Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-468/2024 (2-3839/2023;) от 26.10.2023

№ 2-468/2024

УИД 34

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 февраля 2024 года

Промышленный районный суд г.Смоленска

В составе:

Председательствующего судьи Селезеневой И.В.,

при секретаре Ирисовой А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора Смоленского гарнизона, действующего в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Смоленской области», военному комиссариату города Сафоново, Сафоновского и Холм-Жирковского районов Смоленской области о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Военный прокурор Смоленского гарнизона, действуя в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в Сафоновский районный суд Смоленской области с иском к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Смоленской области», военному комиссариату города Сафоново, Сафоновского и Холм-Жирковского районов Смоленской области о понуждении выделить денежные средства и обеспечить заключение государственного контракта на установку в военном комиссариате г.Сафоново, Сафоновского и Холм-Жирковского районов Смоленской области телевизионных средств наблюдения (видеокамер) в количестве 8 шт. и автоматического противотаранного барьера в количестве 1 шт. В обоснование заявленных требований указал, что Военной прокуратурой Смоленского гарнизона была проведена проверка исполнения требований законодательства о противодействии терроризму и антитеррористической защищённости в военном комиссариате города Сафоново, Сафоновского и Холм-Жирковского районов Смоленской области, в ходе которой установлено, что Военный комиссариат отнесён ко II категории и как военный объект должен быть обеспечен техническими средствами охраны в соответствии с нормами обеспечения стационарных военных объектов. Внешний периметр для военных объектов II категории должен быть оборудован одним рядом инженерного заграждения.

Для установки ТСО и заграждений должностными лицами военного комиссариата Смоленской области ДД.ММ.ГГГГ за исх.№ в штаб Западного военного округа (по отделу СВ и БВС штаба ЗВО) направлена заявка на установление ТСО, а именно: телевизионных средств наблюдения (видеокамер) в количестве 8 шт. и автоматического противотаранного барьера в количестве 1 шт., на территории военного комиссариата, расположенного по адресу: <адрес>.

Однако, вопреки приведенным нормам законам и требованиям руководства, указанные ТСО и инженерное заграждение на территории военного комиссариата не установлены.

По результатам рассмотрения акта прокурорского реагирования врио начальника штаба Западного военного округа сообщил, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ нераспределенные лимиты денежных ассигнований, выделенные <данные изъяты> <данные изъяты> - довольствующего органа военного управления в Вооружённых Силах Российской Федерации по номенклатуре специальной техники (технические средства охраны), для Западного военного округа, отсутствуют.

Просит суд обязать Министерство обороны Российской Федерации выделить денежные средства и обеспечить в дальнейшем заключение государственного контракта на установку в Военном комиссариате города г. Сафоново, Сафоновского и Холм-Жирковского районов Смоленской области по адресу: <адрес> телевизионных средств наблюдения (видеокамер) в количестве 8 шт. и автоматического противотаранного барьера в количестве 1 шт.

В судебном заседании представитель военного прокурора Смоленского гарнизона по доверенности - помощник военного прокурора ФИО2 иск поддержал.

Представитель ФКУ «Военный комиссариат Смоленской области» ФИО3 иск не признала, указав, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес начальника штаба Западного военного округа была направлена заявка на оснащение военных объектов Военного комиссариата Смоленской области техническими средствами охраны, в том числе военного комиссариата г.Сафоново, Сафоновского и Холм-Жирковского районов Смоленской области, которая исполнена не была ввиду отсутствия бюджетных средств на данные расходы на ДД.ММ.ГГГГ год.

Министерство обороны Российской Федерации, будучи извещенным надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечили, в представленном суду письменном отзыве возражали против удовлетворения заявленных требований, указав что оснащение военных объектов техническими средствами охраны в рамках государственных контрактов на капитальный ремонт осуществляется по решению Министра обороны Российской Федерации и его заместителей. Тактико-техническое задание (исходные данные) на капитальное строительство (реконструкцию) военного объекта, согласованное Управлением службы войск и безопасности военной службы Министерства обороны Российской Федерации, в установленном порядке направляется для дальнейшей реализации в Департамент строительства Министерства обороны Российской Федерации. Военным прокурором не установлено в каком именно техническом состоянии находится здание военного комиссариата города г. Сафоново, Сафоновского и Холм-Жирковского районов Смоленской области требует ли указанное здание капитального ремонта и имеется ли возможность исполнить указанные требования, а также не установлен способ обеспечения здания техническими средствами охраны. Организация оснащения техническими средствами охраны имущественных объектов, закрепленных за Вооруженными Силами Российской Федерации является процедурой, строго регламентированной нормами действующего законодательства, не предусматривающей изменение данной процедуры или ее упрощения в целях исполнения решения суда или волеизъявления военного прокурора. Обращение прокурора в суд должно быть обусловлено объективными причинами, свидетельствующими о невозможности или неэффективности использование иных мер, в соответствии с пунктом 2 статьи 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». Обратившись с исковым заявлением в суд, военный прокурор фактически подменил иные государственные органы, вмешавшись при этом в оперативно--хозяйственную деятельность военного ведомства. Таким образом, исковое заявление военного прокурора допускает вмешательство в административно-хозяйственную деятельность органов военного управления, связанную с определением необходимости и очередности оснащение объектов техническими средствами охраны, выделением на эти цели бюджетных средств. На основании изложенного, просили в удовлетворении заявленных исковых требований отказать в полном объеме.

Военный комиссариат г.Сафоново, Сафоновского и Холм-Жирковского районов Смоленской области, будучи извещенным надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, письменной позиции относительно заявленных требований не представил, в письменном ходатайстве просил о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований Филиал ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по ЗВО) ФИО4, в судебном заседании заявленные требования не признала, пояснив, что основной целью деятельности организации является осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации. При этом, выполнение задач по техническому обслуживанию и ремонту установленных на построенных объектах и используемых войсковыми частями комплексов сложных инженерных систем, в том числе технических средств охраны, систем видеонаблюдения, «антитеррор» и др., имеющих общую базу (центр) управления и диспетчеризации, предметом государственного задания ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по ЗВО) не является и к компетенции Учреждения не относится. Организация проведения комплекса работ по установке телевизионных средств наблюдения (видеокамер) и автоматического противотаранного барьера осуществляется по линии ответственности отдела службы войск и безопасности военной службы штаба Западного военного округа.

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, оценив их на предмет относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд находит заявленные требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании Военной прокуратурой Смоленского гарнизона была проведена проверка исполнения требований законодательства о противодействии терроризму и антитеррористической защищённости в военном комиссариате города г.Сафоново, Сафоновского и Холм-Жирковского районов Смоленской области, в ходе которой установлено, что Военный комиссариат отнесён к II категории и как военный объект должен быть обеспечен техническими средствами охраны в соответствии с нормами обеспечения стационарных военных объектов. Внешний периметр для военных объектов II категории должен быть оборудован одним рядом инженерного заграждения.

В соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

В соответствии с п.1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 10.06.2014г. , Министерство обороны является федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закреплённого за Вооружёнными Силами Российской Федерации. В полномочия Министерства обороны Российской Федерации в соответствии с п.п.52 п.7 Положения входит организация эксплуатации, модернизации и ремонта ведомственного имущества.

Согласно п. 59 Руководства по оснащению объектов Вооруженных Сил Российской Федерации техническими средствами охраны, утвержденным приказом Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ военные объекты обеспечиваются техническими средствами охраны (далее ТСО) в соответствии с нормами обеспечения стационарных (постоянных) военных объектов техническими средствами охраны.

Пунктами 77, 86 и 87 Руководства установлено, что оснащение границ охраняемой территории телевизионными средствами наблюдения осуществляется из расчета одна телевизионная камера на каждые 60 - 70 метров периметра. Количество рубежей инженерных заграждений обуславливается категорией военного объекта и нормой его обеспечения техническими средствами охраны. Внешний периметр оборудуется для военных объектов II категории - одним рядом инженерного заграждения.

Согласно п. 48 Руководства Военный комиссариат отнесен ко II категории по оснащению ТСО.

Согласно акту осмотра военного комиссариата города г.Сафоново, Сафоновского и Холм-Жирковского районов Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что имеется необеспечение военного комиссариата, в том числе телевизионных средств наблюдения (видеокамер) в количестве 8 шт. и автоматического противотаранного барьера в количестве 1 шт.

Для установки технических средств охраны и заграждений должностными лицами военного комиссариата Смоленской области ДД.ММ.ГГГГ за исх. № в штаб Западного военного округа направлена заявка на установление технических средств охраны военного комиссариата города г.Сафоново, Сафоновского и Холм-Жирковского районов Смоленской области, а именно: телевизионных средств наблюдения (видеокамер) в количестве 8 шт. и автоматического противотаранного барьера в количестве 1 шт., на территории военного комиссариата расположенного по адресу: <адрес>.

Разрешая заявленные требования, суд исходит из следующего.

В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» (далее - Положение о Министерстве обороны Российской Федерации), Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.

Согласно с п. 2 Положения Министерство обороны России является органом управления Вооруженными Силами Российской Федерации, осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству и Федеральной службы по техническому и экспортному контролю.

В соответствии с подпунктом 52 пункта 7 Положения Министерство осуществляет в пределах своей компетенции осуществляет следующие полномочия:

организует эксплуатацию, модернизацию, ремонт и ликвидацию вооружения, военной техники и имущества в Вооруженных Силах.

В соответствии с пунктом 4 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1609 военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов (Северного флота).

Согласно пункту 7 Положения о военных комиссариатах руководство служебной деятельностью военных комиссариатов осуществляется Министерством обороны Российской Федерации через командующих войсками военных округов (командующего Северным флотом).

Военные комиссариаты обеспечиваются техникой, материальными средствами и другими видами довольствия через соответствующие довольствующие органы военного округа (Северного флота) в соответствии с установленными нормами снабжения и в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год Министерству обороны Российской Федерации (пункт 23 Положения о военных комиссариатах).

Приказом Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ дсп, (с изменениями, внесенными приказом от ДД.ММ.ГГГГ дсп) утверждено Руководство по организации оснащения объектов Вооруженных Сил Российской Федерации техническими средствами охраны и комплексами технических средств охраны, которое действовало до ДД.ММ.ГГГГ.

С ДД.ММ.ГГГГ введено в действие Руководство по оснащению объектов Вооруженных Сил Российской Федерации техническими средствами охраны и их применению, утвержденное приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее также - Руководство).

Согласно названным руководствам технические средства охраны являются видом специальной техники, применяемой в системе охраны существующих или планируемых к строительству полигонов, аэродромов, узлов связи, баз, складов, арсеналов и иных используемых для нужд обороны страны и безопасности государства объектов, а также комплексов зданий и отдельных зданий, строений и сооружений, расположенных на позициях воинских частей, на стационарных пунктах управления, в организациях Вооруженных Сил.

Согласно п. 2 Руководства технические средства охраны являются видом специальной техники, применяемой в системе охраны существующих или планируемых к строительству полигонов, аэродромов, узлов связи, баз, складов, арсеналов и иных используемых для нужд обороны страны и безопасности государства объектов, а также комплексов зданий и отдельных зданий, строений и сооружений, расположенных на позициях воинских частей, на стационарных пунктах управления, в организациях Вооруженных Сил РФ.

Пунктами 3, 4, 6, 7, 12 раздела I, пунктами 14, 15, 18, 23 раздела II Руководства определено, что технические средства охраны (далее также - ТСО) применяются в целях повышения надежности охраны и обеспечения антитеррористической защищенности военных объектов, оптимизации состава и численности подразделений охраны военных объектов, обеспечения подразделений охраны информацией о состоянии военного объекта в объеме, необходимом для организации его защиты от нападения и других противоправных действий третьих лиц, сдерживания (затруднения) проникновения нарушителя на военный объект на время, необходимое для реагирования подразделения охраны, улучшения условий несения службы по охране военных объектов. Для оснащения постоянных (стационарных) военных объектов применяются комплексы технических средств охраны, а также технические средства охраны, используемые автономно (вне состава комплекса технических средств охраны).

Технические средства охраны, используемые для организации охраны военных объектов автономно (вне состава комплекса технических средств охраны) включают в себя:

- средства обнаружения запрещенных предметов и веществ - изделия, предназначенные для досмотра людей, грузов и транспортных средств с целью установления наличия металлосодержащих предметов и взрывчатых (химических) веществ, запрещенных к вносу (ввозу) на территорию охраняемого военного объекта или выносу (вывозу) с нее;

- технические средства предупреждения - изделия, предназначенные для визуального и звукового информирования людей о приближении к границе охраняемого военного объекта (запретной границе);

- инженерные препятствия - изделия промышленного изготовления, предназначенные для воспрещения (затруднения) перемещения на подступах к границе охраняемого военного объекта людей и транспортных средств вне установленных маршрутов, обеспечения приемлемого скоростного режима и регулирования движения автомобилей, а также конструкции, воспрещающие (затрудняющие) несанкционированный доступ людей в здания (сооружения);

- инженерные средства охраны - инженерные сооружения и конструкции, применяемые для обеспечения необходимых условий для охраны военных объектов, в том числе с применением служебных собак;

- противотаранные барьеры - дистанционно управляемые механизированные конструкции, исключающие несанкционированное проникновение колесных транспортных средств на территорию охраняемого военного объекта через контрольно¬-пропускные пункты);

- технические средства воздействия - дистанционно управляемые изделия, позволяющие способом летального или нелетального воздействия на нарушителя пресечь его действия по преодолению границы охраняемого военного объекта;

- комплект средств охраны комнат для хранения оружия - изделие, предназначенное для оснащения комнат для хранения оружия;

- система бесперебойного электропитания - электростанция, позволяющая обеспечивать временное (аварийное) электроснабжение технических средств охраны до момента восстановления электропитания по основной линии;

- средства обеспечения эксплуатации технических средств охраны – контрольно-¬проверочная аппаратура и другое оборудование, используемые для проведения технического обслуживания технических средств охраны, а также машины и механизмы, предназначенные для уборки участков размещения периметровых средств обнаружения от кустарника, травы и снега.

Комплекс технических средств охраны включает в себя следующие типы (подсистемы) технических средств охраны: аппаратуру управления, сбора и обработки информации, периметровые средства обнаружения (изделия, предназначенные для выявления фактов пересечения границ охраняемого военного объекта), объектовые средства обнаружения, технические средства наблюдения, средства управления и контроля доступа, инженерные заграждения (металлические (или комбинированные), заграждения различной высоты (в том числе оборудованные армированной колючей лентой), предназначенные для пресечения (сдерживания) проникновения посторонних лиц на охраняемый военный объект, а также для обозначения границ охраняемого военного объекта на местности), систему охранного освещения, средства связи системы охраны, средства тревожно-вызывной сигнализации.

Военные объекты, в зависимости от особенностей расположения и организации охраны, могут оснащаться комплексами технических средств охраны без одной или нескольких типов (подсистем) технических средств охраны.

Организация охраны военных объектов техническими средствами охраны представляет собой целенаправленную деятельность должностных лиц, штабов и органов военного управления по оснащению подчиненных военных объектов техническими средствами охраны, организации их применения по назначению, своевременного технического обслуживания и ремонта.

Довольствие войск (сил) техническими средствами охраны осуществляется через систему органов военного управления, включающую в себя: Управление службы войск, главные штабы видов Вооруженных Сил, штабы военных округов (Северного флота), штабы родов войск Вооруженных Сил, центральные органы военного управления, имеющие подчиненные воинские части. Управление службы войск является довольствующим органом в Вооруженных Силах по номенклатуре «Технические средства охраны объектов I, II и III категорий».

Категорирование объектов производится в соответствии с требованиями Методики категорирования объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, оснащаемых техническими средствами охраны, комплексами технических средств охраны.

Категории объектам присваиваются приказами главнокомандующих видами Вооруженных Сил, командующими войсками военных округов, родами войск Вооруженных Сил, руководителей центральных органов военного управления, командующих объединениями, командиров соединений и воинских частей.

Главные штабы видов Вооруженных Сил, штабы военных округов (Северного флота), родов войск Вооруженных Сил, центральные органы военного управления, имеющие подчиненные воинские части, осуществляют планирование мероприятий по оснащению военных объектов техническими средствами охраны и организации их ремонта, ведение перечня военных объектов, подлежащих оснащению техническими средствами охраны, издание приказов главнокомандующих видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующих войсками военных округов (Северного флота), командующих родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации и руководителей центральных органов военного управления, имеющих подчиненные воинские части, о присвоении военным объектам I, II, III категорий по оснащению техническими средствами охраны.

Согласно п. 15 Руководства Управление службы войск и безопасности военной службы Министерства обороны РФ является довольствующим органом в Вооруженных Силах РФ по номенклатуре «Технические средства охраны объектов I, II, и III категорий».

Согласно п. 16 Управление службы войск и безопасности военной службы Министерства обороны РФ непосредственно осуществляет довольствие техническими средствами охраны органов военного управления, в том числе, штаб Западного военного круга. В соответствии с п. 18 Руководства штаб Западного военного округа осуществляет довольствие техническими средствами охраны подчиненных воинских частей.

В порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, и в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств Управление службы войск организует поставки (ремонт) и сервисное обслуживание технических средств охраны по заявкам Главной военной прокуратуры и Главного военного следственного управления (п. 17 Руководства).

Штабы объединений осуществляют:

- ведение перечня военных объектов, подлежащих оснащению техническими средствами охраны:

- издание приказов командующих объединениями о присвоении военным объектам II и III категорий по оснащению техническими средствами охраны;

- ведение учета технических средств охраны, длительности нахождения их в эксплуатации и исправности;

- согласование предложений подчиненных воинских частей о присвоении военным объектам I категории по оснащению техническими средствами охраны;

- подготовку предложений по:

- организации обучения специалистов по применению и техническому обслуживанию (ремонту) технических средств охраны, контроль их нахождения на воинских должностях, связанных с эксплуатацией технических средств охраны;

- оснащению военных объектов подчиненных воинских частей техническими средствами охраны и организации их эксплуатации и ремонта.

Согласно п. 48 Руководства к военным объектам II категории по оснащению техническими средствами охраны относятся, в том числе, военные комиссариаты субъектов Российской Федерации.

В рамках реализации делегированных полномочий и в целях формирования Плана оснащения объектов Вооруженных сил Российской Федерации техническими средствами охраны, штаб Западного военного округа разрабатывает предложения, в которых определяет очередность оснащения военных объектов техническими средствами охраны исходя из действующих приоритетов, ранее спланированных мероприятий и доведенных Управлением службы войск и безопасности военной службы Министерства обороны Российской Федерации лимитов бюджетных обязательств по государственному оборонному заказу.

В соответствии с п. 123 Руководства оснащение военных объектов техническими средствами охраны осуществляется одним из способов:

- комплексное оснащение (дооснащение) техническими средствами охраны существующего военного объекта;

- оснащение (дооснащение) существующего военного объекта первоочередными техническими средствами охраны;

- комплексное оснащение техническими средствами охраны строящегося (реконструируемого) военного объекта;

- оснащение первоочередными техническими средствами охраны строящегося (реконструируемого) военного объекта.

Пунктом 124 Руководства установлено, что комплексное оснащение (дооснащение) техническими средствами охраны существующего военного объекта организуется при условиях:

- здания (сооружения) военного объекта находятся в удовлетворительном техническом состоянии (по заключению уполномоченных эксплуатационных органов, не требуют капитального ремонта);

- здания (сооружения) военного объекта не включены в планы реконструкции (капитального ремонта), не планируются к передаче под иные нужды, выводу из эксплуатации или консервации;

- воинская часть, к которой относится военный объект, не спланирована к расформированию (переформированию) или передислокации; в штате воинской часта, к которой относится объект, имеется подразделение по эксплуатации технических средств охраны.

Пунктом 127 Руководства четко регламентирован порядок комплексного оснащения (дооснащения) техническими средствами охраны (первоочередными техническими средствами охраны) существующего военного объекта.

Так, подготовительные мероприятия (проводятся ежегодно всеми воинскими частями и органами военного управления):

- до 1 марта - подготовка (уточнение) воинскими частями расчета потребности в оснащении (дооснащении) военных объектов техническими средствами охраны согласно методике;

- до 1 апреля - представление заявки на оснащение (дооснащение) военных объектов техническими средствами охраны;

- до 1 мая - обобщение и анализ представленных заявок в главных штабах видов Вооруженных Сил, штабах военных округов (Северного флота), родов войск Вооруженных Сил, центральных органов военного управления с последующим определением очередности оснащения военных объектов техническими средствами в охраны, исходя из действующих приоритетов, доведенных Управлением службы войск предельных лимитов бюджетных обязательств, а также ранее спланированных мероприятий;

- до 1 июня - подготовка главными штабами видов Вооруженных Сил, штабами военных округов (Северного флота), родов войск Вооруженных Сил, центральными органами военного управления и направление в Управление службы войск предложений по включению военных объектов подчиненных воинских частей в проект Плана оснащения объектов Вооруженных Сил Российской Федерации техническими средствами охраны и средствами видеоконтроля на 3 года (начиная со следующего года);

- до 1 августа - разработка Управлением службы войск проекта Плана оснащения объектов Вооруженных Сил Российской Федерации техническими средствами охраны и средствами видеоконтроля и последующее утверждение его начальником Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации - первым заместителем Министра обороны Российской Федерации;

- до 1 октября - организация Управлением службы войск предпроектного обследования военных объектов, включенных в План оснащения объектов Вооруженных Сил Российской Федерации техническими средствами охраны и средствами видеоконтроля на следующий год, разработка исходных данных (технического задания) для формирования проектов государственных контрактов.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Сторонами гражданского разбирательства являются истец и ответчик, имеющие равные права, включая право на юридическую помощь. Поддержка прокуратурой одной из сторон является оправданной при определенных обстоятельствах, например, для защиты прав уязвимых групп - детей, инвалидов и других, - которые считаются неспособными защитить свои интересы самостоятельно, или когда данным нарушением затронуты многие граждане, или если требуют защиты государственные интересы.

Защита прав и интересов уязвимых общественных групп, не способных защитить свои права, может быть исключительной причиной вмешательства прокурора.

В соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (п. 1).

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (п. 2).

Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Из приведенных положений закона следует, что собственник по своему усмотрению владеет и пользуется принадлежим ему имуществом и определяет расходы, необходимые для его содержания или ремонта. Возложение на собственника обязанностей по содержанию или ремонту его имущества возможно, если это предусмотрено законом, либо если ненадлежащее содержание собственником своего имущества нарушает права и законные интересы других лиц.

Согласно ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предметом надзора органов прокуратуры являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в этом пункте (п. 1).

При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (п. 2).

Возлагая на собственника имущества по требованию прокурора в интересах неопределенного круга лиц обязанность выделить денежные средства и обеспечить заключение государственного контракта на установку в определенном военном комиссариате телевизионных средств наблюдения, а также металлодетектора и автоматического противотаранного барьера, суд первой инстанции не указал, и истцом в иске не приведено, какую именно обязанность, возложенную законом, по отношению к неопределенному кругу лиц не выполнил собственник либо чем именно нарушены права и охраняемые законом интересы этого неопределенного круга лиц, а также почему восстановление прав неопределенного круга лиц должно быть произведено именно обозначенным в резолютивной части решения суда способом.

Таким образом, судом усматривается, что процедура обеспечения военного комиссариата техническими средствами охраны содержит ряд этапов и ограничений, и требования военного прокурора заявлены без учета существующего порядка оснащения объектов Вооруженных сил Российской Федерации техническими средствами охраны в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Так, заключение государственного контракта, возможно только при наличии выделенных лимитов бюджетных обязательств, в противном случае, контракт считается не обеспеченным лимитами и заключенным в нарушение бюджетного законодательства.

Лимиты бюджетных обязательств по статьям на соответствующий год распределены в полном объеме и направлены на исполнение обязательств Министерства обороны Российской Федерации по ранее заключенным государственным контрактам, с учетом приоритетных задач, определенных самим Министерством обороны с учетом специфики текущей ситуации.

При этом выполнение работ по обеспечению техническими средствами охраны объекта возможно только после определения стоимости подлежащих выполнению работ.

Министерство обороны Российской Федерации выделяет лимиты бюджетных средств на обеспечение техническими средствами охраны единовременно на текущий год, а не на каждый объект в отдельности.

Следовательно, понуждение Министерства обороны Российской Федерации, как федерального органа исполнительной власти к выделению денежных средств и обеспечение заключения государственного контракта на установку в военном комиссариате города г.Сафоново, Сафоновского и Холм-Жирковского районов Смоленской области ТСО является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа и нарушает установленный ст. 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.

Возложение на Министерство обороны Российской Федерации обязанности организовать финансовое обеспечение расходов на выполнение работ по обеспечению техническими средствами охраны является вмешательством в административно -хозяйственную деятельность государственного органа.

Данные выводы согласуются с позицией, изложенной в определениях Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ - и от ДД.ММ.ГГГГ

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что правовых оснований для удовлетворения иска Военного прокурора Смоленского гарнизона не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Военного прокурора Смоленской области к Смоленского гарнизона, действующего в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Смоленской области», военному комиссариату города Сафоново, Сафоновского и Холм-Жирковского районов Смоленской области о возложении обязанности совершения определенных действий - отказать.

Решение может быть обжаловано в <данные изъяты> через Промышленный районный суд г. Смоленска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья И.В. Селезенева

2-468/2024 (2-3839/2023;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Военный прокурор Смоленского гарнизона
Ответчики
Военный комиссариат города Сафоново, Сафоновского и Холм-Жирковского районов Смоленской области
ФКУ "Военный комиссариат Смоленской области"
Министерство обороны Российской Федерации
Другие
Федеральное государственное бюджетное учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства Обороны РФ
Жилищно-эксплуатационный (коммунальный) отдел № 1 (г. Смоленска) филиала ФГБУ Центральное жилищно-коммунальноу Управление Министерства обороны РФ (по ЗВО)
Суд
Промышленный районный суд г. Смоленска
Судья
Селезенева Ирина Вячеславовна
Дело на странице суда
prom--sml.sudrf.ru
26.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
27.10.2023Передача материалов судье
29.11.2023Подготовка дела (собеседование)
29.11.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
05.02.2024Предварительное судебное заседание
05.02.2024Судебное заседание
12.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.05.2024Дело оформлено
30.05.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее