Гражданское дело № 2-917/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ст. Крыловская Крыловского района Краснодарского края «07» декабря 2022 года Крыловской районный суд Краснодарского края в составе:
судьи Береза Т.Н.,
при секретаре Боровик И.Д.,
с участием помощника прокурора Крыловского района Гринько В.Г.,
с участием представителя ГБУЗ «Крыловская ЦРБ» МЗ КК Абкарьян А.В.,
с участием представителя ОНД ГУ МЧС России по Краснодарскому краю Сиянок К.А.,
с участием начальника отдела ГБУ КК «Крайтехинвентаризация-Краевое БТИ» по Крыловскому району Верижниковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Крыловского района в интересах неопределенного круга лиц к Министерству здравоохранения Краснодарского края, ГБУЗ «Крыловская ЦРБ» МЗ КК об устранении нарушений требований законодательства в сфере гражданской обороны,
У с т а н о в и л:
В суд обратился прокурор Крыловского района в интересах неопределенного круга лиц к Министерству здравоохранения Краснодарского края, ГБУЗ «Крыловская ЦРБ» МЗ КК об устранении нарушений требований законодательства в сфере гражданской обороны.
В обоснование заявленных требований ссылается на следующие обстоятельства.
Прокуратурой Крыловского района проведен мониторинг исполнения требований законодательства в сфере гражданской обороны, в рамках которого выявлены нарушения.
Установлено, что ГБУЗ «Крыловская ЦРБ» МЗ КК отнесена ко второй категории по гражданской обороне.
На основании п. 10 постановления Правительства РФ от 29.11.1999 № 1309 «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» организации, в том числе обязаны создавать в мирное время по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в сфере введения которых они находятся, объекты гражданской обороны.
При этом, укрытие должно допускать непрерывное пребывание в нем укрываемых в течение нормативного времени. Наружные ограждающие конструкции зданий или сооружений должны обеспечивать необходимую защиту от фугасного и осколочного действия обычных средств поражения. Проемы и отверстия в стенах должны быть подготовлены для заделки их при переводе помещения на режим укрытия.
Однако, вопреки указанным нормам, в ГБУЗ «Крыловская ЦРБ» МЗ КК укрытия гражданской обороны отсутствует, меры к их созданию не принимаются.
Согласно учетам ГУ МЧС России по краю и администрации муниципального образования Крыловский район в ведении ГБУЗ «Крыловское ЦРБ» находятся 3 защитных сооружения – ПРУ (ст. Крыловская, ул. Первомайская, 84,). Однако, правила эксплуатации защитных сооружений не исполняются надлежащим образом. Отсутствуют паспорта защитных сооружений, проектная и техническая документация.
Таким образом, защитные сооружения гражданской обороны не поддерживается в состоянии постоянной готовности.
Прокуратурой района в июне ДД.ММ.ГГГГ проводилась проверка исполнения требований законодательства в сфере гражданской обороны, по результатам которой ДД.ММ.ГГГГ Главному врачу ГБУЗ «Крыловская ЦРБ» МЗ КК внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, которое признано обоснованным и удовлетворено. Должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности. Однако, нарушения не устранены.
Вышеизложенные нарушения и упущения не способствуют соблюдению требований законодательства о гражданской обороне, что может привести к многочисленным жертвам, работников учреждения здравоохранения.
На основании изложенного, прокурор Крыловского района в интересах неопределенного круга лиц, просит суд обязать министерство здравоохранение Краснодарского края и ГБУЗ «Крыловская ЦРБ» МЗ КК, расположенное по адресу: <адрес> устранить нарушения законодательства о гражданской обороне и выполнить следующие мероприятия: создать укрытия гражданской обороны для наибольшей работающей смены организации, отнесенной ко второй категории гражданской обороне, для нетранспортабельных больных и обслуживающего их медицинского персонала, находящегося в учреждении здравоохранения, в соответствии с требованиями «СП 88.13330.2014. Свод правил. Защитные сооружения гражданской обороны. Актуальная редакция СНиП II-11-77*».
Участвующий в деле помощник прокурора Крыловского района Гринько В.Г., исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении.
В судебном заседании представитель ответчика ГБУЗ «Крыловская ЦРБ» МЗ КК Абкарьян А.В., показал суду, что защитное сооружение гражданской обороны (далее ЗС ГО) 23-1798 необоснованно поставлено в реестр МЧС России как противорадиационное укрытие (далее ПРУ), в нем изначально проектом не была предусмотрена вентиляция и иные требования не соответствуют ПРУ. На сегодняшний день идет процесс изменения типа защитного сооружения ГО, а именно ПРУ в укрытие. Исходя из того, что в исковом заявлении указано 2 ЗС ГО, указывает, что фактически присутствует только одно подвальное помещение, которое в настоящее время приспособлено как укрытие, других защитных сооружений у них нет.
В судебное заседание представитель министерства здравоохранения Краснодарского края не явился, в материалы дела представили возражения, согласно которых, просили в иске отказать и рассмотреть дело в отсутствие представителя.
В судебном заседании представитель третьего лица представитель ГУ МЧС России по Краснодарскому краю Сиянок К.А., показал суду, что ГБУЗ «Крыловская ЦРБ» МЗ КК отнесен ко второй категории по гражданской обороне. Вместе с тем отмечено, что согласно журналу учета защитных сооружений гражданской обороны Главного управления, за ГБУЗ «Крыловская ЦРБ» МЗ КК числится 3 ЗСГО (противорадиационное укрытие, не готовые) с инвентарными номерами 1798-23, правила эксплуатации ЗСГО не исполняются в соответствии с приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», но на территории ЦРБ имеется одно помещение, которое возможно использовать как укрытие, при этом требуется незначительный ремонт, двух других объектов нет.
В судебном заседании представитель третьего лица ГБУ КК «Крайтехинвентаризация-Краевое БТИ» по Крыловскому району Верижникова Е.А., показала суду, что ранее Крыловской ЦРБ принадлежали здания по адресу <адрес>, в них и были подвальные помещения которые в настоящее время засыпаны ( <адрес>) и заполнены водой, ЦРБ не является в настоящее время правообладателем указанных помещений.
Представитель отдела ГО и ЧС администрации МО Крыловский район Яненко А.Г. подтвердил суду что в настоящее время ведется работа по упорядочению сведений реестра, проведена проверка ОМВД по поручению Управления МЧС по КК, фактически имеется один объект по <адрес>, он приведен в порядок, может использоваться как укрытие, требует незначительного ремонта.
В судебное заседание представитель департамента имущественных отношений Краснодарского края не явился, в материалы дела представили возражения, в которых содержится ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя департамента.
В судебное заседание представитель Главного управления МЧС России по КК не явился, в материалы дела представил отзыв, в котором содержится ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования законны, обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» мероприятия по гражданской обороне это организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно требованиям п. 3 постановления Правительства от 29.11.1999 № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» укрытия гражданской обороны создаются для наибольшей работающей смены организации, отнесенной к первой или второй категории по гражданской обороне, расположенной за пределами территории, отнесенной к группе по гражданской обороне, вне зоны радиоактивного заражения (загрязнения).
Материалами дела установлено, что прокуратурой Крыловского района проведен мониторинг исполнения требований законодательства в сфере гражданской обороны, в рамках которого выявлены нарушения.
На территории муниципального образования Крыловский район, согласно сведений, предоставленных Главным управлением МЧС России в ДД.ММ.ГГГГ, находятся 4 защитных сооружения, 3 из которых находятся на территории ГБУЗ Крыловская ЦРБ М3 КК <адрес> № № ЗСГО в реестре МЧС России 1196 соответствует инвентаризационному номеру 1798-23, год ввода в эксплуатацию 1976; № ЗСГО в реестре МЧС России 1197 соответствует инвентаризационному номеру 1799-23, год ввода в эксплуатацию 1940; № ЗСГО в реестре МЧС России 1198 соответствует инвентаризационному номеру 1800-23, год ввода в эксплуатацию 1920.
Установлено, что ГБУЗ «Крыловская ЦРБ» МЗ КК отнесено ко второй категории по гражданской обороне.
ДД.ММ.ГГГГ под № было издано распоряжение администрации муниципального образования <адрес> о создании инвентаризационной комиссии по проведению инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны, расположенных на территории муниципального образования <адрес>. В ходе инвентаризации защитных сооружений было установлено, что 2 объекта, имеющие инвентаризационные номера 1799-23 и 1800-23, расположенные на территории ГБУЗ Крыловская ЦРБ М3 КК <адрес> № отсутствуют, а защитное сооружение (ПРУ), имеющее 1811-23, год ввода в эксплуатацию 1995, не соответствует требованиям ПРУ.
Потребность в ЗС ГО на территории МО <адрес> определяется в соответствии с Планом гражданской обороны МО <адрес>. Вместе с тем, потребность территории <адрес> в ПРУ отсутствует ввиду того, что на территории субъекта не осуществляют деятельность ядерно- и радиационно опасные объекты.
В соответствии с п. 2.5. приказа МЧС России № от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны" ЗС ГО снимаются с учета в следующих случаях:
при утрате расчетных защитных свойств ограждающих и несущих строительных конструкций, если восстановление их технически невозможно или экономически нецелесообразно;
в связи с новым строительством, реконструкцией, техническим переоснащением зданий и сооружений, осуществляемыми по решению федеральных органов исполнительной власти и (или) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. При этом в планах технического переоснащения и реконструкции организаций предусматривается восполнение снимаемого с учета фонда ЗС ГО;
при отсутствии организаций, которым возможна передача ЗС ГО в оперативное управление, хозяйственное ведение, и потребности в ЗС ГО на данной территории для защиты категорий населения, установленных Постановлением №.
при фактическом отсутствии ЗС ГО по учетному адресу. При этом к акту о снятии ЗС ГО с учета прилагаются материалы проведенных проверок (расследований) по факту отсутствия ЗС ГО по учетному адресу.
После проведения инвентаризации в Главное управление МЧС России по <адрес> были направлены соответствующие документы на
снятие с учета двух защитных сооружений (№ и 1800-23),
находящихся на территории ГБУЗ Крыловская ЦРБ М3 КК Крыловский
район <адрес> № с учета, так как они фактически отсутствуют по указанному адресу, а защитное сооружение, расположение на территории на территории ГБУЗ Крыловская ЦРБ М3 КК <адрес> №, перевести в укрытие.
Согласно акта от ДД.ММ.ГГГГ подготовленного ОМВД РФ по <адрес> по поручению ГУ МЧС России по <адрес> по учетному адресу: <адрес> отсутствует защитное сооружение обороны № и 1800-23, отсутствуют материалы, доказывающие существование ранее ЗС ГО.
По данным ГУП КК «Крайтехинвентаризация-Краевое БТИ» здания по адресу <адрес>, ранее принадлежали МБУЗ ЦРБ, однако ГБУЗ Крыловская ЦРБ МЗ КК не является в настоящее время правообладателем указанных помещений.
ГУ МЧС России по <адрес> в целях снижения финансовой нагрузки рекомендовано перевести ЗС ГО, расположенные на территорий МО <адрес> на режим эксплуатации в качестве укрытий в соответствии с порядком, установленным Методическими рекомендациями МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № и проведением комплекса мероприятий, предусмотренных требованиями СП 88.13330.2014 «Свод правил. Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНиП II-11-77*.
В соответствии с абз. 8 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон о гражданской обороне) порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяется Правительством РФ. Согласно п. 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1309 (далее - Порядок создания убежищ), к объектам гражданской обороны относятся: убежище, противорадиационное укрытие, укрытие, специализированное складское помещение (место хранения), санитарно-обмывочный пункт, станция обеззараживания одежды, станция обеззараживания техники, иные объекты гражданской обороны.
Противорадиационным укрытием – является защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых от воздействия ионизирующих излучений при радиоактивном заражении (загрязнении) местности и допускающее непрерывное пребывание в нем укрываемых в течение нормативного времени.
Укрытием является - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых от фугасного и осколочного действия обычных средств поражения, поражения обломками строительных конструкций, а также от обрушения конструкций вышерасположенных этажей зданий различной этажности; специализированным складским помещением (местом хранения) - помещение, предназначенное для хранения размещенного в нем имущества гражданской обороны и выдачи его в установленном порядке.
Укрытия должны иметь помещения для размещения укрываемых (основные), санитарного поста, санитарного узла или помещения для выносной тары (вспомогательные). В укрытиях учреждений здравоохранения к основным помещениям относятся помещения: для размещения больных и выздоравливающих; процедурная (перевязочная); операционно-перевязочные; предоперационно-стерилизационные; медицинского и обслуживающего персонала; помещение для разогрева пищи.
По делу установлено, что фактически на территории учреждения существует одно защитное сооружение, в ходе выездного судебного заседания установлено, что в укрытии имеется освещение, обеспечено питьевой водой, оборудовано необходимой мебелью, имеет достаточную площадь для нахождения наибольшей работающей смены (85 человек в сутки) и 8 нетранспортабельных пациентов, имеется запас площади, помещение требует текущего ремонта, но пригодно для использования как укрытие, 21.10.2022 г. в Министерство здравоохранения направлена заявка на финансирование (в том числе ремонт).
Согласно Порядка создания убежищ обязанность по созданию, сохранению существующих объектов гражданской обороны и подержании их в состоянии постоянной готовности к использованию.
Учитывая вышеизложенное, организации владеющие (имеющие на своем балансе) и (или) пользующиеся ЗС ГО, финансируют мероприятия по их надлежащему содержанию и приведению в готовность к приему укрываемых за счет средств организации или в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, министерство здравоохранение Краснодарского края как орган исполнительной власти наряду с ГБУЗ является уполномоченным по сохранению и поддержанию существующих объектов гражданской обороны и подержания их состоянии постоянной готовности.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Крыловского района в интересах неопределенного круга лиц к Министерству здравоохранения Краснодарского края, ГБУЗ «Крыловская ЦРБ» МЗ КК об устранении нарушений требований законодательства в сфере гражданской обороны, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
Р е ш и л:
Исковые требования прокурора Крыловского района в интересах неопределенного круга лиц к Министерству здравоохранения Краснодарского края, ГБУЗ «Крыловская ЦРБ» МЗ КК об устранении нарушений требований законодательства в сфере гражданской обороны, удовлетворить.
Обязать ГБУЗ «Крыловская ЦРБ» Министерства здравоохранения Краснодарского края и Министерство здравоохранения Краснодарского края устранить нарушения законодательства о гражданской обороне и выполнить следующие мероприятия:
привести одно существующее укрытие гражданской обороны для наибольшей работающей смены ГБУЗ Крыловская ЦРБ, отнесенной ко второй категории гражданской обороне, для нетранспортабельных больных и обслуживающего их медицинского персонала, находящегося в учреждении, в соответствии с требованиями «СП 88.13330.2014. Свод правил. Защитные сооружения гражданской обороны. Актуальная редакция СНиП II-11-77*».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда в течение одного месяца со дня его вынесения.
Судья подпись Т.Н. Береза