Мировой судья Купавцева В.С. К делу №2-3/93/2021 (11-52/2021)
УИД 23MS0093-01-2020-005205-70
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
п. Лазаревское г. Сочи | « 01 » октября 2021 года |
Лазаревский районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе:
судьи | С.П. Богдановича, |
при секретаре | А.А. Бурлакиной, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Ворониной Елены Владимировны на решение мирового судьи судебного участка №93 Лазаревского района г. Сочи Краснодарского края Купавцевой В.С. от 20 июля 2021 года по гражданскому делу по иску Муниципального унитарного предприятия <адрес> «Сочитеплоэнерго» к Ворониной Елене Владимировне о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг,
У С Т А Н О В И Л:
Муниципальное унитарное предприятие г. Сочи «Сочитеплоэнерго» (далее по тексту – Предприятие) обратилось в суд с иском к ФИО и Ворониной Е.В., в котором просит взыскать с ответчиков в солидарном порядке задолженность за потребленную в период с 01.11.2017 года по 29.02.2020 года горячую воду и тепловую энергию в сумме 12 733,03 рублей, пеню в размере 4 555,17 рублей и расходы по оплате государственной пошлины в сумме 691,53 рублей.
В обоснование заявленных требований истец указал, что у ответчиков образовалась задолженность по оплате коммунальных услуг горячего водоснабжения и отопления, потребленных в жилом помещении номер по <адрес> в период с 01.11.2017 года по 29.02.2020 года, которую они в добровольном порядке не погашают.
Определением мирового судьи судебного участка №93 Лазаревского района г. Сочи от 20.07.2021 года производство по делу в части требований иска Предприятия, направленных к ФИО, прекращено.
Решением мирового судьи судебного участка №93 Лазаревского района г. Сочи от 20.07.2021 года требования иска Предприятия удовлетворены частично. С Ворониной Е.В. в его пользу взыскана задолженность за потребленную в период времени с 01.11.2017 года по 29.02.2020 года горячую воду и тепловую энергию в размере 12 733,03 рублей, а также пеня в размере 500 рублей и судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 529,32 рублей.
Воронина Е.В. с названным решением мирового судьи не согласилась и подала апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и принято новое судебное решение об отказе в удовлетворении требований иска Предприятия.
В обоснование апелляционной жалобы Воронина Е.В. указала, что в ее квартире с 2010 года отсутствуют радиаторы отопления с изоляцией стояков. Демонтаж энергопринимающего оборудования произведен сотрудниками управляющей организации МУП «РЭО-19». С 12.05.2010 года начисление оплаты за отопление в квартире ответчика не производилось, а в ноябре 2017 года Предприятие пролонгировало прекративший действие в 2010 году договор и выставило ответчику счет за услугу, которую не предоставляло. Изложенное, по мнению Ворониной Е.В., свидетельствует об отсутствии у нее обязанности производить оплату коммунальной услуги теплоснабжения.
Участвующие в деле лица в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции были уведомлены надлежащим образом.
Представитель истца Предприятия по доверенности – Парадеев А.В. просил рассмотреть дело без его участия, оставив решение мирового судьи без изменения.
Ответчик Воронина Е.В. ходатайствовала об отложении судебного заседания, в чем ей было отказано.
Изучив материалы дела, проанализировав доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу решения мирового судьи.
Статьей 8 ГК РФ предусмотрено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Как следует из материалов дела, Воронина Е.В. является собственником 1/2 доли квартиры с кадастровым номером номер, расположенной по адресу: <адрес>. Совладельцем 1/2 доли названной квартиры в выписке из ЕГРН от 25.03.2020 года значится ФИО, умерший 31.12.2020 года (свидетельство о смерти серии номер номер от 05.01.2021 года).
Предприятие является поставщиком коммунальных услуг в виде отопления и горячего водоснабжения в указанную квартиру.
Договор между сторонами о снабжении тепловой энергией в виде горячей воды через внутридомовые сети в письменном виде не заключался.
Вместе с тем, на основании с п. 1 ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Таким образом, с момента первого фактического подключения спорного жилого помещения к системе централизованного отопления, через которую Предприятием производится предоставление услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению, договор с истцом считается заключенным.
В период времени с 01.11.2017 года по 29.02.2020 года Предприятие начислило абоненту с л/с номер по названной квартире 6 648,70 рублей за услугу горячего водоснабжения и 14 208,09 рублей за услугу отопления, то есть всего – 20 856,79 рублей, что следует из предоставленного истцом расчета (л.д. 11).
5 939,91 рублей в этом периоде было оплачено абонентом, а также произведен перерасчет по начислению (2 178,57 рублей) и перерасчет по оплате (5,28 рублей), в связи с чем задолженность по данному лицевому счету составляет 12 733,03 рублей (20 856,79 – 2 178,57 – 5,28 – 5 939,91).
Частью 1 ст. 155 ЖК РФ установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
В соответствии со статьей 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Исходя из п. 3 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя плату за коммунальные услуги.
Частью 4 той же статьи ЖК РФ предусмотрено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
На основании частей 1 и 2 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, размер платы за коммунальную услугу по отоплению рассчитывается по ценам, определяемым в рамках предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность).
Предоставленный истцом расчет суммы задолженности по оплате коммунальных услуг горячего водоснабжения и отопления является арифметически верным и произведен исходя из установленных в тот или иной период времени тарифов, какими-либо доказательствами не опровергается, в связи с чем обоснованно принят мировым судьей.
Доводы ответчика об отсутствии у нее обязанности вносить начисленные за услугу отопления платежи являются несостоятельными по следующим основаниям.
Как следует из п. 37 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ №3 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019 года (далее по тексту – Обзор), отказ собственника или пользователя отдельного помещения в многоквартирном доме от оплаты коммунальной услуги по отоплению допускается только в случаях отсутствия фактического потребления тепловой энергии, обусловленного, в частности, согласованным в установленном порядке демонтажем системы отопления помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через помещение элементов внутридомовой системы, а также изначальным отсутствием в помещении элементов систем отопления. Собственник и пользователь отдельного помещения в любом случае не может быть освобожден от оплаты отопления на общедомовые нужды.
По общему правилу, отказ собственников и пользователей отдельных помещений в многоквартирном доме от коммунальной услуги по отоплению, как и полное исключение расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии, не допускается.
Переход на отопление помещений в подключенных к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии во всяком случае требует соблюдения нормативных требований к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующих на момент его проведения (п. 1.2 постановления Конституционного Суда РФ от 20.12.2018 года №46-П).
Введение нормативных требований к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления направлено в первую очередь на обеспечения надежности и безопасности теплоснабжения многоквартирного дома, что отвечает интересам собственников и пользователей всех помещений в нем.
Демонтаж приборов отопления в отсутствие разрешительных документов, фактическое использование для обогрева собственного помещения иных элементов внутридомовой системы отопления (стояков, трубопроводов и т.п.), теплоотдача которых достаточна для поддержания в помещении нормативной температуры воздуха, позволяют собственнику (владельцу) не применять автономную системы отопления.
В результате такой собственник (владелец) ставится в более выгодное положение по сравнению с теми собственниками, которые исполняют свои обязательства надлежащим образом и не создают угрозы возникновения в системе отопления дома негативных последствий.
Как указал Конституционный Суд РФ в постановлении от 20.12.2018 года №46-П применительно к вопросу о взимании платы за коммунальную услугу по отоплению, подлежащей внесению собственниками или пользователями жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме, переведенных на отопление с использованием индивидуальных источников тепловой энергии, сама по себе установка такого рода источников тепловой энергии и, как следствие, фактическое неиспользование тепловой энергии, поступающей по внутридомовым системам отопления для обогрева соответствующего жилого помещения не могут служить достаточным основанием для полного освобождения его собственника или пользователя от обязанности вносить плату за коммунальную услугу по отоплению в части потребления тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Данная правовая позиция основывается на том, что переход отдельных помещений (жилых или нежилых) многоквартирного дома, подключенного к централизованным сетям теплоснабжения, на автономное отопление (включая демонтаж расположенных в этих помещениях отопительных приборов (радиаторов отопления) и изоляцию проходящих через них стояков отопления) не влечет за собой реконструкцию относящихся к общему имуществу многоквартирного дома в целом внутридомовых инженерных сетей, а потому тепловая энергия, поступающая в такой дом по централизованным сетям теплоснабжения, по-прежнему продолжает распределяться через транзитные трубопроводы и иные элементы внутридомовой системы отопления по отдельным помещениям (жилым, нежилым, помещениям общего пользования), тем самым отапливая не только соответствующие помещения, но и весь дом в целом, что, по общему правилу, предполагает потребление тепловой энергии в том числе и на общедомовые нужды, а также неизбежные потери тепловой энергии во внутридомовых сетях этого дома (трубопроводах, стояках и т.д.).
Сказанное, в свою очередь, обусловливает обязанность собственников и пользователей всех помещений в многоквартирном доме оплачивать коммунальную услугу по отоплению, предоставляемую на общедомовые нужды, вне зависимости от того, каким образом отапливаются сами эти помещения - за счет тепловой энергии, поступающей в конкретное помещение через подключенную к централизованным сетям теплоснабжения внутридомовую систему отопления, либо за счет индивидуальных источников тепловой энергии. Исходя из этого полный отказ от предоставления и оплаты коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме, подключенном к централизованным сетям теплоснабжения, допускается лишь при условии отключения от централизованной системы отопления многоквартирного дома в целом, а не отдельных его помещений, что возможно осуществить лишь по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и только в рамках реконструкции системы его теплоснабжения (часть 3 статьи 36 и пункт 1 части 2 статьи 44 ЖК РФ).
Названная правовая позиция нашла свое отражение в постановлении Конституционного Суда РФ от 27.04.2021 года №16-П.
В приведенном выше пункте 37 Обзора отражено, что по общему правилу собственники и иные законные владельцы помещений многоквартирного дома, обеспеченного внутридомовой системой отопления, подключенной к централизованным сетям теплоснабжения, потребляют тепловую энергию на обогрев принадлежащих им помещений через систему отопления, к элементам которой по отношению к отдельному помещению, расположенному внутри многоквартирного дома, помимо отопительных приборов относятся полотенцесушители, разводящий трубопровод и стояки внутридомовой системы теплоснабжения, проходящие транзитом через такие помещения, а также ограждающие конструкции, в том числе плиты перекрытий и стены, граничащие с соседними помещениями, и через которые в это помещение поступает теплота («ГОСТ Р 56501-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания внутридомовых систем теплоснабжения, отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов. Общие требования», введен в действие приказом Росстандарта от 30.06.2015 года №823-ст).
Также по общему правилу, отказ собственников и пользователей отдельных помещений в многоквартирном доме от коммунальной услуги по отоплению, как и полное исключение расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии, не допускается. Указанная презумпция может быть опровергнута отсутствием фактического потребления тепловой энергии, обусловленным, в частности, согласованным в установленном порядке демонтажем системы отопления помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через помещение элементов внутридомовой системы, а также изначальным отсутствием в помещении элементов системы отопления (неотапливаемое помещение).
При этом из материалов дела следует, что 12.05.2010 года сотрудниками МУП РЭО-19 по заявлению квартиросъемщика ФИО были демонтированы радиаторы отопления в спорной квартире, а также произведена теплоизоляция стояков.
В то же время доказательств согласования демонтажа энергопринимающего оборудования, являющегося частью внутридомовой системы отопления, стороной ответчика не предоставлено, в то время как сотрудники управляющей организации являлись лишь исполнителями заявки собственника квартиры о производстве демонтажа, разрешительные документы на который не предоставлены.
Таким образом, мировым судьей дана правильная и объективная оценка всем доказательствам, обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения мирового судьи по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, в связи с чем в ее удовлетворении надлежит отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение мирового судьи судебного участка №93 Лазаревского района г. Сочи Краснодарского края Купавцевой В.С. от 20 июля 2021 года по гражданскому делу по иску Муниципального унитарного предприятия г. Сочи «Сочитеплоэнерго» к Ворониной Елене Владимировне о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг оставить без изменения, а апелляционную жалобу Ворониной Елены Владимировны – без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение составлено 08 октября 2021 года.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья С.П. Богданович
Копия верна:
Судья
Лазаревского районного суда г. Сочи С.П. Богданович