Дело № 2-12/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Усть-Большерецк Камчатский край 19 января 2021 года
Усть-Большерецкий районный суд Камчатского края в составе председательствующего судьи Архиповича А.А.,
при секретаре Геготаулиной В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Муниципального казенного учреждения «Надежда» жилищно-коммунального хозяйства Усть-Большерецкого муниципального района к Апачинскому сельскому поселению, в лице администрации Апачинского сельского поселения Усть-Большерецкого муниципального района Камчатского края о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг
У С Т А Н О В И Л:
Муниципальное казенное учреждение «Надежда» жилищно-коммунального хозяйства Усть-Большерецкого муниципального района (далее – МКУ ЖКХ «Надежда») обратилось в суд с иском о взыскании в свою пользу с Апачинского сельского поселения, в лице администрации Апачинского сельского поселения задолженности в размере 32 245 рублей 64 копеек, расходов по оплате государственной пошлины в размере 1167 рублей 00 копеек, мотивируя свои требования тем, что истец оказывает жилищно-коммунальные услуги жилому помещению, расположенному по адресу: <адрес>, по которому за период с 01.01.2019 по 29.02.2020 образовалась задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг. Собственником указанной выше квартиры являлась Л., которая умерла. Поскольку после её смерти никто не обращался за наследством и наследственное дело не заводилось, жилое помещение, принадлежащее умершей, является выморочным и тем самым перешло в собственность ответчика, который обязан нести расходы по его содержанию.
Представитель истца МКУ ЖКХ «Надежда» Кокорина А.М. о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела без своего участия. Иск поддержала.
Ответчик администрация Апачинского сельского поселения при надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства в суд представителя не направила, при этом представила письменное заявление о признании исковых требований.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие сторон.
Рассмотрев материалы данного гражданского дела, суд пришел к следующему.
В соответствии со ст. 153, ч. 2 ст. 154, со ст. 155 ЖК РФ, наниматели и собственники жилых помещений обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
В судебном заседании установлено, что МКУ ЖКХ «Надежда» в период с 01.01.2019 по 29.02.2020 осуществляла управление многоквартирным домом № по <адрес> в <адрес>, что подвержено соответствующим договором № от 29.12.2018, заключенным между администрацией Апачинского сельского поселения и МКУ ЖКХ «Надежда». При этом, в соответствии с предметом данного договора МКУ ЖКХ «Надежда» выступало исполнителем жилищно-коммунальных услуг для потребителей в данном многоквартирному доме (л.д. 13-20).
Согласно выписке из ЕГРН собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, являлась Л. (л.д. 8-9).
Из поквартирной карточки на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> следует, что в данном жилом помещении с 23 декабря 2015 года была зарегистрирована Л., которая умерла ДД.ММ.ГГГГ. Каких-либо иных лиц, в указанном жилом помещении, не зарегистрировано (л.д. 10).
Доказательств обратного суду не представлено.
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно п. 1 ст. 1151 ГК РФ, в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным.
Пунктом 2 статьи 1151 ГК РФ установлено, что выморочное имущество в виде расположенного на территории РФ жилого помещения переходит в порядке наследования по закону в собственность муниципального образования, в котором данное жилое помещение расположено. Данное жилое помещение включается в соответствующий жилищный фонд социального использования. Иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность РФ.
В силу п. 1 ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Для приобретения выморочного имущества принятие наследства не требуется, и в соответствии с п. 1 ст. 1157 ГК РФ при наследовании выморочного имущества отказ от наследства не допускается.
Из сообщения нотариуса Усть-Большерецкого нотариального округа следует, что в архиве нотариальной конторы и в её производстве наследственных дел к имуществу Л., не имеется (л.д. 66).
Поскольку наследники не обращались к нотариусу с заявлением о принятии наследства, доказательств того, что кто-либо фактически принял наследство Л., либо же проживает или зарегистрирован в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, не представлено, суд приходит к выводу, что указанное имущество является выморочным и перешло в собственность ответчика на основании п. 2 ст. 1151 ГК РФ.
Согласно пп. 1 и 4 ст. 1152 ГК РФ, для приобретения выморочного имущества (ст. 1151) принятие наследства не требуется. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Как разъяснено в пункте 50 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9 "О судебной практике по делам о наследовании" выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно РФ (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории РФ жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в п. 1 ст. 1151 ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.
Свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается Российской Федерации, городу федерального значения Москве или Санкт-Петербургу или муниципальному образованию в лице соответствующих органов в том же порядке, что и иным наследникам, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 60 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9 "О судебной практике по делам о наследовании", ответственность по долгам наследодателя несут все принявшие наследство наследники независимо от основания наследования и способа принятия наследства, а также Российская Федерация, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург или муниципальные образования, в собственность которых переходит выморочное имущество в порядке наследования по закону.
Поскольку принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации (п. 4 ст. 1152 ГК РФ), следовательно, выморочное имущество признается принадлежащим публично-правовому образованию со дня открытия наследства при наступлении указанных в п. 1 ст. 1151 ГК РФ обстоятельств независимо от осведомленности об этом публично-правового образования и совершения им действий, направленных на учет такого имущества и оформление своего права.
Таким образом, принятие выморочного имущества в собственность публичных образований происходит в силу прямого указания закона. Суд считает необходимым определить момент возникновения права собственности муниципального образования на спорную квартиру - со дня открытия наследства, то есть с 24 ноября 2017 года.
Как разъяснено в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9, на основании п. 3 ст. 1151 ГК РФ, а также ст. 4 ФЗ от 26.11.2001 № 147-ФЗ "О введении в действие части третьей ГК РФ" впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени муниципальных образований выступают их соответствующие органы в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что, поскольку с момента смерти наследодателя Л. до настоящего времени никто из наследников не обратился за принятием наследства, и не имеется сведений о фактическом принятии ими наследства, то недвижимое имущество, оставшееся после его смерти (квартира), является выморочным и в силу закона переходит в собственность муниципального образования Апачинского сельского поселения Усть-Большерецкого района Камчатского края, которое должно отвечать за своевременную оплату жилищно-коммунальных услуг, независимо от того, что свидетельство о праве на наследство муниципальным образованием не получено.
Учитывая указанные нормы права, разъяснения по их применению, нахождение выморочного имущества в виде жилого помещения на территории муниципального образования, полномочия ответчика, отсутствие наследников, принявших наследство Лелекиной С.С., суд приходит к выводу о том, что жилое помещение унаследовано муниципальным образованием администрацией Апачинского сельского поселения Усть-Большерецкого муниципального района Камчатского края, от имени которого в указанных правоотношениях выступает ответчик.
Таким образом, принимая во внимание момент возникновения права собственности муниципального образования, суд приходит к выводу, что ответчик несет ответственность по образовавшейся задолженности перед истцом за период с 01.01.2019 по 29.02.2020.
Пунктами 1 и 2 статьи 153 ЖК РФ установлено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги; обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение; до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Согласно статье 154 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения и плату за коммунальные услуги.
Согласно представленному расчету с 01.01.2019 по 29.02.2020, по действующим в указанный период тарифам за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги жилому помещению, расположенному по адресу: <адрес> начислено 32245 рублей 64 копейки (л.д. 11, 12). Своевременно оплата за жилое помещение не вносилась, в связи с чем, образовалась указанная задолженность.
В соответствии со статьями 307, 310 ГК РФ должник обязан исполнить обязательства по договору надлежащим образом, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается, а кредитор имеет право в свою очередь требовать от должника исполнения своих обязательств.
С учетом изложенного, исходя из обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, принимая во внимание, что доказано право предъявления требования, обязанность ответчика по внесению платы за предоставленные услуги, а также наличие задолженности у ответчика и её размер, суд приходит к выводу, что заявленное требование подлежит удовлетворению в полном объеме в сумме 32245 рублей 64 копейки за период с 01.01.2019 по 29.02.2020.
Расчет задолженности, произведенный МКУ ЖКХ «Надежда», судом проверен, расценен в качестве правильного и принят во внимание.
Сведений об оплате задолженности, либо проживающих лицах в жилом помещении за указанный исковой период ответчик суду не представил.
Доказательств, подтверждающих предоставление услуг ненадлежащего качества или в меньшем объеме, суду не представлено.
Таким образом, суд считает заявленные требования о взыскании задолженности по оплате жилищных услуг подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ суд полагает необходимым взыскать с ответчика понесенные истцом расходы при подаче заявления о выдаче судебного приказа и искового заявления по оплате госпошлины пропорционально размеру удовлетворенных судом требований, в соответствии с положениями п/п 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ, в размере 1167 рублей 00 копеек (л.д. 29, 30).
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Муниципального казенного учреждения «Надежда» жилищно-коммунального хозяйства Усть-Большерецкого муниципального района к Апачинскому сельскому поселения, в лице администрации Апачинского сельского поселения Усть-Большерецкого муниципального района Камчатского края о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг - удовлетворить.
Взыскать с Апачинского сельского поселения, в лице администрации Апачинского сельского поселения Усть-Большерецкого муниципального района Камчатского края в пользу Муниципального казенного учреждения «Надежда» жилищно-коммунального хозяйства Усть-Большерецкого муниципального района задолженность за период с 01.01.2019 по 29.02.2020 в размере 32245 рублей 64 копейки и расходы по оплате государственной пошлины в размере 1167 рублей 00 копеек. Всего взыскать 33412 (тридцать три тысячи четыреста двенадцать) рублей 64 копейки.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Усть-Большерецкий районный суд в течение месяца.
Председательствующий судья А.А. Архипович