Судебный акт #1 (Определение) по делу № 5-36/2020 от 21.04.2020

Дело №5-36(1)/2020

64RS0034-01-2020-000469-10

22.04.2020 г.                                                                       п. Дубки ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья Саратовского районного суда (1) Саратовской области - Иванов М.В.,

рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, возбужденного участковым уполномоченным полиции МО МВД России «Саратовский» Саратовской области в отношении Ратке В.Ю.,

установил:

В Саратовский районный суд Саратовской области поступил протокол об административном правонарушении и приложенные к нему материалы в отношении Ратке В.Ю., привлекаемой к ответственности по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.

В соответствии с требованиями ст. 29.4 КоАП РФ, при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешается ряд вопросов, по которым в случае необходимости выносится определение, в том числе: о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.

Исследовав представленные материалы дела, усматриваю основания для применения положений п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии с п. 4 постановления Пленума ВС РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", существенным недостатком протокола, влекущим его возвращение в порядке ст. 29.4 КоАП РФ, является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении

В силу требований ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, в протоколе об административном правонарушении, помимо прочего, указываются сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, событие административного правонарушения, а также иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Соблюдение санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункты 1.3, 2.6, 2.7, 10.1, 13.1 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», утвержденных постановлением Врио Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. № 65).

Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, выражается в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 названного кодекса.

Граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, в числе прочего, и за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

В развитие указанных положений законодательства Российской Федерации принято постановление Правительства Саратовской области от 26.03.2020 г. №208-П «О введении ограничительных мероприятий в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции (COVID-19)» (с последующими изменениями). Различные пункты этого постановления регламентируют деятельность учреждений, организаций и предприятий, а также отдельные аспекты поведения граждан в период таких мероприятий.

По мнению административного органа, возбудившего настоящее дело об административном правонарушении, незаконные действия, влекущие ответственность по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, выразились в том, что Ратке В.Ю. осуществляла торговую деятельность без маски защиты органов дыхания в нарушение постановления Правительства Саратовской области от 26.03.2020 г. №208-П «О введении ограничительных мероприятий в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции (COVID-19)», а также указа Президента РФ №239 от 02.04.2020 г.

Диспозиция ст. 20.6.1 КоАП РФ носит бланкетный характер и требует при описании события административного правонарушения указания (отсылки) на конкретные пункты правил поведения при введении режима повышенной готовности, требования которых субъектом административного правонарушения не выполняются либо нарушаются.

Однако, ни один из указанных в протоколе об административном правонарушении нормативно-правовых актов не содержит положений, каким-либо образом регламентирующих обязанность работников предприятий или иных лиц, реализующих товары, оказывающих услуги населению пользоваться при этом средствами индивидуальной защиты, в том числе и масками.

При таких обстоятельствах, протокол об административном правонарушении в отношении Ратке В.Ю., в нарушение ст. 28.2 КоАП РФ, содержит неполное описание события предполагаемого административного правонарушения, что препятствует рассмотрению дела по существу, в связи с неконкретизацией вменяемого лицу правонарушения и нарушением права на защиту последнего, гарантированного ему ст. 25.1 КоАП РФ.

Кроме того, примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ предусмотрена возможность привлечения совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководителей и других работников коммерческих и иных организаций к административной ответственности в качестве должностных лиц.

Постановлением Главного государственного санитарного врача по Саратовской области от 10.04.2020 г. №4 предусмотрена обязанность обеспечения всех работников средствами индивидуальной защиты, в том числе и масками многоразового или одноразового использования из расчета не менее 2 штук в смену, а также обязанность осуществления контроля за их применением (п. 2.6.). Однако, такая обязанность возложена этим нормативно-правовым актом на руководителей предприятий и организаций, а не на самих работников.

Таким образом, из положений указанных норм следует, что субъектом административного правонарушения может быть именно руководитель предприятия или организации. Привлечение к административной ответственности работника в рассматриваемом случае является некорректным и административным органом никоим образом не мотивировано. Более того, санкция ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в числе прочих, предусматривает в качестве субъектов административной ответственности как граждан, так и должностных лиц, а также лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Ни из протокола об административном правонарушении, ни из других материалов дела не усматривается: в качестве какого именно из этих субъектов привлекается к ответственности Ратке В.Ю. (выполняла ли трудовые либо должностные обязанности в коммерческой или иной организации, являлась ли индивидуальным предпринимателем или его сотрудником, самозанятым гражданином и т.д.).

В то же время, именно руководитель может быть надлежащим субъектом рассматриваемого правонарушения.

Указанные обстоятельства также препятствуют рассмотрению настоящего дела судом и в данном случае нарушают требования к протоколу об административном правонарушении, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ о необходимости полного указания сведений о лице, в отношении которого возбуждено дело.

Помимо прочего, такие обстоятельства влекут необходимость соблюдения в отношении руководителей требований ст. 28.2, 25.15 КоАП РФ, согласно которым необходимо извещать и обеспечивать возможность участия при составлении протокола об административном правонарушении самого должностного лица.

Учитывая изложенное, судья усматривает препятствия для рассмотрения дела по существу и возвращает протокол об административном правонарушении и другие приложенные к нему материалы в МО МВД России «Саратовский» Саратовской области для устранения указных в настоящем определении недостатков.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. 29.4 КоАП РФ, судья

определил:

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 1 ░░. 20.6.1 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░., ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ 10-░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░.

░░░░░: ░░░░░░░

░░░░░ ░░░░░

░░░░░

░░░░░░░░░

5-36/2020

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено определение о возвращении протокола об АП и др. материалов дела в орган, долж. лицу ... в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, ...
Ответчики
Ратке Вера Юрьевна
Суд
Саратовский районный суд Саратовской области
Судья
Иванов Максим Вячеславович
Дело на сайте суда
saratovsky--sar.sudrf.ru
21.04.2020Передача дела судье
22.04.2020Подготовка дела к рассмотрению

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее