Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-758/2023 ~ М-658/2023 от 27.07.2023

Гражданское дело

УИД: 05RS0-67

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес> «07» сентября 2023 года

Избербашский городской суд Республики Дагестан в составе:

председательствующего - судьи Исаева И.М.,

при секретаре судебного заседания Магомедовой З.А.,

с участием старшего помощника прокурора <адрес> Алишейхова К.М.,

представителя ответчика Администрации городского округа «<адрес>» по доверенности Яхьяева Р.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес>, поданному в суд в порядке ст.45 ГПК РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Администрации городского округа «<адрес>» об обязании ликвидировать несанкционированные мусорные свалки, расположенные на территории <адрес>,

установил:

прокурор <адрес> обратился в суд с указанным исковым заявлением, в обоснование которого указал следующее.

Прокуратурой города проведена проверка соблюдения администрацией городского округа «<адрес>» требований законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами. При этом обращено внимание на соблюдение законодательства при осуществлении временного складирования отходов на территории городского округа и реализацию программных задач, предусмотренных национальным проектом в сфере экологии.

Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N2 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» предусмотрены 12 национальных проектов, одним из которых является «Экология».

Для достижения поставленных целей и решения задач при реализации национального проекта в сфере экологии органы местного самоуправления нацелены на формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами, включая ликвидацию свалок и рекультивацию территорий, на которых они размещены, создание условий для вторичной переработки всех запрещенных к захоронению отходов производства и потребления.

Проведённой прокуратурой города проверкой в деятельности администрации городского округа «<адрес>» установлены многочисленные факты нарушений обязательных санитарно-эпидемиологических требований, которые не устранены по настоящее время.

В силу ст.2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В статье 42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Статья 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» устанавливает, что охрана окружающей среды это деятельность, в том числе органов местного самоуправления, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию её последствий.

В силу ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, в том числе органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, возмещение вреда окружающей среде, запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды.

Эта же статья предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Согласно ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

Соблюдение природоохранного законодательства является обязательным для всех субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации, независимо от формы собственности.

В соответствии с ч.1 ст.22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Часть 2 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» содержит прямой запрет на сброс отходов производства и потребления на водосборные площади, в недра и на почву.

В силу п. 5 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов.

В соответствии со ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Как указано в п. 2 ч. 2 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

В соответствии со ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Санитарно-эпидемиологическое    благополучие    населения обеспечивается посредством контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения, в том числе юридическими лицами, санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (пункт 2 части 1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

В соответствии с п.2 ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

Пункт 1 ст.22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусматривает, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Аналогичная норма содержится и в ст. 51 Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Согласно ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов производства и потребления в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно п. 24 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов. Аналогичная норма прописана и в п. 28 ст. 7 Устава городского округа «<адрес>».

Из системного толкования вышеуказанных положений следует, что орган местного самоуправления несёт ответственность за охрану окружающей среды на соответствующей территории, обязан осуществлять мероприятия по защите земельных участков от загрязнения, предотвращать наступление негативных последствий для экологии.

В ходе проведения проверки установлено, что вопреки указанным выше требованиям земельного законодательства, а также законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и об отходах производства и потребления на административной территории городского округа «<адрес>» по <адрес>, Кутурчаева на пересечении Тушковая, А. Абубакарова пересечение Дахадаева, Буйнакского пересечении Надгорная, Казбекова 64, Гамидова, 63/1, Гамидова 14, Маяковского 119, 1-я Казбекова 15, Азизова 29, 4-я линия 243, 9-я линия 127, Строителей 32, Гагарина 10, Первомайская 1 «а», Октябрьская 2 «а», Строителей (спецшкола), Буйнакского 1, Азизова 14 выявлены несанкционированные размещения твердых бытовых отходов и мусора (несанкционированная (стихийная) мусорная свалка), что подтверждается письменными материалами и фото-таблицей, представленными ОМВД России по <адрес>.

Размещение отходов на административной территории городского округа производится без соблюдения действующих экологических, санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических норм и правил. Территория захламлена бытовыми отходами I-V класса опасности, а именно: строительными отходами, кирпичами и др. строительным мусором; хозяйственно-бытовым и промышленным мусором несортированным, полиэтиленовыми пакетами, биологическими и пищевыми отходами, полимерными и стеклянными тарами, деревом, шинами отработанными, отходами бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства и т.д.

Со стороны администрации городского округа «<адрес>» отсутствует контроль за использованием и охранной земель, не осуществляется комплекс мероприятий по охране земель в порядке, установленном действующим законодательством.

Выявленные нарушения носят систематический характер. Аналогичные нарушения периодически выявляются и должностными лицами ОМВД России по <адрес>.

Ранее проведенной проверкой по указанным нарушениям в адрес главы городского округа «<адрес>» ДД.ММ.ГГГГ внесено представление, из ответа которого следует, что нарушения устранены, при этом проведенной дополнительной проверкой выявлено, что представление рассмотрено формально, несанкционированные (стихийные) мусорные свалки не ликвидированы.

Вместе с тем, принимаемые меры реагирования оказались недостаточными и малоэффективными, нарушения требований природоохранного законодательства в полном объёме не устранены и продолжают допускаться на регулярной основе ответственными должностными лицами администрации городского округа «<адрес>».

При этом действия, направленные на устранение нарушений законодательства, в добровольном порядке не предприняты.

Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействия), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Бездействие по выполнению вышеуказанных требований законодательства нарушает права граждан на санитарно- эпидемиологическое благополучие, как одно из основных условий реализации гарантий на охрану здоровья, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с загрязнением атмосферного воздуха, почв, поверхностных и подземных водных источников, что в свою очередь может привести к возникновению и распространению инфекционных и других заболеваний, то есть создаёт угрозу жизни и здоровью граждан.

На основании изложенного, просит суд обязать администрацию городского округа «<адрес>» ликвидировать несанкционированные (стихийные) мусорные свалки, расположенные на административной территории городского округа «<адрес>» по <адрес>, Кутурчаева на пересечении Тушковая, А. Абубакарова пересечение Дахадаева, Буйнакского пересечении Надгорная, Казбекова 64, Гамидова 63/1, Гамидова 14, Маяковского 119, 1-я Казбекова 15, Азизова 29, 4-я линия 243, 9-я линия 127, Строителей 32, Гагарина 10, Первомайская 1 «а», Октябрьская 2 «а», Строителей (спецшкола), Буйнакского 1, Азизова 14, путём сбора и вывоза твёрдых бытовых отходов и мусора на специализированный объект размещения отходов, соответствующий действующему законодательству.

В судебном заседании старший помощник прокурора Алишейхов К.М. &#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;???????????&#0;&#0;&#0;&#0;?????????J?J?J??&#0;?????????J?J?J?????????????????J?J?J

Представитель ответчика Администрации городского округа «<адрес>» по доверенности Яхьяев Р.Р. исковые требования прокурора признал частично, указывая на то, что на некоторых улицах мусор уже вывезли.

Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав доказательства по делу, оценив их в совокупности, приходит к следующему выводу.

прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с ч.1 ст.9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Согласно ст.42 Конституции Российской Федерации и ст.11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ ) каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

В соответствии со ст.72 Конституции Российской Федерации вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Статья 1 ФЗ устанавливает, что охрана окружающей среды представляет собой деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

В силу ст.3 указанного закона, хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, возмещение вреда окружающей среде, запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды.

Соблюдение природоохранного законодательства является обязательным для всех субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации, независимо от формы собственности.

Как установлено судом и подтверждено материалами дела, прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения Администрацией ГО «<адрес>» требований законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, в ходе которой установлены многочисленные факты нарушений обязательных санитарно-эпидемиологических требований.

Из представленных фотоснимков, приложенных к материалам дела, следует, что территория захламлена бытовыми отходами I-V класса опасности, а именно: строительными отходами, кирпичами и др. строительным мусором; хозяйственно-бытовым и промышленным мусором несортированным, полиэтиленовыми пакетами, биологическими и пищевыми отходами, полимерными и стеклянными тарами, деревом, шинами отработанными, отходами бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства и т.д.

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – ФЗ ),

Согласно п.3 ст.39 ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Согласно п.1 ст.51 ФЗ и п.1 ст.22 ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В п.1 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – ФЗ ) предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.

Согласно п.1,2 ст.13 названного закона, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ.

Аналогичные положения содержатся в ст.7 ФЗ .

Положения данных законов следует применять с учетом положений ФЗ , который определяет, в том числе, круг полномочий органов местного самоуправления в Российской Федерации.

В соответствии с п.18 ч.1 ст.14 и п.14 ч.1 ст.15 Федерального Закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – ФЗ ) к вопросам местного значения городского округа в числе прочих относятся вопросы, касающиеся участия в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных образований.

Перераспределение указанных полномочий между муниципальными органами и органами государственной власти не освобождает органы местного самоуправления городского округа от исполнения предусмотренных законом обязанностей.

Закрепление указанной обязанности предполагает необходимость реализации органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера по налаживанию устойчивой и согласованно функционирующей системы мер, призванных обеспечивать своевременное и бесперебойное оказание услуг по приему и перемещению бытовых и промышленных отходов, а также позволяющих производить их утилизацию и переработку.

Частью 1 ст.13 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) предусмотрено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.

В соответствии со ст.42 ЗК РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

В соответствии с Порядком накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Республики Дагестан, утвержденным Постановлением Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ ответственность за своевременное транспортирование бесхозяйных отходов возлагается на собственников (арендаторов) земельных участков, на которых размещены данные отходы (п.60). Бесхозяйные отходы с территорий общего пользования подлежат транспортированию на объекты обезвреживания, утилизации, размещения, захоронения отходов операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами. Расходы по вывозу бесхозяйных отходов с территории общего пользования несут органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан (п.61).

Таким образом, суд, исследовав представленные истцом доказательства, приходит к выводу, что ответчиком допущены нарушения приведенных норм законодательства, чем нарушены конституционные права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В силу ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Судом от Администрации ГО «<адрес>» были истребованы дополнительные документы в подтверждении доводов о частичной ликвидации мусорных свалок.

Однако каких-либо доказательств, свидетельствующих о полном либо частичном устранении выявленных нарушений природоохранного законодательства, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и об отходах производства и потребления, в период с момента их выявления по день вынесения судом решения, материалы дела не содержат и ответчиком в нарушение положений ст.56 ГПК РФ не представлены.

С учетом установленных в судебном заседании фактических обстоятельств дела, в том числе, что на момент рассмотрения дела нарушения не устранены, суд считает необходимым удовлетворить требования прокурора об обязании ликвидировать несанкционированные мусорные свалки, расположенные на территории <адрес> в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

решил:

исковое заявление прокурора <адрес>, поданное в суд в порядке ст.45 ГПК РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Администрации городского округа «<адрес>» об обязании ликвидировать несанкционированные мусорные свалки, расположенные на территории <адрес>, удовлетворить.

Обязать Администрацию городского округа «<адрес>» ликвидировать несанкционированные (стихийные) мусорные свалки, расположенные на административной территории городского округа «<адрес>» по <адрес>, Кутурчаева на пересечении Тушковая, А. Абубакарова пересечение Дахадаева, Буйнакского пересечении Надгорная, Казбекова 64, Гамидова 63/1, Гамидова 14, Маяковского 119, 1-я Казбекова 15, Азизова 29, 4-я линия 243, 9-я линия 127, Строителей 32, Гагарина 10, Первомайская 1 «а», Октябрьская 2 «а», Строителей (спецшкола), Буйнакского 1, Азизова 14, путём сбора и вывоза твёрдых бытовых отходов и мусора на специализированный объект размещения отходов, соответствующий действующему законодательству.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РД в течение одного месяца со дня принятия мотивированного решения путем подачи жалобы в Избербашский городской суд.

Судья И.М. Исаев

мотивированное решение

составлено 11.09.2023г.

2-758/2023 ~ М-658/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор г.Избербаш
Ответчики
Администрация ГО "Город Избербаш"
Суд
Избербашский городской суд Республики Дагестан
Судья
Исаев Иса Магомедович
Дело на странице суда
izberbashskiy--dag.sudrf.ru
27.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.07.2023Передача материалов судье
02.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.08.2023Подготовка дела (собеседование)
21.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.09.2023Судебное заседание
11.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.11.2023Дело оформлено
28.11.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее