Дело № 2-256/2024
УИД 24RS0032-01-2023-002226-64
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 мая 2024 года г. Красноярск
Ленинский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Шевцовой О.В.,
с участием:
старшего помощника прокурора Ленинского района г. Красноярска Мироновой Н.С.,
представителя истца – администрации <адрес> ФИО6, действующей на основании доверенности №66011207-5 от 09 января 2024 года,
при секретаре ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации Ленинского района в городе Красноярске к ФИО3, ФИО4 о признании утратившим право пользования жилым помещением, расторжении договора найма служебного помещения, выселении из служебного помещения с предоставлением иного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Представитель истца администрации Ленинского района в г. Красноярске обратился в суд с указанным исковым заявлением, уточненным в ходе рассмотрения дела, к ФИО3, ФИО4 о признании утратившим право пользования жилым помещением, расторжении договора найма служебного помещения, выселении из служебного помещения с предоставлением иного жилого помещения.
Мотивируя свои исковые требования тем, что распоряжением администрации города Красноярска № 25-орг от 14 февраля 2018 года двухкомнатная благоустроенная квартира по адресу: <адрес>, общей площадью 53,9 кв. м. отнесена к служебным жилым помещениям муниципального специализированного жилищного фонда. На основании распоряжения администрации Ленинского района в г. Красноярске от 18 июля 2019 года № 759 вышеуказанное жилое помещение было предоставлено ФИО3 по договору найма служебного жилого помещения № 23 от 18 июля 2019 года на период ее трудовых отношений в МП г.Красноярска «Дорожное ремонтно-строительное предприятие Ленинского района». С 2020 года ФИО2 сменила место работы, приказом администрации Ленинского района в г. Красноярске № 276-лс от 21 декабря 2021 года ФИО2 была принята уборщиком служебных жилых помещений. В рамках проведения актуализации сведений о гражданах, проживающих в служебных жилых помещениях, установлено, что ФИО3 прекращены трудовые отношения, предоставляющие ей право проживать в служебном жилом помещении № в <адрес> в г. Красноярске. 27 апреля 2023 года администрацией Ленинского района в г. Красноярске ответчикам направлено уведомление об освобождении спорного жилого помещения, которое до настоящего времени не исполнено. С учетом отнесения ФИО3 к категории граждан, которые не могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения, просит признать ФИО2, ФИО4 утратившими право пользования специализированным жилым помещением - квартирой по адресу: <адрес>, расторгнуть договор найма № от 18 июля 2019 года служебного помещения по <адрес>, выселить ФИО2 из спорного жилого помещения с предоставлением ей иного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, выселить ФИО4 из спорного жилого помещения без предоставления иного жилого помещения.
Представитель истца администрации Ленинского района в г. Красноярске ФИО6, действующая на основании доверенности № от 09 января 2024 года, в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в нем.
Ответчики ФИО2, ее представитель – адвокат Кировской коллегии адвокатов Красноярского края ФИО7, действующая на основании ордера №431 от 04 апреля 2024 года, ФИО4, извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом и своевременно, в судебное заседание не явились, направили в суд встречное исковое заявление, в связи с чем просили отложить рассмотрение дела. Протокольным определением от 02 мая 2024 года в принятии встречного искового заявления и отложении рассмотрения дела было отказано. Ранее в судебном заседании ответчик ФИО2 возражала против удовлетворения уточненных исковых требований, ссылаясь на то, что с 31 декабря 2002 года состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении в администрации Кировского района в г. Красноярске, а также с 19 января 2021 года состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, то есть стоит в очереди более 20 лет, при этом жилое помещение на условиях социального найма ей не представлено, иного жилого помещения у нее не имеется. Жилое помещение, расположенное по адресу: г.Красноярск, ул. 3-я Дальневосточная, д. 1 «а», кв. 7, ее не устраивает, поскольку таковое не имеет ванной и туалетной комнаты. Ванная и туалетная комната являются общими с другими собственниками иного жилого помещения. Также полагает, что ей с сыном полагается двухкомнатная квартира.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных исковых требований относительно предмета спора, администрация г. Красноярска, извещенное о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом и своевременно, в судебное заседание не явилось по неизвестным суду причинам. Возражений на иск, ходатайств об отложении рассмотрения дела, либо рассмотрении дела в их отсутствие в адрес суда не поступало.
Разрешая вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц суд принимает во внимание, что согласно пункту 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско - правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», по смыслу пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам, либо его представителю (пункт 1 статьи Гражданского кодекса Российской Федерации). При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу (пункт 63).
По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.
Кроме того, суд принимает во внимание то обстоятельство, что информация о времени и месте рассмотрения дела, в соответствии с положениями Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» была заблаговременно размещена на официальном и общедоступном сайте Ленинского районного суда г. Красноярска в сети Интернет, и ответчики имели объективную возможность ознакомиться с данной информацией.
Принимая во внимание, что ответчики о месте и времени проведения судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили и не просили о рассмотрении дела в свое отсутствие, судом принято решение о рассмотрении дела в порядке заочного производства в соответствии с главой 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, против чего представитель истца не возражала.
Выслушав представителя истца администрации Ленинского района в г.Красноярске ФИО6, старшего помощника прокурора Ленинского района г. Красноярска ФИО8, полагавшей уточненные исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме, изучив материалы дела суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Право на жилище относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьи 40 Конституции Российской Федерации. При этом никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно пункту 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Пунктом 3 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что права собственника от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
По смыслу пункта 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации только собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Статьей 301 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Право истребовать имущество из чужого незаконного владения принадлежит не только собственнику жилого помещения, но и лицу, владеющему имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором (статьи 301, 302, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии со статьей 305 Гражданского кодекса Российской Федерации права, предусмотренные статьями 301 - 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, принадлежат также лицу, хотя не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором.
Согласно части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе, распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан (часть 2 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Статьей 10 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных этим кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
В силу статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом. Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом.
Согласно статье 35 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным данным Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
В соответствии со статьей 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся, в том числе служебные жилые помещения. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Порядок отнесения помещения к специализированному жилищному фонду установлен Постановлением Правительства Российской Федерации № 42 от 26 января 2006 года.
Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, в наем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.
В соответствии со статьей 99 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений.
Частью 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
Исключение составляют случаи, предусмотренные частью 2 приведенной статьи, в частности, не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, пенсионеры по старости, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В статье 93 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 29 октября 2020 года №2460-О, Жилищный кодекс Российской Федерации, являясь системообразующим правовым актом, определяющим правила регулирования жилищных отношений, раскрывая содержание понятия «служебные жилые помещения», устанавливает, что они предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления (статья 93).
Указанные выше нормы жилищного законодательства, разъяснения Конституционного суда Российской Федерации свидетельствуют о том, что срок обеспечения граждан служебными жилыми помещениями ограничивается периодом трудовых отношений.
Жилищным кодексом Российской Федерации предусмотрено прекращение договоров найма служебных жилых помещений и последующее выселение занимающих их лиц после прекращения с ними трудовых или служебных отношений, в связи с которыми им ранее данное жилое помещение предоставлялось для временного проживания, а также возможность сохранения за отдельными категориями права пользования служебными жилыми помещениями до обеспечения другим жильем.
При этом из содержания указанных норм следует, что условием выселения из служебного жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения является не только отнесение лица к установленной законодательством категории граждан, но и факт состояния такого лица на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации определена категория лиц, которые не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Из содержания указанной нормы следует, что условием выселения из служебного жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения является не только отнесение лица к установленной категории граждан, определенной законом, но и факт нахождения такого лица на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. Также указанные положения закона распространяются на граждан, которые имеют право состоять на таком учете.
Пунктом 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что статья 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 Жилищного кодекса Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.
Таким образом, статья 13 указанного Закона дополняет определенный частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень лиц, которые не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления им других жилых помещений.
Из содержания приведенных положений статьи 13 вводного закона следует, что без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены граждане, проживающие в служебных жилых помещениях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (до 01 марта 2005 года), при одновременном наличии следующих условий: указанные граждане относятся к категориям лиц, выселение которых из служебных жилых помещений и общежитий без предоставления другого жилого помещения до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации не допускалось статьи 108 Жилищного кодекса Российской Советской Федеративной Социалистической Республики; эти граждане должны состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо иметь право состоять на таком учете.
При этом право на дополнительные гарантии, то есть, невозможность выселения граждан из служебных жилых помещений без предоставления другого жилого помещения, должно возникнуть у лиц, названных в статье 108 Жилищного кодекса Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, к моменту введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (1 марта 2005 года).
В этом случае к спорным правоотношениям подлежат применению положения статьи 108 Жилищного кодекса Российской Советской Федеративной Социалистической Республики и после введения в действие Жилищного кодекса РФ при наличии других обязательных условий. Если же лицо не приобрело право на дополнительные гарантии, предусмотренные этой статьей, то на него положения данной нормы не распространяются.
В соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Согласно подпункту 2 части 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации не подлежат выселению из жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений пенсионеры по старости, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В пункте 42 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений граждане, перечисленные в пунктах 1 - 4 части 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, при условии, что они не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие - либо из них не ссылались.
Статьей 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации названного кодекса предусмотрена обязанность сторон предоставить доказательства, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела (статья 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
При этом суд определяет юридически значимые обстоятельства с учетом подлежащих применению норм материального права.
По данному делу с учетом заявленных исковых требований одним из юридически значимых и подлежащих доказыванию обстоятельств являлось выяснение наличия совокупности условий, при которых ответчики не могут быть выселены из занимаемого служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
Как следует из материалов дела и установлено судом распоряжением администрации города Красноярска № 25-орг от 14 февраля 2018 года № 25-орг двухкомнатная благоустроенная квартира по адресу: г. Красноярск, ул. Солнечная, д. 10, кв.54, общей площадью 53,9 кв.м. отнесена к служебным жилым помещениям муниципального специализированного жилищного фонда.
Администрация района в городе Красноярске в соответствии с пунктом 3.8 Положения об администрации района в г. Красноярске, утвержденного распоряжением администрации г. Красноярска от 26 февраля 2007 года №46-р города Красноярска, может выступать в интересах муниципального образования город Красноярск в судах в качестве истцов, ответчиков, третьих лиц по вопросам, отнесенным настоящим Положением, другими правовыми актами города Красноярска к компетенции районной администрации, в том числе по вопросу выселения из жилых помещений муниципального жилищного фонда, в том числе специализированного жилищного фонда.
В соответствии с пунктом 26 Распоряжения администрации города Красноярска №539 от 14 августа 2015 года «Об утверждении положения о служебных помещениях муниципального жилищного фонда города Красноярска» договор найма служебного помещения расторгается в случае утраты нанимателем оснований для предоставления служебного жилого помещения по договору найма служебного жилого помещения. Наниматель служебного жилого помещения в случае утраты оснований для предоставления служебного жилого помещения по договору найма служебного жилого помещения обязан сообщить в администрацию района в городе об изменениях, влияющих на право занимать служебное помещение, в течение 30 рабочих дней со дня наступления таких изменений.
В случае расторжения или прекращения договора найма служебного жилого помещения граждане должны освободить жилое помещение, которое они занимали по данному договору.
Контроль за своевременным расторжением договоров найма служебных помещений и освобождением служебных жилых помещений и освобождением служебных жилых помещений (выселением) в силу пункта 25 Распоряжения администрации города Красноярска №539 от 14 августа 2015 года «Об утверждении положения о служебных помещениях муниципального жилищного фонда города Красноярска» осуществляют администрации районов в городе, на территории которых они расположены.
Распоряжением администрации г. Красноярска №25-орг от 14 февраля 2018 года на основании решения комиссии по распределению муниципального жилья социального и коммерческого использования (протокол от 25 января 2018 года №2), в соответствии со статьями 92, 93 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года № 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений», постановлением администрации города от 14 августа 2015 года № 539 «Об утверждении Положения о служебных жилых помещениях муниципального жилищного фонда города Красноярска», руководствуясь статьями 45, 58, 59 Устава города Красноярска, распоряжением Главы города от 22 декабря 2006 года №270-р, включено в специализированный жилищный фонд в качестве служебного помещения квартира № 54 общей площадью 53,9 кв.м. в доме №10 по ул. Солнечная в г. Красноярске, о чем Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города внесены сведения в реестр муниципальной собственности города Красноярска.
Как следует из материалов дела, жилищной комиссией при администрации Ленинского района в городе Красноярска (протокол № 14 от 17 июля 2019 года), рассмотрев документы ФИО3, поступившие из администрации города Красноярска с сопроводительным письмом о том, что ФИО2 имеет правовые основания для нахождения на учете, а также предоставления служебного жилого помещения муниципального жилищного фонда города Красноярска, и документы на жилое помещение, расположенное по адресу: г. Красноярск, ул. Солнечная, д. 10, кв. 54, общей площадью 53,9 кв.м., руководствуясь частью 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, распоряжением администрации города Красноярска №25-орг от 14 февраля 2018 года, постановлением администрации города Красноярска от 14 августа 2015 года № 539, пунктом 4.3 Положения об администрации района в городе Красноярске, утвержденного распоряжением Главы города Красноярска от 26 февраля 2007 года №46-р, на основании распоряжения администрации Ленинского района в г. Красноярске №759 от 18 июля 2019 года принято решение предоставить работнику Муниципального предприятия города Красноярска «Дорожное ремонтно - строительное предприятие» Заевой Л.И., состоящей в списке работников Муниципального предприятия города Красноярска «Дорожное ремонтно - строительное предприятие», принятых на учет нуждающихся в предоставлении служебных помещений, на состав семьи 3 человека, в качестве служебного жилое помещение - двухкомнатную квартиру, расположенную по адресу: г. Красноярск, ул. Солнечная, д. 10, кв. 54, общей площадью 53,9 кв.м. на период трудовых отношений в Муниципальное предприятие города Красноярска «Дорожное ремонтно - строительное предприятие» (приказ № 43-к-л/с о принятии на работу от 01 марта 2019 года), заключить с ней договор найма служебного помещения по адресу: г. Красноярск, ул. Солнечная, д. 10, кв. 54, общей площадью 53,9 кв.м., включить в договор дочь - ФИО1, сына - ФИО4.
18 июля 2019 года между Администрацией Ленинского района в г. Красноярске и ФИО3 на основании распоряжения администрации Ленинского района в г.Красноярске №759 от 18 июля 2019 года заключен договор найма служебного жилого помещения №23.
В связи с выездом ФИО1 на иное постоянное место жительство, 30 декабря 2020 года между Администрацией Ленинского района в г. Красноярске и ФИО3 заключено дополнительное соглашение о внесении изменений в договор найма служебного жилого помещения18 июля 2019 года, согласно которому подпункт 1 пункта 4 раздела I договора найма служебного жилого помещения №23 от 18 июля 2019 года исключен.
В соответствии с пунктом 2 раздела 1 «Предмет Договора» договора найма служебного помещения № 23 от 18 июля 2019 года № 23 жилое помещение по адресу: <адрес> предоставляется в связи с трудовыми отношениями ФИО3 с МП г. Красноярска «Дорожное ремонтно - строительное предприятие Ленинского района» в должности уборщица производственных и служебных помещений.
В случае расторжения трудового договора наниматель и члены его семьи в соответствии с пунктом 5 раздела IV договора освободить жилое служебное помещение.
Подпунктом 3 пункта 17 раздела IV договора «Расторжение и прекращение Договора» договора найма служебного помещения № 23 от 18 июля 2019 года № 23 предусмотрено, что расторжение настоящего договора по требованию наймодателя допускается в судебном порядке в случае истечения срока трудового договора.
Указанный договор подписан ФИО3 собственноручно.
В силу вышеизложенное спорное жилое помещение было предоставлено ФИО3 после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, и на момент предоставления жилое помещение уже состояло в реестре муниципального имущества.
22 июля 2019 года ФИО2 уволена с должности уборщика производственных и служебных помещений МП г. Красноярска «Дорожное ремонтно - строительное предприятие Ленинского района» по собственному желанию, что подтверждается приказом администрации Ленинского района в г. Красноярске 121-к-л/с от 22 июля 2019 года.
23 декабря 2020 года ФИО2 на основании приказа администрации Ленинского района в г. Красноярске № 276 от 23 декабря 2020 года была принята на должность в администрацию Ленинского района г. Красноярска на должность уборщика жилых помещений, сохранив за собой право на проживание в служебном помещении по адресу: <адрес>, общей площадью 53,9 кв.м., предоставленной ей на основании распоряжением администрации города Красноярска № 25-орг от 14 февраля 2018 года № 25-орг, по договору найма служебного жилого помещения № 23 от 18 июля 2019 года.
С 10 января 2020 года по настоящее время ФИО2, а также ее сын ФИО4 зарегистрированы по адресу: <адрес> на основании договора найма № 23 от 18 июля 2019 года, что подтверждается выпиской из домовой книги от 19 октября 2023 года, что также было подтверждено ответчиком ФИО3 в ходе рассмотрения дела.
05 июля 2021 год между администрацией Ленинского района в г. Красноярске и ФИО3 прекращены трудовые отношения по собственному желанию работника, что подтверждается приказом администрации Ленинского района в г. Красноярске №121 от 05 июля 2021 года.
Также ФИО2 в период с 14 сентября 2021 года по 15 июня 2022 года, с 16 марта 2022 года по 19 апреля 2023 года состояла в трудовых отношениях с администрацией Ленинского района в г. Красноярске в должности уборщика служебных помещений, что подтверждается приказами администрации Ленинского района в г. Красноярске №187-лс о принятии на работу от 14 сентября 2021 года, № 127 о прекращении трудовых отношений от 15 июня 2022 года; №127-лс о принятии на работу от 16 марта 2022 года; №70-лс о прекращении трудовых отношений от 11 апреля 2023 года.
После прекращения 19 апреля 2023 года ФИО3 трудовых отношений с администрации Ленинского района в г. Красноярске спорное жилое помещение ответчиками не освобождено и не передано наймодателю по акту приема - передачи.
27 апреля 2023 года администрацией Ленинского района в г. Красноярске в адрес ответчиков было направлено уведомление об освобождении занимаемого ими жилого помещения, в связи с прекращением ФИО9 трудовых отношений, которое последними по настоящее время не исполнено.
Учитывая, что спорное жилое было предоставлено ФИО3 после вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть с 01 марта 2005 года, к возникшим правоотношениям следует применять нормы данного Кодекса.
ФИО2 является пенсионером по старости, что подтверждается пенсионным удостоверением №113489, с 31 декабря 2002 года состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма на основании распоряжения администрации Кировского района в г. Красноярске от 31 декабря 2002 года № 269.
Приказом администрации города Красноярска Управления социальной защиты населения №413-усзн от 03 декабря 2020 года ФИО2, ФИО4 признаны малоимущими.
Таким образом, ответчики, зная об обязанности по освобождению занимаемого жилого помещения, а также о предъявленном иске, служебное жилое помещение не освободили.
Принимая во внимание вышеприведенные нормы права и установленные обстоятельства по делу, суд приходит к выводу, что между администрацией Ленинского района г. Красноярска и ФИО3 возникли правоотношения на основании договора найма специализированного жилого помещения, при этом трудовой договор расторгнут по волеизъявлению ФИО3, соответственно, обязательство администрацией Ленинского района г. Красноярска по обеспечению ФИО3 служебным жильем прекращено.
Ответчиками ФИО3, ФИО4 суду не представлено доказательств тому, что таковые на законных основаниях занимают служебное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 13 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 апреля 2017 года, указано, что прекращение трудовых отношений с работодателем, предоставившим жилое помещение, служит лишь основанием для прекращения договора найма служебного жилого помещения, но не влечет за собой автоматическое прекращение договора в момент увольнения сотрудника. Договор найма служебного жилого помещения сохраняет свое действие вплоть до его добровольного освобождения нанимателем, при отказе от которого гражданин подлежит выселению в судебном порядке с прекращением прав и обязанностей в отношении занимаемого жилья.
Учитывая, что правоотношения сторон по договору найма специализированного жилого помещения вопреки его условиям не прекращены, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требования о расторжении договора найма специализированного жилого помещения № 23 от 18 июля 2019 года в судебном порядке, поскольку ФИО2 как наниматель прекратила трудовую деятельность в администрации Ленинского района в г. Красноярске, у нее отсутствуют основания для занятия спорного служебного жилого помещения. С прекращением у нанимателя права владения и пользования этим жилым помещением, такое право прекращается также и у вселенных вместе с ней членов ее семьи, то есть ФИО4
Согласно части 3 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, предоставляются другие жилые помещения, которые должны находиться в черте соответствующего населенного пункта.
Поскольку ФИО2 является пенсионером по старости, в настоящее время в муниципальных учреждениях не работает, состоит на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в администрации Кировского района г. Красноярска, в соответствии со статьей 103 Жилищного кодекса Российской Федерации подлежит выселению с предоставлением другого жилого помещения, при этом ФИО4 подлежит выселению без предоставления ему другого жилого помещения.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебном практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», предоставляемое гражданам, выселяемым из служебного помещения должно находиться в черте соответствующего населенного пункта (часть 3 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации), отвечать санитарным и техническим требованиям (часть 2 статья 15 Жилищного кодекса Российской Федерации), и, как следует из содержания части 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, относиться к жилищному фонду социального использования.
Как следует из искового заявления ФИО3 с учетом вышеизложенного администрацией г. Красноярска выделено жилое помещение – однокомнатная квартира общей площадью 34,8 кв.м., расположенное в деревянном доме на 1 этаже по адресу: <адрес>, принадлежащая на праве муниципальной собственности муниципальному образованию г. Красноярск на основании свидетельства о праве на наследство по закону, выданного 20 июня 2019 года, которое включено в жилищный фонд социального использования, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости №КУВИ-001/2024-79403949 от 22 марта 2024 года, свидетельством о праве на наследство по закону 24 АА №3701303 от 20 июня 2019 года.
Данное жилое помещение согласно акту осмотра жилого помещения, составленного 26 апреля 2024 года администрацией Ленинского района г. Красноярска, фотографиям, имеет централизованное отопление, теплоснабжение, водоснабжение, электроснабжение, водоотведение, 2 раздельных санузла (туалета) с сантехническими приборами, в каждом санузле 1 унитаз и 1 раковина, 1 ванная комната, в которой расположена чугунная ванна, раковина, инженерные коммуникации находятся в удовлетворительном состоянии.
Дверь данной квартиры металлическая, оборудована двумя врезными замками, закрыта на два замка. В квартире имеется центральное отопление, отопительные приборы – чугунные радиаторы. Имеется холодное, горячее водоснабжение, электроснабжение. Окна пластиковые. Стены оклеены обоями, на полу ДВП, имеется 2 межкомнатные двери (1 дверь в кухне, 1 дверь в комнате), в кухне имеется раковина. Состояние жилого помещения удовлетворительное.
Данный многоквартирный дом, в котором расположено жилое помещение не признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, и в частности жилое помещение не признано непригодным для проживания, таким образом, соответствует установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства, что также подтверждается заключением администрации Центрального района в г. Красноярске о соответствии требованиям жилого помещения от 15 марта 2024 года.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости от 21 ноября 2023 года жилое помещение – однокомнатная квартира общей площадью 34,8 кв.м., расположенная в деревянном доме на 1 этаже по адресу: <адрес>, на праве муниципальной собственности принадлежит муниципальному образованию г. Красноярск, общей площадью 34,8 кв.м., относится к жилищному фонду социального использования, что подтверждается выпиской из протокола № 23 заседания жилищной комиссии по распределению муниципального жилья социального и коммерческого использования от 29 июля 2021 года.
Данное жилое помещение соответствует норме предоставления на 1 человека – 18 кв.м., находится в черте города, не признан аварийным, состояние жилого помещения удовлетворительное.
Таким образом, вопреки возражениям ответчика ФИО3, исковые требования истца о выселении ФИО3 с предоставлением ей жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, подлежат удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь главой 22, статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования администрации Ленинского района в городе Красноярске к ФИО3, ФИО4 о признании утратившим право пользования жилым помещением, расторжении договора найма служебного помещения, выселении из служебного помещения с предоставлением иного жилого помещения удовлетворить.
Расторгнуть договор найма специализированного жилого помещения № 23, заключенный 18 июля 2019 года между администрацией Ленинского района в г. Красноярске и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, родившейся в с. Павловка Тулунского района Иркутской области (паспорт 04 05 №, выдан ДД.ММ.ГГГГ Управлением внутренних дел <адрес>, код подразделения 242-005).
Выселить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, родившуюся в <адрес> (паспорт 04 05 №, выдан ДД.ММ.ГГГГ Управлением внутренних дел Кировского района города Красноярска, код подразделения 242-005), с предоставлением жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 34,8 кв.м.
Выселить ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, родившегося в <адрес> (паспорт 04 17 №, выдан ДД.ММ.ГГГГ отделом УФМС России по <адрес> и <адрес> в <адрес>, код подразделения 240-007), из специализированного жилого помещения расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 53,9 кв. м., без предоставления иного жилого помещения.
Ответчики вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано ответчиками в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда с подачей жалобы через Ленинский районный суд г. Красноярска, в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Заочное решение может быть обжаловано иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда с подачей жалобы через Ленинский районный суд г. Красноярска в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья О.В. Шевцова
Мотивированное заочное решение суда изготовлено и подписано 06 июня 2024 года.