Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-200/2021 ~ М-111/2021 от 12.04.2021

УИД: 24RS0036-01-2021-000199-81

дело № 2-200/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 сентября 2021 года Мотыгинский районный суд Красноярского края в п. Мотыгино в составе: председательствующего судьи Васильковой И.М.

при секретаре Поломаренко К.Д. с участием:

процессуального истца -помощника прокурора Калугиной Н.В.

истца Иванова А.Н.

рассматривая в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора Мотыгинского района Бородкина П.А. в интересах Иванова ФИО7 к администрации п. Мотыгино о возложении обязанности предоставить жилое помещение,

установил:

прокурор Мотыгинского района Бородкин П.А. обратился в суд с иском в интересах Иванова А.Н. к администрации п. Мотыгино о возложении обязанности предоставить Иванову А.Н. вне очереди благоустроенное, применительно к условиям поселка Мотыгино жилое помещение по договору социального найма, равнозначное ранее занимаемому жилому помещению, отвечающему установленным санитарным и техническим требованиям в течение 2-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Исковые требования мотивированы тем, что по обращению Иванова А.Н. о нарушении его жилищных прав проведена проверка исполнения администрацией п. Мотыгино жилищного законодательства. Установлено, что Иванов А.Н. на основании договора социального найма от 1.04.2016 проживал в жилом помещении - <адрес>. Заключением судебной строительно-технической экспертизы от 30.07.2019 по гражданскому делу по иску Иванова А.Н. к межведомственной комиссии по вопросам признания помещений жилыми помещениями, пригодными (непригодными) для проживания граждан, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции муниципального образования п. Мотыгино, администрации п. Мотыгино о признании незаконным решения межведомственной комиссии установлено, что общий физический износ строительных конструкций элементов дома составляет 80%, техническое состояние строительных конструкций жилого дома оценивается как аварийное, возможно внезапное обрушение конструкций, несущие и ограждающие конструкции имеют значительную степень биологических повреждений и деформаций, свидетельствующих об исчерпании несущей способности и находится под угрозой обрушения, несущие и ограждающие строительные конструкции имеют категорию технического состояния, характеризующегося снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при котором существует опасность для пребывания людей. Здание жилого дома по <адрес> непригодно для эксплуатации, несущие и ограждающие строительные конструкции имеют категорию технического состояния, характеризующегося снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при котором существует опасность для пребывания людей. 27.02.2020 заключением межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания № 1 указанный жилой дом признан непригодным для проживания, поскольку степень аварийности и физического износа жилого помещения, а также возможность дальнейшей эксплуатации по прямому назначению объекта недвижимости не представляется возможным по причине значительного физического износа. В этой связи постановлением главы п. Мотыгино от 25.03.2020 № 42-п «Об утверждении заключения межведомственной комиссии о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, жилого помещения, расположенного на территории муниципального образования п. Мотыгино от 27.02.2020 № 1» утверждено заключение межведомственной комиссии о признании <адрес> непригодным для проживания. Решением комиссии по учету и распределению жилой площади администрации п. Мотыгино от 07.08.2020 № 545/494 «О включении в список очередности в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма вне очереди» Иванов А.Н. включен в список на внеочередное предоставление жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Несмотря на то, что проживание в жилом помещении, которое признано непригодным для проживания создает угрозу жизни и здоровью, администрацией п. Мотыгино до настоящего времени другое жилое помещение Иванову А.Н. не предоставлено. Согласно журналу регистрации заявлений граждан, Иванов А.Н. состоит на учёте в качестве нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма, номер очерёдности 494. Полагает, что у администрации п. Мотыгино возникла обязанность по предоставлению Иванову А.Н. другого равнозначного благоустроенного помещения по договору социального найма, которая не предполагает какой-либо очередности.

Помощник прокурора Мотыгинского района Калугина Н.В. в судебном заседании на удовлетворении исковых требованиях к администрации п. Мотыгино настаивала в полном объеме.

Истец Иванов А.Н. в судебном заседании поддержал исковые требования прокурора Мотыгинского района, настаивал на их удовлетворении.

Представитель ответчика администрации п. Мотыгино, в судебное заседание не явился, по неизвестной суду причине.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).

Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.

Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.

В соответствии со ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2).

В соответствии со ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых, уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи, с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.

Вместе с тем, в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.

Указанная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).

Иное толкование п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего правила о предоставлении жилых помещений в порядке очередности в отношении лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.

При этом, федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.

Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Исходя из указанных норм жилищного законодательства в их взаимосвязи, предпосылкой предоставления жилых помещений по договорам социального найма, в том числе и во внеочередном порядке, по общему правилу является нахождение малоимущего гражданина на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

Такое законодательное регулирование, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 5.03.2009 N 376-О-П, согласуется с ч. 3 ст. 40 Конституции РФ, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных или муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Исходя из правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в определении от 03.11.2009 № 1368-0-0, в случае признания жилого дома (помещения) непригодным для проживания по причине аварийного состояния, либо вредоносного воздействия факторов среды обитания, представляющих особую опасность для жизни и здоровья граждан, орган местного самоуправления выносит предписание о незамедлительном выселении граждан.

Из положений статьи 85 ЖК РФ следует, что граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности, в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу, жилое помещение признано непригодным для проживания (пункты 1, 3).

Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда нормативно регламентирован статьями 86 - 89 ЖК РФ.

Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (статья 87 названного кодекса).

Согласно части 1 статьи 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 указанного кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

В силу части 1 статьи 1 ЖК РФ органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия для осуществления гражданами права на жилище и его безопасность.

Согласно пункту 6 статьи 2 ЖК РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, осуществляют контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.

Как следует из пунктов 8, 9 части 1 статьи 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся в числе прочих: признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля.

Положениями части 4 статьи 15 ЖК РФ предусмотрено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ.

Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения. жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

Согласно пункту 33 данного Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан в частности вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.

Признание жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания осуществляется решением межведомственной комиссии, которая после изучения документов, свидетельствующих о техническом состоянии жилого дома (помещения) и условиях проживания в нем, может принять решение о том, что жилой дом (помещение) пригоден для проживания, либо пригоден для проживания после проведения капитального ремонта, либо является непригодным для проживания. В случае признания жилого дома (помещения) непригодным для проживания по причине аварийного состояния либо вредоносного воздействия факторов среды обитания, представляющих особую опасность для жизни и здоровья граждан, орган местного самоуправления выносит предписание о незамедлительном выселении граждан.

Выселение в таких случаях из жилых помещений, занимаемых гражданами, как по договору социального найма, так и на праве собственности, производится с предоставлением им другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма.

Как следует из материалов дела, прокуратурой района по обращению Иванова А.Н. о нарушении жилищных прав проведена проверка исполнения администрацией п. Мотыгино жилищного законодательства, в результате которой установлено, что Иванов А.Н. на основании договора социального найма от 1.04.2016 проживал в жилом помещении <адрес>.

Заключением судебной строительно-технической экспертизы ООО «СудСтройЭкспертиза» от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску Иванова А.Н. к межведомственной комиссии по вопросам признания помещений жилыми помещениями, пригодными (непригодными) для проживания граждан, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции муниципального образования п. Мотыгино, администрации п. Мотыгино о признании незаконным решения межведомственной комиссии установлено, что общий физический износ строительных конструкций и элементов дома составляет 80%, техническое состояние строительных конструкций жилого дома оценивается как аварийное, возможно внезапное обрушение конструкций, несущие и ограждающие конструкции имеют значительную степень биологических повреждений и деформаций, свидетельствующих об исчерпании несущей способности и находится под угрозой обрушения, несущие и ограждающие строительные конструкции имеют категорию технического состояния, характеризующуюся снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик при котором существует опасность для пребывания людей. Здание жилого дома по <адрес> непригодно для эксплуатации, несущие и ограждающие строительные конструкции имеют категорию технического состояния, характеризующегося снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при котором существует опасность для пребывания людей.

27.02.2020 заключением межведомственной комиссии принято решение о признании жилого помещения <адрес> непригодным для проживания граждан, по основаниям предусмотренным п. 33 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции садового дома жилым домом и жилого дома содовым домом», утвержденным Постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006.

Постановлением главы администрации п. Мотыгино от 25.03.2020 № 42-п «Об утверждении заключения межведомственной комиссии о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, жилого помещения, расположенного на территории муниципального образования п. Мотыгино от 27.02.2020 № 1» утверждено заключение межведомственной комиссии о признании <адрес> непригодным для проживания.

Решением комиссии по учету и распределению жилой площади администрации п. Мотыгино от 07.08.2020 № 545/494 «О включении в список очередности в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма вне очереди» Иванов А.Н. включен в список на внеочередное предоставление жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Несмотря на указанные обстоятельства до настоящего времени другое жилое помещение администрацией п. Мотыгино Иванову А.Н. не предоставлено.

Согласно журнала регистрации заявлений граждан Иванов А.Н. состоит на учёте в качестве нуждающихся в получении жилого помещения во внеочередном порядке по договору социального найма под № 494.

Таким образом, у администрации п. Мотыгино возникла обязанность по предоставлению Иванову А.Н. другого, равнозначного благоустроенного помещения по договору социального найма, которая не предполагает какой-либо очередности.

Кроме этого, обязанность по предоставлению жилья не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.

Удовлетворяя исковые требования и разрешая вопрос о сроке возложения на ответчика обязанности устранения выявленных нарушений, суд считает предложенный истцом срок обоснованным, поскольку в указанный срок ответчик сможет в полной мере обеспечить надлежащее исполнение возложенной обязанности.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора Мотыгинского района Бородкина П.А. удовлетворить.

Обязать администрацию п. Мотыгино предоставить Иванову ФИО8 вне очереди благоустроенное, применительно к условиям поселка Мотыгино жилое помещение по договору социального найма, равнозначное ранее занимаемому жилому помещению, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям в течение 2-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Мотыгинский районный суд Красноярского края.

Председательствующий судья И.М. Василькова

2-200/2021 ~ М-111/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор в защиту интересов Иванова Александра Николаевича
Иванов Александр Николаевич
Ответчики
Администрация пгт. Мотыгино
Суд
Мотыгинский районный суд Красноярского края
Судья
Василькова Ирина Михайловна
Дело на странице суда
motig--krk.sudrf.ru
12.04.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.04.2021Передача материалов судье
16.04.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.05.2021Судебное заседание
02.08.2021Судебное заседание
31.08.2021Судебное заседание
15.09.2021Судебное заседание
20.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.10.2021Дело оформлено
10.01.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее