Дело № 2-1900 /2023
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 сентября 2023 года г. Севастополь
Нахимовский районный суд г. Севастополя в составе:
Председательствующего судьи Богаевской Т.С.
При помощнике судьи ФИО4
С участием истца ФИО2
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя , Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя об обязании внести изменения в распоряжение, обязании поставить земельный участок на кадастровый учет
Ус т а н о в и л :
ФИО2 обратилась в суд с иском в уточненном виде к Департаменту по имущественным и земельным отношения ( далее по тексту ДИЗО), Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя ( далее по тексту Севреестр), которым просит обязать ДИЗО внести изменения в распоряжение от <данные изъяты> О предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу г. Севастополь <адрес> площадью 340 кв.м., определив вид разрешенного использования : «для индивидуального жилищного строительства» ( код 2.1), для последующей постановки на кадастровый учет и регистрации права за городом на образуемый земельный участок. Также просит обязать Севреестр поставить на кадастровый учет земельный участок, расположенный по адресу г. Севастополь <адрес>, согласно распоряжению ДИЗО от <данные изъяты> года №-РДЗ ( с изменениями от 10.02. 2023 года №-РДЗ) « О предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу г. Севастополь <адрес> площадью 340 кв.м. ( далее по тексту спорный земельный участок).
В обоснование иска указывает что основанием для предоставления земельного участка в порядке установленном действующим законодательством РФ является распоряжение ДИЗО от ДД.ММ.ГГГГ №-РДЗ ( с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ №-РДЗ) « О предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу г. Севастополь <адрес> площадью 340 кв.м.». В соответствии с распоряжением, действующим 2 года со дня его подписания, в данной территориальной зоне вид разрешенного использования образуемого земельного участка из земель находящихся в государственной или муниципальной собственности определен как «для ведения садоводства» ( код 13.2) с площадью 340 кв.м. в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Согласно Генеральному плану г. Севастополя, утвержденному решением сессии Севастопольского городского Совета от 13.12. 2005 года №, запрашиваемый спорный земельный участок по функциональному назначению расположен в дачно-садоводческой зоне. Севреестр приостановил услугу государственного кадастрового и государственной регистрации прав, уведомление от <данные изъяты> года № <данные изъяты> ссылаясь на Постановление Правительства Севастополя от <данные изъяты> года №-ПП « Об утверждении Правил землепользования и застройки города федерального значения Севастополя применительно к части территории города в границах внутригородских муниципальных образований : Ленинского, Гагаринского, Нахимовского Балаклавского муниципальных округов и <адрес>» (далее ПЗЗ) в связи с тем, что спорный земельный участок расположен в зоне индивидуального жилищного строительства ( тип2) <данные изъяты>. Для данной зоны не предусмотрен вид разрешенного использования « для ведения садоводства» ( код 13.2). Полагает отказ незаконным, так как ею предоставлен правоустанавливающий документ на спорный земельный участок. Генеральный план является основополагающим документом территориального планирования.
В судебном заседании истец ФИО2 и представитель истца ФИО5 на иске настаивали по вышеуказанным основаниям.
Представители ответчиков Департамента по имущественным и земельным отношениям, Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания в суд не явились о причинах неявки не сообщили, возражений против иска не представили.
Суд полагает возможным рассмотрение дела в отсутствии неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования ФИО2 подлежащими удовлетворению в связи со следующим.
Из положений части 9 статьи 31 ГрК РФ следует, что орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования субъекта Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации, сведениям Единого государственного реестра недвижимости, сведениям, документам и материалам, содержащимся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ, при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа.
Частями 9 и 10 статьи 31, пунктом 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ определен принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану городского округа как основополагающему документу территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33 ГрК РФ, внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется при их несоответствии генеральному плану муниципального образования.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются также вступившие законную силу судебные акты.
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ ( в ред. От ДД.ММ.ГГГГ) « О государственной регистрации недвижимости» ( далее Закон) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Пунктом 1 части 2 ст. 14 Закона предусмотрено что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются в том числе акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение права
В соответствии с частью 1 статьи 26 Закона осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственной регистрации прав (пункт 5).
Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей (часть 2 статьи 26 Закона).
Судом установлено, что на основании решения Нахимовского районного суда от <данные изъяты> года, вступившего в законную силу, за ФИО2 признано право собственности на жилой дом площадью 50,5 кв.м. гараж площадью 34,6 кв.м., расположенные по адресу г. Севастополь <адрес>.
<данные изъяты> года ФИО2 обратилась с заявлением в Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя о постановке на кадастровый учет и регистрации права за городом на образуемый земельный участок, расположенный по адресу г. Севастополь <адрес>.
Распоряжением ДИЗО от <данные изъяты> года №-РДЗ « О предварительном согласовании предоставления земельного участка расположенного по адресу г. Севастополь <адрес> площадью 340 кв.м. утверждена схема расположения спорного земельного участка, предварительно согласовано предоставление земельного участка в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории с отнесением образуемого земельного участка к категории земель « земли населенных пунктов»; определен вид разрешенного использования « для ведения садоводства» ( код 2.1); ФИО2 наделена право обратиться без доверенности с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права за городом федерального значения Севастополем земельного участка указанного в п.1 распоряжения ( л.д. 12-13).
Распоряжением ДИЗО от <данные изъяты> года №-РДЗ « О внесении изменений в распоряжение Департамента по имущественным и земельным отношениям <адрес> от <данные изъяты> №-РДЗ» пункт 4 распоряжения изложен в следующей редакции: « определить вид разрешенного использования: « для ведения садоводства» ( код 13.2).
Уведомлением Севреестра от <данные изъяты> года приостановлен государственный кадастровый учет спорного земельного участка в связи со следующим: согласно сведениям ЕГРН образуемый земельный участок согласно ПЗЗ расположен в зоне индивидуального строительства( тип 2) Ж-2.2/Н/И1/43. Для данной зоны не предусмотрен вид разрешенного использования « для ведения садоводства» ( код 13.2). В случае определения вида разрешенного использования рассматриваемому земельному участку –для индивидуального жилищного строительства( код 2.1) согласно ПЗЗ минимальная площадь образуемого земельного участка должна быть не менее 400 кв.м. При этом распоряжением ДИЗО от 26.12. 2022 года утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 340 кв.м (л.д.8-9).
С учетом установленных по делу обстоятельств применительно к требованиям Закона, регулирующего правоотношения по государственной регистрации недвижимости, суд приходит к выводу о незаконности приостановления осуществления государственной регистрации права собственности ФИО6 на спорный земельный участок при наличии представленных ею в регистрирующий орган документов. По сути регистрирующий орган выражает несогласие с представленным на регистрацию распоряжением ДИЗО о предварительном согласовании предоставления земельного участка, при этом данное распоряжением никем не оспорено, недействующим не признано. Как следует из материалов дела, распоряжение ДИЗО принято 26.12. 2022 года, в то время как ответчик ссылается на ПЗЗ утвержденные Постановлением Правительства Севастополя от <данные изъяты> года №-ПП.
Согласно выкопировки из генерального плана <адрес>, утвержденного решением сессии Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ №, представленной Департаментом архитектуры и градостроительства <адрес> по состоянию на <данные изъяты> года запрашиваемый земельный участок по адресу г. Севастополь <адрес> по функциональному назначению расположен в дачно-садоводческой зоне, частично в границах красных линий проектируемой дороги.
При таких обстоятельствах распоряжение ДИЗО в отношении испрашиваемого земельного участка на дату его принятия соответствовало сведениям генерального плана г. Севастополя, действовавшего на дату принятия распоряжения.
В ходе рассмотрения спора истец обратилась в ДИЗО с заявлением от <данные изъяты> года входящий <данные изъяты>23 о внесении изменений в распоряжение от <данные изъяты> года №-РДЗ в п.4 « Определить вид разрешенного использования « для индивидуального жилищного строительства», однако до настоящего времени государственная услуга не оказана, ответ в установленные сроки истцу не дан.
На основании изложенного суд полагает необоснованным приостановление государственной регистрации права на спорный земельный участок, и нарушающим права истца, а также неправомерным является не оказание государственной услуги и не предоставление мотивированного ответа по обращению истца в ДИЗО от <данные изъяты> года в связи с чем суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ суд
Р е ш и л :
Исковые требования ФИО2 к Департаменту по имущественным и земельным отношения <адрес>, Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя об обязании внести изменения в распоряжение, обязании поставить земельный участок на кадастровый учет удовлетворить.
Обязать Департамент имущественных и земельных отношений г. Севастополя внести изменения в распоряжение от <данные изъяты> г. №-РДЗ « О предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу г. Севастополь <адрес> площадью 340 кв.м., определив вид разрешенного использования : «для индивидуального жилищного строительства» ( код 2.1), для последующей постановки на кадастровый учет и регистрации права за городом на образуемый земельный участок.
Обязать Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя поставить на кадастровый учет земельный участок, расположенный по адресу г. Севастополь <адрес>, согласно распоряжению ДИЗО от <данные изъяты> года №-РДЗ ( с изменениями от <данные изъяты> №-РДЗ) « О предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу г. Севастополь <адрес> площадью 340 кв.м.».
Решение может быть обжаловано в городской суд Севастополя с подачей жалобы через Нахимовский районный суд в течении месяца со дня принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято судьей ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий судья Богаевская Т.С.