Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-48/2021 (2-721/2020;) ~ М-710/2020 от 25.11.2020

Дело №2-48/2021

10RS0013-01-2020-001338-60

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 января 2021 года                                                                                       город Петрозаводск

Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи                                                                             Т.В.Барановой,

при секретаре                                                                                                       А.Б. Галашовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Хлебосоловой В.А. к администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия о возложении обязанности предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда,

у с т а н о в и л:

Хлебосолова В.А. (далее также истец) обратилась в суд с исковым заявлением к администрации Прионежского муниципального района, Республики Карелия (далее также по тексту ответчик), в обоснование которого указала, что она состоит в списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, однако до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено, в отношении жилого помещения, ранее закрепленного за истцом, установлен факт невозможности проживания. Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просила обязать администрацию Прионежского муниципального района Республики Карелия предоставить ей жилое помещение из специализированного жилищного фонда.

В судебном заседании истец поддержала заявленные требования в полном объеме.

Представитель ответчика в судебном заседании признала требования и истца, о чеи представила письменное заявление, приобщенное в материалы дела.

Третье лицо Министерство социальной защиты Республики Карелия о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, просило о рассмотрении дела в отсутствие представителя, в материалы дела представлен отзыв относительно заявленных требований, в котором указываются сведения о нормативном регулировании по вопросу предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, об объеме денежных средств, предусмотренных Законом Республики Карелия от 19.12.2019 №2440-ЗРК «О бюджете Республики Карелия на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».

С учетом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующим выводам.

Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии с абзацем четвертым пункта 1 статьи 155.3 Семейного кодекса Российской Федерации дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц, в том числе если жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации (подпункт 2 пункта 4 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).

В соответствии со статьей 3.1. Закона Республики Карелия от 28.11.2005 №921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно обеспечиваются благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Правительством Республики Карелия.

В соответствии с Законом Республики Карелия от 21 октября 2011 года №1537-ЗРК «О некоторых вопросах деятельности органов опеки и попечительства в Республике Карелия» органы местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) (далее - органы местного самоуправления) принимают участие в формировании и ведении уполномоченным органом списка в порядке, установленном настоящим Законом. Указанные в части 1 настоящей статьи дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, которые приобрели полную дееспособность до достижения ими возраста 18 лет, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, если они не были включены в список в порядке, предусмотренном настоящей статьей, вправе обратиться с заявлением в орган местного самоуправления самостоятельно.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, истец Хлебосолова В.А., хх.хх.хх г. года рождения является лицом из числа детей-сирот, ее мать - ФИО12 являвшаяся одинокой матерью истца, была лишена родительских прав на основании заочного решения Прионежского районного суда Республики Карелия от 11.07.2016, вынесенного по гражданскому делу №2-293/2007.

Постановлением администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия от 19.04.2017 №451 установлен факт невозможности проживания Хлебосоловой В.А. в ранее занимаемом жилом помещении, расположенному по адресу: ... общей площадью 64 кв.м., в том числе жилой - 42 кв.м., где зарегистрированы 7 человек, в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения, приходящейся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы жилого помещения.

На основании приказа Министерства социальной защиты Республики Карелия от 04.05.2018 №272-П Хлебосолова В.А. включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилым помещением по договорам социального найма за счет средств субвенций из бюджета Республики Карелия.

До настоящего времени жилым помещением в установленном порядке истец не обеспечена.

Согласно сведениям, представленным Управлением Росреестра по Республике Карелия по запросу суда, Хлебосолова В.А. является собственником 1/4 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: ...

Сособственниками вышеуказанной квартиры наряду с истцом также являются: ФИО13 (1/4 доля), ФИО14. (1/4 доля), ФИО15. (1/4 доля).

Из правоустанавливающих документов на данное жилое помещение следует, что истец стала собственником 1/4 доли в праве собственности на квартиру наряду с ФИО16., ФИО17, ФИО18 на основании договора купли-продажи жилого помещения от 17.05.2014, заключенного между ФИО19 (матерью истца) и ФИО20. На момент совершения указанной сделки истец находилась в несовершеннолетним возрасте, при этом квартира была приобретена за счет средств материнского капитала.

Из устных объяснений истца следует, что ей не было известно о том, что она является сособственником вышеуказанного жилого помещения, доступа в квартиру у нее в настоящее время не имеется, она там не проживает, кто живет в квартире ей неизвестно.

Согласно справке о регистрации, представленной по запросу суда администрацией Шуйского сельского поселения от 30.12.2020, в жилом помещении, расположенном по адресу: ФИО21, постоянно зарегистрировано четыре человека: ФИО22 ФИО23 ФИО24., ФИО25.

Судом установлено, что постановлением Администрации Прионежского муниципального района от 30.12.2016 № 1395 жилой дом, расположенный по адресу: ... признан аварийным и подлежащим сносу.

В соответствии с пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ проживание детей-сирот и лиц из числа детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:

1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:

лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 ЖК РФ);

страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;

2) жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством;

3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.

По смыслу действующего законодательства наличие хотя бы одного из приведенных обстоятельств является основанием для однократного предоставления детям-сиротам и лицам из их числа благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Следовательно, дети-сироты и лица из числа детей-сирот имеют право на обеспечение жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признано невозможным при установлении любого из обстоятельств, с наличием которых законодательство Российской Федерации или субъекта Российской Федерации связывает указанный факт.

Указанная правовая позиция также нашла закрепление и в правоприменительной практике (п. 2 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями", утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020).

Исходя из установленных по делу обстоятельств, а также с учетом применения вышеуказанных правовых норм, суд приходит к выводу, что, поскольку жилое помещение, сособственником которого является истец в установленном порядке признано аварийным, при этом какое-либо жилое помещение на условиях договора социального найма истцу не представлено взамен аварийного жилого помещения, истец обладает правом на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда.

Кроме того, согласно п. 4 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020) дети-сироты и лица из числа детей-сирот, обеспеченные жилым помещением менее учетной нормы площади жилого помещения, не могут быть исключены из списка детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.

Как указывалось выше, на основании приказа Министерства социальной защиты Республики Карелия от 04.05.2018 №272-П Хлебосолова В.А. включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилым помещением по договорам социального найма за счет средств субвенций из бюджета Республики Карелия. Указанный приказ является действующим, сведений об его отмене в установленном порядке суду не представлено.

В соответствии с Постановлением Администрации Прионежского муниципального района от 12.05.2016 №466 на территории Прионежского муниципального района учетная норма площади жилого помещения, являющаяся минимальным размером площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, составляет 10 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

Общая площадь жилого помещения, расположенного по адресу: ..., составляет 50,8 кв.м.

С учетом того, что в спорной квартире постоянно зарегистрированы ФИО26 ФИО27, ФИО28., ФИО29., а собственниками жилого помещения являются Хлебосолова В.А., ФИО31., ФИО32., ФИО33 то учитывая всех зарегистрированных лиц, а также сособственников, суд приходит к выводу, что на каждого из них приходится менее учетной нормы площади жилого помещения.

Следовательно, поскольку Хлебосолова В.А., являясь лицом из числа детей-сирот, обеспечена жилым помещением менее учетной нормы площади жилого помещения, то в силу и этого основания она обладает правом на предоставление ей жилого помещения специализированного жилищного фонда.

При этом, учитывая, что сособственником жилого помещения является ФИО34., лишенная в отношении Хлебосоловой В.А. родительских прав, то одновременная реализации истцом и ее матерью прав собственников жилого помещения в виде проживания в спорной квартире приведет к возникновению противоречий интересов указанных лиц в силу положения подпункта 1 пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ.

Таким образом, из материалов гражданского дела следует, что Хлебосолова В.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированным жилым помещением.

Исходя из положений ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предоставление жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом от времени постановки на учет, от включения в список, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.

Действующее законодательство не содержат указания и на срок предоставления данной категории граждан специализированных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения, что предполагает возможность осуществления такого права незамедлительно после его возникновения.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Представитель ответчика требования истца признала, что само по себе, в силу положений ст. 173 ГПК РФ, является основанием для удовлетворения требований истца.

В силу этого суд считает необходимым возложить на администрацию Прионежского муниципального района Республики Карелия обязанность предоставить Хлебосоловой В.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда площадью не ниже нормы предоставления, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по договору найма специализированного жилого помещения на территории Прионежского муниципального района Республики Карелия.

В соответствии со ст.98 ГПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение настоящего дела подлежат отнесению на ответчика.

Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 173, 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования Хлебосоловой В.А. к администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия о возложении обязанности предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда удовлетворить.

Обязать администрацию Прионежского муниципального района Республики Карелия предоставить Хлебосоловой В.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда площадью не ниже нормы предоставления, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по договору найма специализированного жилого помещения на территории Прионежского муниципального района Республики Карелия.

Взыскать с администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия в пользу Хлебосоловой В.А. расходы по оплате государственной пошлины в сумме 150 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Прионежский районный суд Республики Карелия путем подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                                                          Т.В.Баранова

Мотивированное решение изготовлено 14.01.2021.

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

2-48/2021 (2-721/2020;) ~ М-710/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Хлебосолова Валентина Анатольевна
Ответчики
Администрация Прионежского муниципального района
Другие
Министерство социальной защиты Республики Карелия
Суд
Прионежский районный суд Республики Карелия
Судья
Баранова Татьяна Владимировна
Дело на странице суда
prionezhsky--kar.sudrf.ru
25.11.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.11.2020Передача материалов судье
30.11.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.11.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.11.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.12.2020Судебное заседание
12.01.2021Судебное заседание
14.01.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.01.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.02.2021Дело оформлено
18.02.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее