Дело №г.
22RS0№-06
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 июня 2023 года
<адрес>
Славгородский городской суд ФИО2 края
в составе:
председательствующего судьи И.Н. Шполтаковой,
при секретаре М.<адрес>,
с участием:
старшего помощника
Славгородского межрайонного
прокурора ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Славгородского межрайонного прокурора в интересах ФИО1 к КГБУЗ «Славгородская ЦРБ» и Министерству здравоохранения ФИО2 края о признании бездействия незаконным и возмещении убытков,
У С Т А Н О В И Л:
Славгородский межрайонный прокурор в интересах ФИО1 обратился в суд с иском к КГБУЗ «Славгородская ЦРБ» и Министерству здравоохранения ФИО2 края о признании бездействия незаконным и возмещении убытков, в обоснование заявленных требований указывая, что в прокуратуру поступило обращение ФИО1 о том, что он длительное время не обеспечен лекарственным препаратом за счет средств краевого бюджета. В ходе рассмотрения обращения установлено, что ФИО1 состоит на диспансерном учете в КГБУЗ «Славгородская ЦРБ» с диагнозом «сахарный диабет 2 типа», с 19 июля по ДД.ММ.ГГГГ находился на лечении в КГБУЗ «<адрес>вой кардиологический диспансер». Согласно выписного эпикриза из истории болезни № ФИО1, в числе прочего, рекомендовано постоянный прием препарата «Вилдаглиптин» два раза в день.
Как следует из карточки льготного отпуска пациента ФИО1, представленной в ходе проверки КГБУЗ «Славгородская ЦРБ», ДД.ММ.ГГГГ пациенту АКГУП «Аптеки Алтая» отпущен препарат «Галвус» (МНН: Вилдаглиптин) по рецепту от ДД.ММ.ГГГГ. Пациент обеспечен препаратом до ДД.ММ.ГГГГ.
Однако в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 указанный препарат по региональной льготе не получал. ДД.ММ.ГГГГ пациенту выписан рецепт на препарат, однако, АКГУП «Аптеки Алтая» препарат не отпущен в связи с отсутствием в аптечной сети.
Учитывая необходимость в лекарственном препарате, ФИО1 самостоятельно приобретал его в аптечном пункте ООО «Август»: ДД.ММ.ГГГГ на сумму 711,30 рублей, ДД.ММ.ГГГГ на сумму 713,10 рублей, ДД.ММ.ГГГГ на сумму 734,40 рублей, ДД.ММ.ГГГГ на сумму 734,40 рублей, ДД.ММ.ГГГГ на сумму 734,40 рублей, ДД.ММ.ГГГГ на сумму 709,20 рублей. Общий размер расходов на приобретение лекарственного препарата составил 4336,8 рублей.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, в том числе, относится организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях субъекта Российской Федерации.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, провозглашая право на охрану здоровья и медицинскую помощь одним из основных конституционных прав, государство обязано осуществлять комплекс мер то сохранению и укреплению здоровья населения, в том числе посредством развития государственной, муниципальной и частной системы здравоохранения, установления правовых гарантий получения каждым необходимой медико-социальной помощи. Признание основополагающей роли охраны здоровья граждан как неотъемлемого условия жизни общества, ответственности государства за сохранение и укрепление здоровья граждан предопределяет содержание правового регулирования отношений, связанных с реализацией данного конституционного права, характер норм, регулирующих оказание гражданам медицинской помощи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» установлено право отдельных категорий граждан получать лекарственные препараты за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Доводы Министерства здравоохранения ФИО2 края, содержащиеся в ответе от ДД.ММ.ГГГГ, об отсутствии в аптечной сети лекарственного препарата «Вилдаглиптин» в необходимом объеме, нельзя признать обоснованными.
ФИО1 по жизненным показаниям необходим препарат «Вилдаглиптин», обеспечение которым должно осуществляться своевременно и бесплатно, за счет соответствующих бюджетных средств, в противном случае ФИО1 фактически лишается права на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.
В силу ч. 3 ст. 80 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан.
Согласно Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих», сахарный, диабет включен в перечень социально значимых заболеваний (код, заболевания по международной классификации (МКБ- 10) Е 10-Е 14).
В соответствии с п. 1.1 Положения о Министерстве здравоохранения ФИО2 края, утвержденного ФИО2 края от ДД.ММ.ГГГГ №, Министерство здравоохранения ФИО2 края является органом исполнительной власти, обеспечивающим на территории ФИО2 края реализацию государственной политики в сфере охраны здоровья граждан и фармацевтической деятельности.
Своим бездействием ответчики - Министерство здравоохранения ФИО2 края и КГБУЗ «Славгородская ЦРБ» нарушили право ФИО1 на получение бесплатной медицинской помощи в виде предоставления безвозмездно лекарственного препарата «Вилдаглиптин», указанное бездействие вынудило ФИО1 приобрести самостоятельно за свой счет указанный препарат на общую сумму 4336,8 рублей.
На основании изложенного, истец просит суд:
1. Признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения ФИО2 края и Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Славгородская центральная районная больница» в части своевременности обеспечения ФИО1 лекарственным препаратом «Вилдаглиптин».
2. Взыскать с Министерства здравоохранения ФИО2 края в пользу ФИО1 возмещение понесенных расходов на приобретение лекарственного препарата денежные средства в сумме 4336,8 рублей.
В судебном заседании старший помощник Славгородского межрайонного прокурора ФИО5, на удовлетворении требований настаивала по указанным в иске доводам.
В судебном заседании материальный истец ФИО1 доводы изложенные в иске поддержал, на удовлетворении требований настаивал.
В судебное заседание представитель ответчика КГБУЗ «Славгородская ЦРБ» не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен, обратился с ходатайством о рассмотрении дела в его отсутствие. Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие представителя указанного ответчика.
Не явился в судебное заседание представитель ответчика Министерства здравоохранения ФИО2 края, о времени и месте судебного заседания был извещен, об уважительности неявки суд не уведомил, заявлений ходатайств в адрес суда не направлял. Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие представителя указанного ответчика.
Как следует из отзыва ответчика Министерства здравоохранения ФИО2 края (л.д. 51-53), против удовлетворения требований истца данный ответчик возражает по следующим доводам. Медикаменты для обеспечения льготников закупаются централизованно в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» по заявкам, сформированным учреждениями здравоохранения с учетом потребности на год, в рамках финансирования, выделенного пропорционально количеству населения, имеющего льготы по лекарственному обеспечению.
Назначение лекарственных препаратов производится, в соответствии с п. 5 Приложения № к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения, форм бланков рецептов, содержащих назначение наркотических средств или психотропных веществ, порядка их изготовления, распределения, регистрации, учета и хранения, а также правил оформления бланков рецептов, в том числе в форме электронных документов», медицинским работником по международному непатентованному наименованию, а при его отсутствии - группировочному или химическому наименованию. В случае отсутствия международного непатентованного наименования и группировочного или химического наименования лекарственного препарата лекарственный препарат назначается медицинским работником по торговому наименованию.
В соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., как лицо, имеющее категорию заболевания, включенную в данный перечень, имеет право на обеспечение лекарственными препаратами за счет средств краевого бюджета.
Назначение и выписывание лекарственных препаратов гражданам, имеющим право на бесплатное получение лекарственных препаратов, при оказании им первичной медико-санитарной помощи, осуществляется медицинским работником исходя из тяжести и характера заболевания пациента согласно утвержденным в установленном порядке стандартам медицинской помощи.
В 2022-2023 г.г. пациент получал лекарственный препарат «Галвус» (международное непатентованное наименование «Вилдаглиптин») по всем выписанным медицинской организацией рецептам: ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ. После ДД.ММ.ГГГГ в аптечной сети, обеспечивающей региональных льготополучателей, в наличии был «Вилдаглиптин» (на ДД.ММ.ГГГГ-1553 уп. в аптеках края, 45 уп.- в <адрес>, на ДД.ММ.ГГГГ - 924 уп. по краю, 10 - в <адрес>), а так же взаимозаменяемые аналоговые лекарственные препараты - «Алоглиптин», «Гозоглиптин», «Линаглиптин», «Ситаглиптин», «Эвоглиптин», объединенные с лекарственным препаратом «Вилдаглиптин» в разделе «гипогликемические препараты, кроме инсулинов», в группе «ингибиторы дипептидилпептидазы-4 (ДПП-4)». При необходимости заявитель мог обратиться к врачу за выпиской аналоговой замены. В настоящий момент пациент обеспечен лекарственным препаратом «Галвус» на срок до ДД.ММ.ГГГГ. Необеспеченные лекарственными препаратами рецепты на имя ФИО6 отсутствуют.
Для обеспечения региональных льготополучателей в 2022-2023 г.г. лекарственным препаратом «Вилдаглиптин» организованы 8 закупочных процедур, 2 из которых не состоялись - ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ по причине отсутствия потенциального поставщика:
Аукцион № от ДД.ММ.ГГГГ не состоялся; Государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ №; Государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ №; Государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ №; Государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ N° 08172№; Государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ №; Аукцион № от ДД.ММ.ГГГГ; Государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 401 ГК РФ, лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. С учетом изложенного ответчик просит суд в удовлетворении требований истца отказать в полном объеме.
Как следует из возражения ответчика КГБУЗ «Славгородская ЦРБ» (л.д. 42-43), указанный ответчик с исковыми требованиями истца не согласился, указывает, что ФИО1, состоит на диспансерном учете в КГБУЗ «СЦРБ» с диагнозом «сахарный диабет 2 типа». Данная категория заболевания включена в перечень категорий заболеваний, утвержденный Постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», для лечения которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья (п.14 ч.1 ст. 16 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ). В данном случае указанным органом является Министерство здравоохранения ФИО2 края. То есть медикаменты для обеспечения льготников закупает Минздрав АК, а выдачей их занимается АКГУП «Аптеки Алтая».
В соответствии с требованиями действующего законодательства КГБУЗ «СЦРБ» обеспечивает своевременную выдачу пациенту ФИО1 рецептов на бесплатный отпуск лекарственного препарата под МНН «вилдаглиптин», а именно в спорный период времени рецепты были выданы:
ДД.ММ.ГГГГ - отпущено АКГУП «Аптеки Алтая» ДД.ММ.ГГГГ, количество лекарства рассчитано на 2 месяца;
ДД.ММ.ГГГГ - рецепт находился на отсроченном обслуживании, в связи отсутствием его в аптеке;
ДД.ММ.ГГГГ - лекарственного препарат также не было в наличии, рецепт находился на отсроченном обслуживании;
ДД.ММ.ГГГГ - в этот же день пациент был обеспечен лекарством до 17.07.2023г.
Таким образом, КГБУЗ «СЦРБ» свои обязанности по выдаче пациенту ФИО1 льготных рецептов па лекарственный препарат под МНН «вилдаглиптин» исполняет своевременно.
С учетом изложенного ответчик КГБУЗ «Славгородская ЦРБ» просит суд отказать истцу в удовлетворении требований в части своевременности обеспечения ФИО1 лекарственным препаратом «Вилдаглиптин».
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения лиц участвующих в деле, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, в котором развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Федеральным законом от 17.07.1999г. № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе инвалиды.
Федеральным законом № 181-ФЗ от 24.11.1995г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определена государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 указанного Федерального закона, социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Актом регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан является Федеральный закон от 21.11.2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», одними из принципов которого являются соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.
Как следует из материалов дела, 07.04.2023г. к Славгородскому межрайонному прокурору обратился с заявлением ФИО1, в обоснование указал, что состоит на учете по ССЗ и сахарному диабету 2с., получает лекарственные препараты по региональной льготе. В течение 6 месяцев не может получить лекарство «Галвус» - «Вилдаглиптин» (л.д. 9).
Указанное обращение прокурором было рассмотрено и направлен иск в суд.
Истцом в обоснование заявленных требований представлен Выписной эпикриз из истории болезни № от 19.07.2021г. (л.д. 10-12), согласно которому истцу рекомендован постоянный прием препарата Вилдаглиптин.
Согласно протоколу заседания врачебной комиссии от 27.10.2021г. №, ФИО1 рекомендован постоянный прием под контролем сахаров в крови – Галвус (Вилдаглиптин), комиссия приняла решение о ходатайстве о закупке для регионального льготника лекарственного препарата – Вилдаглиптин (л.д. 17-22).
По запросу прокурора, Министерство здравоохранения ФИО2 края представило информацию от 21.04.2023г., согласно которой в 2022-2023г.г. ФИО1 получал ЛП Галвус таб. 50мг № (МНН: Вилдаглиптин) по всем выписанным медицинской организацией рецептам: ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ. После ДД.ММ.ГГГГ в аптечной сети, обеспечивающей региональных льготополучателей, в наличии был Вилдаглиптин (на ДД.ММ.ГГГГ-1553 уп. в аптеках края, 45 уп. в <адрес>, на ДД.ММ.ГГГГ 924 уп. по краю, 10 в <адрес>), а так же взаимозаменяемые аналоговые лекарственные препараты - Алоглиптин, Гозоглиптин, Линаглиптин, Ситаглиптин, Эвоглиптин, объединенные с ЛП Вилдаглиптин в разделе «гипогликемические препараты, кроме инсулинов», в группе «ингибиторы дипептидилпептидазы-4 (ДПП-4)». При необходимости заявитель мог обратиться к врачу за выпиской аналоговой замены. В настоящий момент пациент обеспечен ЛП Галвус/Вилдаглиптин до ДД.ММ.ГГГГ. Для обеспечения региональных льготополучателей в 2022-2023 г.г. ЛП Вилдаглиптин организованы 8 закупочных процедур, 2 из которых не состоялись - ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ по причине отсутствия потенциального (л.д. 13-14).
Из представленных карточек льготного отпуска пациента, ФИО1 по рецепту для льготного приобретения препарата Галвус от 04.07.2022г., получил препарат 28.07.2022г., в последующем указанный препарат ФИО1 был выдан только 14.04.2023г. (л.д. 15, 23-28).
ФИО1 за свой счет приобрел лекарственный препарат Галвус на общую сумму 4336, 80 руб., что подтверждается товарными чеками: от 22.10.2022г. на сумму 711, 30 руб.; от 20.11.2022г. на сумму 713, 10 руб.; от 26.01.2023г. на сумму 734, 40 руб.; от 13.02.2023г. на сумму 734, 40 руб.; от 01.03.2023г. на сумму 734, 40 руб.; от 29.03.2023г. на сумму 709, 20 руб. (л.д. 29-31).
Таким образом судом установлено, что ФИО1 рекомендован постоянный прием препарата Вилдаглиптин. Получив 28.07.2022г. по льготному рецепту от 04.07.2022г. вышеуказанный лекарственный препарат, в дальнейшем истец получил данный препарат только 14.04.2023г. Также судом установлено, что истец за свой счет приобрел лекарственный препарат Галвус на общую сумму 4336, 80 руб. В связи с тем, что в течение 6 месяцев ФИО1 не получал лекарственный препарат Вилдаглиптин, он 07.04.2023г. обратился к Славгородскому межрайонному прокурору с соответствующим заявлением.
Установленные судом обстоятельства, лицами участвующими в деле, не оспаривались и не опровергались.
Разрешая требования истца, суд учитывает следующее.
Согласно пункта 1 статьи 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Пунктом 14 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ, предусмотрено, что установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
Согласно ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ, каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ установлено, что организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 38 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ, медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболевании, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
Отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются (части 1 статьи 11 указанного Федерального закона).
В силу ч. 3 ст. 80 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ, при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие, от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (ст. 82 Федерального закона 323-ФЗ).
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона 323-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включен, в том числе, сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) Е10 - Е14).
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. Сахарный диабет отнесен к данному перечню, как заболевание, при котором все лекарственные средства, а также средства диагностики предоставляются по рецептам врачей бесплатно.
Таким образом, бесплатное предоставление отдельным категориям, граждан при амбулаторном лечении лекарственных средств, и изделий медицинского назначения по рецептам врача является государственной гарантией Российской Федерации.
В ходе судебного разбирательства истец ссылался на то, что ему с учетом его заболевания – сахарный диабет, рекомендован постоянный прием лекарственного препарата Вилдаглиптин, что ответчиками не оспаривалось и не опровергалось.
Вместе с тем, КГБУЗ «Славгородская ЦРБ» не соглашаясь в требованиями истца, указывает, что действительно материальный истец состоит на диспансерном учете с диагнозом «сахарный диабет 2 типа», однако медикаменты для обеспечения льготников закупает Минздрав ФИО2 края, а выдачей их занимается АКГУП «Аптеки Алтая», а данный ответчик в соответствии с требованиями действующего законодательства обеспечивает своевременную выдачу пациенту ФИО1 рецептов на бесплатный отпуск лекарственного препарата, рецепты были выданы: ДД.ММ.ГГГГ, фактически получен препарат истцом ДД.ММ.ГГГГ количеством на 2 месяца; ДД.ММ.ГГГГ - рецепт находился на отсроченном обслуживании, в связи отсутствием его в аптеке; ДД.ММ.ГГГГ - лекарственного препарат также не было в наличии, рецепт находился на отсроченном обслуживании; ДД.ММ.ГГГГ - в этот же день пациент был обеспечен лекарством до 17.07.2023г.
Доводы указанного ответчика нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, истцом не опровергались.
Министерство здравоохранения ФИО2 края, также выражает несогласие с заявленными требованиями, указывает, что ФИО1, как лицо, имеющее категорию заболевания, включенную в перечень, имеет право на обеспечение лекарственными препаратами за счет средств краевого бюджета. В 2022-2023 г.г. пациент получал лекарственный препарат «Галвус» (международное непатентованное наименование «Вилдаглиптин») по всем выписанным медицинской организацией рецептам: ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ. После ДД.ММ.ГГГГ в аптечной сети, обеспечивающей региональных льготополучателей, в наличии был «Вилдаглиптин» (на ДД.ММ.ГГГГ-1553 уп. в аптеках края, 45 уп.- в <адрес>, на ДД.ММ.ГГГГ - 924 уп. по краю, 10 - в <адрес>), а так же взаимозаменяемые аналоговые лекарственные препараты - «Алоглиптин», «Гозоглиптин», «Линаглиптин», «Ситаглиптин», «Эвоглиптин», объединенные с лекарственным препаратом «Вилдаглиптин» в разделе «гипогликемические препараты, кроме инсулинов», в группе «ингибиторы дипептидилпептидазы-4 (ДПП-4)». При необходимости заявитель мог обратиться к врачу за выпиской аналоговой замены. В настоящий момент пациент обеспечен лекарственным препаратом «Галвус» на срок до ДД.ММ.ГГГГ. Необеспеченные лекарственными препаратами рецепты на имя ФИО6 отсутствуют.
Для обеспечения региональных льготополучателей в 2022-2023 г.г. лекарственным препаратом «Вилдаглиптин» организованы 8 закупочных процедур, 2 из которых не состоялись - ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ по причине отсутствия потенциального поставщика: Аукцион № от ДД.ММ.ГГГГ не состоялся; Государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ №; Государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ №; Государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ №; Государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ N° 08172№; Государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ №; Аукцион № от ДД.ММ.ГГГГ; Государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ №.
Анализируя представленные доказательства, суд не может согласиться с позицией ответчика Министерства здравоохранения ФИО2 края по следующим основаниям.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится организация оказания населению субъекта Российской Федерации, в том числе специализированной медицинской помощи. В целях организации оказания населению медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий (ст. 81 закона).
Положением статьи ст. 83 указанного Федерального закона, определен порядок финансового обеспечения оказания гражданам специализированной медицинской помощи, согласно которого финансирование осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования; бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Федерации, выделяемых в рамках территориальных государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; бюджетных ассигнований федерального бюджета; иных источников в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Постановлением Правительства ФИО2 края от 30.12.2022г. № утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, устанавливающая перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно; перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно; категории граждан, которым медицинская помощь оказывается бесплатно; порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощи, и способы ее оплаты; источником финансового обеспечения которой, являются средства федерального, краевого бюджетов, средства обязательного медицинского страхования.
Разделом пятым программы предусмотрено, что за счет средств краевого бюджета осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения утверждён Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Сахарный диабет отнесен к данному перечню, как заболевание, при котором лекарственные средства, а также средства диагностики предоставляются по рецептам врачей бесплатно.
Из данного нормативного правового акта, следует, что бесплатное предоставление отдельным категориям граждан при амбулаторном лечении лекарственных средств и изделий медицинского назначения по рецептам врача является государственной гарантией Российской Федерации.
ФИО2 края от 05.12.2016г. №, утверждено Положение о Министерстве здравоохранения ФИО2 края, где указано, что Министерство здравоохранения ФИО2 края является органом исполнительной власти, обеспечивающим на территории ФИО2 края реализацию государственной политики в сфере охраны здоровья граждан и фармацевтической деятельности.
В соответствии с пп. 2.1.1 п. 2.1 Положения, Министерство наделено полномочиями в том числе на: реализацию на территории ФИО2 края единой государственной политики в области охраны здоровья граждан и фармацевтической деятельности, разработку приоритетных направлений развития здравоохранения края; обеспечение оказания населению ФИО2 края первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в подведомственных медицинских организациях; участие в формировании расходов краевого бюджета на здравоохранение, фармацевтическую деятельность, медицинское образование, реализацию программ в области здравоохранения и социальной защиты населения; финансирование подведомственных краевых государственных учреждений в качестве главного распорядителя финансовых средств, имеющего право распределять средства краевого бюджета.
Таким образом, администрация ФИО2 края гарантировала за счет средств обязательного медицинского страхования застрахованным лицам на территории ФИО2 края оказание специализированной медицинской помощи, в том числе в виде предоставления лекарственных препаратов по карточке льготного отпуска, обязанность по организации которой, возложена на субъект Российской Федерации, т.е. обязанность по обеспечению финансирования указанного медицинского средства с целью оказания специализированной медицинской помощи, надлежит возложить на Министерство здравоохранения ФИО2 края.
Как следует из материалов дела, в том числе из возражения Министерства здравоохранения ФИО2 края истец получал лекарственные препараты по рецептам ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, ФИО1 получив рецепт 04.07.2022г., был обеспечен лекарственным препаратом 28.07.2022г. количеством на два месяца, т.е. до конца сентября 2022г., соответственно на октябрь месяц 2022г. у истца препарата не было, а как следует из возражения КГБУЗ «Славгородская ЦРБ» истцу был выдан рецепт ДД.ММ.ГГГГ, однако получить лекарственный препарат ФИО1 не смог, рецепт находился на отсроченном обслуживании, в связи отсутствием его в аптеке, аналогичная ситуация сложилась и при получении истцом рецепта ДД.ММ.ГГГГ и только ДД.ММ.ГГГГ истец был обеспечен требуемым лекарственным препаратом.
Также Министерство здравоохранения ФИО2 края ссылается на то, что для обеспечения региональных льготополучателей в 2022-2023 г.г. лекарственным препаратом «Вилдаглиптин» организованы 8 закупочных процедур, 2 из которых не состоялись - ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ по причине отсутствия потенциального поставщика: Аукцион № от ДД.ММ.ГГГГ не состоялся; Государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ №; Государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ №; Государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ №; Государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ N° 08172№; Государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ №; Аукцион № от ДД.ММ.ГГГГ; Государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ №.
Вместе с тем, при наличии Государственных контрактов от ДД.ММ.ГГГГ N° 08172№ и от ДД.ММ.ГГГГ №, истец не был обеспечен лекарственным препаратом Вилдаглиптин, тогда как отсутствие либо недостаточность лекарственных препаратов, в данном случае может негативно отразиться на состоянии здоровья истца, что нарушает его права на охрану здоровья и медицинскую помощь и противоречит требования действующего законодательства.
При указанных обстоятельствах требования истца о признании незаконным бездействие Министерства здравоохранения ФИО2 края в части своевременности обеспечения истца ФИО1 лекарственным препаратом «Вилдаглиптин», принимая во внимание период непредоставления истцу лекарственного препарата (с октября 2022г. по март месяц 2023г.), отсутствие доказательств бездействия со стороны данного ответчика (не известна причина непредоставления препарата истцу при наличии заключенных гос.контрактов, не предоставлены доказательства осуществления соответствующих действий Министерством здравоохранения с целью выяснения и исправления данной ситцации), суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Разрешая требования истца о возмещении понесенных расходов связанных с приобретением лекарственных препаратов, суд исходит из следующего.
Как указывалось ранее, пунктом 14 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
Сахарный диабет включен в перечень социально значимых заболеваний (код заболевания по международной классификации (МКБ-10) Е10-Е14) (постановление Правительства РФ от 01.12.2004г. №).
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья положениями пункта 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и пункта 21.2 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесена среди прочего организация обеспечения лекарственными препаратами.
Министерство здравоохранения ФИО2 края является органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции государственную политику в сфере здравоохранения на территории ФИО2 края (пункт 1.1 Положения о Министерстве здравоохранения ФИО2 края, утвержденного ФИО2 края от 05.12.2016г. №).
Основными задачами Министерства здравоохранения является разработка и реализация мер по развитию здравоохранения, разработка и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, льготное лекарственное обеспечение граждан в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, одним из принципов охраны здоровья в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. В числе таких гарантий - оказание инвалидам, страдающим социально значимым заболеванием (к которым относится заболевание сахарный диабет), государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого входит обеспечение за счет соответствующих бюджетных средств в соответствии со стандартами медицинской помощи лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам вне зависимости от наименования и стоимости препарата. Организация такого обеспечения на территории субъекта Российской Федерации – <адрес> относится к компетенции Министерства здравоохранения ФИО2 края, которое должно предпринимать все предусмотренные законом меры к бесплатному обеспечению лекарственными препаратами лиц, страдающих вышеуказанным заболеванием, а непринятие этих мер вследствие ненадлежащего исполнения обязанностей, касающихся обеспечения названных лиц необходимыми им лекарственными препаратами, противоречит сути предусмотренных законом гарантий бесплатного оказания гражданам, страдающим заболеванием сахарный диабет, медицинской помощи, включая бесплатное лекарственное обеспечение, лишает таких граждан права на медицинскую помощь в гарантированном объеме и нарушает их право на охрану здоровья.
Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод гражданина и человека в Российской Федерации (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (часть 2).
Среди таких способов защиты гражданских прав статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации называет возмещение убытков.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет производить для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
Таким образом, если гражданин, имеющий право на получение государственной социальной помощи в виде бесплатного обеспечения лекарственными препаратами, не был ими обеспечен своевременно и в полном объеме и данное обстоятельство привело к необходимости оплаты гражданином либо членом его семьи стоимости этих лекарственных препаратов за счет собственных средств или средств его семьи, то потраченные средства, подтвержденные документально, должны быть возмещены за счет государственного органа, не исполнившего должным образом возложенные на него задачи по организации лекарственного обеспечения населения, на основании статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации как убытки, причиненные лицу, право которого было нарушено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец ФИО1 страдающий сахарным диабетом, заявляя требования о взыскании понесенных расходов на приобретение лекарственного препарата Галвус-Вилдаглиптин, ссылается на неправомерное бездействие Министерства здравоохранения ФИО2 края, в связи с отсутствием указанных препаратов в соответствующих аптеках, что привело к необходимости самостоятельного приобретения им указанного препарата за счет собственных средств в общей сумме 4336, 80 руб., что подтверждается представленными суду истцом товарными чеками.
Таким образом, учитывая установленные судом обстоятельства и вышеуказанные нормы права, требования истца о возмещении понесенных им расходов на приобретение лекарственного препарата в сумме 4336, 80 руб. за счет ответчика Министерства здравоохранения ФИО2 края, обоснованны и подлежат удовлетворению.
В удовлетворении требований истца к КГБУЗ «Славгородская ЦРБ» надлежит отказать, при отсутствии бесспорных и достоверных доказательств нарушения прав истца и при установленных обстоятельствах подтверждающих факт предоставления истцу бесплатных рецептов для получения лекарственного препарата.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░2 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░2 ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░1 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░».
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░2 ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ 4 336 ░░░░░░ 80 ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░», ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 09 ░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░