Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-169/2022 ~ М-119/2022 от 29.03.2022

                           11RS0018-01-2022-000288-42

    УСТЬ-КУЛОМСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

    Именем Российской Федерации

    Р Е Ш Е Н И Е

    от 28 апреля 2022 года по делу № 2-169/2022

Усть-Куломский районный суд Республики Коми в составе судьи Мартынюк Т.В., при секретаре Плескач О.А.,

с участием истца Тимушевой Е.Н.,

рассмотрев в судебном заседании в с. Усть-Кулом гражданское дело по иску Тимушевой Е.Н. к администрации МР «Усть-Куломский» о признании незаконным и отмене постановления администрации МР «Усть-Куломский» от ДД.ММ.ГГГГ , об обязании администрации муниципального района «Усть-Куломский» поставить на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий,

установил:

Тимушева Е.Н. обратилась в суд с иском к администрации МР «Усть-Куломский» о признании незаконным и отмене постановления администрации МР «Усть-Куломский» от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе гражданам в принятии на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий (единовременных социальных выплат), в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», об обязании администрации муниципального района «Усть-Куломский» поставить на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» с составом семьи один человек по категории «инвалиды 2 группы» с учетом даты подачи заявления – ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование исковых требований истец указала, что администрация МР «Усть-Куломский» отказала в постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение жилья, в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям. Данный отказ истец считает неправомерным, поскольку является пенсионеркой, <данные изъяты>, родилась и всю жизнь проживала и работала в <адрес> Республики Коми, работала на тяжелых работах, водила трактор, автомашину ГАЗ-52, в то же время держала скот, была фермером, ездила на своем тракторе, пахала и косила. В настоящее время проживает в жилом помещении, которое предоставлено администрацией сельского поселения «Усть-Кулом» на основании договора найма маневренного жилищного фонда, собственного жилья не имеет.

Истец в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, указанным в иске. Дополнительно пояснила, что считает обжалуемое постановление незаконным, поэтому просит признать его незаконным и отменить. Дополнила, что родилась в селе Усть-Кулом, девичья фамилия была Чаланова, затем отец умер и для того, чтобы получать пенсию по потере кормильца мать фамилию истцу изменила на фамилию отца «Липина». После регистрации брака <данные изъяты> года фамилию изменила на Баранчикову, затем вновь заключила брак и изменила фамилию на Тимушеву с ДД.ММ.ГГГГ. С рождения и до ДД.ММ.ГГГГ (пока не построила свой дома) жила и имела регистрацию в родительском доме по адресу: <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ года до ДД.ММ.ГГГГ жила в своем доме и в нём имела регистрацию по адресу: <адрес>. Затем, ДД.ММ.ГГГГ дом сгорел, осталась без жилья, администрация сельского поселения Усть-Кулом предоставила квартиру из маневренного фонда, имела временную регистрацию на каждые 3 года, так живет уже 8 лет по адресу: <адрес>; но поступило письмо из администрации села, о том что с ДД.ММ.ГГГГ не будет продлено действие договора найма, поэтому необходимо к указанному времени жильё освободить. Другого жилья она не имеет ни на территории республики Коми, ни на территории Российской Федерации.

    Представитель ответчика администрации муниципального района «Усть-Куломский» в судебном заседании не участвовал; представил ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя ответчика.

    В ходе судебного следствия по делу установлено, что Тимушева Е.Н. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Коми АССР, с рождения и по настоящее время проживает на территории <адрес> Республики Коми.

    Согласно информации сельского поселения «Усть-Кулом» истец с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ имела регистрацию по адресу: Республика Коми, <адрес>а; с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время - по адресу: <адрес>.

    Согласно информации ОМВД России по <адрес> РК от ДД.ММ.ГГГГ Тимушева Е.Н. регистрацию по месту жительства не имеет; была зарегистрирована по месту жительства по адресу: Республика Коми, <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; зарегистрирована по месту пребывания по адресу: Республика Коми, <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Данное жилое помещение находится в муниципальной собственности; ДД.ММ.ГГГГ между истцом и администрацией сельского поселения «Усть-Кулом» заключен договор найма жилого помещения маневренного фонда.

    ДД.ММ.ГГГГ Тимушева Е.Н. обратилась в администрацию МР «Усть-Куломский» с заявлением о включении в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.

    Согласно сведениям пенсионного органа, истец является получателем страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ, общий трудовой стаж составляет <данные изъяты>, в том числе работа в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера – 19 лет 1 месяц 23 дня.

    Из данных трудовой книжки истца следует, что вся трудовая деятельность истца осуществлялась на территории Усть-Куломского района Республики Коми.

    Постановлением главы МР «Усть-Куломский» от ДД.ММ.ГГГГ Тимушевой Е.Н. отказано в принятии на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ, в связи с несоответствием гражданина требованиям, указанным в ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ (пп. «а» п. 12 (1) Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 № 879), составом семьи 1 человек.

    Решая спор по существу суд руководствуется следующим.

Согласно Конституции Российской Федерации в России как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7), каждый имеет право на жилище, а органы государственной власти и местного самоуправления создают условия для его осуществления (статья 40, части 1 и 2). Это означает, что на государстве в лице органов законодательной и исполнительной власти лежит обязанность обеспечить необходимые правовые, организационные и экономические условия для предоставления жилища малоимущим и другим указанным в законе гражданам. Вместе с тем основания и порядок приобретения гражданами, нуждающимися в жилище, права пользования жилым помещением непосредственно Конституцией Российской Федерации не закреплены. В силу ее статьи 72 (пункт "к" части 1) соответствующее регулирование относится к компетенции законодателя, который в рамках своей дискреции должен определить не только категории граждан, нуждающихся в жилище, но и конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся в настоящее время у государства.

В свою очередь, Жилищным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти и местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления субсидий для приобретения или строительства жилых помещений (пункт 2 статьи 2).

Положения, касающиеся реализации конституционного права на жилище, нашли отражение и в установленных Федеральным законом от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" правах на получение за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений в населенных пунктах, имеющих более благоприятные природно-климатические условия. Данный Федеральный закон издан в порядке совершенствования правового регулирования, установленного одноименным Федеральным законом от 25 июля 1998 года N 131-ФЗ, Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-I "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и подзаконными нормативными актами. Предоставляя тем, кто не имеет жилья или нуждается в улучшении жилищных условий, право на получение безвозмездных жилищных субсидий с целью выезда из таких районов и местностей, государство, реализуя свои социальные функции, способствует удовлетворению потребности в жилье и обеспечивает возможность иметь жилье в собственности на основе свободы выбора места жительства. Финансовая поддержка со стороны государства позволяет гражданам решать проблему приобретения жилья в регионах с благоприятными для проживания и трудовой деятельности условиями (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года N 8-П, Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 2008 года N 561-О-О).

Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", как следует из его наименования и преамбулы, адресован в первую очередь гражданам, которые, проработав длительное время в таких районах и местностях, уезжают в другие регионы России, где они не имеют жилья или нуждаются в улучшении жилищных условий, и регулирует условия предоставления, порядок получения и размер жилищных субсидий. Согласно абзацу первому части первой его статьи 1 право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в таких районах и местностях не менее 15 календарных лет, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами таких районов и местностей. В соответствии со статьей 3 данного Федерального закона постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан; осуществление государственных полномочий субъектов Российской Федерации по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, законами субъектов Российской Федерации может быть передано органам местного самоуправления. Право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом, как это предусмотрено статьей 4 данного Федерального закона.

Такие дополнительные гарантии социальной защиты для лиц, проработавших определенное время в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусмотрены Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее Федеральный Закон от 25.10.2002 № 125-ФЗ).

В соответствии со ст. 1 Федерального Закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют: инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет; инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) не позднее 1 января 1992 года и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.

    В статье 2 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ установлена следующая очередность предоставления жилищных субсидий: в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности); во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам; в третью очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам. Очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий.

    В соответствии с Законом Республики Коми от 01.12.2015 № 115-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями» администрация МО МР «Усть-Куломский наделена полномочиями по постановке на учет на переселение и ведение такого учета (подпункты «б», «в» пункта 4 статьи 1).

    Из Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 № 879 (ред. от 12.10.2020), следует, что органы местного самоуправления, наделенные данными полномочиями, одновременно с постановкой на учет формируют списки по категориям граждан - получателей жилищной субсидии, ежегодно утверждают их и до 1 февраля направляют заверенные копии списков в органы исполнительной власти субъектов РФ (пункты 17, 19).

    В соответствии с п. 12.1 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, основанием для отказа в постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, является несоответствие гражданина требованиям, указанным в статье 1 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

    Условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета на строительство или приобретение жилых помещений гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 01.01.1992, регулируются, как указывалось выше, Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

    В части 1 ст. 1 указанного Закона определены правовые условия, наличие которых является необходимым для возникновения и реализации заинтересованным лицом права на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

    К числу таких условий относятся: прибытие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992, наличие общей продолжительности стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, отсутствие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждаемость в улучшении жилищных условий и не получение субсидии на эти цели.

    Порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с указанным Федеральным законом, установлен постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 № 879, которым утверждено Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (далее - Положение).

Для регистрации и постановки на учет гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления) соответствующие документы, в том числе и заверенные копии документов, подтверждающих трудовой стаж в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Территории, относящиеся к районам Крайнего Севера и местностям, приравненным к ним, определялись в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 03.01.1983 № 12 «О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029» и действовавшим на момент обращения истца в орган местного самоуправления с заявлением о включении в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья (утратил силу с 01.01.2022). Усть-Куломский район отнесен к районам, приравненным к районам Крайнего Севера, с 01.04.1992.

Таким образом, Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, действующим на дату обращения Тимушевой Е.Н. с заявлением о постановке на учет на получение социальной выплаты, Усть-Куломский район отнесен к районам, приравненным к районам Крайнего Севера, истец как до 01.04.1992, так и после постоянно проживала на территории данного района, в том числе и на 01.01.1992.

На дату обращения с заявлением о постановке на учет истец Тимушева Е.Н. имела трудовой стаж в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях более 15 лет.

При указанных обстоятельствах тот факт, что Усть-Куломский район отнесен к местности, приравненной к районам Крайнего Севера, только с 01.04.1992 не может ограничивать истца в его праве на предусмотренное законом социальное обеспечение в виде получения жилищной субсидии.

Так как стаж работы Тимушевой Е.Н. в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера составляет 19 лет 1 месяц 23 дня, она не имеет другие жилые помещения на территории Российской Федерации, не получала ранее субсидии на эти цели, проживала в <адрес> РК с рождения, что подтверждается материалами дела, то она имеет право на получение жилищной субсидии.

    При указанных обстоятельствах, оснований для отказа Тимушевой Е.Н. в постановке на учет в рамках Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» у администрации муниципального района «Усть-Куломский» не имелось. Следовательно, требования истца о признании незаконным и отмене постановления администрации МР «Усть-Куломский» от 15.09.2021 № 1218, об обязании администрации муниципального района «Усть-Куломский» поставить на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Тимушеву Е.Н. удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление администрации муниципального района «Усть-Куломский» от ДД.ММ.ГГГГ об отказе гражданам в принятии на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Обязать администрацию муниципального района «Усть-Куломский» принять Тимушеву Е.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт <данные изъяты>), на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий (единовременных социальных выплат), в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми путем подачи апелляционной жалобы через Усть-Куломский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.

Судья –                                          Т.В. Мартынюк

Мотивированное решение составлено 29 апреля 2022 года

2-169/2022 ~ М-119/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Тимушева Евдокия Николаевна
Ответчики
АМР "Усть-Куломский"
Суд
Усть-Куломский районный суд Республики Коми
Судья
Мартынюк Т.В.
Дело на странице суда
ukolomsud--komi.sudrf.ru
29.03.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.03.2022Передача материалов судье
30.03.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.04.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
01.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.04.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.04.2022Судебное заседание
29.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.12.2022Дело оформлено
15.12.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее