Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-733/2020 (33-16299/2019;) от 18.12.2019

Судья: Рапидова И.В. № 33-733/2020 (33-16299/2019)

№ дела суда первой инстанции 2-4048/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20.01.20 г. Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе

председательствующего Смирновой Е.И.,

судей Пияковой Н.А., Житниковой О.В.

при секретаре Петровой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Нуйкиной А.А. на решение Октябрьского районного суда г. Самары от 24 октября 2019 года, которым постановлено:    

Исковые требования Нуйкиной А.А. оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Смирновой Е.И., судебная коллегия

установила :

Нуйкина А.А. обратилась в суд с иском к Департаменту градостроительства г.о. Самара, Администрации г.о. Самара, Департаменту управления имуществом г.о. Самара о признании права собственности на земельный участок.

В иске указала, что является ветераном Великой Отечественной войны, имеет право на предоставление в собственность бесплатно земельного участка. Для реализации своего права, она выбрала участок из земель, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 984 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый квартал , заказала план-схема участка и подала заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка в Департамент градостроительства.

Распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самара от 04.07.19 ей отказано в согласовании плана-схемы, поскольку схема не соответствует требованиям п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, ст. 11.9 ЗК РФ. Указано то, что на расстоянии 26-28 м от границы образуемого участка расположен жилой многоквартирный дом, и согласование и предоставление испрашиваемого земельного участка может нарушить права собственников многоквартирного дома на земельный участок, на котором расположен жилой дом, границы и размер которого определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (ч.1 ст. 36 ЖК РФ).

Однако, многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> представляет собой 10-ти подъездный дом. Земельные участки под данным жилым домом сформированы и поставлены на государственный кадастровый учет с номерами , . Оставшаяся территория может быть включена только путем уточнения границ данных земельных участков, в том числе в результате исправления реестровой ошибки, объединения. Границы испрашиваемого земельного участка не пересекаются с границами участков, на которых расположен жилой дом, следовательно, никакого наложения границ участков, вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосице, указанных в ст. 11.9 ЗК РФ в качестве основания для отказа в согласовании предоставления участка, не имеется. Участок расположен в территориальной зоне Ж-1.

Истец считает, что испрашиваемый земельный участок находится на достаточном расстоянии от жилого многоквартирного дома, следовательно, его предоставление в собственность истца не может служить препятствием для эксплуатации и обслуживания жилого дома.

В отказе Департамент градостроительства ссылается на то, что на испрашиваемом земельном участке расположена детская площадка, границы земельного участка налагаются на границы объекта незавершенного строительства. Однако, детская площадка не является объектом капитального строительства, расположенным на фундаменте и неразрывно связанным с землей, в связи с чем, она может быть перенесена в другое место без какого-либо ущерба. Кроме того, наличие на испрашиваемом земельном участке движимых вещей, к которым относится, в том числе детская площадка, не является основанием для отказа в предоставлении участка в собственность.

Единственным объектом незавершенного строительства во дворе дома по <адрес> с оформленными правами является объект с кадастровым номером - двухэтажная подземная стоянка. Данный объект находится в границах земельного участка и расположен вне границ испрашиваемого земельного участка.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, на п. 7 ст. 39.5 Земельного Кодекса РФ, п.п. 3,4 ст. 9 Закона Самарской области «О земле» № 94-ГД от 11.03.2005, Нуйкина А.А. просила суд признать за ней право собственности на земельный участок, площадью 984 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый квартал: , территориальная зона застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), в границах, установленных на основании схемы расположения земельного участка.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Нуйкина А.А. просит решение отменить, считая его незаконным.

    В заседании суда апелляционной инстанции представитель Нуйкиной А.А. Кушнарева ОВ. доводы апелляционной жалобы поддержала.

    Другие участники процесса в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом, дело рассмотрено без их участия.

Заслушав участника процесса, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со ст. 330 ГПК РФ правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального законодательства, судебная коллегия считает, что решение является законным и обоснованным и отмене по доводам жалобы не подлежит.

Согласно п. 7) ст. 39.5 Земельного Кодекса РФ Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления: … земельного участка иным не указанным в подпункте 6 настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.

Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен ст. 39.14 ЗК РФ.

В силу указанной нормы

1. Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:

1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;

3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";

4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;

6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;

7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

Согласно ст. 9 Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД (ред. от 31.12.2019) "О земле" (принят Самарской Губернской Думой 22.02.2005)

1. Предоставление в собственность граждан и юридических лиц земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, настоящим Законом и иными законами Самарской области.

2. Земельные участки предоставляются в собственность граждан и юридических лиц бесплатно в порядке и при наличии оснований, предусмотренных частями 3, 4, 8, 10, 12, 13 и 14 настоящей статьи.

3. Земельные участки, в том числе с расположенными на них жилыми домами, жилыми строениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан бесплатно при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством, в пределах границ муниципальных районов (городских округов) с численностью населения менее 100 тысяч человек: (в редакции, действующей на момент обращения истца с заявлением о предоставлении участка)

2) для индивидуального жилищного строительства:…

ж) инвалидам Великой Отечественной войны и ветеранам Великой Отечественной войны. Предоставление земельных участков в данном случае осуществляется в пределах границ муниципального района (городского округа), на территории которого постоянно проживают указанные граждане.

4. В муниципальных районах (городских округах) с численностью населения от 100 тысяч человек земельные участки предоставляются инвалидам Великой Отечественной войны и ветеранам Великой Отечественной войны, вдовам (вдовцам), а также родителям умерших (погибших) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы, которые постоянно проживают на территории данных муниципальных районов (городских округов). Земельные участки в соответствии с настоящей частью предоставляются для целей ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального жилищного строительства.

К спорным правоотношениям применим п. 4 ст. 9 Закона Самарской области «О земле», поскольку Нуйкина А.А. является ветераном Великой Отечественной войны, проживает на территории г.о. Самара с численностью населения более 100 тыс. человек.

Вместе с тем, указанная норма не является основанием для признания права собственности за истцом на спорный земельный участок, поскольку предусматривает возможность предоставления участков льготным категориям граждан.

Участок в любом случае в силу ст. 9 Закона Самарской области «О земле» может быть предоставлен в собственности при наличии сформированных и свободных от прав третьих участков лиц при соблюдении условий о бесплатном однократном предоставлении и предельных размеров земельного участка.

В силу ч. 1 ст. 15 ЗК 1. Собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

С учетом приведенных выше норм права предоставление земельных участков осуществляется в порядке, установленном федеральным законом, в частности Земельным Кодексом РФ, законом субъекта РФ – в данном случае Законом Самарской области «О земле». Указанный порядок применяется, в том числе, и к Ветеранам Великой Отечественной войны.

Материалами дела установлено, что что Нуйкина А.А. обратилась в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов. К заявлению ею была приложена схема расположения земельного участка, подготовленная по ее усмотрению. Ранее спорный участок не был сформирован и не прошел государственный кадастровый учет.

Распоряжением от 04.07.19 Нуйкиной А.А. отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью 948 кв.м, адрес местоположения: <адрес>, территориальная зона застройки индивидуальными жилыми домами Ж-1, кадастровый квартал земли населенных пунктов.

Основанием для отказа явилось то, что схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ (подп.1 п.8 ст.39.15 ЗК РФ). Разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка. Образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные ЗК РФ, другими федеральными законами. Согласно топографическим данным Департамента градостроительства городского округа Самара (М 1:500) ориентировочное расстояние от границы образуемого земельного участка до многоквартирного жилого дома № по улице <адрес> составляет около 26 м - 28 м. Придомовая территория - образованный в соответствии с законодательством земельный участок многоквартирного жилого дома, с элементами озеленения, благоустройства, включающий в себя пешеходные пути ко входам, подъезды к дому со стоянками автотранспорта и площадками для жильцов данного дома - детскими, физкультурными, для отдыха, контейнеров, выгула собак и т.п. Согласно сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара (топографическим материалам Департамента (М 1:500), границы земельного участка налагаются на границы объекта незавершенного строительства. Следовательно, имеются основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, предусмотренные подпунктом 1 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ.

Суд в решении не верно указал о том, что Нуйкиной А.А. отказано в представлении спорного участка в собственность, в то время как Департаментом градостроительства г.о. Самара отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка (отказано в согласовании предоставленной истцом схемы).

Таким образом, участок не сформирован, что противоречит требованиям ч. 3 ст. 6 ЗК РФ, вследствие чего не может являться объектом гражданских правоотношений, а также предметом иска, на который суд может признать право собственности.

Формирование земельных участков предоставляемых впервые, относится к компетенции органа местного самоуправления, осуществляющего полномочия в отношении земель не разграниченной собственности, и не входит в компетенцию суда.

Первый этап предоставления в собственность земельного участка, предусмотренный ст. 39.14 ЗК РФ – предварительное согласование предоставления земельного участка истцом не пройден.

В случае несогласия с отказом Департамента градостроительства г.о. Самара в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, Нуйкина А.А. вправе обжаловать его в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

    С учетом изложенного требования истца на законе не основаны, и верно оставлены судом без удовлетворения.

Доводы апелляционной жалобы Нуйкиной А.А. не содержит ссылок на нарушения судом норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, основаны на неправильном понимании истцом норм материального права и не могут быть приняты во внимание по изложенным выше основаниям.

Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

Решение Октябрьского районного суда г. Самары от 24 октября 2019 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу Нуйкиной А.А. - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи:

33-733/2020 (33-16299/2019;)

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Нуйкина А.А.
Ответчики
Департамент градостроительства г.о. Самара
Администрация г.о. Самара
Департамент управление имуществом г.о. Самара
Другие
Управление Росреестра по Самарской области
Кушнарева Олеся Викторовна
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
18.12.2019[Гр.] Передача дела судье
20.01.2020[Гр.] Судебное заседание
19.02.2020[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее