Дело №
№
Заочное РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 мая 2023 года г. Заозерный
Рыбинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи – Гаджиевой Л.Ф.,
при секретаре Влажиной О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению КГКУ «Управление социальной защиты населения» к Калашниковой Оксане Александровне о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
КГКУ «Управление социальной защиты населения» обратилось в суд с иском к Калашниковой О.А. о взыскании суммы государственной социальной помощи. Требования мотивированы тем, что на основании заявления Калашниковой О.А. о назначении государственной социальной помощи по мероприятию «По осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности» (деятельность по выпечке и реализации хлебобулочных изделий) с Калашниковой О.А. заключен социальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ № сроком на 12 месяцев. Согласно социальному контракту Калашниковой О.А. предоставлена единовременная денежная выплата в размере <данные изъяты> рублей для осуществления деятельности, приносящей доход. Согласно разработанной программы социальной адаптации Получателю необходимо было выполнить мероприятия с установленным сроком исполнения и целевым расходованием денежных средств на приобретение оборудования, заявленного Получателем. Калашниковой О.А. ДД.ММ.ГГГГ был предоставлен отчет о выполнении мероприятий за март 2022 г. в ТО по Рыбинскому району лично. В отчете предоставлена информация о выполнении перечня мероприятий. Все оборудование и материальные запасы были приобретены в полном объеме и по целевому назначению, что подтверждено Получателем представленными документами. Далее Получатель ежемесячно предоставляла отчет о выполнении мероприятий без нарушений сроков предоставления отчетности. ДД.ММ.ГГГГ ТО КГКУ «УСЗН» по Рыбинскому району по адресу: <адрес> (жилое помещение, где осуществляется деятельность, приносящая доход) было произведено комиссионное обследование с целью проверки целевого использования оборудования, приобретенного за счет средств единовременной денежной выплаты на основании социального контракта. В ходе обследования выявлено, что отсутствует кухонное оборудование, <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ принято решение № о прекращении оказания Калашниковой О.А. государственной социальной помощи и досрочного расторжения социального контракта от ДД.ММ.ГГГГ № в одностороннем порядке. ДД.ММ.ГГГГ Калашниковой О.А. направлено уведомление о прекращении оказания государственной помощи, уведомление о переплате и возврате полученных денежных средств в размере 174 357,50 рублей, однако до настоящего времени денежные средства на расчетный счет КГКУ «УСЗН» от ответчика, не поступили. Просят взыскать с Калашниковой О.А. незаконно полученную сумму государственной социальной помощи на основе социального контракта в размере 174 357,50 рублей, расходы по оплате госпошлины в размере 4 687,15 рублей.
В судебное заседание представитель истца КГКУ «Управление социальной защиты населения» не явилась, о дате и времени судебного заседания извещался своевременно и надлежащим образом.
Ответчик Калашникова О.А. не явилась о дате и времени судебного заседания извещалась своевременно и надлежащим образом.
Судом принято решение о рассмотрении дела в порядке заочного производства в соответствии с главой 22 ГПК РФ.
Исследовав материалы дела, суд приходит следующим выводам.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.
В Гражданском кодексе Российской Федерации такой вид договоров как социальный контракт по оказанию государственной помощи не поименован. Однако, возможность заключения подобного договора вытекает из бюджетного законодательства.
В части 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Следовательно, указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации и подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, являются вопросами совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно постановлению Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 507-п «Об утверждении государственной программы Красноярского края «Развитие системы социальной поддержки граждан» государственная программа включает подпрограмму «Повышение качества жизни отдельных категорий граждан, степени их социальной защищенности» (далее - Подпрограмма). Мероприятия Подпрограммы направлены на исполнение принятых публичных нормативных обязательств по социальной поддержке отдельных категорий граждан, создание условий для повышения качества жизни отдельных категорий граждан, степени их социальной защищенности. Перечень мероприятий подпрограммы приведен в приложении № 2 к Подпрограмме.
В соответствии с Постановлением мероприятие 2.13 перечня мероприятий предусматривает оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан и осуществляется в Порядке назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан, приведенном в приложении №11 к подпрограмме. Порядок назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан (далее - Порядок) устанавливает механизм назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее - государственная помощь) отдельным категориям граждан, проживающим на территории Красноярского края.
В соответствии с пунктом 2 Порядка право на получение государственной помощи имеют проживающие на территории Красноярского края малоимущие одиноко проживающие граждане, малоимущие семьи и иные категории граждан, предусмотренные частью 1 статьи 8.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствии с Законом Красноярского края от 19.11.2020 № 10-4371 «О порядке определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина в Красноярском крае». Уполномоченное учреждение заключает социальный контракт с малоимущим одиноко проживающим гражданином, малоимущей семьей на срок не более чем на 12 месяцев - в случае, если программа социальной адаптации предусматривает мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности или ведению личного подсобного хозяйства. Программа социальной адаптации устанавливается на срок действия социального контракта (Пункт 7 Порядка). Малоимущий одиноко проживающий гражданин, один из совершеннолетних дееспособных членов малоимущей семьи, представивший заявление о назначении государственной помощи в соответствии с пунктом 14 Порядка от имени своей семьи (далее - заявитель), может заключить социальный контракт, к которому прилагается программа социальной адаптации, предусматривающая мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности (Пункт 8 Порядка).
На основании пункта 10 Порядка при реализации мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности заявителю предоставляется единовременная денежная выплата в размере не более 250 000 рублей. Размер единовременной денежной выплаты определяется на основании документов, подтверждающих планируемые расходные обязательства в период срока действия социального контракта.
Пунктом 27 Порядка установлено, что уполномоченное учреждение осуществляет ежемесячный контроль за выполнением получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом, а также контроль за целевым использованием денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта.
В соответствии с пунктом 28 Порядка получатель ежемесячно до 15-го числа месяца, следующего за отчетным, представляет в уполномоченное учреждение лично, посредством почтового отправления либо в электронной форме на официальный адрес электронной почты уполномоченного учреждения отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, по форме согласно приложению № к форме социального контракта. Основанием для отказа в предоставлении ежемесячной денежной выплаты является невыполнение получателем мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации (за исключением случая наличия уважительных причин, препятствующих выполнению получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом, установленных в пункте 34 Порядка).
В силу пункта 35 Порядка уполномоченное учреждение принимает решение о прекращении оказания государственной помощи и досрочном расторжении социального контракта в течение 10 дней со дня установления непредоставления получателем ежемесячного отчета о выполнении мероприятий, предусмотренным социальным контрактом и программой социальной адаптации.
На основании пунктом 36 Порядка получатель обязан извещать уполномоченное учреждение об обстоятельствах, влекущих прекращение оказания государственной помощи и досрочное расторжение социального контракта, указанных в подпунктах 2 - 4, 7 - 10, 12, 13 пункта 35 Порядка, а также об изменениях, являвшихся основанием для принятия решения о назначении либо продолжения оказания ему (его семье) государственной помощи, сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение 2 недель со дня наступления указанных обстоятельств (изменений). Соответствующее извещение представляется получателем с приложением подтверждающих документов лично (непосредственно в уполномоченное учреждение) либо направляется почтовым отправлением с уведомлением о вручении и описью вложения или в электронной форме на официальный адрес электронной почты уполномоченного учреждения.
В пункте 38 Порядка указано, что денежные средства, излишне выплаченные получателю вследствие его злоупотребления (представление документов с заведомо неполными и (или) недостоверными сведениями, сокрытие данных или несвоевременное извещение об изменении сведений, являвшихся основанием для принятия решения о назначении или продолжения оказания ему (его семье) государственной помощи либо наступления обстоятельств, влекущих прекращение оказания ему (его семье) государственной помощи и досрочное расторжение социального контракта), возмещаются им добровольно в течение 30 дней со дня получения от уполномоченного учреждения уведомления о принятом решении о прекращении оказания государственной помощи, а в случае отказа от добровольного возврата средств истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между КГКУ «Управление социальной защиты населения» и Калашниковой О.А. заключен социальный контракт №, согласно которому ответчику предоставлена государственная помощь в размере <данные изъяты>
Денежные средства переведены на расчетный счет Калашниковой О.А. №в ПАО <данные изъяты>.
В силу подп. 13 п. 4.1 социального контракта заявитель обязан представлять ежемесячно до 15 числа месяца, следующего за отчетным в Управление лично, посредством почтового отправления либо направления в электронной форме на официальный адрес электронной почты Управления отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, по форме согласно приложения № 2 к форме социального контракта.
На основании подп. 5 п. 3.2.2 социального контракта КГКУ «Управление социальной защиты населения» имеет право принять решение о прекращении оказания государственной помощи и досрочном расторжении социального контракта в одностороннем порядке в течение 10 дней со дня невыполнения получателем мероприятий, предусмотренных настоящим социальным контрактом и программой социальной адаптации, в полном объеме в установленные сроки.
Пунктом 6.1 социального контракта ответственность сторон за нарушение взятых по настоящему контракту обязательств наступает в соответствии с действующим законодательством.
ДД.ММ.ГГГГ Калашниковой О.А. был предоставлен в КГКУ «Управление социальной защиты населения» отчет о выполнении мероприятий за ДД.ММ.ГГГГ. В отчете предоставлена информация о выполнении перечня мероприятий, с предоставлением подтверждающих документов.
ДД.ММ.ГГГГ составлен акт № проверки сведений, указанных в отчетах о выполнении обязательств, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, согласно которому по адресу: <адрес> (жилой дом) осуществлена проверка у Калашниковой О.А. <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ Территориальным отделением КГКУ «УСЗН» по Рыбинскому району Красноярского края принято решение о прекращении оказания Калашниковой О.А. государственной социальной помощи и досрочном расторжении социального контракта, в связи с использованием денежных средств, предоставленных получателю (его семье), не по целевому назначению.
Так, ответчик Калашникова О.А. в нарушение п. 4.1 социального контракта использовала предоставленные денежные средства не по целевому назначению, не представила документы, подтверждающие уважительные причины, препятствующие выполнению ею обязательств, предусмотренных социальным контрактом.
Оценив по правилам ст. 67 ГПК РФ представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд находит подлежащими удовлетворению требования КГКУ «Управление социальной защиты населения» о взыскании с Калашниковой О.А. незаконно полученной суммы государственной социальной помощи в размере 174 357,50 рублей, поскольку последняя при заключении социального контракта была предупреждена об ответственности за нарушение обязательств, использовала предоставленные денежные средства не по целевому назначению, не представила документы, подтверждающие уважительные причины, препятствующие выполнению ею обязательств, предусмотренных социальным контрактом.
Поскольку ответчик Калашникова О.А. нарушила условия предоставления государственной помощи, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию сумма вышеуказанной государственной социальной помощи в размере 174 357,50 рублей.
Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально удовлетворенным требованиям. В связи с чем, суд считает необходимым взыскать с Калашниковой О.А. возврат государственной пошлины в пользу истца в размере 4 687,15 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░» <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 174 357,50 ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 4 687,15 ░░░., ░ ░░░░░ 179 044,65 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░
<░░░░░░ ░░░░░░>