2-417/2022
УИД: 04RS0004-01-2022-000610-90
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 июня 2022 года г. Гусиноозерск
Гусиноозерский городской суд Республики Бурятия в составе судьи Семеновой А.Ю., при секретаре Размахниной А.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гусиноозерского межрайонного прокурора Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению Детский сад № 8 «Огонек» общеразвивающего вида, администрации муниципального образования «Селенгинский район» о возложении обязанности устранить нарушение требований пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Гусиноозерский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, в котором, с учетом уточнения требований просит обязать администрацию МО «Селенгинский район» в течение 8 месяцев со дня вступления решения в законную силу выделить денежные средства для устранения МБДОУ № 8 «Огонек» нарушения требований пожарной безопасности, предусмотренных пунктами 4.2.9, 5.1.3 Свода правил СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утвержденных приказом МЧС России от 19.03.2020 № 194, а именно групповые ячейки «Смешарики», «Звездочка», «Листочки», «Чебурашка», «Колокольчики» обеспечить вторым эвакуационным выходом; обязать МБДОУ Детский сад № 8 «Огонек» в течение 4 месяцев с момента выделения денежных средств устранить допущенное нарушение требований пожарной безопасности, предусмотренных пунктами 4.2.9, 5.1.3 Свода правил СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утвержденных приказом МЧС России от 19.03.2020 № 194, а именно групповые ячейки «Смешарики», «Звездочка», «Листочки», «Чебурашка», «Колокольчики» обеспечить вторым эвакуационным выходом.
Исковые требования мотивированы тем, что по результатам проверки соблюдения мер пожарной безопасности в здании МБДОУ Детский сад № 8 «Огонек» выявлен ряд нарушений обязательных требований пожарной безопасности, об устранении которых выдано преписание. Межрайонной прокуратурой в ходе анализа состояния законности в сфере соблюдения требований пожарной безопасности в дошкольных образовательных учреждениях установлено неисполнение МБДОУ Детский сад № 8 «Огонек» общеразвивающего вида предписания отделения надзорной деятельности Селенгинского района ГУ МЧС России по Республике Бурятия об устранении нарушения требований пожарной безопасности. До настоящего времени в здании учреждения в нарушение пунктов 4.2.9, 5.1.3 Свода правил СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утвержденных приказом МЧС России от 19.03.2020 № 194, групповые ячейки «Смешарики», «Звездочка», «Листочки», «Чебурашка», «Колокольчики» не обеспечены вторым эвакуационным выходом. Администрация МО «Селенгинский район» является учредителем учреждения и несет субсидианую ответственность по его обязательствам. Нарушение требований пожарной безопасности свидетельствует о наличии угрозы жизни и здоровью несовершеннолетних и работников учреждения, требует принятия мер к их устранению, созданию условий обучения, пребывания в здании учреждения.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ГУ МЧС России по Республике Бурятия.
В судебном заседании представитель истца Тугутова С.Б. иск с учетом уточнения требований поддержала.
Представитель МБДОУ Детский сад № 8 «Огонек» Дашиев Э.Ж. не возражал против удовлетворения иска, с учетом уточнения исковых требований, пояснил, что до настоящего времени нарушение требований пожарной безопасности не устранено ввиду отсутствия финансирования.
Представители администрации МО «Селенгинский район», ГУ МЧС России по Республике Бурятия, уведомденные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, полагал возможным рассмотрение дела в отсутствие неяившихся лиц, участвующих в деле, уведомленных о времени и месте судебного заседания.
Суд, выслушав представителей истца, ответчика, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательного учреждения относится, в том числе, материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Часть 7 этой же статьи закрепляет ответственность образовательной организации за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы.
Пункт 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» регламентирует полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно Федеральному закону от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об основных принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся организация предоставления образования в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 указанного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Статья 210 ГК РФ определяет, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Как усматривается из материалов дела, МБДОУ Детский сад № 8 «Огонек» общеразвивающего вида является муниципальным бюджетным учреждением, некоммерческой дошкольной образовательной организацией.
Согласно Уставу МБДОУ Детский сад № 8 «Огонек» учредителем учреждения является администрация МО «Селенгинский район», собственником имущества является униципальное образование «Селенгинский район» (п. 1.9).
Во исполнение распоряжения начальника отделения надзорной деятельности Селенгинского района ГУ МЧС России по Республике Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г. проведена плановая проверка исполнения мер в области пожарной безопасности в здании МБДОУ Детский сад № 8 «Огонек» по адресу: <адрес>, в результате которой выявлен ряд нарушений обязательных требований пожарной безопасности, руководителю Учреждения выдано предписание № № от ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из предписания Отделения надзорной деятельности ГУ МЧС России по Республике Бурятия № № от ДД.ММ.ГГГГ в здании МБДОУ Детский сад № 8 «Огонек» в нарушение пунктов 4.2.9, 5.1.3 Свода правил СП 1.13130 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утвержденных приказом МЧС России от 19.03.2020 № 194, групповые ячейки «Смешарики», «Звездочка», «Листочки», «Чебурашка», «Колокольчики», в которых пребывает более 10 человек, не обеспечены вторым эвакуационным выходом.
Факт вышеуказанных нарушений ответчиками не оспорен, доказательств устранения нарушений не представлено.
Суд соглашается с доводами истца о том, что несоблюдение нормативно-правовых актов, устанавливающих требования к пожарной безопасности зданий, создает угрозу жизни и здоровью, а также нарушает права и свободы неопределенного круга лиц.
Перечисленные выше нормы права обязывают МБДОУ Детский сад № 8 «Огонек» принять меры к устранению нарушений требований пожарной безопасности, в данной части требования прокурора обоснованны и подлежат удовлетворению.
Учредителем МБДОУ Детский сад № 8 «Огонек» является администрация муниципального образования «Селенгинский район», в полномочия которой входит организация содержания и режима работы в образовательных учреждениях.
Принимая во внимание, что администрация МО «Селенгинский район» как учредитель МБДОУ Детский сад № 8 «Огонек» обязана финансировать деятельность учреждения, исковые требования прокурора о возложении на администрацию обязанности осуществить финансирование для устранения нарушений требований пожарной безопасности в образовательном учреждении также являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая мнение лиц, участвующих в деле, а также то, что для решения вопроса финансирования в рамках бюджетного законодательства требуется значительное время, а непосредственное устранение нарушений возможно лишь после выделения денежных средств, суд считает возможным установить срок исполнения решения суда для администрации МО «Селенгинский район» – 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, для МБДОУ Детский сад № 8 «Огонек» - 4 месяца со дня выделения денежных средств учредителем.
В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ администрация МО «Селенгинский район» как орган местного самоуправления освобождена от уплаты государственной пошлины. Принимая во внимание финансирование дошкольного учреждения за счет бюджетных средств, исходя из представленных доказательств о материальном положении учреждения, суд полагает возможным освободить ответчика МБДОУ Детский сад № 8 «Огонек» от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск Гусиноозерского межрайонного прокурора Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению Детский сад № 8 «Огонек» общеразвивающего вида, администрации муниципального образования «Селенгинский район» о возложении обязанности устранить нарушение требований пожарной безопасности удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Селенгинский район» в течение 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства для устранения Муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением Детский сад № 8 «Огонек» общеразвивающего вида нарушения требований пожарной безопасности, предусмотренных пунктами 4.2.9, 5.1.3 Свода правил СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утвержденных приказом МЧС России от 19.03.2020 № 194, а именно групповые ячейки «Смешарики», «Звездочка», «Листочки», «Чебурашка», «Колокольчики» обеспечить вторым эвакуационным выходом.
Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 8 «Огонек» общеразвивающего вида в течение 4 месяцев с момента выделения денежных средств устранить нарушение требований пожарной безопасности, предусмотренных пунктами 4.2.9, 5.1.3 Свода правил СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утвержденных приказом МЧС России от 19.03.2020 № 194, а именно групповые ячейки «Смешарики», «Звездочка», «Листочки», «Чебурашка», «Колокольчики» обеспечить вторым эвакуационным выходом.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы через Гусиноозерский городской суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья Семенова А.Ю.
Решение в окончательной форме принято 09.06.2022.