Дело №2а-2651/ 2022
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ульяновск 16 декабря 2022 г.
Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в составе:
судьи Земцовой О.Б.,
при секретаре Салаховой Д.Р.,
с участием представителя административного истца
прокурора Сапаровой Р.Х.,
представителей ответчиков Борисовой А.О., Евдокимовой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а2651/22 по административному иску Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Ульяновской области, Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, администрации муниципального образования «город Ульяновск», Министерству природных ресурсов и экологии Ульяновской области, Министерству жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился с административным иском к Правительству Ульяновской области, Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
В обоснование административных исковых требований указано следующее.
В ходе проведенных прокуратурой мероприятий в сфере надзора за исполнением природоохранного законодательства было выявлено, что на земельном участке с кадастровым номером № в районе <адрес>, несанкционированно складируются бытовые и промышленные отходы (битые кирпичи, шифер, куски бетона, навалы грунта) на площади 120 кв.м. Объем отходов составляет 80 м3. Этим создана угроза природе, окружающей среде, а также санитарно-эпидемиологическому благополучию неопределенного круга лиц. Земельный участок с кадастровым номером № находится в собственности Ульяновской области. В целях устранения выявленных нарушений 12.05.2021 г. прокурором в адрес Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области было внесено представление, которое было рассмотрено но мер по устранению нарушений не принято. 20.08.2021 г. был организован совместный выезд Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратуры и Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области, по результатам которого установлено, что нарушения продолжают иметь место. Указано, что Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области является лицом, ответственным за данный земельный участок, наличие несанкционированной свалки свидетельствует о незаконном бездействии Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области. Основываясь на положениях Конституции РФ. Водного и Земельного кодексов РФ, иных положениях действующего законодательства, прокурор просит суд:
признать незаконным бездействие Правительства Ульяновской области и Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 73:19:000000:752, расположенном в поселке Пригородный на границе с водоохраной зоной реки Грязнушка.
Просит суд обязать Правительство ФИО1 <адрес> и Министерство строительства и архитектуры ФИО1 <адрес>, ликвидировать свалку твердых бытовых отходов и мусора на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном в поселке Пригородный на границе с водоохраной зоной реки Грязнушка.
В судебном заседании административный истец - прокурор Сапарова Р.Х. административный иск полностью поддержала, просила суд удовлетворить иск к надлежащему ответчику (ответчикам). Сообщила, что нарушения не устранены до настоящего времени, что подтверждается фотоматериалами и результатами выезда на место.
Представитель административного ответчика Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области по доверенности Борисова А.О. в судебном заседании иск не признала. Не оспаривает, что Министерство осуществляет управлении распоряжение земельным участком в силу полномочий. При этом указано, что Министерство не является владельцем и пользователем этого земельного участка. Полагает, что Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области является ненадлежащим ответчиком. В соответствии с Положением о Министерстве имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области № от 27 января 2022 г., п.1.1., в компетенцию Министерства не входит устранение несанкционированных мест размещения отходов. Кроме того, постановлением Правительства Ульяновской области от 14 ноября 2019 г. № утверждена государственная программа Ульяновской области «Охрана окружающей среды и восстановление природных ресурсов в Ульяновской области». В силу указанной программы на Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области и Министерство жилищно-коммунального хозяйства возложены полномочия по исполнению мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок.
Представитель административного ответчика Правительства Ульяновской и заинтересованного лица Министерства финансов Ульяновской области Евдокимова Е.Н. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, поддержала доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление, в котором указано, что Правительство Ульяновской области является ненадлежащим ответчиком, поскольку одной из задач государственной программы «Охрана окружающей среды и восстановление природных ресурсов в Ульяновской области» является ликвидация несанкционированных свалок в границах городов. Государственным заказчиком является Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области. Соисполнителем – Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области. Ответственным исполнителем мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок в границе городов и наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда окружающей среде является Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве административного ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве административного ответчика Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Представлен отзыв на административное исковое заявление, в котором указано, что Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области является ненадлежащим административным ответчиком по делу.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве административного ответчика Администрации г. Ульяновска в судебное заседание не явился, извещен.
Представители заинтересованных лиц ООО «Контракт-Плюс», Финансового управления администрации г. Ульяновска, Управления по благоустройству Администрации города Ульяновска, Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области - в судебное заседание не явились, извещены.
С учетом мнения участников процесса, судом определено рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав участников по делу, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
На основании ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Действующее законодательство презюмирует разумность и добросовестность действий участников гражданского оборота.
Согласно ч.4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу требований ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу ч.1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Согласно ч.4 ст. 39 КАС РФ прокурор, обратившийся в суд с административным исковым заявлением, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности административного истца (за исключением права на заключение соглашения о примирении и обязанности по уплате судебных расходов), а также обязанность по уведомлению гражданина или его законного представителя о своем отказе от поданного им в интересах гражданина административного иска.
В силу разъяснений, данных в п. 61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.
Важнейшими правами, закрепленными в Конституции РФ, являются право на жизнь и здоровье (ст. 41).
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии.
Законодательство в области охраны окружающей среды в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из данного Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством (пункт 6 статьи 2).
В силу ст. 4 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
В соответствии со ст. 11 указанного ФЗ от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В силу ст. 12 ЗК РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Согласно требованиям статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Также Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - это состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22).
Пункт 1 статьи 3.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного Постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 г. N 607-ст (далее - ГОСТ 30772-2001), являются несанкционированными свалками отходов.
В силу ст. 1 ФЗ от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации; объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов; объекты хранения отходов - специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения.
В числе основных принципов государственной политики в области обращения с отходами указаны: охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия (ст.3 ФЗ от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ).
Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (статья 4 названного закона).
Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов относится к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами (ст. 6 ФЗ от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ).
Во исполнение пп.2 п.2 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Статья 42 ЗК РФ возлагает на собственников земельных участков и лиц, не являющихся их собственниками обязанность, в том числе: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией (ч.3 ст. 12 ФЗ от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ).
Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (ч.7 ст. 12 ФЗ от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ).
Запрещается захоронение отходов в границах водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (ч.5 ст. 12 ФЗ от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ).
В силу ч.1, 2 ст. 65 ВК РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Во исполнение п.2 ч.15 ст. 65 ВК РФ в границах водоохранных зон запрещается размещение отходов производства и потребления.
Отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ).
П.2 ст. 51 ФЗ от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещает сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В силу п. 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами (утв. Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156), собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
Несанкционированные места размещения отходов - территории, не предназначенные для размещения отходов (Письмо Минприроды РФ от 11 июля 1995 г. № 01-11/29-2002 «О «Временных методических рекомендациях по проведению инвентаризации мест захоронения и хранения отходов в Российской Федерации»).
В силу ч.2 ст. 78 ФЗ от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.
Как разъяснено в п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 ноября 2017 г. № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде», возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (статья 1082 ГК РФ, статья 78 Закона об охране окружающей среды). Выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец. Вместе с тем, принимая во внимание необходимость эффективных мер, направленных на восстановление состояния окружающей среды, в котором она находилась до причинения вреда, наличие публичного интереса в благоприятном состоянии окружающей среды, суд с учетом позиции лиц, участвующих в деле, и конкретных обстоятельств дела вправе применить такой способ возмещения вреда, который наиболее соответствует целям и задачам природоохранного законодательства (пункты 1, 2 статьи 78 Закона об охране окружающей среды, часть 1 статьи 196 ГПК РФ, часть 1 статьи 168 АПК РФ).
Постановлением Правительства Ульяновской области от 03 марта 2017 г. № 91-П утвержден Порядок накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов на территории Ульяновской области.
Осуществление накопления (в том числе раздельного накопления), сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения ТКО должно быть безопасным для населения и окружающей среды (п.2.2. Порядка от 03 марта 2017 г. № 91-П).
Создание и содержание мест накопления (в том числе раздельного накопления) ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, осуществляют органы местного самоуправления (п.2.5 Порядка).
В п.7.8 ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения (введен Постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 г. № 607-ст) закреплено, что юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
В материалах дела отсутствуют документы, позволяющие определить принадлежность отходов, расположенных на земельном участке.
В постановлении Конституционного Суда РФ от 26 апреля 2016 г. № 13-П указано, что конституционная обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, по смыслу взаимосвязанных положений статей 42 и 58 Конституции Российской Федерации, имеет всеобщий характер и предполагает в условиях рыночной экономики покрытие издержек на осуществление государством мероприятий по восстановлению окружающей среды прежде всего за счет субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей на природную среду негативное воздействие, а от самой публичной власти требует принятия мер, направленных на сдерживание загрязнения окружающей среды, предупреждение и минимизацию экологических рисков. На органы местного самоуправления могут быть возложены законом как создание условий для надлежащего исполнения субъектами природопользования своих обязанностей по устранению причиненного природным объектам вреда, так и обеспечение проведения за счет собственных сил и средств мероприятий по ликвидации загрязнения территории муниципального образования отходами, образовавшимися в результате жизнедеятельности населения, если выявленный факт не является следствием невыполнения или ненадлежащего выполнения конкретным лицом своих обязанностей, связанных с использованием того или иного земельного участка на территории данного муниципального образования. Содержание данной компетенции не может автоматически трактоваться как предопределяющее всю полноту ответственности муниципальных образований в соответствующей сфере деятельности, - оно предполагает возложение на органы местного самоуправления осуществления именно организационных мер, включая оказание регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организационно-властного воздействия, направленного на создание необходимых условий для эффективной очистки территории муниципального образования от бытовых и промышленных отходов, притом что сами по себе такого рода меры не входят, по смыслу статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в нормативное содержание понятий «сбор отходов», «транспортирование отходов», «утилизация отходов», как они определены в статье 1 того же Федерального закона. При определении применительно к организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов объема полномочий органов местного самоуправления городских округов, а также их финансовых обязательств, обусловленных реализацией данной публичной задачи, необходимо учитывать компетенцию иных территориальных уровней публичной власти, которой они наделены в этой области, а также обязанности по обращению с отходами, возложенные на участников гражданского оборота, принимая при этом во внимание особенности регулирования такого рода отношений в конкретных сферах природопользования.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 13 октября 2015 г. № 26-П указано, что предполагается, что законом - с соблюдением требований формальной определенности в разграничении соответствующих полномочий и гарантирования местному самоуправлению необходимых источников доходов - на органы местного самоуправления могут быть возложены как создание условий для надлежащего исполнения субъектами природопользования своих обязанностей по устранению причиненного природным объектам вреда, так и обеспечение проведения за счет собственных сил и средств мероприятий по ликвидации загрязнения территории муниципального образования отходами, образовавшимися в результате жизнедеятельности населения (т.е. имеющими, по сути, местное, коммунальное происхождение), если выявленный факт не является следствием невыполнения или ненадлежащего выполнения конкретным лицом своих обязанностей, связанных с использованием того или иного земельного участка на территории данного муниципального образования. При определении применительно к организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов объема полномочий органов местного самоуправления городских округов, а также их финансовых обязательств, обусловленных реализацией данной публичной задачи, необходимо учитывать компетенцию иных территориальных уровней публичной власти, которой они наделены в этой области, а также обязанности по обращению с отходами, возложенные на участников гражданского оборота, принимая при этом во внимание особенности регулирования такого рода отношений в конкретных сферах природопользования. Поскольку экологическая функция является общей для всех уровней публичной власти в Российской Федерации, в целях наиболее эффективной ее реализации не исключается взаимодействие, в том числе на договорной основе, органов государственной власти с органами местного самоуправления городских округов в пределах закрепленных за ними полномочий, в частности для выявления и своевременного устранения несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов, причиняющего вред окружающей среде и служащего фактором негативного воздействия на здоровье человека. Соответственно, невыполнение или ненадлежащее выполнение органами местного самоуправления своих полномочий, ставшее причиной загрязнения территории городского округа, может являться основанием для их привлечения к установленной законом ответственности и обязания принять меры, необходимые для очистки территории городского округа от загрязнения отходами, включая несение финансовых затрат. В системе действующего правового регулирования отнесение к вопросам местного значения городского округа организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов не может рассматриваться как безусловное основание для возложения на органы местного самоуправления городского округа обязанностей, касающихся проведения очистки территории городского округа от загрязнения отходами, без учета характера предоставленных им полномочий в сфере обращения с отходами, в том числе применительно к расположенным на территории городского округа земельным участкам различной формы собственности, и без правовой оценки качества выполнения таких полномочий, а также вне связи с обязанностями по обращению с отходами, которые возлагаются на юридические лица и физических лиц как на субъектов природопользования.
Полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст.8.1. ФЗ от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ).
В числе перечня поручений по итогам заседания Совета при Президенте по стратегическому развитию и национальным проектам, состоявшегося 19 июля 2021 года, обозначено, в том числе, осуществление контроля за выполнением высшими должностными лицами (руководителями высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок в границах городов, включенных в федеральный проект «Чистая страна» национального проекта «Экология», включая разработку проектной документации с последующей ликвидацией свалок.
Федеральным законом от 06 декабря 2021 г. № 390-ФЗ «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» предусмотрено финансирование по строкам «ликвидация несанкционированных свалок в границах городов и наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда окружающей среде (Межбюджетные трансферты)» в рамках Государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды».
Комплекс работ по контролю в области охраны окружающей среды и природопользования, направленных на выявление и ликвидацию несанкционированных свалок, недопущение образования объектов накопленного вреда окружающей среде; ликвидация несанкционированных свалок в границах городов - отнесены к задачам государственного управления.
На выполнение указанных мероприятий законодатель предусмотрел предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов по ликвидации несанкционированных свалок в границах городов и наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде для достижения целей, показателей и результатов федерального проекта «Чистая страна», входящего в состав национального проекта «Экология», при условии выполнения требований предусмотренных п. 3 Приложения № к государственной программе Российской Федерации «Охрана окружающей среды» (утв. Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 326).
Согласно Приказу Генпрокуратуры России от 07.05.2008 № 84, природоохранным прокурорам предписано осуществлять надзор за исполнением законов и соблюдением прав граждан природоохранными межрегиональными, территориальными органами и подразделениями федеральных органов исполнительной власти, некоммерческими организациями, уполномоченными в сфере охраны окружающей среды и природопользования, расположенными на территории, на которую распространяется компетенция соответствующей природоохранной прокуратуры; надзор за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании, соблюдением прав граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного экологическими правонарушениями, законодательными (представительными) органами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями, расположенными на территории, на которую распространяется компетенция соответствующей природоохранной прокуратуры; надзор за соблюдением законов при реализации государственных и муниципальных программ в сфере природопользования и охраны окружающей среды на территории, на которую распространяется компетенция соответствующей природоохранной прокуратуры, с правом предъявление соответствующих исковых заявлений, административных исковых заявлений, заявлений в суд.
В силу ст. 21 ФЗ от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки. К участию в проведении проверки могут привлекаться представители иных государственных органов в целях осуществления ими экспертно-аналитических функций.
Согласно пункту 10 Приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 7 декабря 2007 г. № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» прокурор вправе требовать в необходимых случаях выделения специалистов для выяснения возникших вопросов.
В п. 6 Приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 7 декабря 2007 г. № 195 предписано, что проверки исполнения законов проводить на основании поступившей в органы прокуратуры информации (обращений граждан, должностных лиц, сообщений средств массовой информации и т.п.), а также других материалов о допущенных правонарушениях, требующих использования прокурорских полномочий.
Результаты проверки оформляются в виде справки. По результатам анализа принимаются меры прокурорского надзора либо реагирования в соответствии с Законом о прокуратуре.
В судебном заседании установлено и материалами дела подтверждается, что со стороны главы Администрации Железнодорожного района г. Ульяновска в адрес правоохранительных органов было обращение о наличии несанкционированного складирования отходов на земельном участке водоохранной зоны <адрес> (кадастровый номер участка №).
20 августа 2021 г. проведен совместный выезд сотрудников Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратуры и Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области на земельный участок водоохранной зоны <адрес> (кадастровый номер участка №).
Поскольку проверка проводилась в отношении общедоступного объекта местности, а не в отношении конкретного юридического лица или должностного лица, то у сотрудника прокуратуры отсутствовали правовые основания для извещения административных ответчиков о времени и месте проведения осмотра.
Процедура проведенной прокурорской проверки соответствовала закону.
По результатам выезда и осмотра составлена справка. Установлено, что на земельном участке с кадастровым номером № в районе <адрес>, несанкционированно складируются бытовые и промышленные отходы (битые кирпичи, шифер, куски бетона, пластиковые бутылки, полиэтиленовая упаковка, куски фанеры, рубероид и др.). Площадь складирования около 120 кв.м. Объем отходов составляет примерно 80 м3.
Изложенное подтверждено справкой (содержащей результаты замеров), фотоматериалами.
По данным Государственного водного реестра протяженность реки Грязнушка (приток реки Свияга), код водного объекта №, составляет 18 км.
Согласно приказу Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области от 30.09.2020 г. №, длина водотока <адрес>) составляет 26,09 км. Ширина водоохранной зона равна 100 м.
В силу ч.4 ст. 65 ВК РФ ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров.
Таким образом, в отношении названного земельного участка водоохранной зоны нарушены требования действующего законодательства, поставлены под угрозу безопасность и благополучие окружающей среды, санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределённого круга лиц, что должно быть пресечено.
По данным ЕГРН земельный участок, площадью 77 775 кв.м. +/- 2440 кв.м., из земель населенных пунктов, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, местоположение: <адрес>, кадастровый номер участка №, с ограничением (обременением) в том числе, в виде водоохранной зоны <адрес>), находится в собственности Ульяновской области.
Право собственности зарегистрировано 07 ноября 2014 г.
Границы земельного участка установлены.
Данных об арендаторах указанного земельного участка не имеется.
12 мая 2021 г. в адрес Министра строительства и архитектуры было внесено представление прокурора об устранении нарушений законодательства применительно к названному земельному участку.
В ответе от 01 июля 2021 г. в адрес прокурора сообщено, что в действиях Министерства нарушения законодательства отсутствуют.
Из акта осмотра от 01 декабря 2022 г., подписанного старшим помощником Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора Шибановым А.А., следует, что несанкционированное складирование промышленных и бытовых отходов по указанному выше адресу не устранено.
Конституция РФ, как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 6 июля 2000 г. № 133-О, исходит из того, что земля является особого рода товаром, недвижимостью, а значит, в регулировании земельных отношений должны гармонично взаимодействовать нормы земельного и гражданского законодательства, что, в частности, нашло отражение в статье 3 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации, а имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, охватывающие совокупность возникающих из сделок (иных правомерных юридических действий) гражданско-правовых обязательств, регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами (части 1 и 3).
Как следует из содержания статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.
Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;
- земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
- земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, за исключением таких земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности муниципальных образований, граждан и юридических лиц либо предоставленных физическим или юридическим лицам на ином вещном праве;
- иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости спорные земельный участок, на которых обнаружена несанкционированная свалка, находится в собственности Ульяновской области.
В соответствии с Указом Губернатора Ульяновской области от 01.11.2018 № «О мерах по совершенствованию деятельности исполнительных органов государственной власти Ульяновской области» функции по распоряжению земельными ресурсами на территории Ульяновской области с 01.01.2019 переданы Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области.
На основании Указа Губернатора Ульяновской области от 10 декабря 2021 г. N 118 «О мерах по совершенствованию деятельности исполнительных органов государственной власти Ульяновской области» с 1 апреля 2022 года Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области упразднено, его полномочия по управлению и распоряжению земельными ресурсами переданы Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области.
В соответствии с пунктом 2 статьи 264 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.
В соответствии с п.п.4 п.2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем, в том числе восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно Положению о Министерстве имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области (утв. Постановлением Правительства Ульяновской области от 27 января 2022 г. №), Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим от имени Ульяновской области полномочия собственника по управлению и распоряжению имуществом, в том числе земельными участками, находящимися в государственной собственности Ульяновской области, управление и распоряжение иным имуществом в случаях, установленных законодательством, а также осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сферах градостроительной деятельности.
Таким образом, из взаимосвязанных положений, приведенных нормативных правовых актов, следует, что Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, является надлежащим лицом, которое несет обязанность по осуществлению мероприятий по охране земельного участка, в том числе, по недопущению его загрязнения, истощения, деградации, порчи, и иного негативного воздействия.
Таким образом, бездействие Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений законодательства в сфере земельных отношений в отношении части земельного участка с кадастровым номером № в районе <адрес>, ориентировочной площадью 120 кв.м., в месте несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов является незаконным.
При этом, указание в п.1.1. Положении о Министерстве имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области на то, что в компетенцию Министерства не входит устранение несанкционированных мест размещения отходов не может являться основанием для освобождения Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области от обязанности по осуществлению мероприятий по охране земельного участка, в том числе, по недопущению его загрязнения, истощения, деградации, порчи, и иного негативного воздействия.
С учетом изложенного, доводы административных ответчиков о том, что надлежащими ответчиками по делу являются Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области и Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области по постановлению Правительства Ульяновской области от 14.11.2019 № об утверждении государственной программы Ульяновской области «Охрана окружающей среды и восстановление природных ресурсов в Ульяновской области» являются несостоятельными.
Срок давности при обращении в суд административным истцом не пропущен.
Так, в силу ч.3 ст. 78 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.
Установлено и представленными материалами подтверждено, что указанные в административном иске нарушения имеют место по настоящее время.
Как установлено в п. «з» ч.1 ст. 1 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», одним из принципов деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации является самостоятельное осуществление своих полномочий.
Следовательно, орган государственной власти субъекта вправе самостоятельно избирать способ исполнения возложенной на него законом обязанности.
Основываясь на вышеприведённых нормативных положениях и учитывая установленные обстоятельства, суд полагает необходимым возложить на Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской <адрес> обязанность ликвидировать несанкционированную свалку на части земельного участка с кадастровым номером № в районе <адрес>, ориентировочной площадью 120 кв.м., в пределах полномочий, установленных действующим законодательством.
Административные исковые требования Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Ульяновской области, администрации муниципального образования «город Ульяновск», Министерству природных ресурсов и экологии Ульяновской области, Министерству жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить допущенные нарушения не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного суд приходит к выводу о частичном удовлетворении административного искового заявления Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░ ░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 120 ░░.░., ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░ ░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 120 ░░.░., ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 23 ░░░░░░░ 2022 ░.