Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-1692/2023 ~ М-1054/2023 от 27.06.2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 августа 2023 года Самарский областной суд в составе:    

председательствующего судьи Панковой М.А.,

при помощнике судьи Добиной Д.Д.,

с участием прокурора Коробовой А.С.,

представителя административного истца Матвеева В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1692/2023 по административному исковому заявлению акционерного общества «Авиаагрегат» к министерству имущественных отношений Самарской области об оспаривании в части нормативного правового акта,

У С Т А Н О В ИЛ :

АО «Авиаагрегат» обратилось в Самарский областной суд с административным иском о признании недействующим пункта 15260 Перечня объектов недвижимого имущества, находящегося на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2023 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 08.11.2022 № 2077 со дня его принятия, указывая, что ему на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером , площадью 17 596,4 кв.м., которое находится в здании с кадастровым номером , право собственности на здание не зарегистрировано. Наименование, технические характеристики помещения не соответствуют критериям ст.378.2 НК РФ. Включение нежилого помещения в Перечень противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права административного истца, поскольку незаконно обязывает уплачивать налог на имущество, исходя из кадастровой стоимости объекта капитального строительства, что увеличивает налоговую базу. Просило заявленные требования удовлетворить.

Представитель административного истца по доверенности Матвеев В.В. в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, указанным в административном исковом заявлении, пояснив, что фактически помещение используется собственником для организации питания своих сотрудников, здание не включено в оспариваемый Перечень, а ранее решениями судов были признаны недействующими Перечни в части включения в них здания.

Представитель административного ответчика министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки не известил. Представил письменные возражения на административное исковое заявление, в котором просил отказать в удовлетворении заявленных требований, указав, что поскольку объект недвижимости имеет наименование «Столовая с проходными», министерство правомерно включило его в оспариваемый Перечень на основании пп.2 п.1 ст.378.2 НК РФ.

Прокурор полагал, что административный иск подлежит удовлетворению, поскольку нормативный правовой акт в оспариваемой части не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает права административного истца.

Суд, выслушав представителей административного истца, заинтересованного лица, заключение прокурора, исследовав материалы административного дела, приходит к выводу, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с ч. 6 указанной статьи, административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

Оспариваемыми в части нормативными правовыми актами урегулированы общественные отношения в сфере налогообложения.

Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).

Законом Самарской области от 25.11.2003 № 98-ГД «О налоге на имущество организаций на территории Самарской области», налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Абзацами первым, третьим пункта 1 и пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них, признаваемых объектом налогообложения, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.

Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, подлежат включению объекты капитального строительства, принадлежащие как юридическим лицам, так и физическим лицам.

В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 25.11.2014 № 719, министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

В рамках переданных полномочий приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 08.11.2022 № 2077 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год.

Приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 08.11.2022 № 2077 опубликован на официальном сайте http://www.pravo.samregion.ru, 09.11.2022.

Оспариваемый нормативный правовой акт принят в форме, предусмотренной пунктом 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 г. N 28-ГД «О нормативных правовых актах Самарской области», и официально опубликован в предусмотренный пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ срок.

Нормативно-правовой акт не оспаривается по мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на его принятие, а также по порядку его опубликования.

В вышеуказанный перечень под пунктом 15260 включен объект – помещение с кадастровым номером , наименование: нежилое помещение, назначение: нежилое, площадью 4 795,4 кв.м., номер, тип этажа на котором расположено помещение, машино-место: этаж № 1, этаж № 2, этаж № 4, местоположение: Самарская область, г.Самара, Промышленный район, ш.Заводское, д.53, принадлежащее на праве собственности административному истцу, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

Оценивая обоснованность включения объекта недвижимого имущества, принадлежащего административному истцу на праве собственности, в оспариваемый Перечень, суд полагает, что доводы административного иска нашли свое подтверждение.

Так, согласно пункту п.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости с кадастровым номером , помещение имеет наименование: нежилое помещение, назначение: нежилое, виды разрешенного использования: данные отсутствуют.

Помещение расположено в здании с кадастровым номером , наименование: столовая с проходными, назначение: нежилое, площадью 17 596,4 кв.м., количество этажей 5, в том числе подземных 1, виды разрешенного использования: отсутствуют, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

Здание включает в себя также помещение с кадастровым номером 63:01:0230003:11668, наименование: нежилое помещение, назначение: нежилое, виды разрешённого использования: данные отсутствуют.

Из сообщения ООО «Землемер» от 21.10.2021 № 29 следует, что согласно публичной кадастровой карте, размещенной на портале услуг Росреестра, под зданием с кадастровым номером земельный участок не сформирован.

В соответствии с технической документацией, представленной на запрос суда из материалов реестрового дела, отсутствуют сведения, позволяющие отнести помещение с кадастровым номером к критериям, указанным в ст.378.2 НК РФ.

В соответствии с техническим паспортом на здание по состоянию на 14.04.1999 года, представленный по запросу суда из материалов реестрового дела, здание включает в себя: подвал: спец.помещения, коридор, лестн.кл., сан.узлы, кладовая, тамбур, подсобная, умывальн., склад хранения тары, душ, холод.камера, эл.щитовая, машинное отделение, шахта лифтов, теплоузел, мойка, кислородная, узел связи, пульт упр., 1 этаж: кабинеты, классы, кладовая, тамбуры, шкафы, коридоры, лаборат., сан.узлы, раздевалка, лестн.кл., тамбур, холл, лаборатория, худ.мастерская, умывальная, цех замеса, склады, экспедиция, раздевалка, кладовые, цех обработки, цех выпечки, цех замеса, коридоры, холод.камера, камера отходов, эстакада, произв. цех, овощной цех, рыбный цех, кулинария, мясной цех, шахта лифтов, холод.камеры, аккумуляторная, склад хранения оруж., комната охраны, караульное помещение, электрощитовая, проходная, табельная, антрес. внутреннее помещение: лестн.кл., коридоры, кабинеты, санузлы, кладовая, классы, шкафы, склады, моечная, обеденные залы, умывальн., холл, доготовон. цех, холодный цех, вент.камера, холодн.цех, мойка, кухная, комната отдыха, умывальн., душевая, раздевалка, комната охраны, 2 этаж: лесн.кл., обеденный зал, склад, коридоры, мойка, кладовая, гардероб, душ, раздевалка, санузлы, комн.гигиены, холл, холодн.цех, туалет, цех соуса, холод.камера, мойка, 3 этаж: лестн. кл., обеденный зал, хлеборезка, коридор, мойка, кладовая, холод.камера, склад, красный уголок, кабинеты, умывальн., санузел, холл, шкафы, кухня, мойка, 4 этаж: лестн. кл., коридор, конференц. зал, кабинеты, фойэ, холл, сан.узлы, кладовая, умывальн., хор.зал, тамбур, машинное отд лифтов, вент.камера, гардероб, буфет, склады, технический этаж: мастерская, маш. отд.лифта, лест.кл., вент камера, аккумуляторная, зарядная, сан.узел, коридор, автозал, выпрямительная, кабинет, кладовая, склады, кинобудка, вент.камера № 6, вент.камера № 7.

Представитель административного истца в судебном заседании пояснил, что принадлежащее обществу на праве собственности помещение, расположенное в здании, используется в качестве столовой исключительно для сотрудников общества, здание находится на огороженной территории с пропускным режимом, в комплексе с другими зданиями, доступ иных лиц, не являющихся сотрудниками общества, ограничен.

В подтверждение представлены договоры оказания услуг ведомственной охраной Государственной корпорации «Ростех» от 10.03.2022, от 10.03.2023.

Согласно договору возмездного оказания услуг от 23.09.2022 № АА-1413/2022, заключенному межу АО «Авиаагрегат» и ИП Хвостовым Н.В., в целях централизованной организации питания рабочих (сотрудников) заказчика в их обеденный перерыв (с 11 часов 00 минут до 13 часов 30 минут), исполнитель обязуется ежедневно предоставлять услуги по обеспечению рабочих (сотрудников) заказчика дотационным питанием. Исполнитель обеспечивает в помещении столовой дотационным питанием работников заказчика по месту нахождения заказчика: г.Самара, Заводское шоссе, 55.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 27.04.2021 года, основным видом деятельности АО «Авиаагрегат» является производство частей и принадлежностей летательных и космических аппаратов.

Из материалов дела следует, здание, в котором расположено спорное нежилое помещение, имеет по сведениям ЕГРН наименование «столовая с проходными», расположено на территории закрытых производственных комплексов АО «Авиаагрегат», ПАО «Гидроавтоматика» предназначено изначально для организации питания работников производственных предприятий и частично используется в этих целях до настоящего времени.

В силу пункта 16 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 г. N 1036, исполнитель обязан оказать услугу любому потребителю, обратившемуся к нему с намерением заказать услугу, на условиях, согласованных сторонами.

В соответствии с подпунктами 1 и 3 пункта 2 «ГОСТ 31985-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения» под общественным питанием (индустрией питания) понимается самостоятельная отрасль экономики, состоящая из предприятий различных форм собственности и организационно-управленческой структуры, организующая питание населения, а также производство и реализацию готовой продукции и полуфабрикатов, как на предприятии общественного питания, так и вне его, с возможностью оказания широкого перечня услуг по организации досуга и других дополнительных услуг.

Под предприятием общественного питания (предприятием питания) понимается объект хозяйственной деятельности, предназначенный для изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров (в т.ч. пищевых продуктов промышленного изготовления), как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг, в том числе по организации досуга потребителей.

Исполнитель обязан: оказать услугу любому потребителю, обратившемуся к нему с намерением заказать услугу, на условиях, согласованных сторонами; довести до сведения потребителей фирменное наименование своей организации, место ее нахождения, тип, класс и режим работы, размещая указанную информацию на вывеске.

Пунктом 5.1 СНИП 2.09.04-87* «Административные и бытовые здания» установлено, что бытовые здания предприятий предназначены для размещения в них помещений социального обслуживания работающих: санитарно-бытовых, здравоохранения, общественного питания, торговли, службы быта, культуры.

В соответствии с положениями части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия объектов, включаемых в Перечень, критериям, предусмотренным ст. 378.2 НК РФ, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный акт.

Однако, доказательств, подтверждающих, что в здании и в том числе в спорном помещении, размещен объект общественного питания для оказания услуг общественного питания в качестве самостоятельного вида предпринимательской деятельности, прямо или косвенно не связанной с обеспечением производственной деятельности предприятий и не являющейся определенным этапом такой деятельности, административным ответчиком суду не представлено.

Осмотр спорного объекта в целях установления его фактического использования на момент формирования и утверждения Перечня на 2023 год министерством имущественных отношений не проводился. Здание в указанный перечень не включено.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для включения нежилого помещения в Перечень объектов недвижимого имущества на 2023 год и полагает, что нормативный правовой акт в оспариваемой части не соответствует закону, имеющему большую юридическую силу, что нарушает права и законные интересы административного истца, возлагая обязанность по уплате налога на имущество из кадастровой стоимости принадлежащего обществу нежилого помещения.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемого нормативного правового акта недействующим в части со дня его принятия, поскольку сохраняется обязанность по уплате налога, а также по взысканию недоимки налоговым органом.

Таким образом, заявленные требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 208-215 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административный иск акционерного общества «Авиаагрегат» к министерству имущественных отношений Самарской области об оспаривании в части нормативного правового акта удовлетворить.

Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 08.11.2022 № 2077 в части включения в него под пунктом 15260 помещения с кадастровым номером , со дня его принятия.

Сообщение о решении суда подлежит официальному опубликованию в официальном печатном издании «Волжская коммуна» в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 24.08.2023.

Судья:                                М.А.Панкова    

3а-1692/2023 ~ М-1054/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
АО "Авиаагрегат"
Прокуратура Самарской области
Ответчики
Министерство имущественных отношений Самарской области
Другие
Исаев Д.А.
Суд
Самарский областной суд
Судья
Панкова М. А.
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
27.06.2023Регистрация административного искового заявления
28.06.2023Передача материалов судье
29.06.2023Решение вопроса о принятии к производству
29.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.07.2023Подготовка дела (собеседование)
19.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.08.2023Судебное заседание
24.08.2023Судебное заседание
24.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.01.2024Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
10.01.2024Изучение поступившего ходатайства/заявления
12.02.2024Судебное заседание
08.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее