Дело №
29RS0№-06
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
14 марта 2024 года <адрес>
Лешуконский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Саукова Н.В.,
при секретаре судебного заседания ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Лешуконского районного суда <адрес> (постоянное судебное присутствие <адрес>) гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Мезенского муниципального округа <адрес> о восстановлении в очереди на получение жилищной субсидии по учетному делу № в категории «инвалиды 1-2 группы, инвалиды с детства» с даты первоначальной постановки в очередь,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, обратился в суд с указанным иском к администрации Мезенского муниципального округа <адрес> ссылаясь на то, что ФИО4 состояла на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и являлась участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем, установленных федеральным законодательством», имеющим право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по категории «инвалиды 1-2 группы, инвалиды с детства», с составом семьи 2 человека: она, ФИО1 (внук), учетное дело № ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 умерла. После ее смерти основным заявителем был признан внук умершей – ФИО1. Решением администрации от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 исключен из очереди на получение жилищной субсидии, поскольку не был в установленном порядке признан членом семьи умершей. Изначально истец был включен в очередь как член семьи ФИО4, фактически был признан ответчиком. Каких - либо документов, обосновывающих исключение истца из очереди не имеется. Просит обязать администрацию Мезенского муниципального округа <адрес> восстановить его в очереди на получение жилищной субсидии по учетному делу № в категории «инвалиды 1-2 групп, инвалиды с детства» с даты первоначальной постановки в очередь.
Истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика администрации Мезенского муниципального округа <адрес>, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, письменно просил дело рассмотреть в отсутствие представителя. В представленном отзыве на исковое заявление указал, что администрация не возражает в удовлетворении исковых требований ФИО1, при установлении факта совместного проживания с умершей ФИО4 на дату ее смерти.
Представитель третьего лица Министерства строительства и архитектуры <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В письменных возражениях просили дело рассмотреть в отсутствие представителя, указав, что если истцом будет доказан факт совместного проживания с ФИО4 на дату смерти и ФИО1 будет признан членом семьи умершей, то истец подлежит восстановлению в очереди по категории «инвалиды 1-2 групп, инвалиды с детства». В соответствии с подп. 21 постановления Правительства от 10.12.20022 г. № граждане снимаются с учета в случае их смерти. Сохранение права на получение социальной выплаты за членами семьи умершего гражданина введено в действие с ДД.ММ.ГГГГ. Согласно преамбуле ФЗ № 125-ФЗ закон устанавливает условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам РФ, выезжающим из РКС и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее ДД.ММ.ГГГГ, что свидетельствует о праве на получение субсидии не только тех лиц, которые прямо указаны в соответствующих списках, но и членов их семьи как обладающих самостоятельным правом, поскольку с учетом данных членов семьи производится определение размера жилищной субсидии.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Судом, сторонам в соответствии со статьей 114 ГПК РФ, предлагалось представить в суд все имеющиеся у них доказательства по делу, указывалось на последствия непредставления доказательств, а также разъяснялись положения статьи 56 ГПК РФ о том, что каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Исследовав материалы настоящего гражданского дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО4 с 05.08.2009г. состояла в очереди на получение жилищной субсидии для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера, учетное дело № с составом семьи из 2 человек: она, ФИО1 (внук).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 умерла.
Решением администрации Мезенского муниципального округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в удовлетворении заявления о восстановлении в очереди ФИО1 отказано в связи с тем, что он не был в установленном порядке признан членом семьи умершей ФИО4
Однако, каких-либо документов, обосновывающих исключение истца из очереди, в учетном деле не имеется. Отсутствует в представленных материалах заявление истца о снятии с очереди, переводе в очередь по другой категории.
Доводы представителя ответчика о том, что истец не являлся в установленном порядке членом семьи умершей ФИО4 на дату её смерти, правового значения для разрешения настоящего спора не имеют, поскольку истец был поставлен с ФИО4 на учет с момента её обращения – ДД.ММ.ГГГГ, то есть фактически был признан ответчиком членом семьи умершей ФИО4 без судебного решения, до момента смерти ФИО4 и после, его право состоять в очереди на получение жилищной субсидии по категории «инвалиды» кем-либо не оспаривалось.
Судом установлено, что ФИО4 в сводном списке граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» (инвалиды 1 и 2 группы, инвалиды с детства) до даты смерти ДД.ММ.ГГГГ состояла с составом семьи 2 человека.
Доказательств того, что она обращалась в администрацию с заявлением об изменении численного состава семьи, претендующей на получение социальной выплаты для выезда из районов Крайнего Севера, не имеется в материалах дела и не представлено суду.
Условия и порядок предоставления социальных выплат для приобретения жилья гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, регулируются Федеральным законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
В соответствии со ст. 1 Федерального закона указанного закона, жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее ДД.ММ.ГГГГ, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
В силу ст. 3 Федерального закона постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан. Осуществление государственных полномочий субъектов Российской Федерации по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, законами субъектов Российской Федерации может быть передано органам местного самоуправления. Жилищная субсидия может быть предоставлена гражданину только один раз.
Согласно абз. 4 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи. В этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи.
Полномочия по учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, хранению и выдаче государственных жилищных сертификатов, приему заявлений о замене сертификата, формированию списков граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, возложены на органы местного самоуправления по месту проживания граждан (ст.40 закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ОЗ «О порядке наделения органов местного самоуправления муниципальных образований <адрес> отдельными государственными полномочиями <адрес>»).
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 212-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» изложена в новой редакции. В частности, в ст. 1 появилась норма о том, что в случае смерти гражданина, состоящего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи. В этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 212-ФЗ вступил в действие с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 21 «Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ №, граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, в частности, случае смерти (при этом право на получение социальной выплаты сохраняется за членами семьи умершего гражданина (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности её предоставления). В этом случае получателем социальной выплаты становится один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности на право получения социальной выплаты, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи.
Согласно п. 17(2) Правил, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан российской Федерации», применительно к условиям подпрограммы членами семей граждан - участников подпрограммы, право на обеспечение жилыми помещениями (получение социальной выплаты) которых установлено абз. 4 ст. 1 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», являются члены семьи умершего (погибшего) гражданина, которые были признаны (могли быть признаны) таковыми в соответствии с п. 17 настоящих Правил на дату его смерти (гибели).
Таким образом, ФИО4 подлежала исключению из очереди «инвалиды», однако за членами ее семьи сохраняется право на получение жилищной субсидии с учетом даты постановки на учет.
Установив, что умершая ФИО4 состояла в сводном списке граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с составом семьи 2 человека, и, принимая во внимание то обстоятельство, что основным заявителем по учетному делу после смерти ФИО4 признан ФИО1, за ним сохранено право состоять в указанной очереди, после смерти ФИО4, он как член семьи гражданина, состоявшего на учете, продолжал состоять в очереди на получение социальной выплаты, в категории «инвалиды», своим заявлением подтверждал свое право и желание участвовать в программе, Федеральным законом № 125-ФЗ прямо предусмотрено право члена семьи гражданина, состоявшего на учете на получение субсидии, на получение жилищной субсидии (с учетом даты постановки на учет и очередности предоставления жилищной субсидии) в случае его смерти, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковое заявление ФИО1 к администрации Мезенского муниципального округа <адрес> о восстановлении в очереди на получение жилищной субсидии по учетному делу № в категории «инвалиды 1-2 группы, инвалиды с детства» с даты первоначальной постановки в очередь, удовлетворить.
Обязать администрацию Мезенского муниципального округа <адрес> восстановить ФИО1 в очереди на получение жилищной субсидии по учетному делу № в категории «инвалиды» с даты первоначальной постановки в очередь.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Лешуконский районный суд <адрес> в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий Н.В. Саукова