Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-214/2024 (2-3293/2023;) ~ М-2734/2023 от 24.10.2023

УИД № 57RS0022-01-2023-003252-86          Производство № 2-214/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 февраля 2024 г.      г. Орел

Заводской районный суд г. Орла в составе

председательствующего судьи Настепанина В.Н.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Тихоновой А.С.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Серегиной Татьяны Олеговны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС,

установил:

Серегина Т.О. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В обоснование заявленных требований указала, что 02.06.2023 обратилась в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации с заявлением о досрочном назначении пенсии в связи с проживанием на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в период катастрофы на Чернобыльской АЭС, поскольку в период с апреля по июль 1986 она проживала и была зарегистрирована в населенном пункте – (адрес обезличен).

Однако ответчиком в досрочном назначении пенсии было отказано, поскольку период проживания на загрязненной территории на дату обращения был определен в размере 7 месяцев 14 дней, что не дает право на снижение пенсионного возраста.

Ссылаясь, что в период с апреля по июль 1986 года проживала на территории подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также что Плодово-ягодная станция расположена в пределах территории д. Жилина, истец Серегина Т.О., просила суд признать за ней право на досрочное назначение пенсии в соответствии со статьей 34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с учетом снижения пенсионного возраста на 1 года, обязать ответчика назначить и производить ей выплату пенсии с момента возникновения права, а именно с 29.06.2023.

В судебном заседании истец Серегина Т.О. заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика – Харченко Е.В. против удовлетворения исковых требований возражала, ссылаясь на правомерность отказа в досрочном назначении истцу страховой пенсии по старости, поскольку факт регистрации в д. Жилино Орловского района Орловской области не подтверждается регистрацией, а также пояснила что населенный пункт с наименованием Плодово-ягодная станция не поименован соответствующими перечнями, ввиду этого права на уменьшение возраста на один год в связи с проживанием на загрязненной территории истец не имеет.

Выслушав объяснения участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Исходя из положений ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом; государственные пенсии устанавливаются законом.

Основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения регламентированы Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 4 указанного Федерального закона право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане, пострадавшие в результате радиационных техногенных катастроф.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Общие условия пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, установлены в ст. 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ) (далее – Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1), согласно которой гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях») по состоянию на 31.12.2018, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону «О страховых пенсиях». Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях», или Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации») при наличии трудового стажа не менее 5 лет.

Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости – 10 лет).

Применительно к ст. 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ) следует учитывать статью 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31.12.2018, в соответствии с которой право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В силу п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Согласно статье 34 приведенного выше Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 гражданам, постоянно проживающим на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

При этом в соответствии с примечанием к статье 35 указанного Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 данного Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30.06.1986, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

Статьей 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 166-ФЗ также предусмотрено снижение общеустановленного пенсионного возраста в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения.

В Перечне населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 28.12.1991 № 237-р, действовавшем до 01.02.1998, в перечне, установленном Постановлением Правительством РФ от 18.12.1997 № 1582, действующем с 01.02.1998, а также в перечне, действующем с 21.10.2015, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 1074 от 08.10.2015, указан населенный пункт – д. Жилина, Орловского района, Орловской области, как зона проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС с 26.04.1986 по настоящее время, а населенный пункт с наименованием Плодово-ягодная станция не поименован.

В пункте 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В силу частей 1, 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Таким образом, из указанной нормы следует, что данная форма учета граждан в пределах Российской Федерации носит уведомительный характер, а отсутствие у гражданина регистрации по месту жительства не может являться основанием для ограничения его прав, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Как видно из материалов дела, Серегина Т.О. 02.06.2023 обратилась в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации с заявлением о назначении пенсии со снижением общепринятого пенсионного возраста в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом на момент катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Решением пенсионного органа от 07.06.2023 № 23000006323/107039/23 в установлении Серегиной Т.О. пенсии по старости, предусмотренной Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1, было отказано в связи с отсутствием права.

Принятое решение об отказе Серегина Т.О. в досрочном назначении пенсии по старости с учетом снижения общеустановленного пенсионного возраста мотивировано тем, что период проживания заявителя с 26.04.1986 по 16.02.1990 не подтвержден регистрацией по месту жительства.

Проверяя доводы истца, судом установлено, что в соответствии с паспортом гражданина Российской Федерации истец Серегина Т.О., 29.06.1969 года рождения, с 14.04.1990 по настоящее время зарегистрирована в г. Орле. Сведения о предыдущих местах регистрации истца в паспорте отсутствуют.

Вместе с тем, согласно справкам администрации Орловского муниципального округа Неполодское территориальное управление от 18.01.2024 № 3-2/331, выданным на основании архивной поквартирной карточки, истец Серегина (Силаева) Т.О. в период с 12.12.1985 по 14.08.1987 и с 11.03.1988 по 16.02.1990 была зарегистрирована по адресу: (адрес обезличен). С 26.04.1986 по настоящее время указанная территория относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Как следует из представленной в материалы дела выписки из похозяйственной книги № 21 по населенному пункту (адрес обезличен) за 1986-1990 гг. Серегина (до брака - Силаева) Т.О. значилась в хозяйстве своей матери ФИО4, имеется отметка о временном убытии с 14.08.1987 по 11.03.1988 в г. Москву.

При этом содержащиеся в указанной выписки из похозяйственной книги сведения о регистрации истца по месту жительства в Плодово-ягодной станции стороной ответчика не оспаривались.

Однако то обстоятельство, что Плодово-ягодная станция и д. Жилина является одной и той же территорией и одним населенным пунктом, расположенным в границах Неполодского сельского поселения Орловского района, Орловской области, подтверждается ответом администрации Орловского муниципального округа Неполодское территориальное управление от 18.01.2024 № 3-2/31, из которого следует, что административного образования «Плодово-ягодная станция» в Неполодском сельском поселении нет и не было. В связи с тем, что жилой фонд с 1982 по 2002 гг. находился на балансе Орловской зональной плодово-ягодной опытной станции и жилье предоставлялось работникам станции, в документах появлялись не корректные записи о месте регистрации граждан по месту жительства. Орловская зональная плодово-ягодная опытная станция находилась в границах населенного пункта д. Жилина Орловского района Орловской области. На основании административно-территориального деления Орловской области на 01.01.1976 в границах Неполодского сельского поселения был населенный пункт д. Жилина.

Согласно муниципально-территориальному устройству Орловского района, территория района делится на 265 населенных пунктов в составе 16 сельских поселений, при этом населенный пункт «Плодово-ягодная станция» не значится в составе Орловского района, в то время, как существует населенный пункт д. Жилина Орловского района, Орловской области.

Кроме того, в соответствии со справочником административно-территориального деления Орловской области на 01.01.1976 (адрес обезличен) входила в состав (информация скрыта), а населенный пункт с наименованием Плодово-ягодная станция не был поименован.

Допрошенные в качестве свидетелей ФИО5, ФИО6 и ФИО7 в судебном заседании пояснили, что Серегина Т.О. в период с апреля по июль на 1986 г. проживала по адресу (адрес обезличен).

Вышеприведенные показания свидетелей, предупрежденных об уголовной ответственности за дачу ложных показаний, оцененные в совокупности с иными доказательствами по делу, суд полагает достоверными и допустимыми, в связи с чем принимает их во внимание как не противоречащие обстоятельствам дела и иным собранным по делу доказательствам.

Оснований не доверять показаниям данных свидетелей у суда не имеется, поскольку они логичны, последовательны, указывают на одни и те же факты и объективно согласуются с письменными материалами дела.

Таким образом, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что Серегиной Т.О. представлены достаточные и допустимые доказательства, подтверждающие факт ее постоянного проживания в период апреля по июль 1986 именно в населенном пункте д. Жилина Орловского района Орловской области, территория которого с 26.04.1986 по настоящее время относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Учитывая, что Серегина Т.О. в оспариваемый период постоянно проживала в населенном пункте, относящемся к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, суд считает, что она в совокупности с неоспариваемым пенсионным органом периода регистрации имеет право на назначение пенсии с учетом снижения пенсионного возраста в общей сложности на 1 года в соответствии со статьей 34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

В силу ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Как следует из представленных суду документов, у Серегина Т.О. право на досрочную пенсию с учетом уменьшения пенсионного возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», на 1 год возникло с момента достижения возраста 54 лет, то есть с 29.06.2023, а обращение за назначением пенсии имело место до указанной даты, соответственно, пенсия должна быть назначена ей со дня возникновения права.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Серегиной Татьяны Олеговны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС – удовлетворить.

Признать за Серегиной Татьяной Олеговной право на назначение пенсии в соответствии со ст. 34, 35 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с учетом снижения возраста выхода на пенсию на 1 (один) год.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области назначить и производить выплату пенсии Серегиной Татьяне Олеговне с 29.06.2023.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд г. Орла в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного текста решения.

Решение в окончательной форме изготовлено 12 февраля 2024 г.

Судья В.Н. Настепанин

2-214/2024 (2-3293/2023;) ~ М-2734/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Серегина Татьяна Олеговна
Ответчики
Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по Орловской области
Суд
Заводской районный суд г. Орла
Судья
Настепанин Виктор Николаевич
Дело на странице суда
zavodskoy--orl.sudrf.ru
24.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.10.2023Передача материалов судье
25.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.10.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
14.11.2023Предварительное судебное заседание
30.11.2023Предварительное судебное заседание
18.12.2023Предварительное судебное заседание
16.01.2024Судебное заседание
05.02.2024Судебное заседание
12.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.02.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее