Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-155/2024 (2-1463/2023;) ~ М-1353/2023 от 19.12.2023

УИД № 11RS0006-01-2023-002536-61 Дело № 2-155/2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Усинск 17 мая 2024 года

Усинский городской суд Республики Коми,

в составе председательствующего судьи Лариной Л.В.

при секретаре Мирущенко Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сычева Ю. Н. к Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Усинский», Министерству внутренних дел Республики Коми о признании незаконным отказа в приеме на службу в органы внутренних дел и заключении трудового договора, обязании принять на службу в органы внутренних дел и заключить трудовой договор,

                     УСТАНОВИЛ:

    Сычев Ю.Н. обратился в суд к ОМВД России «Усинский» о признании незаконным отказа в приеме на службу в органы внутренних дел и заключении трудового договора, обязании принять на службу в органы внутренних дел и заключить трудовой договор.

    В обоснование исковых требований указал, что в сентябре 2023 года обратился к ответчику с заявлением о поступлении на службу в органы внутренних дел. В ходе собеседования начальник ОМВД России «Усинский» сообщил о наличии нескольких вакансий на различные офицерские должности, после чего направил его в отдел кадров для оформления необходимых документов с целью приема на службу.

    В отдел кадров им были представлены необходимые документы согласно перечню, переданному ему отделом кадров, прошел медосмотр и был направлен для прохождения военно-врачебной комиссии в ....

    После прохождения военно-врачебной комиссии ему из ОМВД России «Усинский» пришло сообщение от дд.мм.гггг. об отказе в приеме на службу в органах внутренних дел без объяснения причин.

    Считает, что отказ является необоснованным, не связанным с его деловыми качествами, основания для отказа в приеме на службу в органы внутренних дел, предусмотренные ст.ст. 14, 17 Федерального закона от дд.мм.гггг. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации», отсутствовали. Необоснованный отказ ответчика в приеме на службу в органы внутренних дел и в заключении трудового договора являются ограничением его трудовых прав.

    В судебном заседании Сычев Ю.Н. исковые требования поддержал.

    Представитель ответчика – ОМВД России «Усинский» и МВД Республики Коми, привлеченного судом к участию в деле в соответствии со ст. 40 ГПК РФ в качестве соответчика, Расторопова Н.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала по доводам, изложенным в возражениях на иск

    Заслушав стороны, свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

    Из материалов дела следует, что дд.мм.гггг. от Сычева Ю.Н. на имя начальника ОМВД России по г. Усинску Ямиева А.М. поступило заявление с просьбой о поступлении на службу в органы внутренних дел Российской Федерации на должность инспектора ДПС ГИБДД ОМВД России по г. Усинску

    Сычевым Ю.Н. дд.мм.гггг. собственноручно заполнена анкета а также составлена автобиография

    В ходе проверки сведений, сообщенных Сычевым Ю.Н., установлено, что Сычев Ю.Н. постановлениями суда от дд.мм.гггг. и от дд.мм.гггг. привлечен к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных ст. 6.1.1 КоАП РФ, а именно за нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в ст. 115 УК РФ, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния; за совершение правонарушений, предусмотренных ст.ст. 12.7, 12.8 КоАП РФ

    Вместе с тем при собеседовании с начальником ОМВД России по ..., а также при написании автобиографии Сычев Ю.Н. указанные сведения не сообщил.

    По результатам проверки сведений, сообщенных кандидатом Сычевым Ю.Н., составлено заключение от дд.мм.гггг., согласно которому имеются достаточные основания для отказа Сычеву Ю.Н. в приеме на службу в органы внутренних дел Российской Федерации как несоответствующего по своим личным, деловым и моральным качествам требованиям, предъявляемым к сотруднику органов внутренних дел Российской Федерации. При этом указано, что в ходе личной беседы, а также в автобиографии кандидат Сычев Ю.Н. не указал, что привлекался к административной ответственности, то есть фактически скрыл факт его привлечения к ответственности за совершение указанных правонарушений

    Сычеву Ю.Н. дд.мм.гггг. вручено уведомление о том, что по результатам рассмотрения документов, представленных им для поступления на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, принято решение об отказе в приеме на службу в органы внутренних дел. Разъяснен порядок обжалования принятого решения

    Главой 11 Трудового кодекса РФ определены правила заключения трудового договора (статьи 63 - 71) и установлены гарантии при заключении трудового договора (статья 64).

В числе гарантий при заключении трудового договора - запрет на необоснованный отказ в заключении трудового договора (ч. 1 ст. 64 Трудового кодекса РФ).

Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ), на службу в органы внутренних дел вправе поступать граждане не моложе 18 лет независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, владеющие государственным языком Российской Федерации, соответствующие квалификационным требованиям, установленным данным федеральным законом, способные по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел.

В ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ установлено, что уполномоченный руководитель в течение трех месяцев со дня принятия заявления обеспечивает проведение в отношении гражданина мероприятий, связанных с допуском к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, проверкой достоверности сообщенных им сведений, проверкой уровня физической подготовки, и направляет гражданина для прохождения медицинского освидетельствования (обследования) и проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору.

Согласно ч. 4 ст. 19 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ, по результатам рассмотрения документов, представленных гражданином для поступления на службу в органы внутренних дел, с учетом заключения военно-врачебной комиссии, результатов психофизиологических исследований (обследований), тестирования, направленных на выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами, уровня физической подготовки и личного поручительства уполномоченным руководителем принимается одно из следующих решений: о заключении с гражданином трудового договора с условием об испытании, предусмотренном статьей 24 указанного федерального закона; о допуске к участию в конкурсе на замещение должности в органах внутренних дел; о заключении с гражданином контракта; о направлении гражданина для поступления в образовательную организацию высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме; об отказе гражданину в приеме на службу в органы внутренних дел или в направлении для поступления в образовательную организацию высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме.

В соответствии с требованиями п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел не может находиться на службе в органах внутренних дел в случае представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на службу в органы внутренних дел.

Порядок приема граждан на службу в органы внутренних дел, требования, предъявляемые к кандидатам, предусмотрены также Порядком организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России от 01.02.2018 № 50.

Основной целью отбора граждан Российской Федерации на службу в органы внутренних дел Российской Федерации является прием на службу в органы внутренних дел граждан, способных выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел добросовестно, на высоком профессиональном уровне. Граждане, поступающие на службу в органы внутренних дел, должны владеть государственным языком Российской Федерации, соответствовать квалификационным требованиям, установленным Федеральным законом от 30.11.2011 № 342-ФЗ, быть способными по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности сотрудника (п. п. 1, 2 Порядка).

Как неоднократно указывал в судебных постановлениях Конституционный Суд Российской Федерации, служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, и требования к ним, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц (Постановление от дд.мм.гггг. -П, Определения от дд.мм.гггг. -О, от дд.мм.гггг. -О-О, от дд.мм.гггг. -О).

Приказом МВД России от дд.мм.гггг. утвержден Кодекс этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, в котором установлены единые этические нормы, правила и требования к служебному поведению сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, укреплению авторитета органов внутренних дел Российской Федерации в обществе и доверию к ним граждан, поддержанию на должном уровне служебной дисциплины и законности среди личного состава.

Кодекс этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации определяет этические нормы, правила и требования к служебному поведению сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации при осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время, применяемые наряду с нормативными предписаниями, определяющими государственно-правовой статус сотрудника органов внутренних дел, ограничения, требования к нему, обязанности и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел Российской Федерации (п. 2).

Этические требования основываются на принятых в российском обществе нравственных принципах и ценностях, лучших профессиональных традициях органов внутренних дел Российской Федерации (п. 3).

Кодекс подлежит изучению гражданами, поступающими на службу в органы внутренних дел. Каждый сотрудник независимо от замещаемой должности и специального звания принимает на себя обязательства к выполнению изложенных в нем этических требований (п. 4).

Невыполнение сотрудником этических требований приводит к утере им доброго имени и чести, лишению морального права на уважение, поддержку и доверие со стороны его коллег, руководителей (начальников) и других граждан (п. 5).

Основные этические требования предписывают сотруднику (п. 6 Кодекса этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации) рассматривать защиту жизни, здоровья, прав, свобод, чести, личного достоинства и законных интересов граждан как высшую нравственную цель его служебной деятельности; признавать приоритет государственных и служебных интересов над личными, быть готовым к выполнению служебных обязанностей в особых условиях, перемещению в интересах службы, в том числе в другую местность; служить примером исполнения законов, неукоснительного соблюдения требований служебной дисциплины (подпункты 6.1, 6.2, 6.3 Кодекса этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации).

Участие в конфликтах между гражданами в качестве одной из сторон, утрата контроля над своим эмоциональным состоянием (подпункт 8.6 Кодекса этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации).

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля начальник ОМВД России «Усинский» Ямиев А.М. пояснил, что в сентябре 2023 года беседовал с Сычевым Ю.Н., который являлся кандидатом для службы в ОМВД России «Усинский». В ходе беседы он выяснял у Сычева Ю.Н., привлекался ли он к административной, уголовной ответственности. Сычев Ю.Н. ответил, что не привлекался. После проведенного собеседования Сычев Ю.Н. заполнил анкету и написал автобиографию, в которых также не отразил информацию о его привлечении к административной ответственности. После проведенной проверки сведений, сообщенных Сычевым Ю.Н., было установлено, что он дважды привлекался к административной ответственности по ст. 6.1.1 КоАП РФ. Факт того, что Сычев Ю.Н. скрыл данную информацию, явился основанием для отказа в его приеме на службу.

Допрошенная в качестве свидетеля сотрудник кадровой службы Литвинова Э.П. пояснила, что после собеседования, проведенного начальником ОМВД России «Усинский» с Сычевым Ю.Н., вручила последнему перечень документов, необходимых для рассмотрения вопроса о приеме на службу в органы внутренних дел. Сычев Ю.Н. представил неполный пакет документов, а именно не представил сведения о доходах в отношении своего несовершеннолетнего ребенка. Также при заполнении автобиографии не указал, что ранее привлекался к административной ответственности. Указанные обстоятельства явились основанием для принятия решения об отказе Сычеву Ю.Н. в приеме на работу в ОМВД России «Усинский».

Суд с учетом приведенных нормативных положений и установленных по делу обстоятельств, принимая во внимание особый характер и предназначение службы в органах внутренних дел, приходит к выводу о том, что решение ответчика об отказе Сычеву Ю.Н. в приеме на службу в органы внутренних дел является законным, поскольку данное решение было принято руководителем, наделенным полномочиями по рассмотрению документов, представленных гражданином, поступающим на службу в органы внутренних дел, а принятое по этим документам решение основано, в том числе на оценке личных и деловых качеств кандидата, при этом нарушений права Сычева Ю.Н. на доступ к службе в органах внутренних дел ответчиком не допущено.

Указанная позиция согласуется с правовыми положениями, изложенными в Обзоре практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с прохождением службы федеральными государственными служащими (сотрудниками органов внутренних дел, сотрудниками органов уголовно-исполнительной системы, сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации, сотрудниками иных органов, в которых предусмотрена федеральная государственная служба), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации дд.мм.гггг., и правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации.

Вопреки доводам истца о том, что основания для отказа в приеме на службу в органы внутренних дел, предусмотренные ст.ст. 14, 17 Федерального закона от дд.мм.гггг. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации», отсутствовали, ч. 5 ст. 17 Федерального закона № 342-ФЗ не препятствует уполномоченным руководителям принимать решения, связанные с приемом гражданина на службу в органы внутренних дел, на основании, в том числе личных и деловых качеств гражданина.

С учетом установленных обстоятельств на основании объяснений сторон, свидетелей и представленных доказательств, суд, руководствуясь ст. ст. 14, 17, 19 Федерального закона от дд.мм.гггг. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», приказа МВД России от дд.мм.гггг. «Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации», приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Сычева Ю.Н., поскольку право отбора кандидатов, способных по своим личным и деловым качествам выполнять обязанности службы в органах внутренних дел, отнесено действующим законодательством к компетенции уполномоченного руководителя, прием на работу (службу) и заключение трудовых договоров (контрактов) является исключительной компетенцией работодателя, который в целях эффективной экономической (служебной) деятельности и рационального управления (осуществления возложенных полномочий и функций) самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение работников) и заключает трудовые договоры (контракты) с конкретным лицом, ищущим работу, трудовое законодательство, равно как и положения Федерального закона от дд.мм.гггг. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», не содержат норм, обязывающих работодателя заполнять вакантные должности или работы немедленно по мере их возникновения и осуществлять прием на работу (на службу), а решение об отказе в приеме истца на службу принято по результатам проверки сведений об истце.

    На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Сычева Ю. Н. к Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Усинский», Министерству внутренних дел Республики Коми о признании незаконным отказа в приеме на службу в органы внутренних дел и заключении трудового договора, обязании принять на службу в органы внутренних дел и заключить трудовой договор, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 24.05.2024.

Председательствующий Л.В. Ларина

2-155/2024 (2-1463/2023;) ~ М-1353/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Сычев Юрий Николаевич
Прокурор
Ответчики
МВД по РК
ОМВД России по г. Усинску
Суд
Усинский городской суд Республики Коми
Судья
Ларина Людмила Владимировна
Дело на странице суда
usinsksud--komi.sudrf.ru
19.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.12.2023Передача материалов судье
21.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.12.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
25.01.2024Предварительное судебное заседание
19.03.2024Судебное заседание
25.03.2024Судебное заседание
16.04.2024Судебное заседание
15.05.2024Судебное заседание
17.05.2024Судебное заседание
24.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.06.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее