№ 2-4737/2022
УИД 03RS0049-01-2022-001542-75
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 октября 2022 года г. Уфа РБ
Советский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Шапошниковой И.А.,
с участием прокурора Ракша Ю.Е.,
при секретаре Ямалеевой Д.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зарипова Василя Ренатовича к Федеральной службе судебных приставов Российской Федерации, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан о признании незаконным приказа о наложении взыскания за совершение коррупционного правонарушения в виде увольнения, восстановлении на работе,
УСТАНОВИЛ:
Зарипов В.Р. обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя тем, что приказом ФССП России ... от < дата > на истца наложено взыскание в виде увольнения в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения, выразившегося в непринятии мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, стороной которого являлся, и повлекшее нарушение ст. 10, 11 ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», п. 2, 12, 13 ч. 1 ст. 12, п. 2 ч. 2 ст. 13, ч.ч. 1, 2 ст. 14 ФЗ от 01.10.2019 № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».
С данным приказом истец не согласен по следующим основаниям.
В < дата > с целью оказания практической помощи и изучения ФЗ «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ в Агидельский ГО УФССП по РБ приезжал сотрудник отдела собственной безопасности И.О.М., которому судебный пристав-исполнитель Г.И.Т., ведущая на тот момент исполнительные производства в отношении М.И.Р. задала вопрос о необходимости направления уведомления при поступлении на исполнение исполнительных документов в отношении должников, состоящих в свойстве с сотрудниками Агидельского ГО УФССП по РБ, а именно: братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей. В ответ сотрудник собственной безопасности И.О.М. пояснил, что уведомление необходимо направлять только при поступлении исполнительных документов в отношении близких родственников, т.е. в отношении родителей, детей, братьев и сестер.
< дата > в ходе прокурорской проверки истцу стало известно о необходимости уведомления о нахождении на исполнении исполнительных документов в отношении брата его супруги М.И.Р..
< дата > истцом в отдел собственной безопасности направлено соответствующее уведомление.
< дата > руководителем УФССП по РБ – главным судебным приставом РБ вынесено постановление ... об определении местом ведения исполнительных производств в отношении М.И.Р. Нефтекамское межрайонное отделение УФССП по РБ.
< дата > исполнительные производства в отношении М.И.Р. переданы для исполнения в Нефтекамское МО УФССП по РБ.
< дата > Центральный аппаратом ФССП РФ получил рапорт истца о расторжении контракта и увольнении со службы в органах принудительного исполнения РФ по его инициативе в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 80 Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ. Однако в нарушение требований закона данный рапорт оставлен без рассмотрения.
Истец просит отменить приказ ФССП России ... от < дата > о наложении взыскания виде увольнения в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения, выразившегося в непринятии мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов; восстановить истца в должности начальника отделения старшего судебного пристава Агидельсокого ГОСП УФССП по РБ.
В судебном заседании представитель ответчиков по доверенностям Савкин А.П. просил в удовлетворении иска отказать, пояснив, что в период с < дата > по < дата > в Агидельском ГОСП в отношении М.И.Р., возбуждено 14 исполнительных производств о взыскании задолженности на общую сумму 190108,22 рублей. Проверкой базы АИС ФССП установлено, что у начальника отделения Зарипова Р.Р. на исполнении находились следующие исполнительные производства в отношении должника М.И.Р.:
... от < дата > о взыскании с М.И.Р. задолженности в размере 59337,11рублей в пользу ООО УЖКХ ... - окончено истцом < дата > в связи с невозможностью установить местонахождения должника;
... от < дата > о взыскании с М.И.Р. административного штрафа в размере 30 000 рублей в пользу ОГИБДД ОМВД по ... РБ. Исполнительное производство окончено < дата > истцом в связи с истечением срока давности исполнения исполнительного документа. Приставом С.Л.С. вынесено постановление об отмене окончания ИП, что противоречит ч.5 ст.14 ФЗ «Об исполнительном производстве», согласно которому вышестоящее должностное лицо службы судебных приставов в праве отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов, таким образом, решение о возобновлении исполнительного производства принято лицом, находящимся в прямом подчинении у истца, а так же за пределами сроков
предъявления исполнительного документа к исполнению и при отсутствии у должностного лица соответствующих полномочий. < дата > исполнительное производство окончено заместителем начальника
отдела - старшего судебного пристава С.Л.С. фактическим исполнением;
... от < дата > о взыскании с М.И.Р. задолженности в размере 59337,11рублей в пользу ООО УЖКХ г.
Агидель - окончено истцом < дата > в связи с отзывом взыскателем исполнительного документа;
... от < дата > о взыскании с М.И.Р. исполнительского сбора в размере 1 000 рублей. В рамках исполнительного производства истцом вынесены: акт произвольный, акт о наличии обстоятельств, в соответствии с которым исполнительный документ возвращается взыскателю, постановление об отмене обращения взыскания на денежные средства. Исполнительное производство окончено истцом < дата > согласно в связи с невозможностью установить местонахождения должника.
При этом, должник по вышеназванным производствам - М.И.Р., проживающий по адресу: РБ, ..., Комсомольский бульвар, ..., является родным братом супруги начальника отделения Агидельского
ГОСП Зарипова В.Р. и проживает по тому же адресу, где и сам истец.
Проверка материалов исполнительных производств и базы АИС ФССП показала, что меры по принудительному взысканию задолженностей с должника М.И.Р. не принимались, также отсутствуют акты исполнительных действий с выходом по месту жительства (регистрации) должника.
Таким образом, в нарушение требований ст. ст. 10, 11 Федерального закона от < дата > ... «О противодействии коррупции» начальник отделения- старший судебный пристав Агидельского ГОСП Зарипов В.Р., не исполнил свои обязанности по немедленному уведомлению о возникшем конфликте интересов, как только стало ему об этом известно или о возможности его возникновения и меры по его урегулированию своевременно не принял.
Уведомление об урегулировании конфликта интересов от начальника отделения Зарипова В.Р. в отдел собственной безопасности УФССП по РБ поступило лишь < дата >, т.е. после прокурорской проверки, где были выявлены признаки конфликта интересов. В настоящее
время исполнительные производства в отношении должника М.И.Р. переданы на исполнение в другое подразделение.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами проверки в
отношении начальника отделения — старшего судебного пристава исполнителя
Агидельского ГОСП старшего лейтенанта внутренней службы Зарипова В.Р.,
а также представлением к увольнению со службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации в связи с утратой доверия.
< дата > в УФССП по РБ поступило представление прокуратуры РБ, в котором указаны исполнительные производства № 5327/17/02008 от < дата >, ...-ИП от < дата > года, между тем, истец привлечен к дисциплинарной ответственности за непринятие мер по урегулированию конфликта интересов в том числе в
рамках исполнительных производств ... от < дата >, ... от < дата >, № 4273/19/02008 от < дата >, которые в представлении прокуратуры РБ не фигурировали.
< дата > на имя руководителя Управления начальником отдела
собственной безопасности З.А.Ю. подан рапорт о необходимости проведения проверки по факту возможного возникновения конфликта интересов.
< дата > на основании указанного рапорта издан приказ ... «О проверке соблюдения требований к служебному поведению Зариповым В.Р.», с которым истец ознакомлен под роспись < дата >.
< дата > утвержден доклад о результатах проверки требований к
служебному поведению, в соответствии с которым в ходе проведения проверки выявлены нарушения законодательства о противодействии коррупции.
< дата > протоколом ... заседания аттестационной комиссии
установлено, что в действиях Зарипова В.Р. усматривается коррупционное правонарушение, выраженное в непринятии мер по урегулированию конфликта интересов.
Таким образом, на момент увольнения сотрудника срок привлечения к
дисциплинарной ответственности не истек. Кроме того истец в период с < дата > по < дата > находился в отпуске.
Положениями п.1 ч.1 ст.81 Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации
и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусмотрено, что сотрудник подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае непринятия сотрудником мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является.
На основании изложенного, издан приказ ФССП России от < дата > ... о наложении на Зарипова В.Р. взыскания за совершение коррупционного правонарушения в виде увольнения в связи с утратой доверия.
На истца в силу закона возложены обязанности по организации
исполнения судебных актов в отношении должников, организации работы
подразделения судебных приставов, организации контроля за деятельностью
судебных приставов — исполнителей.
В судебном заседании прокурор Ракша Ю.Е. полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению.
В судебное заседание иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежаще. Истцом заявлено ходатайство о рассмотрении дела без его участия.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, поскольку судом предприняты все возможные меры по надлежащему извещению лиц, участвующих в деле, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокурора, изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы иска и возражений на него, приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В силу ст. 1 Трудового Кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
Согласно ст. 22 ТК РФ работодатель имеет право заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами.
В соответствии с ч.ч. 1, 2, 4, 5 ст. 11 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.
Лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.
Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения лица, указанного в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.
Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, осуществляются путем отвода или самоотвода указанного лица в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 10 Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Согласно ч.ч. 1, 2,4 ст. 10 Федеральный закон от 21.07.1997 N 118-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О судебных приставах" старший судебный пристав возглавляет структурное подразделение Федеральной службы судебных приставов или службы судебных приставов субъекта (службы судебных приставов субъектов) Российской Федерации (далее - подразделение судебных приставов).
Старший судебный пристав: организует работу подразделения судебных приставов; обеспечивает принятие мер по своевременному и полному исполнению судебными приставами-исполнителями судебных актов, актов других органов и должностных лиц, утверждает постановления судебных приставов-исполнителей в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве"; организует и контролирует деятельность находящихся в его подчинении судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов; в случае принятия решения об охране здания, помещений суда в круглосуточном режиме организует такую охрану; взаимодействует с председателями судов по вопросам обеспечения установленного порядка деятельности судов; организует работу по обеспечению безопасности при совершении исполнительных действий, производстве предварительного расследования в форме дознания, охране здания и помещений органов принудительного исполнения; организует розыск должника, его имущества или розыск ребенка, розыск на основании судебного акта по гражданскому делу гражданина - ответчика и (или) ребенка, межгосударственный розыск лиц, осуществляемый в соответствии с международными договорами Российской Федерации; издает указания и распоряжения по вопросам организации деятельности подразделения судебных приставов; имеет право отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение должностного лица подразделения судебных приставов; в случае принятия решения о необходимости открытия подразделению территориального органа принудительного исполнения депозитного счета службы судебных приставов обеспечивает открытие такого счета; является распорядителем денежных средств, находящихся на депозитном счете службы судебных приставов, открытом подразделению территориального органа принудительного исполнения; осуществляет в пределах своей компетенции контроль в установленной сфере деятельности; при необходимости исполняет обязанности судебного пристава-исполнителя, а в случае, если он прошел специальную подготовку, - судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов; при осуществлении контроля за принудительным исполнением судебных актов, актов других органов и должностных лиц совершает отдельные исполнительные действия; осуществляет производство по делам об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях; осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "Об исполнительном производстве", Федеральным законом "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
При исполнении обязанностей судебного пристава-исполнителя или судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов на старшего судебного пристава и его заместителей распространяются обязанности и права, предусмотренные соответственно для судебных приставов-исполнителей или судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "Об исполнительном производстве", Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
Нормы ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" регламентируют, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве", судебный пристав-исполнитель: обязан взять самоотвод, если он заинтересован в ходе исполнительного производства либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 63 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель, переводчик, специалист не могут участвовать в исполнительном производстве и подлежат отводу, если они состоят в родстве или свойстве со сторонами исполнительного производства, их представителями или другими лицами, участвующими в исполнительном производстве, подчинены или подконтрольны указанным лицам либо заинтересованы в исходе исполнительного производства.
При наличии оснований для отвода судебный пристав-исполнитель, переводчик, специалист обязаны заявить самоотвод. По тем же основаниям указанным лицам отвод может быть заявлен взыскателем или должником. Отвод должен быть мотивирован, изложен в письменной форме и заявлен до начала совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, за исключением случаев, когда о наличии оснований для отвода стало известно после начала совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.
Приказом ФССП России от 17.02.2021 N 57 утвержден Порядок уведомления федеральными государственными служащими органов принудительного исполнения Российской Федерации о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных (служебных) обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
Пунктом 2 названного Порядка предусмотрено, что федеральный государственный служащий обязан в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции и Порядком уведомлять о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных (служебных) обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, как только ему станет об этом известно, а также принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.
Уведомление о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных (служебных) обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов (далее - Уведомление), представляется федеральным государственным служащим в письменном виде в произвольной форме или по рекомендуемому образцу, приведенному в приложении N 1 к Порядку (п. 3 Порядка).
Уведомление с указанием даты его составления подписывается федеральным государственным служащим лично. К Уведомлению прилагаются имеющиеся в его распоряжении материалы, подтверждающие содержание Уведомления (п. 4 Порядка).
Уведомление представляется федеральным государственным служащим в Управление собственной безопасности федерального органа принудительного исполнения, в подразделение собственной безопасности территориального органа принудительного исполнения лично либо направляется посредством почтовой связи (п. 6 Порядка).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 81 Федерального закона от 01.10.2019 N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае: непринятия сотрудником мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является.
Судом установлено, что Зарипов В.Р. приказом ... от < дата > принят на федеральную государственную гражданскую службу и назначен на должность федеральной государственной гражданской службы судебного пристава-исполнителя Агидельского городского отдела судебных приставов.
Согласно должностному регламенту судебного пристава-исполнителя Агидельского ГОСП УФССП по РБ для замещения должности судебного пристава-исполнителя отдела устанавливаются следующие требования: наличие высшего образования (юридического или финансово-экономического) (п. 2.1.1); к профессиональным знаниям, необходимым для исполнения должностных обязанностей: знание, в том числе Конституции Российской Федерации; федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов и служебных документов, регламентирующих соответствующую сферу служебной деятельности; основ законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции; порядка прохождения гражданской службы (п. 2.1.3).
Судебный пристав-исполнитель обязан: соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные закона, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение (п. 3.5.1); соблюдать ограничения, запреты и требования к служебному поведению, установленные Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации (в том числе предусмотренные статьями 16, 17, 18, статьями 9, 10, 11, 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции») и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 3.5.7); сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта (п. 3.5.8); принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов (п. 3.5.12); взять самоотвод, если он заинтересован в ходе исполнительного производства либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности (п. 3.5.15).
С должностной инструкцией судебного пристава-исполнителя истец ознакомлен < дата >.
Приказом УФССП по РБ ... от < дата > Зарипов В.Р. назначен с < дата > на должность федеральной государственной гражданской службы заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Агидельского ГОСП УФССП по РБ временно, на период отсутствия основного сотрудника, освободив от должности судебного пристава-исполнителя того же отдела.
Согласно должностному регламенту заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Агидельского ГОСП УФССП по РБ заместитель начальника отдела – заместитель стершего судебного пристава в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российский Федерации», Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федеральным законом от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах», Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», иными федеральными законами нормативными правовыми актами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами ФССП России (п. 1.5).
К профессиональным знаниям, необходимым для исполнения должностных обязанностей отнесены знания в том числе: Конституции Российской Федерации; федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов и служебных документов, регламентирующих соответствующую сферу служебной деятельности; основ законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции; порядка прохождения гражданской службы (п. 2.2.3).
Заместитель начальника отдела – заместитель старшего судебного пристава обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные закона, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение (п. 3.4.1); соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены Федеральным законом и другими федеральными законами (п. 3.4.11); сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта (п. 3.4.12)
С должностной инструкций заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава истец ознакомлен.
< дата > между УФССП по РБ и Зариповым В.Р. заключен контракт о прохождении службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации, по условиям которого Зарипов В.Р. обязался выполнять обязанности по должности начальника отделения – стершего судебного пристава Агидельского городского отделения судебных приставов УФССП по РБ.
Также истец обязался добросовестно выполнять служебные обязанности в соответствии с настоящим контрактом, должностной инструкцией (п. 4.3); соблюдать служебную дисциплину, ограничения и запреты, связанные со службой в органах принудительного исполнения, установленные статьей 14 Федерального закона (п. 4.4); соблюдать внутренний служебный распорядок, в возможно короткие сроки сообщать непосредственному руководителю (начальнику) о происшествиях, наступлении временной нетрудоспособности и иных обстоятельствах, исключающих возможность выполнения служебных обязанностей (п. 4.5).
Данный контракт заключен сроком на 5 лет с < дата > по < дата >.
Должностной инструкцией начальника отделения судебных приставов – старшего судебного пристава предусмотрено знание законодательства.
На начальника отделения старшего судебного пристава возложены следующие обязанности: соблюдать требования к служебному
поведению и исполнять обязанности сотрудника органов принудительного исполнения, предусмотренные статьями 12, 13 Федерального закона № 328, в том числе: соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные
конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты
Российской Федерации и обеспечивать их исполнение; исполнять служебные обязанности в соответствии с должностной инструкцией
и положениями иных документов, определяющих его права и служебные обязанности; соблюдать при исполнении служебных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций; соблюдать ограничения и запреты, связанные со службой в органах принудительного исполнения, предусмотренные ст. 14 Федерального закона №328 и другими федеральными законами.
< дата > истец ознакомился с должностной инструкцией начальника отделения судебных приставов – стершего судебного пристава.
В период с < дата > по < дата > в Агидельском ГОСП в отношении брата жены истца - М.И.Р. возбуждено 14 исполнительных производств о взыскании задолженности на общую сумму 190108,22 рублей.
Проверкой базы АИС ФССП установлено, что у начальника отделения Зарипова Р.Р. на исполнении находились следующие исполнительные производства в отношении должника М.И.Р.:
... от < дата > о взыскании с М.И.Р. задолженности в размере 59337,11рублей в пользу ООО УЖКХ ... - окончено истцом < дата > в связи с невозможностью установить местонахождения должника;
... от < дата > о взыскании с М.И.Р. административного штрафа в размере 30 000 рублей в пользу ОГИБДД ОМВД по ... РБ. Исполнительное производство окончено < дата > истцом в связи с истечением срока давности исполнения исполнительного документа. Приставом С.Л.С. вынесено постановление об отмене окончания ИП, что противоречит ч.5 ст.14 ФЗ «Об исполнительном производстве», согласно которому вышестоящее должностное лицо службы судебных приставов в праве отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов, таким образом, решение о возобновлении исполнительного производства принято лицом, находящимся в прямом подчинении у истца, а так же за пределами сроков
предъявления исполнительного документа к исполнению и при отсутствии у должностного лица соответствующих полномочий. < дата > исполнительное производство окончено заместителем начальника
отдела - старшего судебного пристава С.Л.С. фактическим исполнением;
... от < дата > о взыскании с М.И.Р. задолженности в размере 59337,11рублей в пользу ООО УЖКХ ... - окончено истцом < дата > в связи с отзывом взыскателем исполнительного документа;
... от < дата > о взыскании с М.И.Р. исполнительского сбора в размере 1 000 рублей. В рамках исполнительного производства истцом вынесены: акт произвольный, акт о наличии обстоятельств, в соответствии с которым исполнительный документ возвращается взыскателю, постановление об отмене обращения взыскания на денежные средства. Исполнительное производство окончено истцом < дата > согласно в связи с невозможностью установить местонахождения должника.
При этом, должник по вышеназванным производствам - М.И.Р., проживающий по адресу: ..., является родным братом супруги начальника отделения Агидельского
ГОСП Зарипова В.Р. и проживает по тому же адресу, где и сам истец.
Проверка материалов исполнительных производств и базы АИС ФССП показала, что меры по принудительному взысканию задолженностей с должника М.И.Р. не принимались, также отсутствуют акты исполнительных действий с выходом по месту жительства (регистрации) должника.
Таким образом, в нарушение требований ст. ст. 10, 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273 «О противодействии коррупции» начальник отделения- старший судебный пристав Агидельского ГОСП Зарипов В.Р., не исполнил свои обязанности по немедленному уведомлению о возникшем конфликте интересов, как только стало ему об этом известно или о возможности его возникновения и меры по его урегулированию своевременно не принял.
Уведомление об урегулировании конфликта интересов от начальника отделения Зарипова В.Р. в отдел собственной безопасности УФССП по РБ поступило лишь < дата >, т.е. после прокурорской проверки, где были выявлены признаки конфликта интересов.
Постановлением Руководителя УФССП по РБ ... от < дата > определено место исполнения исполнительных производств в отношении М.И.Р. – Нефтекамское межрайонное отделение УФССП по РБ.
< дата > в УФССП по РБ поступило представление прокуратуры РБ, в котором указаны исполнительные производства ... от < дата >, ...-ИП от < дата >.
Истец привлечен к дисциплинарной ответственности за непринятие мер по урегулированию конфликта интересов, в том числе в
рамках исполнительных производств ... от < дата >, ... от < дата >, ... от < дата >, которые в представлении прокуратуры РБ не фигурировали.
< дата > на имя руководителя Управления начальником отдела
собственной безопасности З.А.Ю. подан рапорт о необходимости проведения проверки по факту возможного возникновения конфликта интересов.
< дата > на основании указанного рапорта издан приказ ... «О проверке соблюдения требований к служебному поведению Зариповым В.Р.», с которым истец ознакомлен под роспись < дата >.
< дата > утвержден доклад о результатах проверки требований к
служебному поведению, в соответствии с которым в ходе проведения проверки выявлены нарушения законодательства о противодействии коррупции.
В своем объяснении, отраженном в рапорте о результатах проверки соблюдения требований к служебному поведению начальником отделения – старшим судебным приставом Агидельского ГОСП старшим лейтенантом внутренней службы Зариповым В.Р. от < дата >, истец пояснил, что были приняты все меры по принудительному взысканию задолженностей с должника М.И.Р.. Выход по адресу проживания не осуществлялся, т.к. в квартире по адресу: ..., принадлежащей должнику на прав собственности, Зарипов проживает с супругой и двумя детьми. Запрет на регистрационные действия в отношении данного имущества должника наложен.
< дата > протоколом ... заседания аттестационной комиссии
установлено, что в действиях Зарипова В.Р. усматривается коррупционное правонарушение, выраженное в непринятии мер по урегулированию конфликта интересов.
В соответствии с ч. 6 ст. 11 Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 07.10.2022) "О противодействии коррупции" непринятие лицом, указанным в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приказом ФССП России ... от < дата > на старшего лейтенанта внутренней службы Зарипова В.Р., начальника отделения – стершего судебного пристава Агидельского ГОСП УФССП по РБ наложено взыскание в виде увольнения в связи с утратой доверия за совершение им коррупционного правонарушения, выразившегося в непринятии мер по предотвращению и регулированию конфликта интересов, стороной которого он является, и повлекшего нарушение статей 10, 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции, пунктов 2, 12, 13 ч. 1 ст. 12, пункта 2 ч. 1 ст. 13, частей 1, 2 ст. 14 Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Контракт с Зариповым В.Р. расторгнут и он уволен со службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации < дата > в связи с утратой доверия.
Таким образом, судом достоверно установлено, что истцом не предпринято мер как к недопущению любой возможности конфликта интересов, так и по предотвращению и (или) урегулированию возникшего конфликта интересов.
Довод истца о том, что о необходимости направления уведомления о нахождении на исполнении исполнительных документов в отношении брата его супруги истцу стало известно только по результатам прокурорской проверки, суд отклоняет, поскольку должности Зарипова В.Р. как судебного пристава-исполнителя, так и начальника отдела – старшего судебного пристава предусматривают знание законодательства Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, суд не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований Зарипова В.Р. к ФССП РФ, УФССП по РБ о признании незаконным приказа о наложении взыскания за совершение коррупционного правонарушения в виде увольнения, восстановлении на работе
Руководствуясь ст. ст. 196-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Зарипова Василя Ренатовича к Федеральной службе судебных приставов Российской Федерации, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан о признании незаконным приказа о наложении взыскания за совершение коррупционного правонарушения в виде увольнения, восстановлении на работе отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами и другими лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через суд, принявший решение.
Судья: подпись
Копия верна
Судья: И.А. Шапошникова