Судья: Ахтемирова Ю.С. адм. дело № 33а-10415/2023
УИД: 63RS0031-01-2023-002192-20
Дело № 2-2795/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
3 октября 2023 г. г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Ромадановой И.А.
судей Мыльниковой Н.В., Пудовкиной Е.С.,
при секретаре Исмаилове Э.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Бурдина С.А. на решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 14.06.2023,
заслушав доклад судьи Самарского областного суда Ромадановой И.А., судебная коллегия
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №23 по Самарской области (далее МИФНС №23 по Самарской области) обратилась в Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области с административным иском к Бурдину С.А. о взыскании недоимки по обязательным платежам и санкциям.
В обоснование требований указано, что Бурдин С.А. является плательщиком имущественного налога, земельного налога, транспортного налога за 2014, 2016, 2018, 2019 годы.
В добровольном порядке задолженность по обязательным платежам и санкциям не погашена, в связи с чем административный истец просил взыскать ее в судебном порядке.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец просил суд взыскать с Бурдина С.А. недоимку по обязательным платежам в сумме 1224,04 рублей, в том числе:
- по транспортному налогу за 2016, 2018, 2019 годы в размере 645,00 рублей, пени в сумме 29,04 рублей,
- по земельному налогу за 2014, 2016, 2019 годы в размере 423,00 рубля, пени в сумме 25,00 рублей,
- по налогу на имущество за 2014 год в размере 102,00 рубля.
Решением Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 14.06.2023 административное исковое заявление удовлетворено частично. С Бурдина С.А. в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Самарской области взыскана недоимка в размере 492,78 рублей, из которых: транспортный налог за 2019 год в размере 399,00 рублей, пени по нему в размере 22,94 рублей, земельный налог за 2019 налоговый период в размере 67,00 рублей, пени по нему в размере 03,84 рублей.
С Бурдина С.А. в доход местного бюджета г.о. Тольятти взыскана государственная пошлина в размере 400,00 рублей.
В остальной части административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Бурдин С.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе налоговой инспекции в удовлетворении требований в полном объеме, указывая на то, что при расчете суммы недоимки по транспортному и земельному налогу не учтена его льгота пенсионера МВД, а также не учтена исковая давность.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.
От Бурдина С.А. до начала судебного заседания поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без его участия.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
На основании статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Положениями статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ.
Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машиноместо; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Статьей 402 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.
Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения – пункт 1 статьи 388 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Положениями пунктов 1, 2 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (статья 391 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом, законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.
На основании абзаца 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Объектом налогообложения, согласно статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации, признаются, в том числе, автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статьи 360 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год.
В соответствии со статьей 361 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.
В силу пункта 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Судом первой инстанции установлено, что Бурдин С.А. в спорные периоды являлся является плательщиком транспортного налога, земельного налога и налога на имущество, в связи с наличием у него в собственности объектов налогообложения.
Установлено, что налогоплательщику Бурдину С.А. налоговым органом исчислены:
- за 2015 год налог на имущество в сумме 186,00 рублей, за 2016 год налогу на имущество в размере 210,00 рублей, за 2016 год земельный налог в размере 245,00 рублей, за 2016 год транспортный налог в размере 1853,00 рубля, о чем налогоплательщику сформировано уведомление № от 23.09.2017,
- за 2019 год налог земельный налог в сумме 67,00 рублей, транспортный налог в размере 399,00 рублей, о чем налогоплательщику сформировано уведомление № от 01.09.2020.
В установленный налоговым законодательством срок Бурдин С.А.
не исполнил в полном объеме обязанность по уплате налогов, в связи с чем налоговым органом на основании п. 2 ст. 69, п. 1 ст. 70 НК РФ в адрес налогоплательщика направлены требования:
- требование № по состоянию на 30.10.2015 об уплате за 2014 год в срок до 25.01.2016 недоимки транспортному налогу в размере 783,00 рубля и пени в суме 100,38 рублей, по налогу на имущество в размере 102,00 рубля (сумма по требованию 985,38 рублей),
- требование № по состоянию на 14.02.2018 об уплате за 2016 год в срок до 03.04.2018 недоимки по транспортному налогу в сумме 1853,00 рубля, пени в сумме 35,89 рублей (сумма по требованию 1888,89 рублей),
- требование № по состоянию на 15.11.2018 об уплате за 2016 год в срок до 14.01.2019 недоимки по земельному налогу в сумме 245,00 рублей, пени в сумме 21,16 рублей (сумма по требованию 266,16 рублей),
- требование № по состоянию на 21.05.2020 об уплате в срок до 30.06.2020 транспортного налога за 2018 год в размере 796,00 рублей, пеней в сумме 1,17 рублей (сумма по требованию 797,17 рублей),
- требование № по состоянию на 28.10.2021 об уплате за 2019 год в срок до 07.12.2021 недоимки по земельному налогу в сумме 67,00 рублей и пени в сумме 3,84 рублей, недоимки по транспортному налогу в размере 399,00 рублей и пени в сумме 22,94 рублей (сумма по требованию 985,38 рублей).
Сумма недоимки в добровольном порядке не исполнена, 03.10.2022 мировым судьей судебного участка № Центрального судебного района
г. Тольятти Самарской области был выдан судебный приказ, который определением от 17.10.2022 был отменен на основании заявления
Бурдина С.А.
После отмены судебного приказа, налоговый орган обратился в суд с настоящим административным иском о взыскании с ответчика задолженности по налогу и пени. Иск подан в суд 29.03.2023.
Частично отказывая в удовлетворении требований налоговому органу, суд первой инстанции исходил из того, что инспекцией не соблюдена процедура взыскания недоимки по налогу, а именно отсутствуют сведения о направлении в адрес налогоплательщика требования №, а также пропущен срок для принудительного взыскания недоимки.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции в этой части, находит их правильными и обоснованными, сделанными на основе оценки представленных налоговым органом доказательствах.
Между тем, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда в части взыскания с административного ответчика недоимки за 2019 год, в связи со следующим.
В соответствии с положениями п. 1 ст. 48 НК РФ право налогового органа на обращение в суд с заявлением о взыскании недоимки, пени и штрафа с физического лица подлежит реализации в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов. Это правило уточняется во втором пункте указанной статьи. Так, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 руб., налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 руб. Если в течение этого срока сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 руб., налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Суд первой инстанции исходил из того, что по требованию № по состоянию на 28.10.2021, которое вместе с требованием № от 21.05.2020 со сроком исполнения до 30.06.2020, было выставлено за пределами вышеуказанного трехлетнего срока, сумма задолженности не превышает 10 000 рублей, таким образом, срок подачи заявления о взыскании налога и пени по требованию № истекает 30 декабря 2023, то есть у налогового органа возникло право обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки по налогу на имущество за 2019 налоговый период, выставленной по требованию № по состоянию на 28.10.2021.
Указанный вывод суда является неверным, поскольку срок обращения в суд с административным иском, заявленным по всем указанным в иске требованиям, необходимо исчислять с самого раннего требования, в данном случае требования № от 30.10.2015 сроком уплаты до 25.01.2016.
Учитывая, что при исчислении срока от требования № по состоянию на 30.10.2015, налоговый орган утратил возможность взыскания недоимки в судебном порядке в связи с пропуском срока на обращение к мировому судье, административные требования удовлетворению не подлежат в полном объеме.
При изложенных обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовало правовое основание для взыскания с административного ответчика недоимки по транспортному и земельному налогам за 2019 год
Допущенные судом нарушения норм права являются существенными, в связи с чем, могут быть исправлены только посредством отмены судебного решения в части.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 14.06.2023 отменить в части взыскания с Бурдина С.А. в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по Самарской области недоимку в размере 492 рубля 78 копеек, из которых: транспортный налог за 2019 год в размере 399 рублей, пени по нему в размере 22 рубля 94 копейки, земельный налог за 2019 налоговый период в размере 67 рублей, пени по нему в размере 03 рубля 84 копейки.
Изложить резолютивную часть решения суда в следующей редакции:
В административных исковых требованиях Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по Самарской области к Бурдину С.А. о взыскании недоимки в общем размере 1224,04 руб., из которых: транспортный налог за 2016, 2018 и 2019 налоговые периоды в размере 645 руб., пени по нему в размере 29,04 руб., земельный налог за 2014, 2016, 2019 налоговые периоды в размере 423 руб., пени по нему в размере 25 руб., налог на имущество за 2014 год в размере 102 руб. – отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи: