КОПИЯ
УИД: 66RS0010-01-2020-001766-57
Дело № 5-510/2020
Вводная и резолютивная часть постановления объявлены 13 июля 2020 года
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Нижний Тагил 16 июля 2020 года
Судья Тагилстроевского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области Кузнецова А.Д.,
с участием индивидуального предпринимателя Овсянниковой В.Н., ее защитника Овсянникова В.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
индивидуального предпринимателя Овсянниковой В.Н., ..., ИНН 666900265090, ОГРНИП 304662334300015, ранее не привлекавшейся к административной ответственности по главе 6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Овсянникова В.Н. (далее по тексту - ИП Овсянникова) допустила нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий.
Административное правонарушение совершено при следующих обстоятельствах.
18 мая 2020 года в 14 часов 10 минутв ходе проведения обследования установлено, что ИП Овсянниковой в парикмахерском салоне «...», расположенном по адресу: Свердловская область, г. Нижний Тагил, ..., не соблюдаются профилактические мероприятия по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции, а именно:
- для измерения температуры тела 3-х сотрудников используется 1 контактный термометр, бесконтактный термометр отсутствует. Не представлен журнал контроля температуры тела работников;
- на емкости с дезинфицирующим средством для обработки инструментов отсутствует маркировка с названием средства и концентрацией. Не представлена инструкция по разведению используемых дезинфицирующих средств «Ника Экстра М» и «Люир Хлор»;
- отсутствует договор на стирку белья со специализированной организацией, используются многоразовые пеньюары и фартуки;
- используется посуда многократного применения, обработка ее при температуре не ниже 65 градусов с применением дезинфицирующих средств не проводится. Посуда однократного применения отсутствует.
22 мая 2020 года по факту выявленных нарушений ведущим специалистом-экспертом Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в г. Нижний Тагил, Пригородном, Верхнесалдинском районах, г. Нижняя Салда, г. Кировград и Невьянском районе К.А.А. в отношении ИП Овсянниковой составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании Овсянникова В.Н. вину в совершении административного правонарушения признала, с обстоятельствами, изложенными в протоколе об административном правонарушении, согласилась. Указала, что в настоящее время выявленные нарушения устранены. Отметила, что у каждого сотрудника своя посуда для приема пищи, которую последние обрабатывают в домашних условиях. В представленных в суд письменных объяснениях просила назначить наказание в виде предупреждения.
Защитник Овсянников В.Ф. в судебном заседании указал, что приготовление дезинфицирующих растворов производится непосредственно Овсянниковой В.Н. Отметил, что на момент составления протокола все замечания были устранены, о чем была сделана запись в протоколе, представлены фотографии, подтверждающие устранение нарушений. При назначении наказания просил учесть совершение Овсянниковой В.Ф. правонарушения впервые, отсутствие какого-либо вреда, и заменить административное наказание, предусмотренное ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации, в виде административного штрафа предупреждением.
Заслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему выводу.
Частью второй ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенное в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина).
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года № 66 «О внесении изменений в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих», в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний, представляющих опасность для окружающих» включена коронавирусная инфекция (2019-nCoV) как заболевание, представляющее особую опасность для окружающих. Коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в список особо опасных инфекций.
Право граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду реализуется, в том числе путем обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия.
Законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее по тексту Закон № 52), других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В силу п. 2.1 СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней» в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарно-эпидемиологическими правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, принятию мер в отношении больных инфекционными болезнями, прерыванию путей передачи (дезинфекционные мероприятия), проведению медицинских осмотров, организации иммунопрофилактики населения, гигиенического воспитания и обучения граждан. В соответствии с п. 4.3 данных Правил при эксплуатации производственных зданий и сооружений должны обеспечиваться безопасные в эпидемиологическом отношении условия труда, быта и отдыха и осуществляться мероприятия по охране окружающей среды, направленные на предупреждение возникновения и распространения инфекционных болезней, в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями.
В соответствии с положениями ст. 1 Закона № 52 санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия - организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию; ограничительные мероприятия (карантин) - административные, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в частности, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции (статья 11 Закона № 52-ФЗ).
Согласно постановлениям Главного государственного санитарного врача Российской Федерации ... от 24 января 2020 года № 2 «О дополнительных мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019nCoV», от 31 января 2020 года № 3 «О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV», от 02 марта 2020 года № 5 «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)», высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) рекомендовано утвердить региональные планы организационных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции; с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации в регионе и прогноза ее развития своевременно вводить ограничительные мероприятия.
Указом Губернатора Свердловской области от 18 марта 2020 года № 100-УГ «О введении на территории Свердловской области режима повышенной готовности и принятия дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)» на территории Свердловской области введен режим повышенной готовности, предусмотрены дополнительные меры по защите населения от новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV).
Согласно Постановлению Главного государственного врача по Свердловской области «О введении ограничительных мероприятиях» от 10 апреля 2020 года№ 05/02-2 в целях профилактики распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) надлежит организовать работу по направлениям, к которым, в частности, относятся:
- предотвращение заноса инфекции на предприятие (в организацию) (п. 1.1);
- принятие мер по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) в коллективах на предприятиях (в организациях) (п. 1.2);
- другие организационные мероприятия по предотвращению заражения работников (п. 1.3);
- организация ежедневного перед началом рабочей смены "входного фильтра" с проведением бесконтактного контроля температуры тела работника и обязательным отстранением от нахождения на рабочем месте лиц с повышенной температурой тела и/или с признаками инфекционного заболевания; уточнением состояния здоровья работника и лиц, проживающих вместе с ним, информации о возможных контактах с больными лицами или лицами, вернувшимися из другой страны или субъекта Российской Федерации (опрос, анкетирование и др.). Контроль вызова работником врача для оказания первичной медицинской помощи на дому (п. 2.1);
- проведение ежедневной (ежесменной) влажной уборки служебных помещений и мест общественного пользования (комнаты приема пищи, отдыха, туалетных комнат) с применением дезинфицирующих средств вирулицидного действия. Дезинфекция с кратностью обработки каждые 2 - 4 часа всех контактных поверхностей: дверных ручек, выключателей, поручней, перил, поверхностей столов, спинок стульев, оргтехники (п. 3.10).
Из Письма Роспотребнадзора от 21 апреля 2020 года № 02/7500-2020-24 «О направлении рекомендаций по организации работы сферы услуг по профилактике COVID-19»(приложением к которому являются рекомендации по организации работы салонов красоты и парикмахерских с целью недопущения заноса и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)) следует, что в рамках профилактических мер по предотвращению заноса инфекции на предприятие (в организацию) рекомендуется осуществлять следующие меры:- организация ежедневного перед началом рабочей смены "входного фильтра" с проведением бесконтактного контроля температуры тела работника и обязательным отстранением от нахождения на рабочем месте лиц с повышенной температурой тела и (или) с признаками респираторных инфекций (повышенная температура, кашель, насморк); уточнением состояния здоровья работника и лиц, проживающих вместе с ним, информации о возможных контактах с больными лицами или лицами, вернувшимися из другой страны (опрос, анкетирование и др.) (п. 2);
- ежедневную (после окончания работы) стирку по договору со специализированной организацией или непосредственно в салоне красоты или парикмахерской (при налии соответствующих условий) (п. 10);
- проведение влажной уборки помещений и мест общего пользования (комнаты приема пищи, отдыха, туалетных комнат) с применением дезинфицирующих средств вирулицидного действия (п. 13).
Согласно Письму Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 10 марта 2020 года N 02/3853-2020-27 «О мерах по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (вместе с рекомендациями по профилактики новой коронавирусной инфекции (COVID-19) среди работников)работодателям рекомендуется обеспечить:
- качественную уборку помещений с применением дезинфицирующих средств вирулицидного действия, уделив особое внимание дезинфекции дверных ручек, выключателей, поручней, перил, контактных поверхностей (столов и стульев работников, орг.техники), мест общего пользования (комнаты приема пищи, отдыха, туалетных комнат, комнаты и оборудования для занятия спортом и т.п.), во всех помещениях - с кратностью обработки каждые 2 часа (п. 1.6);
- обеспечить использование посуды однократного применения с последующим ее сбором, обеззараживанием и уничтожением в установленном порядке (п. 2.1.1);
- при использовании посуды многократного применения - ее обработку желательно проводить на специализированных моечных машинах в соответствии с инструкцией по ее эксплуатации с применением режимов обработки, обеспечивающих дезинфекцию посуды и столовых приборов при температуре не ниже 65 град.С в течение 90 минут или ручным способом при той же температуре с применением дезинфицирующих средств в соответствии с требованиями санитарного законодательства (п. 2.1.2).
Изложенные мероприятия являются санитарно-противоэпидемиологическими (профилактическими) мероприятиями, направленными на предотвращение распространения инфекционного заболевания - новая коронавирусная инфекция (2019-nCoV).
Вместе с тем, как следует из материалов дела, в парикмахерском салоне «...», расположенном по адресу: Свердловская область, г. Нижний Тагил, ..., ИП Овсянниковой допущены нарушения вышеуказанных требований, направленных на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, в период действия на территории Свердловской области режима повышенной готовности и принятия дополнительных мер по защите населения от новой короновирусной инфекции.
Вина ИП Овсянниковой в совершении административного правонарушения подтверждается:
- протоколом об административном правонарушении от 22 мая 2020 года, составленным в отношении ИП Овсянниковой по ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствующим по форме и содержанию положениям ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
- протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 18 мая 2020 года, в ходе которого осуществлялась видеосъемка, из которых усматривается, что для измерения температуры тела трех сотрудников используется контактный термометр, журнал не предоставлен. На емкости с дезинфицирующим средством для обработки инструментов отсутствует маркировка с названием средства и концентрацией. Отсутствует договор со специализированной организацией на стирку белья, используются многоразовые пеньюары и фартуки. Используется многоразовая посуда, не обеспечено мытье посуды при температуре не ниже 65 градусов. Отсутствует инструкция по разведению дезинфицирующего средства «Ника Экстра М» и «Люир Хлор»;
- приказом о проведении эпидемиологического расследования в отношении индивидуального предпринимателя Овсянниковой В.Н.;
- предписанием о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на недопущение распространения новой коронавирусной инфекции от 22 мая 2020 года;
- выпиской из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, из которой следует, что Овсянникова В.Н. зарегистрирована в соответствующем статусе по основному виду деятельности - торговля розничная одеждой в специализированных магазинах, с дополнительным видом деятельности - представление услуг парикмахерскими и салонами красоты.
Оснований не доверять исследованным доказательствам у судьи не имеется. Представленные доказательства последовательны, непротиворечивы, ничем не опровергнуты, собраны в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются достаточными, чтобы исключить какие-либо сомнения в виновности ИП Овсянниковой в совершении инкриминируемого ей правонарушения.
Заявления стороны защиты относительно приготовления дезинфицирующих средств непосредственно Овсянниковой В.Н., наличие у каждого сотрудника отдельной посуды для приема пищи, не порождают сомнения в виновности индивидуального предпринимателя. В ситуации, обусловленной необходимостью всемирного снижения рисков распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, большое практическое значение имеет системное и комплексное проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по недопущению распространения COVID-2019. Предусмотренные вышеуказанными актами меры по предотвращению заноса инфекций на предприятие (в организацию) являются императивными, подразумевающими их безусловное соблюдение всеми теми лицами, кому оно адресовано, без каких-либо исключений.
Доказательств, свидетельствующих о том, что Овсянниковой В.Н. приняты все зависящие от нее меры для соблюдения санитарно-эпидемиологических требований, не представлено.
При таких обстоятельствах судья считает доказанной вину ИП Овсянниковой в совершении административного правонарушения, и квалифицирует ее действия по ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - нарушение индивидуальным предпринимателем законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий.
Приведенные в судебном заседании доводы об устранении выявленных нарушений не являются основанием для освобождения привлекаемого лица от административной ответственности, поскольку на момент проведения проверки нарушения имели место, что не оспаривалось стороной защиты в судебном заседании.
При назначении административного наказания судьей учитываются характер совершенного административного правонарушения, личность виновной, ее имущественное положение, наличие смягчающих и отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств.
В качестве смягчающих административную ответственность обстоятельств судья учитывает признание Овсянниковой В.Н. вины, привлечение к административной ответственности за нарушение санитарного законодательства впервые.
Достаточных оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным или назначения административного наказания в виде предупреждения не имеется. Невыполнение санитарно-эпидемиологических требований является существенным нарушением установленных законодательством основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья. Допущенные нарушения создают угрозу для здоровья неограниченного круга лиц, угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Вместе с тем, с учетом характера допущенного административного правонарушения, обстоятельств его совершения, имущественного положения индивидуального предпринимателя, устранения выявленных нарушений в короткие сроки, судья приходит к выводу о необходимости назначения наказания ниже предела, установленного санкцией статьи, в соответствии с положениями ч. 2.2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Применение данного вида наказания максимально обеспечит реализацию задач административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
признать индивидуального предпринимателя Овсянникову В.Н. (ИНН 666900265090, ОГРНИП 304662334300015) виновной в совершенииадминистративного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ей административное наказание в виде административного штрафав размере 25 000(двадцать пять тысяч) рублей.
Разъяснить, что в соответствии со ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу по следующим реквизитам - УИН ..., наименование получателя платежа: УФК по Свердловской области (Управление Роспотребнадзора по СО), ИНН 6670083677, КПП 667001001, ОКТМО 65751000, наименование банка: Уральское ГУ Банка России, счет № 40101810500000010010, БИК 046577001, КБК 14111601061010003140.
В случае неуплаты штрафа, в срок, предусмотренный законом лицо, в отношении которого вынесено постановление о привлечении к административной ответственности, привлекается к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей.
Постановление может быть обжаловано лицом, привлеченным к административной ответственности, должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления в Свердловский областной суд путем подачи жалобы через Тагилстроевский районный суд г. Нижний Тагил Свердловской области.
Судья подпись А.Д. Кузнецова
Копия верна: судья А.Д. Кузнецова