Дело №5-10/2022
УИД18RS0007-01-2022-000012-17
Постановление
п. Балезино 12 января 2022 года
Судья Балезинского районного суда Удмуртской Республики Беркутова Т.М.,
с участием лица, привлекаемого к административной ответственности Соловьева В.И.,
прокурора – старшего помощника Егорова А.Ю.,
рассмотрев материалы по ст. 6.9 ч. 2 Кодекса об административных правонарушениях РФ в отношении Соловьева В. И., <дата> года рождения, уроженца <адрес>, ***, проживающего по адресу: <адрес>, ранее привлекавшего к административной ответственности по ч.1 ст. 6.9 КоАП РФ,
установил:
01.01.2022 около 01.23 час. находясь в помещении БУЗ «Балезинская РБ МЗ УР» по адресу: Удмуртская Республика, Балезинский район, п. Балезино, ул. Азина, д. 17, Соловьев В.И., являясь лицом без гражданства, отказался от прохождения медицинского освидетельствования для определения наличия в организме наркотических средств, чем воспрепятствовал законному требованию сотрудника полиции пройти медицинское освидетельствование на состояние наркотического опьянения. В отношении Соловьева В.И. имелись достаточные данные полагать, что он потребил наркотическое средство без назначения врача, у которого имелись признаки наркотического опьянения: неустойчивость позы, нарушение речи, резкое изменение окраски кожных покровов лица, красные глаза, суженные зрачки, поведение, не соответствующее обстановке. Таким образом, Соловьев В.И. совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 6.9 КоАП РФ. – невыполнение
В судебном заседании Соловьев В.И. события, изложенные в протоколе об административном правонарушении, не оспаривал, вину в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.9 КоАП РФ, признал. Пояснил, что проживает на территории Российской Федерации с младенчества вместе с родителями. В настоящее время мать получила гражданство, он не мог получить гражданство, так как у матери не было паспорта. Им поданы документы на получение гражданства. По постановлению по делу об административном правонарушении отбывает наказание в виде обязательных работ. Также в настоящее время в отношении него возбуждено уголовное дело по ст. 228 УК РФ.
В заключении прокурор полагает возможным признать Соловьева В.И. виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 6.9. ч.2 КоАП РФ, просит назначить административное наказание в виде административного ареста.
Выслушав Соловьева В.И., заключение прокурора, изучив представленные материалы, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Статья 2.6 КоАП РФ устанавливает, что иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях.
В соответствии со ст. 40 Федерального закона от 08 января 1998 года №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» в Российской Федерации запрещается потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача.
В соответствии с п. 1 ст. 44 Федерального закона от 08 января 1998 года №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» лицо, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно больно наркоманией, находится в состоянии наркотического опьянения либо потребило наркотическое средство или психотропное вещество без назначения врача либо новое потенциально опасное психоактивное вещество, может быть направлено на медицинское освидетельствование.
Медицинское освидетельствование лица, указанного в пункте 1 настоящей статьи, проводится по направлению органов дознания, органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, следователя, судьи или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, в медицинских организациях, специально уполномоченных на то федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения (п. 2 ст. 44 Федерального закона от 08 января 1998 года №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»).
Часть 2 ст. 6.9 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 20.20, статьей 20.22 настоящего Кодекса, либо невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения гражданином, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, чтоон потребил наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества, совершенное иностранным гражданином или лицом без гражданства в виде административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации либо административный арест на срок до пятнадцати суток с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Вина Соловьева В.И. в совершенном административном правонарушении подтверждается совокупностью исследованных при рассмотрении дела доказательств: протоколом об административном правонарушении № 755909 от 01.01.2022; протоколом об административном задержании № 030883 от 01.01.2022; рапортом сотрудника полиции от 01.01.2022; справкой БУЗ УР «Балезинская РБ МЗ УР»; объяснениями Соловьева В.И. от 01.01.2022; объяснениями У.К.Е. от 31.12.2021; рапортом от 31.12.2021; актом медицинского освидетельствования № 1 от 01.01.2022; объяснениями В.А.П. от 01.01.2021; объяснениями С.М.И. от 01.01.2022; справкой на физическое лицо; сообщение от 01.01.2022.
Изучив материалы дела, прихожу к выводу, что собранные по делу доказательства являются допустимыми, относимыми и в совокупности достаточными для привлечения Соловьева В.И. к административной ответственности.
Действия Соловьева В.И. квалифицируются по ч. 2 ст. 6.9 КоАП РФ - невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения гражданином, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он потребил наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества, совершенное лицом без гражданства.
При определении вида и размера наказания учитываю следующее.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 8 Конвенции от 4 ноября 1950 года "О защите прав человека и основных свобод" каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Судом установлено из пояснений Соловьева В.И. и подтверждено письменными объяснениями У.К.Е., что он проживает на территории Российской Федерации совместно с родителями, мать является гражданином РФ.
В силу ч. 2 ст. 1.1 КоАП РФ данный Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (принята в г. Риме 4 ноября 1950 года) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции.
Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в Постановлении от 15 июля 1999 года N 11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения. В развитие данной правовой позиции Конституционный Суд РФ в Постановлении от 27 мая 2008 года N 8-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинен в результате преступного деяния, с тем чтобы обеспечивались соразмерность мер уголовного наказания совершенному преступлению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств.
Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации могут быть распространены и на сферу административной ответственности.
В Постановлении от 14 февраля 2013 года N 4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 года N, от 13 марта 2008 года N, от 27 мая 2008 года N, от 13 июля 2010 года N, от 17 января 2013 года N 1-П и др.).
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ). При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ).
Санкция части 2 статьи 6.9 КоАП РФ в качестве административного наказания предусматривает наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации либо административный арест на срок до пятнадцати суток с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Поэтому при назначении наказания в виде административного выдворения за пределы РФ, суд исходит из действительной необходимости применения к иностранному гражданину такой меры ответственности, а также из ее соразмерности целям административного наказания, с тем, чтобы обеспечить достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, предусмотренным ст. 4.2 КоАП РФ, является признания вины.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных ст. 4.3 КоАП РФ, не установлено.
С учетом фактических обстоятельств настоящего дела назначение Соловьеву В.И. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации будет противоречить требованиям ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
С учетом указанных обстоятельств считаю возможным назначить наказание в виде административного ареста сроком на 10 суток, исчисляя наказание с момента задержания.
Оснований для прекращения производства по административному делу и переквалификации действий Соловьева В.И. не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 3.5, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
Признать Соловьева В. И. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить административное наказание в виде административного ареста сроком на 10 суток, в срок наказания зачесть время его задержания с 01 час.55 мин. 01.01.2022 по 11 час. 00 мин. 02.01.2022 без административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики через Балезинский районный суд Удмуртской Республики в течение 10 суток со дня получения копии постановления.
Судья Т.М. Беркутова