.
ДД.ММ.ГГГГ Т.М.М. обратилась в УПФР ГУ-ОПФР по КБР с заявлением о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую).
Согласно протоколу о выявлении излишне выплаченных пенсионеру сумм пенсий и иных выплат от ДД.ММ.ГГГГ № Т.М.М. являлась получателем досрочной страховой пенсии по старости, как мать ребенка инвалида с детства, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Согласно поданного заявления от ДД.ММ.ГГГГ была переведена на досрочную страховую пенсию по выслуге лет.
Согласно представленному ОСФР по КБР расчету, фактически выплаты прекращены с октября 2023 года, в связи с чем, переплата социальной выплаты Т.М.М. за период с февраля 2018 года года по октябрь 2023 года составила <данные изъяты> копеек.
Письмом № от ДД.ММ.ГГГГ ОСФР по КБР уведомило Т.М.М. о том, что у нее имеется переплата пенсии, с предложением добровольного погашения образовавшейся переплаты.
Из ч. ч. 1 и 2 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" следует, что физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных ч. 5 ст. 26 данного федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 4 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (п. 3 ст. 1109 ГК РФ).
Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.
По смыслу положений п. 3 ст. 1109 ГК РФ не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 г. N 10-П, содержащееся в гл. 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (ч. 3 ст. 17); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
Из изложенного следует, что нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности при разрешении спора, возникшего из пенсионных отношений.
Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении от 26 февраля 2018 г. N 10-П, применительно к спорным правоотношениям следует, что судебные органы, рассматривая в каждом конкретном деле вопрос о наличии оснований для взыскания денежных сумм в связи с перерасходом средств бюджета, выплаченных на социальное обеспечение, обязаны, не ограничиваясь установлением одних лишь формальных условий применения взыскания, исследовать по существу фактические обстоятельства данного дела, свидетельствующие о наличии либо отсутствии признаков недобросовестности (противоправности) в действиях лица, которому была назначена соответствующая социальная выплата. Иной подход приводил бы к нарушению вытекающих из ст. ст. 1 (часть 1), 2, 7, 18, 19 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации принципов справедливости, правовой определенности и поддержания доверия граждан к действиям государства, препятствуя достижению баланса частных и публичных интересов, и в конечном итоге - к несоразмерному ограничению конституционного права на социальное обеспечение (ст. 39, ч. ч. 1 и 2, Конституции Российской Федерации).
Как следует из искового заявления, при расчете, вследствие сбоя в работе программно-технического комплекса, была неверно рассчитана сумма ИПК с учетом отчисляемых страховых взносов после 2015г. и вместо ожидаемого периода выплаты - Т 252, было установлено - 240, в связи, с чем произошла счетная ошибка при расчете страховой пенсии по старости.
Поскольку все расчеты размера пенсии по старости с индексацией, проводились программным комплексом автоматически, вручную не производились, начисление и выплата произошла в результате сбоя в программном обеспечении, что суд расценивает как техническую ошибку, которая не является основанием для взыскания с ответчика излишне выплаченных денежных средств.
В связи с тем, что со стороны Т.М.М. признаков недобросовестного поведения судом не установлено, в удовлетворении исковых требований ОСФР по КБР следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ОСФР по Кабардино-Балкарской Республике к Т.М.М. о взыскании излишне выплаченной суммы страховой пенсии отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд КБР, в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Зольский районный суд КБР.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий Н.К. Батхиев
Копия верна: Н.К. Батхиев