Дело № 2-171/2023
УИД 75RS0032-01-2023-000338-88
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Кыра 01 ноября 2023 года
Кыринский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Самохваловой Е.В.,
при секретаре Якименко Е.В.,
с участием: представителя ответчика Щупакова Л.К.,
представителей третьих лиц: Купринянова А.М., Щербяк Д.М., Герасимова П.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю к Обществу с ограниченной ответственностью «ТрансТеплоРесурс» в защиту неопределенного круга потребителей о признании действий противоправными и их прекращении и перерасчете потребителям платы за коммунальную услугу ненадлежащего качества,
у с т а н о в и л:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю обратилось в суд с вышеназванным иском, указав, что 27.04.2023 в адрес Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю (далее Управление) из Государственной инспекции Забайкальского края поступило обращение потребителя Еремеевой А.В. (вх. № 939/ж-2023 от 27.04.2023), с жалобой на необходимость оплаты холодной воды ненадлежащего качества поступающей в квартиры жителей мкр. Северный с. Кыра Забайкальского края, а также об увеличении стоимости за данную коммунальную услугу.
По результатам проведенного социально-гигиенического мониторинга питьевой воды в системе централизованного водоснабжения микрорайона «Северный» с. Кыра Кыринского района Забайкальского края в 2022 году установлено несоответствие качества питьевой воды санитарно-химическому показателю - мышьяк, что не соответствует требованиям раздела таб. 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Не соответствие качества питьевой воды, подаваемой с источника водоснабжения по системе централизованного водоснабжения жителям микрорайона «Северный» с. Кыра Кыринского района Забайкальского края по санитарно-техническому показателю – мышьяк, подтверждается ее неоднократными исследованиями ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Забайкальском крае». К тому же несоответствие качества питьевой воды в источниках водоснабжения было установлено Кыринским районным судом в рамках рассмотрения административного искового заявления Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю по делу № 2а-56/2023, что отражено в решении от 14.04.2023 года.
В соответствии с п. 77, п. 79 раздел IV СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному, воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» хозяйствующие субъекты, осуществляющие водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, должны осуществлять производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой воды, разработанной и согласованной в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 № 10 и приложениями N 2 - N 4 к Санитарным правилам. Согласно таблицам 3.1, 3.13 раздела III СанПиН 1.2.3685-21 вода должна соответствовать требованиям по: - санитарно-химическому показателю - мышьяк (гигиенический норматив не более 0,01 мг/дм3).
В соответствии со ст. 4 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», пп. «а» п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила №354), исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества.
В случае некачественно оказанной услуги, в соответствии со ст. 29 Закона «О защите прав потребителей» потребитель имеет право потребовать от исполнителя услуг соответствующего уменьшения цены выполненной услуги (перерасчета).
Согласно п. 98 Правил №354 при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги. Условия изменения стоимости за некачественно оказанную услугу по холодному и горячему водоснабжению предусмотрены приложением № 1 к Правилам №354.
При несоответствии состава и свойств холодной и горячей воды установленным требованиям, размер платы за коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением № 2 к Правилам №354, снижается на размер платы, исчисленный суммарно за каждый день предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов учета) в соответствии с п. 101 Правил №354.
В соответствии с п. 150 Правил №354 исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обязан произвести в соответствии с положениями настоящих Правил перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
В настоящее время исполнителем коммунальной услуги по централизованному водоснабжению микрорайона «Северный» с. Кыра Кыринского района Забайкальского края является «ТрансТеплоРесурс». На основании приказа Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 17.03.2023 № 27-НПА утверждены тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) для ООО «ТрансТеплоРесурс», осуществляющего на территории с. Кыра Кыринского района Забайкальского края деятельность в сфере водоснабжения на 2023 год. В рамках рассмотрения обращения Управлением был направлен запрос в ООО «ТрансТеплоРесурс» (исх. № 75-07-07/122-3644-2023 от 12.05.2023). При рассмотрений информации ООО «ТрансТеплоРесурс» (вх. №75-22/6734-2023 от 22.05.2023) установлено, что по состоянию на 22 мая 2023 года перерасчет платы за услугу централизованного холодного водоснабжения для жителей проживающих на территории сельского поселения «Кыринское» муниципального района «Кыринский район» мка Северный, д. 9 не производился в связи с тем, что тариф на техническую воду для ООО «ТрансТеплоРесурс» Региональной службой по тарифам и ценообразование Забайкальского края (далее - РСТ Забайкальского края) не устанавливался. Увеличение платы на услугу централизованного водоснабжения по сравнению с тарифами МУП «Коммунальник» для всех потребителей, проживающих на территории сельском поселения «Кыринское» произведено в соответствии с приказом РСТ Забайкальского края от 17 марта 2023 года № 27-НПА с распространением своего действия на правоотношения, возникшие с 01 декабря 2022 года. При начислении платы за услугу холодного водоснабжения ООО «ТрансТеплоРесурс» применяет тариф в размере 36,39 руб./м куб. согласно приказу РСТ. Забайкальского края от 17 марта 2023 года № 27-НПА. Тариф на техническую воду РСТ Забайкальского края для ООО «ТрансТеплоРесурс» как для жителей мкр. Северный так и для других потребителей не устанавливался.
В соответствии с пунктами 5, 6 ст. 32 Закона № 416-ФЗ при расчете тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения учитываются расходы организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимые для реализации инвестиционной и производственной программ, а также плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности.
Тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения могут устанавливаться с календарной разбивкой и дифференцироваться, в том числе по системам водоснабжения и (или) водоотведения, с учетом объемов потребления, соответствия качества питьевой воды, горячей воды установленным требованиям, категорий сточных вод, жидких бытовых отходов, принимаемых в систему водоотведения, и иных критериев, установленных основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Согласно п. 10 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 № 406 (далее - Основы ценообразования), тарифы в сфере горячего водоснабжения, холодного водоснабжения могут устанавливаться в соответствии с методическими указаниями дифференцированно с учетом следующих параметров:
а) наличие нескольких технологически не связанных между собой централизованных систем холодного (горячего) водоснабжения;
б) объемы потребления воды абонентами;
в) соответствие качества питьевой воды и горячей воды требованиям, установленным санитарными нормами и правилами.
В рамках рассмотрения обращения, Управлением был направлен запрос в РСТ Забайкальского края (исх. №75-07-01/122-3608-2023 от 11.05.2023). Из ответа РСТ Забайкальского края следует, что согласно п.4 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 13 мая 2013 года № 406, в систему регулируемых тарифов в сфере холодного водоснабжения входят следующие виды тарифов:
тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение),
тариф на техническую воду,
тариф на транспортировку воды,
тариф на подвоз воды (в случае обращения органов местного самоуправления, принявших решение о необходимости установления такого тарифа);
тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения.
При этом установление тарифов носит заявительный характер, чем обусловлено то, что тарифы на техническую воду для потребителей на территории муниципального образования сельское поселение «Кыринское» муниципального района «Кыринский район» Забайкальского края на 2022-2023 годы установлены не были.
В ответе РСТ Забайкальского края (исх. №06/153 от 16.01.2022), на запрос Управления относительно учета качества питьевой воды при установлении тарифов на подачу питьевой воды населению сообщается, что при установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) РСТ Забайкальского края предполагает соответствие качества питьевой воды требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии с п. 18 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» питьевая вода - вода, за исключением бутилированной питьевой воды, предназначенная для питья, приготовления пищи и других хозяйственно-бытовых нужд населения, а также для производства пищевой продукции.
Поставляемая населению микрорайона «Северный» с. Кыра Кыринского района Забайкальского края вода (с содержанием мышьяка) не может быть использована населением в питьевых целях, для хозяйственно-бытовых нужд - проведения гигиенических процедур (мытье рук, принятие душа и ванны).
На основании изложенного просило суд признать противоправными и прекратить действия ООО «ТрансТеплоРесурс» по применению с 01.12.2022 в отношении неопределенного круга потребителей - жителей мкр. Северный с. Кыра Кыринского района Забайкальского края, тарифа на питьевую воду (питьевое водоснабжение), установленного Региональной службой по тарифам и ценообразованию Забайкальского края. Обязать ООО «ТрансТеплоРесурс» в течение 30 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу принять меры по обращению в установленном действующим законодательстве порядке в Региональную службу по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, об установлении тарифов на техническую воду в отношении неопределенного круга потребителей - жителей мкр. Северный с. Кыра Кыринского района Забайкальского края, до приведения соответствия качества питьевой воды установленным требованиям законодательства Российской Федерации. Признать противоправными и прекратить действия ООО «ТрансТеплоРесурс» по взиманию с 01.12.2022 с неопределенного круга потребителей - жителей мкр Северный с. Кыра Кыринского района Забайкальского края, платы за коммунальную услугу по питьевому водоснабжению вследствие предоставления услуг ненадлежащего качества (несоответствие качества питьевой воды требованиям установленным санитарными нормами и правилами). Обязать ООО «ТрансТеплоРесурс» осуществить с 01.12.2022 перерасчёт потребителям - жителям мкр. Северный с. Кыра Кыринского района Забайкальской края, платы за коммунальную услугу по питьевому водоснабжению, полностью освободив потребителей от оплаты такой услуги вследствие предоставления услуг ненадлежащего качества (несоответствие качества питьевой воды требованиям установленным санитарными нормами и правилами) самостоятельно с указанием такового в платежных документах, а не на основании заявлений граждан. Обязать ООО «ТрансТеплоРесурс» довести до сведения потребителей решение суда в 10-дневный срок со дня вступления его в законную силу через средства массовой информации.
В ходе рассмотрения дела представитель истца Лесков Э.Ю., действующий на основании доверенности, уточнил исковые требования, просил суд: признать противоправным и прекратить действия ООО «ТрансТеплоРесурс» в отношении неопределенного круга потребителей – жителей мкр. Северный, с. Кыра Кыринского района Забайкальского края, выразившиеся в обеспечении их услугами по подаче холодного водоснабжения ненадлежащего качества.
Обязать ООО «ТрансТеплоРесурс» привести качество холодного водоснабжения потребителей – жителей мкр. Северный с. Кыра Кыринского района Забайкальского края, в соответствие с требованиями статьи 19 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; части 1 статьи 23 Федерального закона от 07.12.2021 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»; пунктов 75,81 главы 4 СанПиН 2.1..3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территории городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий»; СанПиН 1.2..3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Признать противоправными и прекратить действия ООО «ТрансТеплоРесурс» по взиманию с 01.12.2022 с неопределенного круга потребителей - жителей мкр Северный с. Кыра Кыринского района Забайкальского края, платы за коммунальную услугу по питьевому водоснабжению вследствие предоставления услуг ненадлежащего качества (несоответствие качества питьевой воды требованиям установленным санитарными нормами и правилами).
Обязать ООО «ТрансТеплоРесурс» осуществить с 01.12.2022 перерасчёт потребителям - жителям мкр. Северный с. Кыра Кыринского района Забайкальской края, платы за коммунальную услугу по питьевому водоснабжению, полностью освободив потребителей от оплаты такой услуги вследствие предоставления услуг ненадлежащего качества (несоответствие качества питьевой воды требованиям установленным санитарными нормами и правилами) самостоятельно с указанием такового в платежных документах, а не на основании заявлений граждан.
Обязать ООО «ТрансТеплоРесурс» довести до сведения потребителей решение суда в 10-дневный срок со дня вступления его в законную силу через средства массовой информации.
При этом от части заявленных исковых требований отказался, а именно от требований: признать противоправными и прекратить действия ООО «ТрансТеплоРесурс» по применению с 01.12.2022 в отношении неопределенного круга потребителей - жителей мкр. Северный с. Кыра Кыринского района Забайкальского края, тарифа на питьевую воду (питьевое водоснабжение), установленного Региональной службой по тарифам и ценообразованию Забайкальского края. Обязать ООО «ТрансТеплоРесурс» в течение 30 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу принять меры по обращению в установленном действующим законодательстве порядке в Региональную службу по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, об установлении тарифов на техническую воду в отношении неопределенного круга потребителей - жителей мкр. Северный с. Кыра Кыринского района Забайкальского края, до приведения соответствия качества питьевой воды установленным требованиям законодательства Российской Федерации, о чем представил соответствующее заявление. Отказ истца от иска в данной части был принят судом и определением от 01 ноября 2023 года производство по делу в данной части было прекращено.
Представитель истца Лесков Э.Ю., действующий на основании доверенности, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, обратился с ходатайством о рассмотрении дела в его отсутствие, указав, что уточненные исковые требования поддерживает в полном объеме.
Представитель ответчика – ООО «ТрансТеплоРесурс» Щупаков Л.К., действующий на основании доверенности, в судебном заседании уточненные исковые требования признал, не оспаривал факт того, что жители мкр. Северный, с. Кыра Кыринского района Забайкальского края, с 2022 года обеспечиваются услугой по подаче холодного водоснабжения ненадлежащего качества, в связи с превышением предельно допустимого показателя мышьяка в воде. Суду пояснил, что ООО «ТрансТеплоРесур» является исполнителем услуги по водоснабжению для потребителей микрорайона «Северный с. Кыра, на основании договора о безвозмездного пользовании, заключенного с администрацией сельского поселения «Кыринское», на основании которого ООО «ТрансТеплоРесурс» были переданы водобашня, котельная и техника. Концессионное соглашение до настоящего времени не заключено. Как со стороны ООО «ТрансТеплоРесурс», так и со стороны администраций сельского поселения и муниципального района принимаются меры к устранению указанного нарушения, в частности, изменялся уровень забора воды, так по мере углубления, концентрация мышьяка становилась больше, а по мере поднятия насоса на более высокий уровень, его концентрация становилась меньше, но все равно превышала допустимые показатели. Так же решался вопрос о бурении новой скважины, однако ни каких гарантий того, что вода из новой скважины будет без высокой концентрации мышьяка нет. В настоящее время наиболее оптимальным вариантом исправления сложившейся ситуации является установление системы очистки воды, с этой целью обществом были направлены заявки в соответствующие организации, на которые направили свои коммерческие предложения 3 организации, вместе с тем для заключения соответствующего соглашения об установления системы очистки необходимо произвести дополнительные исследования воды, получить полный анализ вода. Образцы воды на соответствующие исследования уже были направлены. В настоящее время жители микрорайона «Северный» обеспечиваются питьевой водой, путем ее подвоза, согласно установленному графику, оплата за данную услугу с них не взымается. С 01 июля 2023 года с жителей микрорайона «Северный» не взымается плата за услугу подачи холодной воды, в связи с ее ненадлежащим качеством, также готовиться перерасчет для всех жителей микрорайона за период с 01 декабря 2022 года по 01 июля 2023 года, путем освобождения их от оплаты указанной услуги. Тариф на техническую воду до настоящего времени РСТ Забайкальского края для ООО «ТрансТеплоРесурс» не утвержден, в связи с чем какая-либо плата за подачу воды с жителей микрорайона «Северный» не взымается.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования – Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, будучи надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования - Государственная инспекция Забайкальского края, будучи надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явился, направил письменный отзыв на исковое заявление, в котором указал, что доводы изложенные истцом в исковом заявлению считают обоснованными, и ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие.
Определением суда от 29 августа 2023 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования была привлечена администрация сельского поселения «Кыринское», протокольным определением от 12 сентября 2023 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования была привлечена администрация муниципального района «Кыринский район» и протокольным определением от 26 сентября 2023 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования было привлечено МУП «Коммунальник».
Представитель третьего лиц, не заявляющего самостоятельные требования – администрации муниципального района «Кыринский район» -Куприянов А.М., действующий на основании доверенности, в судебном заседании пояснил, что полагает, что со стороны ООО «ТранстеплоРесур» приняты меры по обеспечению жителей микрорайона «Северный» питьевой водой надлежащего качества, путем ее подвоза. Прекращение подачи воды путем централизованного водоснабжения приведет к коллапсу, поскольку обеспечить потребителей водой для всех нужд, путем подвоза воды не представляется возможным. Жителям микрорайона известно, о том, что вода не пригодна для приема в пищу и ее использование возможно только в технических целях. Так же со стороны ООО «ТрансТеплоРесурс» принимаются меры для приведения качества воды в соответствие с требованиями закона. Так решался вопрос о том, что бы забор воды, для жителей микрорайона «Северный» производить из другой скважины, однако, наиболее близко расположенная скважина, в которой качество воды соответствует норме, является маломощной и ее ресурсов будет недостаточно для обеспечения жителей микрорайона «Северный» холодной водой. Кроме того рассматривались иные варианты, однако все они не применимы к настоящей ситуации. Наиболее оптимальным вариантом является установка очистных сооружений, в данном направлении в настоящее время ведется работа, но для установки указанных сооружений требуется длительное время, в том числе теплое время года и финансовые затраты, а так же определенная процедура определения подрядчика, однако решение данного вопроса является приоритетным для администрации муниципального района. Полагает, что при перерасчете платы должны быть учтены расходы ответчика на подачу воды.
Представитель третьего лиц, не заявляющего самостоятельные требования – глава администрации сельского поселения «Кыринское» - Щербяк Д.М., действующий на основании прав по должности, суду пояснил, что между администрацией сельского поселения «Кыринское» и ООО «ТранТеплоРесурс» был заключен договор о передаче ответчику в безвозмездное пользование всех водобашен. Со стороны администрации поселения также принимаются меры для исправления сложившейся ситуации по подаче воды ненадлежащего качества. Поскольку решением суда данная обязанность также была возложена на администрацию сельского поселения. Было проведено собрание жителей микрорайона, на котором жители просили не прекращать подачу воды в квартиры и выразили согласие на ее оплату, в связи с чем полагает, что проведение перерасчета за водоснабжение должно быть осуществлено с учетом фактических затрат ответчика на подачу воды. Кроме того поддержал пояснения представителя администрации муниципального района «Кыринский район».
Представитель третьего лиц, не заявляющего самостоятельные требования – директор МУП «Коммунальник» - Герасимов П.Г., действующий на основании прав по должности, в судебном заседании против удовлетворения заявленных исковых требований не возражал, указав на то, что в настоящее время ведется работа по приведению качества питьевой воды, подаваемой жителям микрорайона «Северный» в соответствие с нормами, вмесите с тем, на это требуется время и финансовые затраты.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав явившихся участников судебного заседания, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с п. 1, 3 Постановления Правительства от 30.06.2004 N 322 "Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства здравоохранения Российской Федерации, а также настоящим Положением.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Согласно преамбуле Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Согласно ст. 2 указанного Закона санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством: выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Согласно ст. 11 Федерального закона N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
В соответствии с пунктом 7 части 4 статьи 40 Закона РФ от 07.02.1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" должностные лица органа государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей.
Статьей 4 указанного Закона предусмотрена обязанность исполнителя оказать услугу, качество которой должно соответствовать договору, а при отсутствии в договоре условий о качестве услуги, исполнитель обязан оказать услугу, соответствующую обычно предъявляемым требованиям и пригодную для целей, для которых услуга такого рода обычно используется.
В соответствии со ст. 39 Федерального закона N 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Таким образом, направляя в суд заявление в интересах неопределенного круга лиц в защиту прав потребителей по оказанию жилищно-коммунальных услуг надлежащего качестве, Управление Роспотребнадзора действовало в рамках предоставленных ему законом полномочий в целях предупреждения причинения вреда.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг регулируют Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации 06 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила N 354 от 06.05.2011 г.).
Указанные Правила устанавливают права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Согласно пункта 2 Правил N 354 от 06.05.2011 г. исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. Под коммунальными услугами понимается деятельность исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). Коммунальные ресурсы - это холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 4 Правил N 354 от 06.05.2011 г. также предусмотрено, что потребителю могут быть предоставлены следующие виды коммунальных услуг: а) холодное водоснабжение, то есть снабжение холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, - в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме; б) горячее водоснабжение - это снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, - в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.
В силу пункта 6 указанных Правил, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9 - 12 настоящих Правил. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия).
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами (пункт 7 Правил N 354 от 06.05.2011 г.).
На основании пункта 17 Правил, ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги, в том числе при непосредственном управлении многоквартирным домом.
Пунктом 15 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предусмотрено, что организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем. В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организациям водопроводно-канализационного хозяйства), приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.
Как следует из материалов гражданского дела и не оспаривалось в судебном заседании сторонами, исполнителем коммунальной услуги по централизованному водоснабжению жителей микрорайона «Северный в с. Кыра Кыринского района Забайкальского края, в настоящее время является ООО «ТрансТеплоРесурс», за указанные услуги Общество получает от населения плату.
Согласно подпунктов "г" и "д" пункта 3 Правил N 354 от 06.05.2011 г., предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется в необходимых потребителю объемах в переделах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг; качество предоставляемых коммунальных услуг должно соответствовать требованиями, приведенным в приложении N 1 к настоящим Правилам.
Пункт 2 приложения N 1 к указанным Правилам предусматривает требования к качеству коммунальной услуги по холодному водоснабжению в виде постоянного соответствия состава и свойств холодной воды требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, а также устанавливают, что отклонение состава и свойств холодной воды от требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании не допускается.
В силу подпункта "а" и подпункта "в" пункта 31 Правил N 354 от 06.05.2011 г., исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, данными Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; самостоятельно или с привлечением других лиц осуществлять техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю, если иное не установлено в соответствии с пунктом 21 настоящих Правил.
В развитие общих нормативных положений пункт 34 Правил N 644 среди прочих обязанностей организаций, осуществляющих холодное водоснабжение, закрепляет обязанность организации водопроводно-канализационного хозяйства обеспечить питьевое водоснабжение в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Таким образом, обязанность ресурсоснабжающей организации обеспечить качество воды, поставляемой потребителям по присоединенной сети для питьевых и бытовых целей, является безусловной.
Подпунктами "а", "в", "д" пункта 33 Правил N 354 от 06.05.2011 г. предусмотрено право потребителя, среди прочего, получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества; требовать от исполнителя проведения проверок качества предоставляемых коммунальных услуг, оформления и предоставления акта проверки, акта об устранении выявленных недостатков; требовать в случаях и порядке, которые установлены настоящими Правилами, изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
В силу части 2 этой же статьи организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Согласно пункта 3 статьи 1 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании.
Под качеством и безопасностью воды понимается совокупность показателей, характеризующих физические, химические, бактериологические, органолептические и другие свойства воды, в том числе ее температуру (пункт 10 статьи 2 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении").
В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона.
Питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества воды не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения (часть 4).
В соответствии с пунктами 75, 76 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. N 3, качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам. При несоответствии качества подаваемой питьевой и горячей воды, за исключением показателей качества питьевой воды и горячей воды, характеризующих ее безопасность, хозяйствующим субъектом, осуществляющим водоснабжение, организуются и проводятся санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Пунктом 77 указанного Постановления установлено, что хозяйствующие субъекты, осуществляющие водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, должны осуществлять производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды, разработанной и согласованной в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 января 2015 г. N 10 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 2, ст. 523) и приложениями N 2 - N 4 к Санитарным правилам.
В силу пункта 81 данного Постановления, не допускается наличие в питьевой воде посторонних включений и поверхностной пленки.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. N 2 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", которые устанавливают предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде питьевой систем централизованного, в том числе горячего, и нецентрализованного водоснабжения, воде подземных и поверхностных водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования, воде плавательных бассейнов, аквапарков (таблица 3.13 раздела III указанных СанПиН 2.1.3685-21).
Так, в пункте 823 данной таблицы указана допустимая концентрация мышьяка, которая не должна превышать 0,01 мг/л.
Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии со статьями 4, 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" потребитель имеет право на то, чтобы услуга при обычных условиях ее использования была безопасной для жизни и здоровья потребителя, а также не причиняла вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность услуги для жизни, здоровья потребителей, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителей, являются обязательными и устанавливаются законом. Если предусмотрены обязательные требования к работе (услуге), исполнитель обязан выполнить работу (оказать услугу), соответствующую этим требованиям.
Следовательно, ресурсоснабжающая организация –ООО «ТрансТеплоРесурс», являясь поставщиком ресурсов, исполнителем услуг в отношениях с потребителями и, соответственно, приняв на себя обязательства, обязана предоставлять потребителям коммунальные услуги в необходимых для них объемах и надлежащего качества в соответствии с законодательством Российской Федерации, договорами о предоставлении услуг и несет ответственность за оказание потребителям услуг надлежащего качества, соответствующих требованиям санитарных правил.
Вместе с тем, по результатам проведенного социально-гигиенического мониторинга питьевой воды в системе централизованного водоснабжения микрорайона «Северный» с. Кыра Кыринского района Забайкальского края в 2022 году установлено несоответствие качества питьевой воды санитарно-химическому показателю - мышьяк, что не соответствует требованиям раздела таб. 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Так, не соответствие качества питьевой воды, подаваемой с источника водоснабжения по системе централизованного водоснабжения жителям микрорайона «Северный» с. Кыра Кыринского района Забайкальского края по санитарно-техническому показателю – мышьяк, подтверждается ее неоднократными исследованиями ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Забайкальском крае».
Согласно протоколу испытаний ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Забайкальском крае" № 27927/12.2 от 30.09.2022 и заключению№ 5291/ЗП-19325 от 30.09.2022 проба питьевой воды отобранная 28.09.2022 г. из артезианской скважины по адресу: мкр. Северный в с. Кыра Кыринского района Забайкальского края, не соответствовала требованиям раздела 3, таб. 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 по санитарно-химическому показателю: мышьяк -0,060± 0,009 ЕМФ, при нормируемом значении – не более 0,01 ЕМФ.
Согласно протоколу испытаний ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Забайкальском крае" № 27928/12.2 от 30.09.2022 и заключению№ 5291/ЗП-19324 от 30.09.2022 проба питьевой воды отобранная 28.09.2022 г. из артезианской скважины по адресу: ул. Новая, б/н в с. Кыра Кыринского района Забайкальского края, не соответствовала требованиям раздела 3, таб. 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 по санитарно-химическому показателю: мышьяк -0,060± 0,009 ЕМФ, при нормируемом значении – не более 0,01 ЕМФ.
Согласно протоколу испытаний ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Забайкальском крае" № 31039/12.2 от 24.10.2022 и заключению№ 213/ЗП СГМ -20528 от 25.10.2022 проба питьевой воды отобранная 18.10.2022 г. из емкости-накопителя по адресу: мкр. Северный в с. Кыра Кыринского района Забайкальского края, не соответствовала требованиям раздела 3, таб. 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 по санитарно-химическому показателю: мышьяк -0,044± 0,011 ЕМФ, при нормируемом значении – не более 0,01 ЕМФ, а так же массовой концентрации общего железа -2,21±0,33 мг/дм3, при нормируемом значении – не более 0,3 мг/дм3.
Согласно протоколу испытаний ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Забайкальском крае" № 31040/12.2 от 24.10.2022 и заключению№ 213/ЗП СГМ -20527 от 25.10.2022, проба питьевой воды отобранная 18.09.2022 г. разводящей сети по адресу: мкр. Северный, д. 6 в с. Кыра Кыринского района Забайкальского края, не соответствовала требованиям раздела 3, таб. 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 по санитарно-химическому показателю: мышьяк -0,029± 0,007 ЕМФ, при нормируемом значении – не более 0,01 ЕМФ, а так же массовой концентрации общего железа – 1,23±0,18 мг/дм3, при нормируемом значении – не более 0,3 мг/дм3.
Результаты проведенных исследований ответчиком и третьими лицами не оспариваются, оснований не доверять результатам указанных исследований у суда не имеется.
Кроме того как следует из решения Кыринского районного суда Забайкальского края от 14.04.2023 года по административному делу № 2а-56/2023 по административному исковому заявлению Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю к Администрации муниципального района «Кыринский район», Администрации сельского поселения «Кыринское», МУП «Коммунальник» о признании действий незаконными, о возложении обязанности, о прекращении действия санитарно-эпидемиологического заключения и об исключении скважины из приложения к санитарно-эпидемиологическому заключению, с изменениями внесенными апелляционным определением Забайкальским краевым судом от 05.07.2023 года, судом было установлено, что питьевая вода в источниках водоснабжения домов мкр. Северный с. Кыра с централизованным водоснабжением не соответствует санитарно-гигиеническим требованиям качества. В связи с чем было принято решение о признании незаконными действий Администрации муниципального района «Кыринский район», Администрации сельского поселения «Кыринское», МУП «Коммунальник», нарушающих санитарно-эпидемиологические требования к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, нарушающие право граждан на благоприятную окружающую среду обитания. На Администрацию муниципального района «Кыринский район», Администрацию сельского поселения «Кыринское», МУП «Коммунальник» возложена обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу организовать обеспечение централизованной подачи питьевой воды, соответствующей требованиям санитарных норм и правил жителям жилых домов в мкр. Северный с. Кыра Забайкальского края. На Администрацию муниципального района «Кыринский район», Администрацию сельского поселения «Кыринское» возложена обязанность устранить нарушения санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению и обеспечить эксплуатацию централизованного источника при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проектных материалов зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения требованиям государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам в течение одного года с момента оборудования централизованной системы подачи водоснабжения жителям мкр. Северный.
На МУП «Коммунальник» возложена обязанность обеспечить разработку и согласование программы производственного контроля и проведение производственного контроля качества питьевой воды источника водоснабжения по адресу Забайкальский край Кыринский район с. Кыра пер. Дорожный, 9 в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу.
Прекращено действие санитарно-эпидемиологического заключения № 75.КР.16.000182.07.12 от 19 июля 2012 года в части эксплуатации артезианской скважины № 3 в мкр. Северный для хозяйственно-питьевого водоснабжения МУП «Коммунальник», а так же исключена данная скважина из приложения к санитарно-эпидемиологическому заключению № 75.КР.16.000182.07.12. от 19.07.2012.
Кроме того, 27.04.2023 в адрес Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю (далее Управление) из Государственной инспекции Забайкальского края поступило обращение потребителя – жителя микрорайона «Северный с. Кыра Кыринского района Забайкальского края - Еремеевой А.В. с жалобой на необходимость оплаты холодной воды ненадлежащего качества поступающей в квартиры жителей мкр. Северный с. Кыра Забайкальского края, а также об увеличении стоимости за данную коммунальную услугу.
Таким образом, судом установлено, что коммунальная услуга в виде водоснабжения представляется потребителям – жителям микрорайона «Северный» с. Кыра Кыринского района Забайкальского края, ненадлежащего качества, а именно: холодная вода по санитарно-химическим показателям (содержанию мышьяка) не соответствует требованиям вышеприведенных СанПиН, при этом, суд приходит к выводу о том, что ответчиком не предпринимается достаточных мер по обеспечению соблюдения требований пунктов 75,81 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
Невыполнение указанных требований санитарного законодательства влияет на безопасность окружающей среды, создает угрозу жизни или здоровью неопределенного круга лиц – потребителей коммунальной услуги, угрозу возникновения и распространения заболеваний.
При установленных в деле обстоятельствах суд находит требования истца о признании противоправными действий ответчика по обеспечению неопределенного круга лиц – жителей микрорайона Северный в с. Кыра Кыринского района Забайкальского края услугами по подаче холодного водоснабжения ненадлежащего качества, прекращении противоправных действия в отношении неопределенного круга лиц - жителей микрорайона Северный в с. Кыра Кыринского района Забайкальского края, и обязаннии ответчика привести качество холодного водоснабжения в соответствие с требованиями законодательства обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, определены случаи и основания изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (раздел IX Правил N 354).
Согласно пункту 98 Правил N 354 при предоставлении потребителю в жилом помещении коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" при разрешении споров о перерасчете платежей за коммунальные услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, факт неоказания или ненадлежащего оказания коммунальных услуг может подтверждаться не только составленными исполнителем коммунальных услуг актом нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или актом не предоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, но и любыми другими средствами доказывания, предусмотренными статьей 55 ГПК РФ (например, показаниями свидетелей, аудио- и видеозаписями, заключением эксперта).
Согласно п. 101 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 при предоставлении в расчетном периоде коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением N 2 к настоящим Правилам, подлежит уменьшению на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества, в случаях, предусмотренных приложением N 1 к настоящим Правилам.
Размер платы, исчисленный суммарно за каждый период предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества, определяется как произведение размера платы за коммунальную услугу, определенного за расчетный период в соответствии с приложением N 2 к настоящим Правилам, и отношения продолжительности предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества в указанном расчетном периоде к общей продолжительности предоставления коммунальной услуги в таком расчетном периоде.
Поскольку судом установлено, что с 01 декабря 2022 года по настоящее время потребителям – жителям микрорайона «Северный» предоставляется коммунальная услуга по питьевому водоснабжению, не надлежащего качества, суд приходит к выводу о том, что, имеются основания для возложения на ответчика обязанности по проведению перерасчета жителям мкр. Северный с. Кыра, за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества. При этом с учетом установленной концентрации содержания в подаваемой потребителям воде вещества мышьяк, превышающий допустимый показатель в более чем 50 раз, суд приходит к выводу о необходимости перерасчета платы потребителям, путем полного их освобождения от оплаты данной услуги.
При этом принимая во внимание тот факт, что с 01 июля 2023 года ООО «ТрансТеплоРесурс» за оказание услуги водоснабжения населению, проживающему в многоквартирных домах по адресу: с. Кыра, мкр. Северный, начисления не производятся и в платежных документах не предъявляются, что следует из представленной ответчиком информации, суд полагает необходимым обязать ответчика произвести перерасчёт за период с 01 декабря 2022 года до 01 июля 2023 года.
Поскольку в соответствии с п.п. «г» п. 31 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" произведение перерасчета размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, является обязанностью исполнителя жилищно-коммунальных услуг, ООО «ТрансТеплоРесурс» обязан самостоятельно произвести вышеуказанный перерасчет, без заявлений потребителей и указать об этом в платежных документах.
Доводы представителя ответчика и третьих лиц об убыточном финансовом положении ответчика и о том, что фактические услуги по холодному водоснабжению потребителям предоставлялись, то есть технической водой потребители обеспечивались путем централизованного водоснабжения и потребители – жители микрорайона Северный обеспечиваются питьевой водой путем подвоза, без взимания платы за данную услугу, суд во внимание не принимает, поскольку ответчик не лишен права обратиться в РСТ Забайкальского края с заявлением об установлении тарифов на техническую воду и на подвоз воды, которые в дальнейшем применять для начисления оплаты за предоставленные услуги, так же как и не был лишён данного права с декабря 2022 года.
Соответственно действия ООО «ТрансТеплоРесурс» по начислению платы за коммунальные услуги холодного водоснабжения ненадлежащего качества за указанный период являются незаконными.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных средств, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. С учетом объема работ необходимых произвести ответчику для исполнения решения суда, а так же с учетом сроков предоставленных решением Кыринского районного суда от 14.04.2023 года Администрации муниципального района «Кыринский район», Администрации сельского поселения «Кыринское» для устранения нарушения санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению жителей мкр. Северный с. Кыра, суд считает необходимым предоставить ответчику срок для исполнения решения суда, до 01.07.2024 года, полагая данный срок разумным.
В силу абзаца второго статьи 46 Закона о защите прав потребителей при удовлетворении иска органа государственного надзора о прекращении противоправных действий изготовителя (продавца, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.
В соответствии с п. 53 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" в случае удовлетворения исков о признании действий изготовителя (продавца, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и прекращении этих действий суд, исходя из ст. 46 Закона о защите прав потребителей, в резолютивной части решения обязывает ответчика через средства массовой информации или иным способом довести до сведения потребителей решение суда.
При этом оснований для ограничения ответчика в публикации принятого судом решения исключительно через средства массовой информации, поскольку законом предоставлена возможность довести до сведения потребителей решение суда не только через средства массовой информации, но и иным способом.
Право выбора способа доведения информации до потребителей принадлежит ответчику.
Согласно п. 1 ст. 107 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Поскольку территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю, в силу положений пп. 13 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ) от уплаты государственной пошлины освобожден, и заявленные требования подлежат удовлетворению, на основании пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ с ответчика в доход бюджета муниципального района «Кыринский район» подлежит взысканию госпошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю к Обществу с ограниченной ответственностью «ТрансТеплоРесурс» удовлетворить.
Признать противоправными действия ООО «ТрансТеплоРесурс» (№) в отношении неопределенного круга лиц потребителей – жителей мкр. Северный с. Кыра Кыринского района Забайкальского края, выразившееся в обеспечении их услугами по подаче холодного водоснабжения ненадлежащего качества.
Обязать ООО «ТрансТеплоРесурс» (№) прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга лиц потребителей – жителей мкр. Северный с. Кыра Кыринского района Забайкальского края, выразившееся в обеспечении их услугами по подаче холодного водоснабжения ненадлежащего качества в срок до 01.07.2024.
Обязать ООО «ТрансТеплоРесурс» (№) привести качество холодного водоснабжения потребителей - жителей мкр. Северный с. Кыра Кыринского района Забайкальского края, в соответствие требованиям статьи 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; части 1 статьи 23 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»; пунктов 75,81 главы 4 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территории городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий»; СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» в срок до 01 июля 2024 года.
Признать противоправными действия ООО «ТрансТеплоРесурс» (№) по взиманию с 01 декабря 2022 с неопределенного круга лиц потребителей – жителей мкр. Северный с. Кыра Кыринского района Забайкальского края, платы за коммунальную услугу по питьевому водоснабжению вследствие предоставления услуги ненадлежащего качества (несоответствие качества питьевой воды требованиям, установленным санитарными нормами и правилами).
Обязать ООО «ТрансТеплоРесурс» (№) осуществить перерасчет потребителям - жителям мкр. Северный с. Кыра Кыринского района Забайкальского края, платы за коммунальную услугу по питьевому водоснабжению, полностью освободив потребителей от оплаты такой услуги, вследствие предоставления услуги ненадлежащего качества (несоответствие качества питьевой воды требованиям, установленным санитарными нормами и правилами) самостоятельно с указанием такового в платежных документах, а не на основании заявления граждан за период с 01 декабря 2022 года до 01 июля 2023 года.
Обязать ООО «ТрансТеплоРесурс» (№) довести до сведения потребителей решение суда в 10-дневный срок со дня вступления его в законную силу через средства массовой информации или иным способом.
Взыскать с ООО «ТрансТеплоРесурс» (№) в доход бюджета муниципального образования «Кыринский район» государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Кыринский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Е.В. Самохвалова
Мотивированное решение изготовлено 08 ноября 2023 года.