Судебный акт #1 (Постановление) по делу № 5-258/2022 от 18.07.2022

дело № 5-258/2022

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

пос. Адамовка 26 июля 2022 года

Судья Адамовского районного суда Оренбургской области Абдулов М.К.,

при секретаре судебного заседания Назымок О.В.,

с участием старшего помощника прокурора Адамовского района Шалдаевой Л.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении бывшего индивидуального предпринимателя

Воробьевой.О.В., родившейся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> <адрес>, гражданки Российской Федерации, ИНН , ОГРНИП , паспорт , состоящей в зарегистрированном браке, имеющей на иждивении троих несовершеннолетних детей, зарегистрированной и фактически проживающей по адресу: <адрес>, ранее к административной ответственности не привлекавшейся,

У С Т А Н О В И Л :

как следует из протокола об административном правонарушении <адрес> от 17 марта 2022 года, Воробьева О.В., являясь индивидуальным предпринимателем, 15 марта 2022 года в 16 часов 30 минут в принадлежащем ей магазине «Юлия», расположенном по адресу: <адрес>, осуществляя деятельность по реализации продуктов питания (овощей и фруктов), совершила нарушение законодательства в области охраны окружающей среды при сборе и накоплении отходов производства и потребления, а именно в нарушение ч. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» не заключила договор с региональным оператором на оказание услуг по вывозу твердых коммунальных отходов IV и V класса опасности.

Указанными действиями Воробьева О.В., по мнению должностного лица органа внутренних дел, совершила административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – Кодекс).

В судебном заседании Воробьева О.В. участия не принимала, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Не ходатайствовала об отложении рассмотрения дела.

Согласно ч. 2 ст. 25.1 Кодекса дело рассмотрено в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Старший помощник прокурора Адамовского района Шалдаева Л.К. в судебном заседании указала, что составленный протокол об административном правонарушении в отношении ИП Воробьевой О.В. является незаконным и необоснованным, нарушает положения Кодекса и Закона о полиции. Правовые основания для проведения проверки предпринимательской деятельности ИП Воробьевой О.В. у полиции отсутствовали, поскольку субъекты малого предпринимательства на предмет соблюдения экологических требований вправе проверять только должностные лица Росприроднадзора. Сотрудниками ОМВД России по Адамовскому району не проводились мероприятия по проверке заявлений и сообщений о преступлениях и происшествиях в деятельности ИП Воробьевой О.В., разрешение которых отнесено к компетенции органов внутренних дел, также не проводились оперативно-розыскные мероприятия и не осуществлялось производство по делам об административных правонарушениях.

Выслушав старшего помощника прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью 1 статьи 8.2 Кодекса установлена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Частью 1 статьи 23.29 Кодекса предусмотрено, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.2 настоящего Кодекса, рассматривают органы, осуществляющие государственный экологический надзор.

В соответствии с частью 2 статьи 23.1 Кодекса, предусмотренные частью 1 статьи 8.2 настоящего Кодекса дела рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.

Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», передача на рассмотрение судье дел об административных правонарушениях, перечисленных в части 2 статьи 23.1 Кодекса, осуществляется на основании вынесенного в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 29.4 Кодекса определения органа или должностного лица, к которым поступило такое дело. Указанное определение должно отвечать требованиям статьи 29.12 Кодекса, в том числе содержать мотивы принятого решения. Вместе с тем отсутствие приведенных мотивов в определении о передаче дела на рассмотрение судье не может являться основанием для возвращения протокола и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол.

Из содержания статьи 29.1 Кодекса следует, что судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют, в том числе, относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела.

Деятельность по проверкам субъектов малого и среднего предпринимательства регулируется Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ).

Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ к государственному контролю (надзору), муниципальному контролю не относятся:

- мероприятия по проверке заявлений и сообщений о преступлениях и происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции органов внутренних дел и иных органов дознания;

- оперативно-розыскная деятельность, дознание и предварительное следствие;

- производство и исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.

Федеральным законом от 26 декабря 2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон от 26 декабря 2008 № 294-ФЗ) регламентирован порядок организации и проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Из материалов дела следует, что 15 марта 2022 года в 16 часов 30 минут, Воробьева О.В., являясь индивидуальным предпринимателем, в принадлежащем ей магазине «Юлия», расположенном по адресу: <адрес>, осуществляя деятельность по реализации продуктов питания (овощей и фруктов), совершила нарушение законодательства в области охраны окружающей среды при сборе и накоплении отходов производства и потребления, а именно в нарушение ч. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» не заключила договор с региональным оператором на оказание услуг по вывозу твердых коммунальных отходов IV и V класса опасности.

Указанные обстоятельства явились основанием для составления ИАЗ ОМВД России по Адамовскому району Сомовой Р.В. 17 марта 2022 года протокола об административном правонарушении <адрес>.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 28.3 Кодекса протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 8.2 Кодекса, вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции) только в случае непосредственного обнаружения признаков административного правонарушения либо обращения граждан или организаций.

В условиях, когда сотрудниками полиции нарушения в сфере обращения с отходами непосредственно не обнаружены (не зафиксирован факт складирования отходов в неустановленном месте, не зафиксированы разливы жидких отходов на рельеф местности), а также в органы полиции не поступала информация от граждан и организаций о нарушении требований при обращении с отходами производства и потребления конкретными индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, у сотрудника полиции не имеется оснований для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса.

Суд приходит к выводу, что протокол об административном правонарушении от 17 марта 2022 года <адрес> составлен неуполномоченным должностным лицом, поскольку из материалов дела следует, что инспектор направления ИАЗ ОМВД России по Адамовскому району Сомова Р.В. без каких-либо правовых оснований прибыла в магазин к ИП Воробьевой О.В. и потребовала предъявить договор с ООО «Природа». При этом материалы дела не содержат сведений о том, что должностное лицо Сомова Р.В. непосредственно обнаружила признаки административного правонарушения либо она проводила проверку деятельности ИП Воробьевой О.В. по обращению граждан или организаций.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Поскольку протокол об административном правонарушении был составлен неуполномоченным должностным лицом, то оснований для привлечения ИП Воробьевой О.В. к административной ответственности по части 1 статьи 8.2 Кодекса не имеется.

Таким образом, производство по делу в отношении бывшего ИП Воробьевой О.В. подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь статьями 24.5, 29.9 - 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

П О С Т А Н О В И Л :

производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении бывшего индивидуального предпринимателя Воробьевой.О.В. прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Адамовский районный суд Оренбургской области или непосредственно в Оренбургский областной суд в течение 10 суток со дня получения или вручения копии настоящего постановления.

Судья М.К. Абдулов

5-258/2022

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено постановление о прекращении производства по делу об адм. правонарушенииОтсутствие состава административного правонарушения
Ответчики
Воробьева Ольга Викторовна
Суд
Адамовский районный суд Оренбургской области
Судья
Абдулов Макс Климович
Статьи

ст.8.2 ч.1 КоАП РФ

Дело на сайте суда
adamovsky--orb.sudrf.ru
18.07.2022Передача дела судье
19.07.2022Подготовка дела к рассмотрению
26.07.2022Рассмотрение дела по существу
28.07.2022Материалы дела сданы в отдел судебного делопроизводства
28.07.2022Вручение копии постановления (определения) в соотв. с ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ
09.08.2022Вступление постановления (определения) в законную силу
Судебный акт #1 (Постановление)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее