№ 2-468/2024
10RS0004-01-2024-000562-19
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 мая 2024 года |
г. Кондопога |
Кондопожский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Бахориной М.А.,
при секретаре Бахаревой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Стригиной Т.И. к администрации Кондопожского муниципального района Республики Карелия об исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о жилом доме, понуждении совершить определенные действия, признании права собственности,
У С Т А Н О В И Л:
Стригина Т.И. (далее также по тексту истец) обратилась в суд с названным исковым заявлением к Администрации Кондопожского муниципального района (далее также по тексту ответчик, Администрация), мотивируя требования тем, что решением Кондопожского городского суда Республики Карелия от 15.03.2022 по гражданскому делу № 2-145/2024 за истцом признано право собственности на квартиру № ..., расположенную в доме № ... по ......... Указанный жилой дом является двухквартирным, на квартиру № ... за кем-либо право собственности не зарегистрировано, в квартире никто не проживает. Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) указанный жилой дом имеет статус многоквартирного жилого дома, однако фактически данный статус утрачен по причине разрушения квартиры № № ... данного дома. Квартиру № ... посещают лица без определенного места жительства, атмосферные осадки попадают во внутрь дома, квартира фактически разрушена и непригодна для проживания. В квартире сгнили бревна стен, имеются сквозные дыры, разрушены печь и кровля, отсутствует пол, балки перекрытий потолка сгнили, фундамент треснул и серьезно разрушен, данная половина дома грозит обрушением. Согласно акту осмотра квартиры № ... в ........, составленного комиссией администрации Янишпольского сельского поселения, данная квартира никем не используется, находится в разрушенном состоянии, в квартире отсутствует электроснабжение, водопровод, газоснабжение, отопление, водоотведение, канализация. Истец планирует провести капитальный ремонт в принадлежащей ей квартире, однако из-за квартиры № ... ничего сделать не может. Финансовой возможности восстановить квартиру № ... истец не имеет, полагает, что технически возможно укрепление ее квартиры при условии окончательного сноса остатков разрушенной квартиры № ... Истец обращалась в Администрацию по поводу ремонта или сноса квартиры № 2, однако Администрация сообщила, что указанное жилое помещение не относится к муниципальной собственности. Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просила исключить из ЕГРН сведения о жилом помещении с кадастровым номером № ..., расположенном по адресу: ........, а также о жилом помещении с кадастровым номером № ... расположенном по адресу: ........ прекратить право собственности Стригиной Т.И. на жилое помещение с кадастровым номером № ..., расположенное по адресу: ........ признать многоквартирный жилой дом с кадастровым номером № ..., инвентарный № ... по адресу: ........ индивидуальным жилым домом общей площадью 45,4 кв.м. (в размере площади квартиры № ... с кадастровым номером № ...); внести в ЕГРН в отношении объекта недвижимости, расположенного по адресу: ........ в части назначения здания, заменив «многоквартирный дом» на «индивидуальный жилой дом», в части площади здания, заменив 88 кв. м. на 45 кв.м.; признать за Стригиной Т.А. право собственности на индивидуальный жилой дом с кадастровым номером № ..., инвентарный номер № ..., расположенный по адресу: ........
В судебном заседании истец Стригина Т.И., а также ее представитель Петрик М.А., действующий на основании устного ходатайства, занесенного в протокол судебного заседания, исковые требования поддержали по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представители ответчика Администрации Кондопожского муниципального района Республики Карелия, третьих лиц, не заявляющих самостоятельных исковых требований относительно предмета спора, администрации Янишпольского сельского поселения, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия в судебное заседание не явились, правовой позиции по делу не выразили.
С учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ), принимая во внимание, что участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лиц, участвующих в деле, суд полагает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав истца и его представителя, исследовав письменные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, материалы гражданского дела № 2-145/2022 по иску Стригиной Т.И. к администрации Кондопожского муниципального района о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, суд приходит к следующим выводам.
В силу пунктов 1 и 2 ст.209 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые интересы других лиц.
Положениями п. 1 ст. 235, ст. 236 ГК РФ предусмотрено, что право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом; гражданин может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Согласно ч. 2, 3 ст. 16 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
В силу п. п. 6, 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.
К общему имуществу в многоквартирном доме ст. 36 ЖК РФ относит, в том числе, крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Согласно терминам и определениям, применяемым в СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные», утвержденного Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 24.12.2010 № 778, жилое здание многоквартирное - это жилое здание, в котором квартиры имеют общие внеквартирные помещения и инженерные системы.
Судом установлено и из материалов гражданского дела следует, что в ЕГРН содержатся сведения о многоквартирном жилом доме, имеющем кадастровым номер № ..., инвентарный номер № ..., площадью 88 кв.м., расположенном по адресу: ........
Указанный многоквартирный жилой дом согласно сведениям ЕГРН и данным технического паспорта является одноэтажным, двухквартирным, квартирам присвоены номера № ... и № ..., жилые помещения стоят на государственном кадастровом учете с присвоенными им кадастровыми номерами № ... и № ... соответственно.
Из сведений ЕГРН также следует, что квартира № ... с кадастровым номером № ..., расположенная в указанном многоквартирном жилом доме, имеет площадь 45,4 кв.м., собственником указанного жилого помещения является Стригина Т.И.
Право собственности Стригиной Т.И. на указанную квартиру признано на основании вступившего в законную силу решения Кондопожского городского суда Республики Карелия от 15.03.2022, вынесенная по гражданскому делу № 2-145/2022 по иску Стригиной Т.В. к администрации Кондопожского муниципального района о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
Квартира № ... с кадастровым номером № ..., также расположенная в вышеуказанном многоквартирном жилом доме, площадью 42,8 кв.м. стоит на государственном кадастровом учете, ЕГРН сведений о правообладателе данного жилого помещения не содержит.
Из материалов гражданского дела усматривается, что квартира, расположенная по адресу: ........ не числится в реестрах федеральной собственности Российской Федерации, государственного имущества Республики Карелия, муниципальной собственности Янишпольского сельского поселения и Кондопожского муниципального района Республики Карелия.
Как установлено судом, решением исполнительного комитета Совета народных депутатов Кондопожского района № 181 от 31.03.1989 за Сунской птицефабрикой треста «Птицепром» агропромышленного комитета КАССР было зарегистрировано право государственной собственности на одноэтажный, двухквартирный бревенчатый дом, общей площадью 88 кв.м., расположенный по адресу ........
Из материалов гражданского дела № 2-145/2022 также усматривается, что начало строительства государственного предприятия «Птицефабрика «Сунская» состоялось 1972 год, предприятие введено в эксплуатацию в 1975 году. В связи с разукрупнением птицефабрики «Сунская» произведена ее реорганизация и разделение на две птицефабрики: п/ф «Кондопожская» и п/ф «Сунская» на основании приказа Госаргопрома Нечерноземной зоны РСФСР № 170 от 25.05.1989 с 01.06.1989. По решению ВАС РК от 23.12.1998 государственное предприятие «Птицефабрика «Сунская» признано банкротом, является учредителем Открытого акционерного общества «Сунское».
В силу ст. 18 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
Согласно п. 6 Постановления Правительства РФ от 04.09.1992 № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса» объекты социальной сферы и инженерной инфраструктуры колхозов и совхозов могут передаваться в собственность соответствующим местным органам власти. Обязательным условием передачи объектов образования и культуры является использование их по целевому назначению. При этом они переходят в муниципальную собственность. Передача этих объектов осуществляется в порядке, устанавливаемом Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом.
Пунктом 1 Указа Президента РФ от 10.01.1993 № 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» (признан утратившим силу с 29.03.2003 Указом Президента РФ от 26.03.2003 №370) устанавливается запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.
Кроме того, в силу п. 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 о разграничении государственной собственности в Российской Федерации и п. 1 приложения № 3 к этому Постановлению жилищный фонд отнесен к муниципальной собственности.
В силу ст. 49 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.
Из вышеуказанного следует, что жилищный фонд юридических лиц, владевших жилыми помещениями, в силу закона переходит в муниципальную собственность вне зависимости от совершения действий по зачислению его в реестр муниципальной собственности. Обратное будет свидетельствовать о не достижении органами местной власти целей и задач местного значения.
В силу ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значении муниципального района относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
Из положений п. 6 ч. 1, ч. 3 и ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что вопросы, связанные с организацией строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
Указанные вопросы также отнесены к вопросам местного значения муниципального района п. 2 ст. 5 Устава Кондопожского муниципального района (принят Решением Совета Кондопожского муниципального района от 20.02.2013 № 1).
Таким образом, исходя из приведенного нормативного регулирования усматривается, что несмотря на то, что квартира № ..., расположенная по адресу: ........ не включена в реестр муниципальной собственности, в отсутствие сведений о приватизации указанного жилого помещения полномочия правообладателя квартиры подлежат осуществлению администрацией Кондопожского муниципального района Республики Карелия.
Настоящие исковые требования мотивированы тем, что фактически жилой дом, расположенный по адресу: с........ утратил статус многоквартирного жилого дома по причине разрушения квартиры № ...
Согласно акту осмотра указанной квартиры, составленного Главой Янишпольского сельского поселения на основании заявления Стригиной Т.И. в присутствии секретаря администрации Янишпольского сельского поселения Афонькиной Н.В. установлено, что жилое помещение располагается в одноэтажном бревенчатом неблагоустроенном жилом доме на две квартиры с печным отоплением, кровля шиферная частично отсутствует, бревна несущих стен частично повреждены (сгнили), ленточный фундамент по всему периметру дома разрушен, дал просадку, пол отсутствует (провалился), печки разрушены, в оконных проемах отсутствуют рамы и стекла, протекает кровля, двери отсутствуют, на потолке большие провалы по всей квартиры.
По сведениям администрации Янишпольского сельского поселения в данной квартире кто-либо не зарегистрирован и не проживает.
Из представленных фотографий усматривается частичное разрушение квартиры № ..., однако данное жилое помещение хоть и в разрушенной состоянии фактически существует, расположено вместе с квартирой № ... под одной крышей, на одном фундаменте и имеют общую стену.
Следовательно, жилой дом, в котором расположены указанные квартиры, не только с учетом сведений ЕГРН, но и исходя из фактических данных обладает признаками многоквартирного жилого дома.
Заявляя настоящие исковые требования, истица по сути просила в судебном порядке разрешить вопрос о реконструкции многоквартирного жилого дома по адресу: ........ а в индивидуальный жилой дом.
В силу статей 25, 26 ЖК РФ, что переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме и проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
В данном случае преобразование многоквартирного дома в индивидуальный жилой дом не может быть произведено без изменения его качественных и количественных характеристик, то есть без изменения параметров, что возможно лишь посредством проведения его реконструкции в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (ГрК РФ).
Согласно п. 14 абз. 1 ст. 1 ГрК РФ под реконструкцией объектов капитального строительства понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта, о переустройстве и (или) перепланировке помещения, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Следовательно, согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме является обязательным условием для проведения реконструкции, переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, влекущими присоединение к реконструированному (переустроенному, перепланированному) помещению части общего имущества в многоквартирном доме.
Для осуществления реконструкции многоквартирного жилого дома в соответствии с положениями ст. 51 ГрК РФ требуется получение разрешения органа местного самоуправления.
Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что истец согласие и разрешение администрации Кондопожского муниципального района Республики Карелия на реконструкцию многоквартирного жилого дома не получала.
Любое изменение внешних и внутренних характеристик жилого дома предполагает соблюдение не только требований о реконструкции дома, но и ввода реконструированного объекта в эксплуатацию. Однако такие действия в отношении спорного жилого дома также не осуществлялись.
Признание дома одноквартирным может являться следствием проведенной в соответствии с требованиями действующего законодательства реконструкции многоквартирного жилого дома и ввода его в эксплуатацию как одноквартирного, однако не может предшествовать возможной реконструкции жилого дома.
При таких обстоятельствах, учитывая, что обе квартиры, расположенные в многоквартирном жилом доме, имеют общие крышу, фундамент, стену, принимая во внимание, что фактически квартира № ... существует, без соответствующего согласования с органами местного самоуправления и без проведения в установленном законом порядке процедуры реконструкции объекта недвижимости и ввода его эксплуатацию признание многоквартирного жилого дома индивидуальным жилым домом действующим законодательством не предусмотрено, в связи с чем суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь статьями 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Кондопожский городской суд Республики Карелия.
Судья |
М.А. Бахорина |
Решение в окончательной форме изготовлено 04.06.2024.
Кондопожский городской суд Республики Карелия 10RS0004-01-2024-000562-19 https://kondopozhsky.kar.sudrf.ru |