Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1105/2022 ~ М-140/2022 от 14.01.2022

Дело № 2-1105/2022

УИД: 21RS0023-01-2022-000273-57

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 февраля 2022 года                            г. Чебоксары

Ленинский районный суд г. Чебоксары в составе: председательствующего судьи Ермолаевой Т.П., при секретаре судебного заседания Котеевой Н.Н., с участием истицы Костиной Т.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Костиной Татьяны Михайловны к администрации города Чебоксары о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке,

установил:

Костина Т.М. обратилась в суд с иском о возложении на администрацию города Чебоксары обязанности предоставить ей благоустроенное жилое помещение по договору социального найма по установленным нормам во внеочередном порядке, указав в нем, что она является инвалидом ------ группы бессрочно в связи с наличием у нее ------ заболевания – ------. Зарегистрирована и проживает в жилом помещении по адресу: адрес, где ей принадлежит доля в праве общей собственности, помимо нее в данном жилом помещении проживает еще 6 человек. По утверждениям истицы, наличие у нее права на дополнительную жилую площадь позволяет ей претендовать на обеспечение жилым помещением во внеочередном порядке.

В судебном заседании истица поддержала данный иск, пояснив суду, что малоимущей, в целях постановки на учет нуждающихся в жилом помещении она не признана, на учете нуждающихся в жилом помещении не состоит.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, причину неявки суду не сообщил.

Суд считает возможным рассмотреть данное дело при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам, в порядке заочного производства, на который выразила свое согласие истец.

Выслушав пояснения истца, изучив письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) по договору социального найма жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются признанным нуждающимися в жилых помещениях: малоимущим гражданам (часть 2), а также иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан (часть 3).

При этом гражданам, указанным в части 3 данной статьи, предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации; жилые помещения муниципального жилищного фонда могут предоставляться им в случае наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями на обеспечение указанной категории граждан жилыми помещениями (часть 4).

Из чего следует, что конституционное право на жилище, вопреки утверждениям истца, не предусматривает обязанность государства в лице различных его органов по бесплатному предоставлению всем нуждающимся в улучшении жилищных условий гражданам жилых помещений по договорам социального найма, а предполагает создание органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления.

К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, пунктом 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ отнесены граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно части первой статьи 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 указанной статьи случаев.

В силу пункта 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, и указанным в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.

Такой перечень был утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2006 г. N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" и действовал до 1 января 2018 года.

В настоящее время Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержден Приказом Минздрава России от 29.11.2012 N 987н (Зарегистрировано в Минюсте России 18.02.2013 N 27154).

Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. При этом если гражданин с учетом общих условий обеспечения жильем за счет муниципального жилищного фонда имеет тяжелую форму хронического заболевания, указанного в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ перечне, он обладает правом на внеочередное обеспечение жильем.

Статьей 12 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года № 42 «О регулировании жилищных отношений» (далее Закон ЧР «О регулировании жилищных отношений») также предусмотрено, что жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, единственное жилое помещение которых признано в установленном порядке непригодным для проживания и ремонту или реконструкции не подлежит, проживающие в жилых помещениях государственного жилищного фонда Чувашской Республики (п.1 ч.1 ст. 11) и гражданам, родившимся на территории Чувашской Республики, удостоенным званий Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации, признанные нуждающимися в жилых помещениях (п. 6 ч.1 ст. 11).

В соответствии с разделом 4 Постановления администрации г. Чебоксары от 14.12.2005 № 288 «Об утверждении Положения о порядке реализации жилищных прав гражданами - жителями г. Чебоксары», жилые помещения предоставляются нуждающимся гражданам в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет.

Вне очереди жилые помещения из муниципального жилищного фонда предоставляются гражданам, единственное жилое помещение которых в результате чрезвычайных обстоятельств стало непригодным для проживания.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики предоставляются гражданам, единственное жилое помещение которых признано в установленном порядке непригодным для проживания и ремонту или реконструкции не подлежит, проживающим в жилых помещениях государственного жилищного фонда Чувашской Республики.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционный принцип состязательности предполагает такое построение судопроизводства, в том числе по гражданским делам, при котором правосудие (разрешение дела), осуществляемое только судом, отделено от функций спорящих перед судом сторон, при этом суд обязан обеспечивать справедливое и беспристрастное разрешение спора, предоставляя сторонам равные возможности для отстаивания своих позиций, и потому не может принимать на себя выполнение их процессуальных (целевых) функций. Диспозитивность в гражданском судопроизводстве обусловлена материально-правовой природой субъективных прав, подлежащих судебной защите. Присущий гражданскому судопроизводству принцип диспозитивности означает, что процессуальные отношения в гражданском судопроизводстве возникают, изменяются и прекращаются главным образом по инициативе непосредственных участников спорного материального правоотношения, которые имеют возможность с помощью суда распоряжаться своими процессуальными правами, а также спорным материальным правом (Постановления от 14 февраля 2002 года N 4-П и от 28 ноября 1996 года N 19-П; Определение от 13 июня 2002 года N 166-О).

Таким образом, наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или не совершения процессуальных действий.

В силу ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

При разрешении данного спора доказательств, подтверждающих признание истицы малоимущей и нуждающейся в жилом помещении, а также наличие у нее права на внеочередное обеспечение жилым помещением за счет муниципального жилищного фонда, не представлено и судом наличие указанных обстоятельств не установлено.

Так, из представленных суду доказательств следует, что истица малоимущей, в целях постановки на учет нуждающихся в жилом помещении, не признана, на учете нуждающихся в жилом помещении по месту жительства не состоит. Данное обстоятельство признано истицей и в судебном заседании.

Помимо этого, согласно медицинскому заключению ----- по результатам принятого решения подкомиссии ----- врачебной комиссии ------ от дата, имеющееся у истицы ------ (F -----) не входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утв. Приказом министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 ноября 2012 г. N 987н.

С учетом того, что истица не была признана малоимущей и на учете нуждающихся в жилом помещении по месту жительства не состояла, ее доводы о том, что до вступления в силу Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденного приказом Министерства здравоохранения от 29 ноября 2012 г. N 987н, ее заболевание входило в Перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2006 г. N 378, не могут служить основанием для удовлетворения данного иска.

Доводы истицы о том, что такое право на льготное обеспечение жильем у нее возникло на основании Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», также основаны на неправильном толковании норм данного закона.

Так, согласно п. 4 ч. 1 ст. 11 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года № 42 «О регулировании жилищных отношений» (далее Закон ЧР «О регулировании жилищных отношений») к иным категориям граждан, определенным настоящим Законом в соответствии с частью 3 статьи 49 ЖК РФ в целях предоставления по договорам социального найма жилых помещений государственного жилищного фонда Чувашской Республики, относятся граждане, указанные в статьях 14, 16 и 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - Федеральный закон «О ветеранах») и статье 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»), признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 1 января 2005 года, и граждане, указанные в статьях 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона "О ветеранах", признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Как следует из содержания ч. 4 данной правовой нормы полномочия по обеспечению жилыми помещениями граждан, предусмотренных, в частности пунктом 4, части 1 данной статьи, являются государственными полномочиями Российской Федерации, переданными федеральными законами субъектам Российской Федерации. Указанные категории граждан обеспечиваются жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, передаваемых республиканскому бюджету Чувашской Республики ежегодно в виде субвенций по целевому назначению для реализации передаваемых федеральными законами полномочий.

Форма и порядок предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями категориям граждан в соответствии с федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» закреплены в ч. 1 ст. 11.1 Закона ЧР «О регулировании жилищных отношений» и предусматривают, что мера социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан осуществляется в форме однократного предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Чувашской Республики по договору социального найма либо единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилых помещений, определяемой законом Чувашской Республики.

Кроме того, жилые помещения государственного жилищного фонда Чувашской Республики по договору социального найма либо единовременные денежные выплаты на строительство или приобретение жилых помещений указанным гражданам предоставляются в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет (ч.2).

Из положений ст. 17 Закона ЧР «О регулировании жилищных отношений» следует, что органы местного самоуправления поселений и городских округов Чувашской Республики наделяются государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда по договорам социального найма категорий граждан, указанных в пунктах 1, 3 и 6 части 1 статьи 11 настоящего Закона, и делегированными государственными полномочиями Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных в пункте 5 части 1 статьи 11 настоящего Закона, в соответствии с законом Чувашской Республики о наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями.

Согласно подпункту 1 пункта 4 ст. 1 Закона Чувашской Республики от 30 ноября 2006 г. № 55 «О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями» органы местного самоуправления поселений и городских округов наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма категорий граждан, указанных в пунктах 1, 3 части 1 статьи 11 Закона ЧР «О регулировании жилищных отношений».

Таким образом, решение вопросов по обеспечению жильем категорий лиц, указанных в пункте 4 части 1 ст. 11 Закона ЧР «О регулировании жилищных отношений», в том числе и инвалидов, не является полномочием органов муниципальной власти.

Данные полномочия, являются полномочиями Российской Федерации, осуществляемые за счет средств федерального бюджета, переданными для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Кроме того, как уже указывал суд, жилые помещения указанной категории граждан предоставляются в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет за исключением, инвалидов, имеющих право на обеспечение жилым помещением на основании п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ, к числу которых истица не отнесена.

Право на дополнительную жилую площадь может быть реализовано только при предоставлении жилого помещения и не служит самостоятельным основанием для признания нуждающимся в улучшении жилищных условий и для обеспечения жилым помещением вне очереди.

Таким образом, доводы истца о наличии у государства в лице органов местного самоуправления города Чебоксары обязанности обеспечить его жилым помещением по договору социального найма минуя установленный федеральным и региональным законодательством порядок, нельзя признать обоснованными.

Других оснований суду не заявлено, и суд рассматривает данное гражданское дело в пределах заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

решил:

В удовлетворении исковых требований Костиной Татьяны Михайловны к администрации города Чебоксары о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке отказать.

Ответчик вправе подать в Ленинский районный суд г. Чебоксары заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий судья                     Т.П. Ермолаева

Мотивированное решение составлено 11 февраля 2022 года.

2-1105/2022 ~ М-140/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Костина Татьяна Михайловна
Ответчики
администрация г. Чебоксары
Суд
Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики
Судья
Ермолаева Татьяна Петровна
Дело на странице суда
leninsky--chv.sudrf.ru
14.01.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.01.2022Передача материалов судье
17.01.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.01.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.02.2022Судебное заседание
11.02.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.02.2022Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
14.02.2022Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
19.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее