Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-9730/2019 от 23.07.2019

Судья: Навроцкая Н.А. Гр.д.№33-9730/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 августа 2019 года г. Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего – Емелина А.В.,

судей – Ивановой Е.Н., Вачковой И.Г.,

с участием прокурора – Слива Г.Ю.,

при секретаре – Ивановой О.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам Самарского областного Фонда жилья и ипотеки, Янаевой Т.А. на решение Советского районного суда г. Самара от 17 мая 2019 года, которым постановлено:

«Исковые требования Самарского областного Фонда жилья и ипотеки к Янаевой Т.А. о прекращении права пользования Янаевой Т.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р. и членов ее семьи жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>; выселении ЯнаевойТатьяны Александровны, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и членов ее семьи из незаконно занимаемого ими жилого помещения, принадлежащего СОФЖИ, расположенного по адресу: <адрес>; освобождении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, от имущества Янаевой Т.А. и членов ее семьи оставить без удовлетворения.

Встречные исковые требования Янаевой Т.А., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО2 к Самарскому областному Фонду жилья и ипотеки, Департаменту управления имуществом г.о. Самара о признании договора безвозмездного пользования жилым помещением от 03.08.2015, заключенный между Янаевой Т.А. и СОФЖИ действующим, обязании СОФЖИ передать в муниципальную собственность, Департаменту жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, Департаменту принять жилое помещение расположенного по адресу: <адрес>, в муниципальную собственность, признании за Янаевой Т.А., ФИО2 право пользования квартирой <адрес> в <адрес> - оставить без удовлетворения».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Емелина А.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Самарский областной Фонд жилья и ипотеки обратился в суд с иском к Янаевой Т.А. о выселении из жилого помещения. В обоснование заявленных требований указано, что СОФЖИ является собственником жилого помещения расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый .

По договору безвозмездного пользования жилым помещением от 03.08.2015 жилое помещение было предоставлено Ответчику в пользование. Согласно п. 5.1. Договора «Настоящий договор прекращает свое действие в момент передачи жилого помещения в Муниципальную собственность г.о. Самара, или в момент расторжения в порядке, предусмотренном действующим законодательством».

26.09.2018 Фонд нарочно вручил Ответчику уведомление о расторжении Договора указав в нем о необходимости освобождения жилого помещения в течении 1 месяца с момента получения указанного уведомления.

26.10.2018 Договор был расторгнут.

По состоянию на 15.01.2019 Ответчик и члены его семьи добровольно не выселились из занимаемого жилого помещения.

Основываясь на вышеизложенном, истец просил прекратить право пользования Янаевой Т.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р. и членов её семьи жилым помещением расположенным по адресу: <адрес>; выселить Янаеву Т.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р. и членов её семьи из незаконно занимаемого ими жилого помещения, принадлежащего Самарскому областному фонду жилья и ипотеки, расположенного по адресу <адрес>; освободить жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> от имущества Янаевой Т.А. ДД.ММ.ГГГГ р. и членов её семьи; расходы по оплате государственной пошлины и судебные издержки, понесенные СОФЖИ, возложить на ответчика.

Янаева Т.А., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО2, обратилась в суд с иском к Самарскому областному фонду жилья и ипотеки о признании права пользования жилым помещением. В обоснование исковых требований указала, что истец и ее несовершеннолетняя дочь ФИО2, проживали в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>. Распоряжением Первого заместителя главы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ дом был признан аварийным и подлежащим сносу. Процессом расселения из аварийного дома, в целях реализации мероприятий, предусмотренных государственной программой Самарской области «Развитие жилищного строительства в Самарской области» до 2020 года, утвержденной Постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2013 года, № 684, занимался Самарский областной фонд жилья и ипотеки.

03.08.2015 года ей и ее несовершеннолетней дочери ФИО2, по договору безвозмездного пользования жилым помещением № б/н, от 03.08.2015г, было предоставлено во временное безвозмездное пользование жилое помещение - квартира, расположенная по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенная на <данные изъяты> этаже жилого дома, кадастровый номер квартиры: Обязательным условием предоставления квартиры явилось оплата 240 000 рублей в качестве задатка с целью дальнейшего оформления перехода права собственности на указанную квартиру на ее имя. Денежные средства были переданы в присутствии директора СОФЖИ ФИО9 по соглашению о задатке от ДД.ММ.ГГГГ.

Вопреки условиям соглашения, квартира, расположенная по адресу: <адрес>, (до окончания срока действия соглашения о задатке – 15.12.2014г) была приобретена в собственность Самарского Областного фонда жилья и ипотеки на основании договора купли-продажи от 11.12.2014 года. Уплаченные денежные средства в размере 240000 рублей истцу не возвращены. Вместо этого ей предложили заключить договор безвозмездного пользования жилым помещением № б/н, от 03.08.2015г. ДД.ММ.ГГГГ ей было вручено уведомление о расторжении договора безвозмездного пользования и освобождении в месячный срок занимаемого ей жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Считает уведомление СОФЖИ о расторжении договора не законным и не обоснованным и не подлежащим исполнению. Она вселилась в квартиру на основании договора безвозмездного пользования жилым помещением № б/г от 03.08.2015г., постоянно проживает в нем с 03.08.2015 по настоящее время плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносит своевременно. Других жилых помещений у нее не имеется.

В связи с изложенным, с учетом неоднократного уточнения исковых требований, Янаева Т.А. просила суд признать договор безвозмездного пользования жилым помещением от 03.08.2015 г., заключенный между СОФЖИ и Янаевой Т.А. действующим; обязать Самарский областной Фонд жилья и ипотеки передать в муниципальную собственность, Департаменту управления имуществом городского округа Самара, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, а Департаменту управления имуществом городского округа Самара принять жилое помещение в муниципальную собственность; Признать за Янаевой Т.А., а также несовершеннолетней ФИО2 право пользования квартирой , <адрес> в <адрес>.

Определением Советского районного суда г. Самары от 06.02.2019 г. гражданские дела объединены в одно производство.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Самарский областной Фонд жилья и ипотеки, просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования СОФЖИ в полном объеме. Указал, что СОФЖИ является собственником спорного жилого помещения на основании гражданско – правовой сделки, а обязанность по предоставлению другого жилого помещения в связи с переселением из жилого дома, признанного аварийным, возложена на Департамент управления имуществом г.о.Самара.

Янаева Т.А. также, не согласившись с решением суда первой инстанции, подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении встречных исковых требований, поскольку спорная квартира была приобретена СОФЖИ на денежные средства предоставленные государством в рамках госпрограммы в качестве субсидии для приобретения жилья Янаевой Т.А., а также частично на личные денежные средства истца. Полагает, что истец занимает жилое помещение на законных основаниях, правовых оснований для расторжения договора безвозмездного пользования и препятствий в передачи помещения в муниципальную собственность, нет.

Представитель СОФЖИ в судебном заседании доводы своей апелляционной жалобы полностью поддержал.

Янаева Т.А. в заседании судебной коллегии возражала против доводов апелляционной жалобы СОФЖИ, настаивала на доводах своей апелляционной жалобы.

Представитель Департамента управления имуществом г.о. Самара и Администрации г.о. Самара в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы Янаевой Т.А., поддержал доводы апелляционной жалобы СОФЖИ.

Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, заключение прокурора, полагавшего, что решение суда подлежит оставлению без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда, считает его правильным.

В силу статьи 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности, в том числе, из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей.

Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).

Частью 3 статьи 16 указанного Федерального закона определено, что переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

Наличие муниципальной подпрограммы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда является одним из условий участия муниципального образования в реализации указанного Федерального закона и получения финансовой поддержки на ее реализацию за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно- коммунального хозяйства (п. 11 ч. 1 ст. 14, ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»).

В соответствии со ст. 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случаях, если жилое помещение признано непригодным для проживания и дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.

В силу статьи 86 Жилищного кодекса Российской Федерации, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

В соответствии со статьями 27, 47 Устава городского округа Самара Департамент управления имуществом городского округа Самара является органом местного самоуправления, наделяемым собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере управления и распоряжения имуществом городского округа Самара.

Судом установлено, что распоряжением первого заместителя Главы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением Администрации г.о. Самара от 05.11.2014г. № 1626 утвержден перечень домов, признанных аварийными и (или) непригодными для проживания и подлежащих сносу (или реконструкции), переселение жителей которых планируется в рамках предоставления субсидий за счет средств бюджета городского округа Самара некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, на реализацию мероприятии по переселению граждан из аварийного и (или) непригодного для проживания жилищного фонда, в числе которых указан жилой дом по адресу <адрес>

Установлен срок расселения граждан, занимающих жилые помещения по договорам социального найма до 31.12.2015.

В соответствии с Распоряжением первого заместителя Главы городского округа Самара от 29.08.2017 № 2505 внесены изменения в ранее указанное Распоряжение от 03.10.2014 № 4882, согласно которым срок расселения граждан продлен до 31.12.2018.

Из справки от 05.09.2018г., выданной МП г.о. Самара «ЕИРЦ» следует, что квартира <адрес> является неприватизированной, общая площадь <данные изъяты> кв.м., жилая площадь <адрес> кв.м., изолированной, основным квартиросъемщиком является ФИО10, на данной жилой площади зарегистрировано 12 человек, в том числе Янаева Т.А., ДД.ММ.ГГГГ.р. с 07.12.1990г., ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ.р., с ДД.ММ.ГГГГ.

Переселение граждан из указанного многоквартирного дома осуществляет Самарский областной Фонд жилья и ипотеки в рамках реализации мероприятий по расселению граждан из ветхого и (или) непригодного для проживания жилищного фонда на территории Самарской области, предусмотренных постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2013 № 684 «Об утверждении государственной программы Самарской области «Развитие жилищного строительства в Самарской области» до 2020 года и постановлением Администрации городскогоокругаСамара от 08.08.2014 № 1156 «Об утверждении порядка определения объема и предоставления субсидий за счет бюджета городского округа Самара некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, нареализацию мероприятий по переселению граждан из аварийного и (или) непригодного для проживания жилищного фонда», за счет средств субсидий областного и городского бюджетов соответственно.

В соответствии с указанными документами, а также на основании постановления Администрации городского округа Самара от 05.11.2014 №1626 «Об утверждении Перечня домов, признанных аварийными и (или) непригодными для проживания и подлежащих сносу (или реконструкции), переселение жителей которых планируется в рамках предоставления субсидий за счет средств бюджета городского округа Самара некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, на реализацию мероприятий по переселениюграждан из аварийного и (или) непригодного для проживания жилищного фонда» между Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара и СОФЖИ заключены Соглашения о предоставлении субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, на реализацию мероприятий по переселению граждан из аварийного и (или) непригодного для проживания жилищного фонда о предоставлении субсидий в связи с реализацией мероприятий по переселению граждан из аварийного жилья.

В соответствии с Соглашением о предоставлении субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, на реализацию мероприятии по переселению граждан из аварийного и (или) непригодного для проживания жилищного фонда от 27.03.2015г. Департаментом градостроительства и архитектуры г.о. Самара СОФЖИ была предоставлена субсидия в целях возмещения запланированных затрат в связи с реализацией мероприятий по переселению граждан из аварийного и (или) непригодного для проживания жилищного фонда на территории г.о. Самара, а именно на квартиру по адресу <адрес> в сумме 902720 рублей.В силу договора от ДД.ММ.ГГГГ от 20.03.2014г. Министерством Строительства Самарской области была предоставлена Самарскому Фонду жилья и ипотеки из областного бюджета в 2014году субсидия на реализацию мероприятий по переселению граждан из ветхого и (или) непригодного для проживания жилищного фонда на территории Самарской области.

Согласно договору купли-продажи от 11.12.2014г., ФИО11 и ФИО12 продали СОФЖИ квартиру по адресу <адрес> за 1900000 рублей. Цена квартиры оплачивается Покупателем путем безналичного перечисления на счет Продавца суммы по договору.

В настоящее время указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности Самарскому областному фонду жилья и ипотеки, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 18.12.2014г. , выпиской ЕГРН от 31.01.2019г.

Согласно п. 19 Отчета об использовании субсидии на реализацию мероприятий по переселению граждан из ветхого и (или) непригодного для проживания жилищного фонда на территории Самарской области по состоянию на 30.09.2017г. израсходовано по договору купли-продажи квартиры от 11.12.2014г. <адрес>) 1900 000 руб., объем предусмотренных 1900000 руб., финансирование 997280 руб., кассовые расходы 997280 руб.

СОФЖИ в Департамент градостроительства г.о. Самара предоставлено обязательство, согласно которому СОФЖИ обязуется передать в муниципальную собственность городского округа Самара (в том числе путем мены или иным способом) приобретенные с использованием средств бюджета городского округа Самара у третьих лиц жилые помещения для их последующего предоставления Департаментом гражданам в целях переселения граждан из аварийного и (или) непригодного для проживания жилищного фонда.

Таким образом, указанное жилое помещение подлежало передаче Департаменту управления имуществом г.о. Самара (далее - Департамент) как собственнику аварийного муниципального жилищного фонда, для последующего переселения (нанимателей), проживающих в муниципальном аварийном жилищном фонде в том числе по адресу: <адрес>

Самарским областным фондом жилья и ипотеки жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, было передано Янаевой Т.А., ФИО2 во временное пользование на основании договора безвозмездного пользования жилым помещением от 03.08.2015, согласно которому СОФЖИ спорное жилое помещение приобретено ссудодателем для расселения из аварийного жилья, расположенного по адресу: <адрес>. Договор действует с момента подписания обеими сторонами до момента передачи жилого помещения в муниципальную собственность г.о. Самара или до его расторжения в порядке, предусмотренном действующим законодательством( п. 4.1).

Квартира была передана Янаевой Т.А. по акту приема-передачи квартиры (при вселении Ссудополучателя) от 03.08.2015г.

Во исполнение условий предоставления субсидий СОФЖИ направил обращение от 25.12.2017 года в Департамент о принятии в муниципальную собственность приобретенных жилых помещений в порядке целевого пожертвования, которым предусмотрено распределение передаваемых квартир между конкретными гражданами, проживающими в аварийном жилищном фонде, на основании договоров социального найма.

Однако Департамент отказал в принятии указанных объектов, указав при этом на несоответствие нормам действующего законодательства при предоставлении гражданам, проживающим в одном жилом помещении и переселяемым из аварийного жилищного фонда, нескольких других жилых помещений.

В целях передачи квартиры в муниципальную собственность, СОФЖИ в адрес ЯнаевойТ.А. направил уведомление о расторжении договора безвозмездного пользования и освобождении жилого помещения, было разъяснено, что заключение с гражданами договоров социального найма является прерогативой Департамента управления имуществом г.о. Самара, после передачи жилых помещений, приобретенных СОФЖИ в рамках реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилья. Департамент правомочен заключить с гражданами договоры социального найма жилых помещений в соответствии с нормами, определенными законодательством РФ.

Как следует из материалов дела, до настоящего времени передача жилых помещений, приобретенных СОФЖИ для переселения граждан из аварийного жилья, не осуществлена.

Проанализировав установленные по делу обстоятельства и оценив имеющиеся по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая, что спорное жилое помещение было предоставлено Янаевой Т.А., ФИО2 в связи с переселением из жилого дома, признанного аварийным, который в настоящее время не пригоден для проживания, иного жилого помещения, в связи с переселением из аварийного жилого помещения семье Янаевой Т.А. не предоставлено, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований, для удовлетворения исковых требований СОФЖИ о прекращении права пользования Янаевой Т.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р. и членов её семьи жилым помещением расположенным по адресу: <адрес>, выселении Янаевой Т.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р. и членов её семьи из занимаемого ими жилого помещения, принадлежащего Самарскому областному фонду жилья и ипотеки, расположенного по адресу <адрес>, освобождении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> от имущества Янаевой Т.А., ДД.ММ.ГГГГ р. и членов её семьи.

Разрешая спор, суд обоснованно указал, что то обстоятельство, что СОФЖИ надлежащим образом, своевременно не были исполнены условия соглашения о передаче приобретенных жилых помещений в муниципальную собственность, а муниципальным образованием спорное жилое помещение не принято в муниципальную собственность, при условии, что по программе переселения жильцам аварийного дома, расположенного по адресу: <адрес>, в их числе, Янаевой Т.А., ФИО2 подлежало предоставление жилого помещения в связи с переселением из аварийного дома, в соответствии с нормами ЖК РФ, не может служить основанием для лишения Янаевой Т.А., ФИО2 права на жилище, основанием к выселению Янаевой Т.А. из спорного жилого помещения.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, в полной мере соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным сторонами и истребованным судом доказательствам, которым дана надлежащая правовая оценка согласно требованиям ст. 67 ГПК РФ, в их совокупности.

Так, в силу п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (п. 2).

В соответствии с п. 1 ст. 288 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.

В соответствии со статьей 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Согласно ст. 689 ГК РФ по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.

В силу ст. 699 ГК РФ каждая из сторон вправе во всякое время отказаться от договора безвозмездного пользования, заключенного без указания срока, известив об этом другую сторону за один месяц, если договором не предусмотрен иной срок извещения.

Указанной нормой права установлено общее правило о возможности свободного отказа от договора безвозмездного пользования в том случае, если в договоре не определен срок его действия. Для отказа от договора безвозмездного пользования достаточно известить об этом другую сторону за один месяц.

При этом обязательной письменной формы уведомления об отказе от договора статья 699 ГК РФ не устанавливает.

Пунктом 2 статьи 450.1 ГК РФ предусмотрено, что в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.

В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации, корреспондирующей положениям статьи 25 Всеобщей декларации прав человека, статьи 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Положение о том, что никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, содержится также в статье 3 (часть 4) Жилищного кодекса Российской Федерации.

Как отмечалось ранее, СОФЖИ Янаевой Т.А. и членам ее семьи предоставлено жилое помещение на основании договора безвозмездного пользования в связи с переселением из жилого дома, признанного аварийным, который в настоящее время не пригоден для проживания, что сторонами не оспаривается. Согласно уведомлению Управления Росреестра по Самарской области от 13.02.2019г. в ЕГРН отсутствует информация об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости: квартира по адресу <адрес>.

Иного жилого помещения, в связи с переселением из аварийного жилого помещения семье Янаевой Т.А. не предоставлено, право собственности, пользования каким-либо иным жилым помещением отсутствует, что подтверждается уведомлениям филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области от 13.02.2019г. об отсутствие в ЕГРН информация о правах Янаевой Т.А. на имевшиеся (имеющиеся) у нее объекты недвижимого имущества в период с 05.08.1998г. по 12.02.2019г. и о правах ФИО2 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории Управления Росреестра по Самарской области.

Таким образом, несмотря на предоставленное ст.699 ГК РФ СОФЖИ право отказаться от договора безвозмездного пользования спорным помещением, учитывая приведенные выше обстоятельства, а также то, что спорное жилое помещение было предоставлено Янаевой Т.А., ФИО2 в связи с переселением из аварийного жилого дома, носит компенсационный характер, суд правомерно не нашел оснований для удовлетворения требований СОФЖИ.

По смыслу ст. ст. 1, 11, 12, 13 ГК РФ и ст. ст. 3, 4 ГПК РФ защита гражданских прав может осуществляться в случае, когда имеет место нарушение или оспаривание прав и законных интересов лица, требующего их применения. Следовательно, предъявление иска (заявления) должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица посредством использования предусмотренных действующим законодательством способов защиты.

Таким образом, учитывая, что судом в удовлетворении требований СОФЖИ о признании прекратившей права пользования жилым помещением, выселении отказано, нарушение прав ответчиков отсутствует, за Янаевой Т.А., ФИО2, тем самым сохранено право пользования спорным жилым помещением до исполнения обязательств в соответствии с нормами действующего законодательства, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении встречных исковых требований Янаевой Т.А., действующей в своих интересах и интересах ФИО2,о признании договора безвозмездного пользования действующим, признании права пользования жилым помещением.

Кроме того, согласно ответу Департамента управления имуществом г.о. Самара от 15.02.2019г. Янаева Т.А., ДД.ММ.ГГГГ.р. и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ.р. на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма по г.о. Самара не состоят, с соответствующим заявлением, а так же с заявлением о предоставлении жилого помещения в пользование в Департамент управления имуществом г.о. Самара не обращались

Согласно норм Федерального закона N 185-ФЗ от 21 июля 2007 года «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» его положениями, в данном случае, регулируются отношения между Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара, СОФЖИ, Департаментом управления имуществом городского округа Самара по предоставлению субсидии на приобретение жилых помещений, ее использования, передаче приобретенных жилых помещений в собственность муниципального образования для последующего распределения.

Янаева Т.А., ФИО2 стороной в правоотношениях с Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара, СОФЖИ, Департаментом управления имуществом городского округа Самара, урегулированных Федеральным законом N 185-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», иными нормативными актами не является.

При этом, судом правомерно учтен тот факт, что частичная оплата Янаевой Т.А. стоимости спорной квартиры в соответствии с договором задатка, не свидетельствуют о возникновении у ЯнаевойТ.А., ФИО2 права собственности на спорное жилое помещение по основаниям, предусмотренным п. 2 ст. 218 ГК РФ.

Таким образом, отказывая в удовлетворения встречных исковых требований об обязании <адрес> Фонда жилья и ипотеки передать в муниципальную собственность Департаменту управления имуществом городского округа Самара жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, а Департаменту управления имуществом городского округа Самара принять жилое помещение в муниципальную собственность, суд первой инстанции правомерно указал, что данные требования заявлены неправомерно и не надлежащим истцом.

Право муниципальной собственности Департамента управления имуществом г.о. Самара на спорную квартиру не зарегистрировано, спорное жилое помещение принадлежит на праве собственности СОФЖИ, в настоящее время жилое помещение не может быть предоставлено по договору социального найма.

Доводы апелляционной жалобы СОФЖИ о том, что он является собственником спорного жилого помещения, а обязанность по предоставлению другого жилого помещения в связи с переселением из жилого дома, признанного аварийным, возложена на Департамент управления имуществом г.о.Самара, судебной коллегией не принимается, поскольку в ходе рассмотрения дела было установлено, что спорное жилое помещение приобретено СОФЖИ во исполнение соглашения заключенного с Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара на средства субсидии, предоставленной Департаментом градостроительства и архитектуры г.о. Самара в рамках реализации мероприятий по расселению граждан из аварийного и (или) непригодного для проживания жилищного фонда на территории г.о. Самара.

При этом, СОФЖИ взятые на себя обязательства по передаче в муниципальную собственность городского округа приобретенные с использованием средств бюджета городского округа Самара у третьих лиц жилые помещения для их последующего предоставления Департаментом гражданам в целях переселения граждан из аварийного и (или) непригодного для проживания жилищного фонда, не выполнил до настоящего времени.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что указанные в апелляционных жалобах доводы по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, и в связи с чем не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда, принятого при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права.

Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовал и дал оценку представленным сторонами доказательствам по правилам ст. 67 ГПК РФ. Выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, соответствуют обстоятельствам дела. Нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Советского районного суда г. Самара от 17 мая 2019 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы Самарского областного Фонда жилья и ипотеки, Янаевой Т.А. - без удовлетворения.

Определение апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке.

Председательствующий:

Судьи:

33-9730/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Янаева А.А.
Прокурор Советского района г. Самара
Самарский областной Фонд жилья и ипотеки
Ответчики
Янаева Т.А.
Другие
Администраиця Железнодорожного внутригородского района г. Самара
Администрация Советского внутригородского района г. Самары
Департамент управления имуществом г.о.Самара
Администрация г.о. Самара
Отдел опеки и попчеительства Советского рацона г.Самары
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
24.07.2019Передача дела судье
22.08.2019Судебное заседание
03.09.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее