18RS0№-37
Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
<адрес>, Удмуртская Республика 13 июля 2022 года
Малопургинский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Бубякина А.В., при секретаре Шаймуратовой Г.И.,
с участием заместителя прокурора <адрес> УР Ворышева И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> УР в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «<адрес> Удмуртской Республики» о возложении обязанности произвести очистку земельного участка от отходов производства и потребления,
у с т а н о в и л:
<адрес> УР в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Администрации муниципального образования «<адрес> Удмуртской Республики» о возложении обязанности произвести очистку земельного участка от отходов производства и потребления в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
Требования мотивированы тем, что на земельном участке, находящемся в кадастровом квартале №, с координатами: 56,39992, 53,27574, расположенного вблизи <адрес> УР, установлен факт образования несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов (ТКО). В результате проверки установлено, что мероприятия по сбору, вывозу отходов и очистке данного земельного участка до настоящего времени не организованы, свалка не ликвидирована.
Непринятие мер к ликвидации несанкционированной свалки со стороны Администрации нарушает конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> УР Ворышев И.А. исковые требования поддержал в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика – Администрации МО «<адрес> Удмуртской Республики» в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела без его участия.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено без участия представителя ответчика.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В порядке ст. 45 ГПК прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Как следует из ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ, охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
Согласно абз. 11 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон №7-ФЗ) под охраной окружающей среды понимается деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
В соответствии с абз. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ) основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются: охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.
Под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения в соответствии со статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон №52-ФЗ) понимается такое состояние общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние ее факторов на организм человека и обеспечиваются благоприятные условия для его жизнедеятельности.
В абзаце 10 ст. 1 Федерального закона №52-ФЗ указано, что санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
Частью 1 статьи 51 Федерального закона №7-ФЗ, а также частью 1 ст.22 Федерального закона №52-ФЗ предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст.13 Федерального закона № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст.11 данного закона юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона № 89-ФЗ, ч.1 ст.7 Федерального закона №7-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории соответствующих поселений.
В соответствии с п.18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами (утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №) собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
В силу п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.1 ст.8 ФЗ №89-ФЗ, а также п.30 ст.32 Устава МО «<адрес> Удмуртской Республики», принятого решением Совета депутатов МО «<адрес> Удмуртской Республики» от ДД.ММ.ГГГГ №, организация деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых бытовых отходов относится к полномочиям Администрации.
Кроме того, согласно примечанию к п. 7.8 "ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" (введен Постановлением Госстандарта России от ДД.ММ.ГГГГ №-ст), если собственник отходов не установлен, собственниками отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Наличие несанкционированной свалки от отходов производства и потребления на земельном участке, находящемся в кадастровом квартале 18:14:004001, с координатами: 56,39992, 53,27574, расположенного вблизи <адрес> УР, сторонами по делу не оспаривалось.
В соответствии с представленными фототаблицами на вышеуказанном земельном участке расположена несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов, с помощью карты определены точки координат местности, где расположена несанкционированная свалка ТКО.
По выявленным нарушениям ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы Администрации МО «<адрес> Удмуртской Республики» внесено представление об устранении нарушений законодательства, которое рассмотрено.
На момент рассмотрения настоящего дела доказательств того, что указанные нарушения устранены, ответчиком не представлено.
В связи с чем, на основании исследованных в судебном заседании доказательств суд приходит к выводу, что имеются основания для удовлетворения исковых требований прокурора.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии судом решения, обязывающего совершить определенные действия, может быть установлен срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом того, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению, суд полагает обоснованным установить ответчику срок для исполнения возлагаемой обязанности – один год со дня вступления решения суда в законную силу, считая данный срок разумным и достаточным для устранения выявленных нарушений.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление прокурора <адрес> УР в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «<адрес> Удмуртской Республики» о возложении обязанности произвести очистку земельного участка от отходов производства и потребления удовлетворить.
Возложить на Администрацию МО «<адрес> Удмуртской Республики» (427840 УР, <адрес>, ОГРН 1211800021564 ИНН/КПП 1838025679) обязанность в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу произвести очистку земельного участка, находящегося в кадастровом квартале №, с координатами: 56.551877, 53.042142, расположенного вблизи <адрес> УР от отходов производства и потребления.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд УР через районный суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий А.В. Бубякин