Дело №
УИД №
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г.Новомичуринск 10 августа 2023 года
Пронский районный суд Рязанской области в составе председательствующего Говорухина А.Ю., с участием истца Романова Ю.Н. и его представителя Римского Е.М., представителя ответчика Диско О.П., при секретаре Копейкиной М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда г.Новомичуринска гражданское дело по иску Романова Юрия Николаевича к Государственному учреждению - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Рязанской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной пенсии по старости и возложении обязанности назначить пенсию по старости,
у с т а н о в и л:
истец Романов Ю.Н. обратился в суд с иском к ГУ - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Рязанской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной пенсии по старости и возложении обязанности назначить пенсию по старости, мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ им в соответствии с ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», законом Российской Федерации от 15.05.1991г № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в адрес ответчика было подано заявление о назначении пенсии.17.11.2023г. ответчиком было принято решение об отказе в назначении пенсии с указанием следующих оснований: Назначение пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию гражданам за проживание или работу на территории, подвергшейся радиационному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируется Федеральным законом от 15.12.2001г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», законом Российской Федерации от 15.05.1991 г № 1244-1 « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 г. № 1074 « Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и другими нормативно-правовыми актами, принятыми для реализации указанных законов.
В соответствии с нормами статей 34-35 закона 15.05.1991 г. гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсионный возраст уменьшается на первоначальную величину (на 1 год) и дополнительную величину (на 1 год за каждые четыре года проживания (работы) на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом), но не белее чем на 3 года в общей сложности. Каждая из этих величин определяется самостоятельно.
Первоначальная величина снижения пенсионного возраста предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работающих) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО2 достигает возраста 57 лет ДД.ММ.ГГГГ.
При обращении за установлением пенсии рассмотрены следующие документы ФИО2, принимаемые во внимание при решении вопроса о назначении пенсии:сведения из УФМС, полученные по СМЭВ, о регистрации по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в поселке <адрес>; выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
Ответчик полагает, что период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по Постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № « Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», <адрес> не поименован. Согласно выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в данный период ФИО2 работал в <адрес>:
- ДД.ММ.ГГГГ-16.07.2010=00.08.16 ООО « <данные изъяты>»;
- ДД.ММ.ГГГГ-09.04.2015= ДД.ММ.ГГГГ ООО « <данные изъяты>».
Всего 05 лет 05 месяцев 07 дней.
Так же ответчик ссылается на Постановление Правительства Российской Федерации от 08.10.2015г. № «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (действует с ДД.ММ.ГГГГ) <адрес> относится к территории радиоактивного загрязнения. В период регистрации в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ заявитель работает в <адрес>:
- ДД.ММ.ГГГГ-11.01.2023=ДД.ММ.ГГГГ ГБУ « <данные изъяты>
Всего: 06 лет 05 месяцев 24 дня.
Период проживания Романова Ю.Н. на загрязненной территории за вышеуказанные периоды не может быть учтен, поскольку имеются доказательства, с определенностью подтверждающие иное - работа за пределами зоны радиоактивного загрязнения, исключающая ежедневное возвращение в место постоянного проживания.
Документально подтверждено проживание на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом:
- ДД.ММ.ГГГГ-17.07.2016=00.08.27
Всего 0 лет 08 месяцев 27 дней.
Истец считает отказ незаконным, так как с ДД.ММ.ГГГГ проживал периодами по адресу: <адрес>, отнесенный к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, где проживает до настоящего времени. Считает, что имеет право на снижение пенсионного возраста за проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом.Полагает возможным признать за ним право на назначение досрочной пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку за назначением пенсии обратился в пенсионный фонд ДД.ММ.ГГГГ.Согласно регистрации по месту жительства истец действительно проживает с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время.
По изложенным основаниям истец просит суд признать незаконным решение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в назначении пенсии по старости и обязать ответчика назначить ему пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец ФИО2 исковые требования поддержал и пояснил, что постоянно проживает с семьёй в <адрес> с 2009 года. Действительно работал вахтовым методом в организациях <адрес>, однако постоянным, временным, служебным жильём не обеспечивался, предоставлялись только бытовки для отдыха. Он имеет личный автотранспорт и водительское удостоверение. Находясь на вахте, периодически возвращался домой, так как там постоянно проживал.
В судебном заседании представитель истца ФИО8 поддержал исковые требования по изложенным основаниям.
В судебном заседании представитель ответчика ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Рязанской области Диско О.П. исковые требования не признала и пояснила, что по имеющимся сведениям истец имел постоянную работу в другом регионе и не проживал постоянно в зоне с льготным социально-экономическим статусом. Кроме того, <адрес> не всегда был включен в указанную зону.
Заслушав пояснения истца и его представителя, представителя ответчика, исследовав материалы дела и проанализировав представленные по делу доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п.п.7 п.1 ст.10 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют граждане, граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В силу п.2 ст.10 того же закона, гражданам, указанным в подпунктах 3,5 - 10 пункта 1 настоящей статьи, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 года, в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В соответствии с п.8 ч.1 ст.13 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Согласно положениям ст.34 указанного закона, гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 г. возраст выхода на пенсию по старости был установлен 60 лет - для мужчин и 55 лет - для женщин.
При этом в соответствии с примечанием к ст.35 того же закона, первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Согласно обз.3 ст.7 того же закона границы зон подвергшихся радиоактивному загрязнению и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет.
В перечне населённых пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ применялся Перечень, утверждённый Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ В данном перечне населённый пункт поселок совхоза "Орловский", <адрес> указан, как зона с льготным социально-экономическим статусом.
В соответствии с Решением исполнительного комитета <адрес> Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ № «О слиянии и наименовании населенных пунктов в районе» <адрес> и поселок центральной усадьбы совхоза «Орловский» являются слившимися в <адрес>, который расположен по адресу: <адрес> (л.д.87).
В соответствии с Перечнем населённых пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утверждённым Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, <адрес> указан как зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В судебном заседании установлено, что истец ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии по старости в соответствии с вышеуказанными статьями (л.д.49-53).
Решением ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 было отказано в назначении досрочной пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой продолжительности проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом. Основанием отказа послужил тот факт, что в период регистрации истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по Постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес> не поименован. Кроме того, согласно выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в данный период ФИО2 работал в <адрес>:
- ДД.ММ.ГГГГ-16.07.2010=00.08.16 ООО « <данные изъяты>»,
- ДД.ММ.ГГГГ-09.04.2015= ДД.ММ.ГГГГ ООО « <данные изъяты>».
Всего 05 лет 05 месяцев 07 дней.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (действует с ДД.ММ.ГГГГ) <адрес> относится к территории радиоактивного загрязнения. В указанный период регистрации в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ истец работал в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, всего 6 лет 05 месяцев 24 дня в ГБУ «<данные изъяты>».
Период проживания ФИО2 на загрязненной территории за вышеуказанные периоды не может быть учтен, поскольку имеются доказательства, с определенностью подтверждающие иное-работа за пределами зоны радиоактивного загрязнения, исключающая ежедневное возвращение в место постоянного проживания.
Ответчик посчитал документально подтвержденным проживание истца на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, всего 8 месяцев 27 дней (л.д.48).
В судебном заседании исследованными доказательствами установлено, что истец ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ достиг возраста 57 лет, имеет страховой стаж 32 года 6 месяцев 7 дней (л.д.61). Данные обстоятельства не оспариваются ответчиком и подтверждаются копией трудовой книжки и копией пенсионного дела, а также предварительным расчётом страхового стажа, произведённым ответчиком (л.д.33-40, 57-64).
В судебном заседании также установлено, что истец ФИО2 в период с ДД.ММ.ГГГГ до достижения 57 лет - ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время, более 12 лет зарегистрирован и постоянно проживает в <адрес>, расположенном на территории, отнесённой к зоне с льготным социально-экономическим статусом. Данное обстоятельство подтверждается копией паспорта истца, справкой, выданной самим ответчиком, о том, что истец получает ежемесячную денежную выплату как гражданин, подвергшийся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», справкой администрации МО - Орловское сельское поселение Пронского муниципального района <адрес> (л.д.76, 78, 87).
Данные обстоятельства подтверждаются копией заявления о назначении пенсии по старости (л.д.49-53); копией Решения ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.48); копией трудовой книжки, копией пенсионного дела и предварительным расчётом страхового стажа (л.д.33-40, 57-64); копией паспорта истца, копией справки ответчика, копией справки администрации МО - Орловское сельское поселение (л.д.76, 78, 87).
Показаниями свидетеля ФИО6, зарегистрированного и проживающего в <адрес>, также подтверждается, что истец постоянно проживает со своей семьёй в <адрес> примерно с 2009 года, и он постоянно, чаще чем раз в неделю, его видит (л.д.84-85, 88-30).
Суд принимает перечисленные письменные доказательства, показания свидетеля, поскольку они относимы, допустимы и достоверны, согласуются и дополняют друг друга.
Принятыми письменными доказательствами подтверждается, что истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по день достижения 57 лет - ДД.ММ.ГГГГ постоянно проживает в <адрес>, расположенном на территории, отнесённой к зоне с льготным социально-экономическим статусом. Период его проживания в указанный период в зоне с льготным социально-экономическим статусом составил более 12 лет.
При таких обстоятельствах, установленных судом, суд считает, что иск подлежит удовлетворению в полном объеме, поскольку в судебном заседании исследованными письменными доказательствами, показаниями свидетеля установлено, что период постоянного проживания истца в <адрес> - более 12 лет подлежит включению в расчёт величины снижения пенсионного возраста, так как факт постоянного проживания на территории, входящей в зону с льготным социально-экономическим статусом, нашёл своё бесспорное подтверждение в судебном заседании.
При установленных в судебном заседании обстоятельствах общий период проживания истца в зоне с льготным социально-экономическим статусом составил более 12 лет и является достаточным для установления истцу пенсии по старости с 57 лет со снижением возраста на 3 года. На момент принятия оспариваемого решения ответчиком у истца имелось более 15 лет страхового стажа, величина индивидуального пенсионного коэффициента более 30, истец до достижения соответствующего возраста обратился за назначением страховой пенсии. У ответчика не имелось законных оснований для отказа в назначении пенсии по старости в соответствии с требованиями Закона РФ № с момента обращения истца, но не ранее достижения истцом соответствующего возраста - с ДД.ММ.ГГГГ (ст.23 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ).
Доводы представителя истца о том, что периоды работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ООО «<данные изъяты>», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в ООО «<данные изъяты>», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ГБУ «<данные изъяты>» не подлежат включению в период постоянного проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом, не состоятельны и основаны на неправильном понимании закона. В соответствии с положениями ч.1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Согласно положениям ст.2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Кроме того, из пояснений истца следует, что в указанных ответчиком организациях он работал в спорные периоды вахтовым методом, служебным или иным жилым помещением не обеспечивался, имея транспортное средство, периодически возвращался домой по месту жительства и регистрации. Данные обстоятельства подтверждаются копией свидетельства о регистрации легкового транспортного средства и копией водительского удостоверения истца (л.д. 77), а также справкой ГБУ «Автомобильные ФИО3» о том, что учреждение относится к предприятиям с непрерывным циклом работы, основная часть сотрудников (в том числе ФИО2) работает в режиме гибкого рабочего времени с введением суммированного учета рабочего времени: работа 12 часов в сутки/15 (16) дней работы, 15 (16) дней отдыха, согласно графику сменности. В Учреждении, на территории комплексов имеются комнаты для отдыха межсменного перерыва и приема пищи (бытовки). Специально созданных работодателем общежитий и иных жилых помещений на АБЗ «Восточный» не имеется. ФИО2 временным или постоянным проживанием не обеспечивался.
Работа истца вахтовым методом не свидетельствует о том, что постоянное место жительства истца в спорные периоды не находилось в <адрес>.
Сам по себе факт работы истца в зоне, не относящейся к зоне с льготным социально-экономическим статусом, при наличии факта постоянного проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом, не может служить основанием для отказа в назначении пенсии, поскольку в силу положений ст. 34 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусматривается возможность снижения пенсионного возраста по старости при назначении пенсии для граждан, проживающих или работающих в указанной зоне, при этом обязательность соблюдения условий одновременного проживания и работы в данной зоне законодателем не установлена. (Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ N 88-10719/2021 по делу N 2-269/2020).
Каких-либо доказательств, опровергающих факт постоянного проживания истца в зоне с льготным социально-экономическим статусом, ответчиком не предоставлено.
Доводы ответчика о том, что <адрес> не был включен в перечень территорий, относящихся к зоне с льготным социально-экономическим статусом, также не состоятельны и основаны на неправильном понимании закона и постановлений Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ №, а также Решения исполнительного комитета Пронского районного Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ № «О слиянии и наименовании населенных пунктов в районе».
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
исковые требования Романова Юрия Николаевича к Государственному учреждению - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Рязанской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной пенсии по старости и возложении обязанности назначить пенсию по старости, - удовлетворить.
Признать незаконным отказ Государственного учреждения - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Рязанской области № от ДД.ММ.ГГГГ в установлении пенсии Романову Юрию Николаевичу.
Обязать Государственное учреждение - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес>, ИНН № назначить ФИО2, паспорт №, досрочную пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ по основаниям п.2 ст.10 ФЗ РФ №166 от 15.12.2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», ст.34 Закона Российской Федерации № ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», как гражданину, постоянно проживающему на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Рязанский областной суд через Пронский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья - А.Ю.Говорухин
Мотивированное решение изготовлено 17 августа 2023 года.