№12-23/2020
Р Е Ш Е Н И Е
30 января 2020 года город Петрозаводск
Судья Прионежского районного суда Республики Карелия Леккерева И.С., при секретаре Ратько В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Малышевой Любови Егоровны на постановление и.о. начальника Межрайонной ИФНС России № 10 по Республике Карелия от хх.хх.хх г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установила:
постановлением и.о. начальника Межрайонной ИФНС России № 10 по Республике Карелия от хх.хх.хх г. Малышева Л.Е. как председатель правления СНТ «Станкостроитель» привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 4000 рублей.
В поданной жалобе заявитель просит постановление отменить, производство по делу прекратить ввиду того, что она не является субъектом правонарушения, не может быть привлечена к ответственности как председатель правления СНТ «Станкостроитель», поскольку решение общего собрания товарищества, на котором она была избрана председателем правления СНТ «Станкостроитель», в судебном порядке признано недействительным.
Заявитель в судебное заседание не явилась, ее защитник адвокат Уханова А.П., действующая на основании удостоверения и ордера, доводы жалобы поддержала по основаниям, в ней изложенным.
Представитель административного органа Мелев С.А., действующий по доверенности, в судебном заседании полагал вынесенное постановление законным и обоснованным.
Судья, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
Банк России устанавливает правила наличных расчетов, включая ограничения наличных расчетов между юридическими лицами, а также расчетов с участием граждан, связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности. В соответствии с п. 6 Указания Банка России от 7 октября 2013 года № 3073-У «Об осуществлении наличных расчетов» наличные расчеты в валюте Российской Федерации и иностранной валюте между участниками наличных расчетов в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, могут производиться в размере, не превышающем 100 000 руб. либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 100 000 руб. по официальному курсу Банка России на дату проведения наличных расчетов. Наличные расчеты производятся в размере, не превышающем предельный размер наличных расчетов, при исполнении гражданско-правовых обязательств, предусмотренных договором, заключенным между участниками наличных расчетов, и (или) вытекающих из него и исполняемых как в период действия договора, так и после окончания срока его действия.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки по вопросам полноты учета выручки в отношении СНТ «Станкостроитель» установлено, что между СНТ «Станкостроитель» и АО «ТНС Энерго Карелия» заключен договор от 01.01.2007 № 7708 на поставку электроэнергии во исполнение договора товариществом внесены наличные денежные средства на общую сумму 272876,45 руб., что является нарушением п. 6 Указания Центрального Банка России от 07.10.2013 № 3073-У «Об осуществлении наличных расчетов».
Установив указанное нарушение, административный орган пришел к выводу о том, что оно допущено по вине должностного лица председателя правления СНТ «Станкостроитель» Малышевой Л.В.
Как следует из протокола об административном правонарушении, согласно сведениям из ЕГРЮЛ председателем правления (руководителем) СНТ «Станкостроитель» является Малышева Л.Е.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей
Согласно примечанию к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Согласно части 1 статьи 20 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (действовавшего до 31.12.2018) органами управления садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением являются общее собрание его членов, правление такого объединения, председатель его правления.
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 указанного Федерального закона председатель правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения действует без доверенности от имени такого объединения, в том числе: председательствует на заседаниях правления, имеет право первой подписи под финансовыми документами, которые в соответствии с уставом объединения не подлежит обязательному одобрению правлением или общим собранием членов такого объединения (собранием уполномоченных), подписывает другие документы от имени такого объединения и протоколы заседания правления, на основании решения правления заключает сделки и открывает в банках счета такого объединения, выдает доверенности, в том числе с правом передоверия, обеспечивает разработку и вынесение на утверждение общего собрания членов такого объединения (собрания уполномоченных) внутренних регламентов такого объединения, положение об оплате труда работников, заключивших трудовые договоры с таким объединением, осуществляет представительство от имени такого объединения в органах государственной власти, органах местного самоуправления, а также в организациях, рассматривает заявление членов такого объединения.
Председатель правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в соответствии с уставом такого объединения исполняет другие необходимые для обеспечения нормальной деятельности такого объединения обязанности. За исключением обязанностей, закрепленных настоящим Федеральным законом и уставом такого объединения за другими органами управления таким объединением.
В силу ст. 21 указанного закона избрание председателя правления относится к исключительной компетенции общего собрания членов садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных).
Таким образом, в силу ранее действовавшего порядка только общее собрание членов товарищества могло выбрать председателя правления товарищества и наделить его соответствующими полномочиями, в том числе, связанными с исполнением им организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций. Соответственно, выбранный общим собранием членов товарищества в установленном порядке председатель правления СНТ является должностным лицом и в силу требований ст. 2.4 КоАП РФ несет ответственность за административные правонарушения как должностное лицо.
Между тем, как следует из материалов дела, решение общего собрания членов СНТ «Станкостроитель» от хх.хх.хх г., которым Малышева Л.Е. была избрана председателем правления товарищества, признано незаконным и недействительным вступившим в законную силу решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от хх.хх.хх г..
Соответственно, Малышева Л.Е. не является лицом, наделенным в установленном законом порядке полномочиями должностного лица - руководителя товарищества, в связи с чем, не может быть субъектом вменяемого правонарушения.
На основании изложенного, оспариваемое постановление должностного лица административного органа по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заявителя подлежит отмене, а производство по делу - прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л а:
жалобу удовлетворить.
Постановление и.о. начальника Межрайонной ИФНС России № 10 по Республике Карелия от хх.хх.хх г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Малышевой Любови Егоровны отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Малышевой Любови Егоровны прекратить основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение суда может быть обжаловано в течение 10 суток со дня получения копии решения в Верховный суд Республики Карелия через Прионежский районный суд Республики Карелия.
Судья И.С. Леккерева