Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Магасский районный суд Республики Ингушетия в составе:
председательствующего судьи Калиматовой З.М.,
при секретаре Ганижевой Д.А.,
с участием истца Бокова А.М., представителя ответчика - МВД по <адрес> Цицкиевой И.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бокова А. М. к Министерству внутренних дел по <адрес> о восстановлении жилищных прав,
установил:
Истец Боков А.М. обратился в суд с указанным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии Министерства внутренних дел по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №) в части снятии с учета очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязать МВД по <адрес> восстановить на учете очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, взыскать расходы на оплату услуг представителя в размере 50 000 рублей.
В обоснование искового заявления указано, что решением жилищно-бытовой комиссии МВД по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №) он снят с учета очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее – единовременная социальная выплата) со ссылкой на п. 2 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон № 247-ФЗ) и п. 9 Правил предоставления единовременной социальной выплаты.
Считает данное решение МВД по Республики Ингушетия незаконным.
Истец Боков А.М. исковые требования поддержал, просил удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ответчика – МВД по <адрес> Цицкиева И.М. исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явились.
Заслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных ст. 56 ЖК РФ оснований снятия их с учета.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации», сотрудник органов внутренних дел имеет право на обеспечение жилым помещением его и членов его семьи в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Законом № 247-ФЗ.
Статьей 6 Закона N 247-ФЗ предусмотрено, что сотрудникам, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел и принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, до ДД.ММ.ГГГГ, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность.
Положением о деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по учёту лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределению жилой площади, утверждённым приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 345 предусмотрено, что постановка на учёт сотрудников органов внутренних дел осуществляется в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами Министерства внутренних дел России.
Основания снятия граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий предусмотрены ст. 56 ЖК РФ и Инструкции, утвержденной приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно ч. 1 ст. 4 Закона № 247-ФЗ сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.
Право сотрудника органов внутренних дел на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в ч. 2 ст. 4 Закона N 247-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (п. 1 ч. 2 ст. 4 Закона N 247-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв.м (п. 2 ч. 2 ст. 4 Закона N 247-ФЗ); проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения (п. 3 ч. 2 ст. 4 Закона N 247-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжёлой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности (п. 4 ч. 2 ст. 4Закона N 247-ФЗ); проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения (п. 5 ч. 2 ст. 4 Закона N 247-ФЗ); проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе, если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке (п. 7 ч. 2 ст. 4Закона N 247-ФЗ).
Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учёт в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (ч. 6 ст. 4Закона N 247-ФЗ).
Правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчёта её размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством РФ (ч. 5 ст. 4 Закона N 247-ФЗ).
Во исполнение нормы ч. 5 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 1223, которым утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел РФ (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты, Правила).
Согласно п. 5 Правил принятие сотрудника на учёт для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются указанные в настоящем пункте Правил документы.
Копии документов, указанные в п. 5 Правил, должны быть заверены в соответствии с законодательством Российской Федерации или представлены с предъявлением подлинников документов (п. 6 Правил).
Для рассмотрения заявлений сотрудников и принятия сотрудников на учёт для получения единовременной выплаты правовым актом федерального органа исполнительной власти образуется комиссия по предоставлению единовременной выплаты сотрудникам (далее - комиссия, пункт 10 Правил).
Решение о принятии (отказе в принятии) сотрудников на учёт для получения единовременной социальной выплаты принимается комиссией по предоставлению сотрудникам единовременной социальной выплаты, образованной правовым актом федерального органа исполнительной власти, не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных пунктом 5 Правил (подп. "в" п. 14, п. 10, п.15 Правил).
Согласно подп. «ж» п. 19 Правил сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты в случае утраты оснований для получения единовременной выплаты.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что решением Магасского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ по исковому заявлению Бокова А.М. на МВД по <адрес> возложена обязанность поставить Бокова А.М. на учет с составом семьи для получения единовременной социальной выплаты.
Апелляционным определением Верховного Суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменений, апелляционная жалоба – без удовлетворения.
В силу ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным проставлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Согласно ч. 2 ст. 209 ГПК РФ после вступления в законную силу решения суда стороны, другие лица, участвующие в деле, их правопреемники не могут вновь заявлять в суде те же исковые требования, на том же основании, а также оспаривать в другом гражданском процессе установленные судом факты и правоотношения.
Как разъяснено в п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О судебном решении», обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному гражданскому делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Правовая позиция Конституционного Суда РФ, содержащаяся в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П, гласит, что признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключает возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения дела. Тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности. Таким образом, не допускается оспаривание установленных вступившим в законную силу судебным постановлением обстоятельств, равно как и повторное определение прав и обязанностей стороны спора, путем предъявления новых исков.
Судом выяснено, что вышеуказанными судебными актами установлен факт обращения Бокова А.М. ДД.ММ.ГГГГ в МВД по <адрес> с рапортом о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Таким образом, выяснив, что Боков А.М. являлся участником в другом гражданском процессе, в рамках которого установлены факты и обстоятельства постановки его на учет, во избежание конфликта судебных актов, а также нарушения принципа правовой преюдиции, суд безоговорочно принимает установленные ранее судами факты и обстоятельства.
Между тем, решением жилищно-бытовой комиссии МВД по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №№) Боков А.М. принят на учет на получение единовременной социальной выплаты.
При этом согласно выписке из протокола № заседания жилищно-бытовой комиссии МВД по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Боков А.М. с составом семьи снят с указанного учета на основании п.2 ч.2 ст. 4 и ч.2 ст. 6 Закона № 247-ФЗ и п. 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время Боков А.М. с тремя членами семьи проживает и зарегистрирован в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, общей площадью 126,6 кв.м., собственником которого является сестра супруги истца – Дарсигова Т.Ю.
Однако доводы ответчика о том, что жилищная обеспеченность истца выше минимальной нормы (площади) жилищной обеспеченности на одного человека, несостоятельны, поскольку Боков А.М. и члены его семьи в настоящее время не являются нанимателями данного жилого дома, а также не являются членами семьи собственника, иных жилых площадей по договору найма или в собственности у них не имеются, следовательно истец относится к лицам, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Данный вывод суда согласуется с положениями ч.1 ст. 31 ЖК РФ, согласно которым к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
При определении обеспечения жилой площадью не может учитываться жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 126,6 кв.м., поскольку собственнику данного жилого помещения – Дарсиговой Т.Ю. истец не является членом семьи.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии о снятии истца с учета на получение единовременно социальной выплаты, и считает их подлежащими в данной части удовлетворению.
Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В соответствии со ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
С учетом сложности дела, принципа разумности и справедливости, суд находит требование истца о взыскании расходов на оплату услуг представителя подлежащим удовлетворению в размере 30 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление Бокова А. М. к Министерству внутренних дел по <адрес> о восстановлении жилищных прав, удовлетворить частично.
Признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии Министерства внутренних дел по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №) в части снятия Бокова А. М. с учета очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обязать Министерство внутренних дел по <адрес> восстановить Бокова А. М. на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Министерства внутренних дел по <адрес> в пользу Бокова А. М. расходы на оплату услуг представителя в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей 00 копеек.
В остальной части искового заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий
Копия верна:
Судья Магасского районного суда РИ З.М. Калиматова