Судья Юшкова И.С. дело № 12-456/2020
(№ 5-3574/2020)
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного суда Республики Коми Колесникова Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 23 декабря 2020 года в городе Сыктывкаре жалобу Жукова А.Н. – защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ИП Зашихина М.Н. на постановление судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 16 октября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ИП Зашихина М.Н.,
установил:
на рассмотрение Сыктывкарского городского суда Республики Коми 24 августа 2020 года поступил протокол СР №660495 об административном правонарушении от 20 августа 2020 года и сопутствующие ему материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, составленные в отношении ИП Зашихина М.Н., которые определением судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 31 августа 2020 года возвращены в УМВД России по городу Сыктывкару для устранения недостатков.
В числе выявленных при подготовке дела к рассмотрению недостатков протокола об административном правонарушении судьей городского суда указывалось на то, что ИП Зашихину М.Н. вменяется нарушение пункта 19.1 Указа Главы Республики Коми от 15 марта 2020 года «О введении режима повышенной готовности», между тем, не указан подпункт пункта 19.1 Указа Главы Республики Коми от 15 марта 2020 года, что не позволяет квалифицировать действия лица, в отношении которого такой протокол составлен.
После исправления недостатков административным органом 9 сентября 2020 года протокол СР №660495 об административном правонарушении от 20 августа 2020 года и сопутствующие ему материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, составленные в отношении ИП Зашихина М.Н. вновь направлены на рассмотрение Сыктывкарского городского суда Республики Коми.
По итогам рассмотрения дела об административном правонарушении постановлением судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 16 октября 2020 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в ИП Зашихина М.Н. прекращено на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности.
Не согласившись с судебным постановлением защитником ИП Зашихина М.Н. Жуковым А.Н., действующим на основании доверенности, в Верховный Суд Республики Коми подана жалоба, в которой ее податель просит об отмене судебного постановления, считая его незаконным, находя вину лица в совершении вменяемого административного правонарушения недоказанной представленной административным органом в материалы дела совокупностью доказательств, что свидетельствует о наличии основания для прекращения производства по делу на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях за отсутствием состава административного правонарушения. Кроме того, податель жалобы указывает на допущенные нарушения процессуальных норм, выразившиеся в не извещении лица, в отношении которого велось производство по делу, о дате и времени рассмотрения дела.
Участники производства по делу об административном правонарушении, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание Верховного Суда Республики Коми не явились, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали, в связи с чем, в соответствии с частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, явку которых обязательной не признаю.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса.
Как усматривается из материалов дела, в 18 часов 45 минут 28 июня 2020 года в нарушение приведенных требований правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, в помещении бара «...», расположенном <Адрес>, – принадлежащем индивидуальному предпринимателю Зашихину М.Н., оказывались услуги розничной торговли с использованием торгового зала для обслуживания граждан.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 20 августа 2020 года в отношении индивидуального предпринимателя Зашихина М.Н. протокола об административно правонарушении СР №660495.
В подтверждение обстоятельств совершения ИП Зашихиным М.Н. административного правонарушения административным органом предоставлены следующие доказательства: протокол об административном правонарушении СР №660495 от 20 августа 2020 года; выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей; рапорт от 28 июня 2020 года; объяснениями К.; протоколом осмотра принадлежащих индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 28 июня 2020 года с приложением фотокопий, на которых запечатлено, что внутри помещения с вывеской над входом «...» находятся посетители, стоящие возле стойки.
Рассматривая дело об административном правонарушении в отношении ИП Зашихина М.Н. суд первой инстанции, исходя из того, что на момент рассмотрения в суде общей юрисдикции срок давности привлечения лица к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, истек, пришел к выводу о том, что производство по настоящему делу в силу положений пункта 6 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
В силу пункта 13.1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» по истечении срока давности привлечения к административной ответственности проверка и оценка доводов об отсутствии состава административного правонарушения может быть дана лишь по жалобе лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.
Если при рассмотрении жалобы будет установлено, что в действиях лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, не содержится состава административного правонарушения либо отсутствовало само событие административного правонарушения, то такое постановление подлежит отмене с вынесением решения о прекращении производства по делу в соответствии с пунктом 1 либо пунктом 2 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Оценивая доводы жалобы защитника, исхожу из следующего.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения является предупреждением чрезвычайных ситуаций.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года №66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Указом Президента Российской Федерации от 02 апреля 2020 года №239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (далее по тексту также Указ Президента РФ от 02 апреля 2020 года №239) в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки регламентировано обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.
Постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2020 года №417 утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
В силу пункта 1 указанных Правил, граждане и организации обязаны выполнять решения Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности или должностных лиц, указанных в пунктах 8 и 9 статьи 4.1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», направленные на принятие дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Во исполнение указанных актов органы государственной власти субъектов Российской Федерации уполномочены принимать в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение данных правил поведения могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 6 статьи 4.1, пункты «а», «у», «ф» части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 года) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера») (пункт 17 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) №1, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 21 апреля 2020 года).
Указом Главы Республики Коми от 15 марта 2020 года №16 на территории Республики Коми с 00:00 часов 16 марта 2020 года для органов управления и сил Коми республиканской подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций введен режим повышенной готовности.
В силу подпункта 1 пункта 19.1 названного Указа (в редакции Указов Главы Республики Коми от 17 июня 2020 года №59, от 11 июля 2020 года №74) предписано с 00:00 часов 28 марта 2020 года приостановить работу ресторанов, кафе, столовых, буфетов, баров, закусочных и иных предприятий общественного питания, указанных в позиции 1 приложения №1 к настоящему Указу, за исключением обслуживания на вынос без посещения гражданами помещений таких предприятий, а также доставки заказов.
Данное ограничение отменено с 5 августа 2020 года Указом Главы Республики Коми от 4 августа 2020 года №82.
Изложенное позволяет прийти к выводу, что в день рассматриваемых событий деятельность кафе ...», за исключением обслуживания на вынос без посещения гражданами помещений кафе, а также доставки заказов, должна была быть приостановлена.
Учитывая изложенное, оснований для прекращения производства по настоящему делу на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях за отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ИП Зашихина М.Н. у судьи городского суда не имелось.
Между тем, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.В силу части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Положения указанной статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагают не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях гарантирует соблюдение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении не только при применении к такому лицу мер обеспечения производства по делу, но и при составлении протокола об административном правонарушении.
Статьей 29.12.1 названного Кодекса установлен порядок исправления описок, опечаток и арифметических ошибок, допущенных в постановлении, решении, определении, состоявшихся по делу об административном правонарушении.
Данная норма неприменима к устранению недостатков протокола об административном правонарушении и иных протоколов. Такие недостатки подлежат устранению путем внесения в протоколы соответствующих исправлений и дополнений. При этом должны быть соблюдены требования статей 27.12, 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и иных положений нормативных актов, а также обеспечены установленные статьей 25.1 названного Кодекса гарантии прав защиты лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении.
В силу части 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Согласно части 6 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (частью 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Таким образом, изменения сведений, ранее внесенных в протокол об административном правонарушении, производятся в присутствии лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении. Без его участия такие изменения могут быть внесены в названный процессуальный акт только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица.
Иное толкование вышеприведенных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Указанными выше нормами лицу, привлекаемому к административной ответственности, обеспечиваются правовая возможность для защиты прав и законных интересов и непосредственное участие его при составлении протокола по делу об административном правонарушении и внесении изменений в этот процессуальный акт.
В связи с изложенным, административный орган не вправе в одностороннем порядке самовольно вносить изменения в протокол об административном правонарушении.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что в составленный в отношении ИП Зашихина М.Н. протокол об административном правонарушении внесено исправление путем дополнения пункта 19.1 Указа Главы Республики Коми от 15 марта 2020 года «О введении режима повышенной готовности» подпунктом 1.
Копия протокола об административном правонарушении с внесенными в него исправлениями направлен административным органом 14 сентября 2020 года посредством почтовой связи лицу, в отношении которого протокол составлен.
Вместе с тем, в материалах дела, предоставленных судьей городского суда на рассмотрение, не имеется данных, свидетельствующих о том, что исправление в протокол об административном правонарушении было внесено при составлении указанного процессуального акта в присутствии ИП Зашихина М.Н. Подписи названного лица об ознакомлении с внесенными изменениями не имеется. Отсутствуют и сведения об извещении Зашихина М.Н. о необходимости явки в УМВД России по городу Сыктывкару для внесения изменений в названный протокол.
Тем самым лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, оказалось лишенным предоставленных законом гарантий защиты его прав, поскольку не могло квалифицированно возражать и давать объяснения по существу внесенных изменений в процессуальные акты.
Согласно пункту 3 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Как следует из пункта 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен или другие материалы оформлены неправильно судье на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол.
Таким образом, оснований полагать о том, что изменение в протокол об административном правонарушении внесено должностным лицом с соблюдением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеется.
Допущенные по настоящему делу нарушения требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, являются существенными, повлияли на всесторонность и полноту рассмотрения дела, а также законность принятого по делу решения.
Согласно части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
На основании вышеизложенного протокол об административном правонарушении подлежит признанию недопустимым доказательством по настоящему делу об административном правонарушении, так как составлен с нарушением требований названного Кодекса.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает возможности устранить указанные нарушения путем возвращения протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, на стадии рассмотрения жалобы на судебное постановление, принятое по делу.
При рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.
Более того, согласно определению судьи городского суда от 21 сентября 2020 года дело об административном правонарушении принято к производству и назначено к рассмотрению на 25 сентября 2020 года.
Извещения о месте и времени судебного заседания направлены на имя Зашихина М.Н. по <Адрес>
Ввиду отсутствия сведений о надлежащем извещении лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, определением судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 25 сентября 2020 года рассмотрение дела отложено на 16 октября 2020 года с извещением об этом Зашихина М.Н. по указанному выше адресу.
В материалы дела 13 октября 2020 года защитником Зашихина М.Н. предоставлены возражения на протокол об административном правонарушении, которые в числе прочего отражали сведения о месте жительства лица, в отношении которого такой протокол составлен, с приложением светокопии страниц паспорта Зашихина М.Н. о его регистрации по месту жительства с 29 ноября 2018 года по <Адрес>
Таким образом, судья первой инстанции при рассмотрении дела, не обратив должного внимания на имеющиеся в материалах сведения об адресе регистрации Зашихина М.Н. по месту жительства, отличного от адреса, по которому последний извещался судом о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, рассмотрел настоящее дело об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого осуществлялось производство по делу.
Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, в отношении которого ведется производство по делу.
При таком положении при рассмотрении дела судьей районного суда не были созданы необходимые условия для реализации права лица, в отношении которого ведется производство по делу, на защиту, и допущено существенное нарушение процессуальных требований, установленных Кодексом РФ об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению за истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Допущенные по настоящему делу нарушения требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, являются существенными, между тем, учитывая, что срок давности привлечения ИП Зашихина М.Н. к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, истек, а также изложенные выше выводы об отсутствии оснований для прекращения производства по настоящему делу за отсутствием в действиях лица состава вменного правонарушения, принимая во внимание, что оспариваемым постановлением судьи городского суда производство по настоящему делу в силу положений пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекращено в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что постановление судьи городского суда отмене не подлежит.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 16 октября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ИП Зашихина М.Н. оставить без изменения, жалобу Жукова А.Н. – защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ИП Зашихина М.Н. - без удовлетворения
Судья Д.А. Колесникова