№ 2-97/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
14 марта 2019 год г.Кизляр, РД
Кизлярский городской суд республики Дагестан в составе председательствующего судьи Францевой О.В., с участием представителя истца – Западно-Каспийского территориального управления Федерального агентства по рыболовству ФИО3, представившего доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ, представителя ответчика – МУП МО <адрес> «Очистные сооружения» начальника ФИО1, при секретаре судебного заседания ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Западно-Каспийского территориального управления Федерального агентства по рыболовству к МУП МО <адрес> «Очистные сооружения» о возмещении ущерба причиненного водным биологическим ресурсам,
установил:
В суд обратилось Западно-Каспийское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству с исковым заявлением к МУП МО <адрес> «Очистные сооружения» о возмещении ущерба причиненного водным биологическим ресурсам в сумме 78.450 рублей, в обоснование требований указав, что в соответствии с Положением о Западно-Каспийском территориальном управлении Федерального агентства по рыболовству, утвержденным приказом Федерального агентства по рыболовству от ДД.ММ.ГГГГ №, Западно-Каспийское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству осуществляет Федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, за исключением водных биологических ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения и занесенных в Красную книгу Российской Федерации, на территории осуществления полномочий Отдела. ДД.ММ.ГГГГ в 11 ч. 00 мин. при проведении плановой выездной проверки на основании приказа руководителя Западно-Каспийского территориального управления Росрыболовства от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении МУП МО <адрес> «Очистные сооружения», являясь юридическим лицом, ответственным за соблюдение обязательных требований природоохранного законодательства РФ, законный представитель ФИО1, выявлен факт нарушения правил охраны среды обитания водных биологических ресурсов, а именно допустило сбросы очищенных сточных, хозяйственно-бытовых вод из жилмассива ОСК «Водник» в рыбохозяйственный водоем высшей категории коллектор Кизляр- Каспий и из очистных сооружений предприятия в канал «Старо-Теречный». По проведенным результатам лабораторных исследований филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по РД установлено наличие превышения предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ при сбросе в Старо-Теречный канал и коллектор Кизляр-Каспий, впадающие в Каспийское море. Данное правонарушение подтверждается протоколами испытаний (измерений) проб воды от ДД.ММ.ГГГГ №-В, №-В. Заключением эксперта ДФ ФГБНУ «КаспНИРХ» № от ДД.ММ.ГГГГ, на основании актов отбора проб воды от ДД.ММ.ГГГГ, установлено негативное влияние на водные биоресурсы при сбросе очищенных сточных вод в Старо-Теречный канал и коллектор Кизляр-Каспий, связано с повышением концентрации взвеси и токсинов в воде, что приводит к гибели биологических водных ресурсов в месте сброса и ниже по течению. Последствиями негативного влияния является полное уничтожение на участках реки кормовой базы рыб. Расчет ущерба рыбным запасам от гибели кормовых организмов представлен в заключении эксперта. По результатам проведенных расчетов потери рыбных запасов составят 2353,50 кг. водных биоресурсов. Для компенсации негативных последствий деятельности МУП МО <адрес> «Очистные сооружения» в водные объекты района рекомендуется выпустить 7845 экз. молоди русского осетра. Стоимость компенсационных мероприятий по восстановлению рыбохозяйственного потенциала реки составит 78450 рублей, в ценах 2018 г. 18.09.2018г. МУП МО <адрес> «Очистные сооружения» было привлечено к административной ответственности по ст.8.33 Кодекса РФ об административных правонарушениях к наказанию в виде штрафа в размере 10.000 рублей. Указанное постановление было направлено ответчику заказным письмом с уведомлением и вступило в законную силу 05.10.2018г. Штраф истцом оплачен (Пл. № от 21.11.18г.). Согласно ст. 1064 ГК РФ, ст.ст.77, 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 56 Федерального закона «О животном мире», юридические лица, причинившие вред объектам животного мира, возмещают ущерб в полном объеме. В силу ч.1 ст. 78 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об охране окружающей среды», компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Согласно ч.1 ст.53 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов » возмещение вреда, причиненного водным биоресурсам, осуществляется в добровольном порядке или на основании решения суда в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера, причиненного водным биоресурсам вреда, а при отсутствии их исходя из затрат на восстановление водных биоресурсов. В соответствии с п.6 ч.1 ст.43.3 ФЗ №, должностное лицо федерального органа исполнительной власти в области рыболовства имеет право предъявлять в установленном законодательством Российской Федерации порядке иски физическим и юридическим лицам о возмещении вреда, причиненного водным биоресурсам в результате нарушений обязательных требований. На основании ст.1064 ГК РФ, ст. ст. 77, 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 56 Федерального закона «О животном мире», приказа Росрыболовства от ДД.ММ.ГГГГ № «Об осуществлении территориальными управлениями Росрыболовства полномочий главных администраторов доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов», истец просит суд взыскать с ответчика ущерб, причиненный водным биологическим ресурсам в размере 78450 рублей или обязать провести в рамках компенсационных мероприятий, выпуск молоди русского осетра в <адрес>, на сумму 78.450 рублей.
В судебном заседании представитель истца – ФИО3 заявленные требования поддержал, дав аналогичные поданному иску пояснения.
Представитель ответчика МУП «Очистные сооружения» ФИО1, исковые требования признал, обязался провести в рамках компенсационных мероприятий, выпуск молоди русского осетра в <адрес>, на сумму 78.450 рублей.
Изучив исковое заявление, выслушав представителя истца, приняв признание иска ответчиком, суд приходит к следующему.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации (преамбула к Закону об охране окружающей среды).
Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, в том числе, соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде (статья 3 Закона об охране окружающей среды).
В силу ст.3 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.
В силу ст.22 Федерального закона РФ «О животном мире» любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. При добыче полезных ископаемых и осуществлении других видов хозяйственной деятельности должны предусматриваться и проводиться мероприятия по сохранению среды обитания объектов животного мира и условий их размножения, нагула, отдых и путей миграции, а также по обеспечению неприкосновенности защитных участков территорий и акваторий.
На основании ч.1 ст.39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Согласно статье 44 Водного кодекса Российской Федерации, использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных указанным Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды (часть 1).
Эксплуатация хозяйственных и иных объектов в границах водоохранных зон допускается при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды (часть 16 статьи 65 ВК Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 ч.6 ст.60 Водного кодекса Российской Федерации установлен запрет на осуществление сброса в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов.
Статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно п.1 ст.77 ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды ФЗ «Об охране окружающей среды» (ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» при разрешении исковых требований о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, судам необходимо устанавливать не только факт причинения вреда, но и его последствия, выразившиеся в виде деградации естественных экологических систем, истощения природных ресурсов и иных последствий.
При рассмотрении дела судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в 11 часов 00 минут при проведении плановой выездной проверки на основании приказа руководителя Западно-Каспийского территориального управления Росрыболовства от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении МУП МО <адрес> «Очистные сооружения», являясь юридическим лицом, ответственным за соблюдение обязательных требований природоохранного законодательства РФ, выявлен факт нарушения правил охраны среды обитания водных биологических ресурсов, а именно сброс сточных, хозяйственно-бытовых неочищенных вод с жилмассива ОСК «Водник» в рыбохозяйственный водоем высшей категории в коллектор Кизляр-Каспий и из очистных сооружений предприятия в канал «Старо-Теречный».
Из результатов лабораторных исследований, проведенных филиалом ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по РД усматривается, что превышена предельно допустимая концентрация загрязняющих веществ при сбросе в Старо-Теречный канал и коллектор Кизляр-Каспий, впадающие в Каспийское море.
Указанное обстоятельство подтверждается протоколами испытаний (измерений) проб воды от ДД.ММ.ГГГГ №-В, №-В.
Заключением эксперта ДФ ФГБНУ «КаспНИРХ» № от ДД.ММ.ГГГГ, на основании актов отбора проб воды от ДД.ММ.ГГГГ, установлено негативное влияние на водные биоресурсы при сбросе очищенных сточных вод в Старо-Теречный канал и коллектор Кизляр-Каспий, связанных с повышением концентрации взвеси и токсинов в воде, что приводит к гибели биологических водных ресурсов в месте сброса и ниже по течению. Последствиями негативного влияния является полное уничтожение на участках реки кормовой базы рыб.
По результатам расчетов, проведенных в указанном заключении эксперта, потери рыбных запасов составят 2353,50 кг водных биоресурсов. Для компенсации негативных последствий деятельности МУП МО <адрес> «Очистные сооружения» в водные объекты района рекомендуется выпустить 7845 экз. молоди русского осетра. Стоимость компенсационных мероприятий по восстановлению рыбохозяйственного потенциала реки составит 78.450 рублей в ценах 2018 г.
ДД.ММ.ГГГГ в отношении МУП МО <адрес> «Очистные сооружения» составлен протокол об административном правонарушении предусмотренном ст. 8.33 КоАП РФ, а именно за нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов.
Постановлением начальника Северного межрайонного отдела рыбоохраны Федерального агентства по рыболовству Западно-Каспийского территориального управления от ДД.ММ.ГГГГ, МУП МО <адрес> «Очистные сооружения» привлечено к административной ответственности по ст.8.33 КоАП РФ.
В частности, указанным постановлением установлено, что МУП МО <адрес> «Очистные сооружения», допустило нарушения правил охраны среды обитания водных биологических ресурсов, а именно сброс сточных, хозяйственно-бытовых неочищенных вод с жилмассива ОСК «Водник» в рыбохозяйственный водоем высшей категории в коллектор Кизляр-Каспий и из очистных сооружений предприятия в канал «Старо-Теречный».
В соответствии с п.1 ст.26 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.
Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды (пункт 1 статьи 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).
В соответствии со ст.77 ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
В соответствии со ст.53 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» возмещение вреда, причиненного водным биоресурсам, осуществляется в добровольном порядке или на основании решения суда в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера причиненного водным биоресурсам вреда, а при отсутствии их исходя из затрат на восстановление водных биоресурсов.
Согласно Методики исчисления размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам, утвержденного Приказом Росрыболовства от ДД.ММ.ГГГГ №, проведение восстановительных мероприятий планируется в том водном объекте или рыбохозяйственном бассейне, в котором будет осуществляться намечаемая деятельность и в отношении тех видов водных биоресурсов и среды их обитания (места нереста, зимовки, нагула, пути миграции), которые будут утрачены в результате негативного воздействия такой деятельности.
В случае невозможности проведения восстановительных мероприятий посредством искусственного воспроизводства отдельных видов водных биоресурсов, состояние запасов которых нарушено, искусственное воспроизводство планируется в отношении других более ценных или перспективных для искусственного воспроизводства либо добычи (вылова) видов водных биоресурсов с последующим выпуском искусственно воспроизводимых личинок и/или молоди водных биоресурсов в водный объект рыбохозяйственного значения в количестве, эквивалентном в промысловом возврате теряемым водным биоресурсам.
Учитывая, что факт загрязнения воды, в результате превышения предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ при сбросе в Старо-Теречный канал и коллектор Кизляр-Каспий, впадающих в Каспийское море, а также гибель водных биологических ресурсов судом установлен, исковые требования представителем ответчика признаны в суде, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных истцом требований о возмещении причиненного ущерба, путем проведения в рамках компенсационных мероприятий, выпуска молоди русского осетра в <адрес>, на сумму 78.450 рублей.
Согласно ч.1 ст.103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Поскольку истец при подаче иска в суд был освобожден от уплаты госпошлины, с ответчика подлежит взысканию в пользу местного бюджета в порядке ст.333.19 НК РФ, ст.61.1 БК РФ, государственная пошлина в размере 2.313 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковое заявление Западно-Каспийского территориального управления Федерального агентства по рыболовству к МУП МО <адрес> «Очистные сооружения» о возмещении ущерба причиненного водным биологическим ресурсам удовлетворить.
Обязать МУП МО <адрес> «Очистные сооружения» провести в рамках компенсационных мероприятий, выпуск молоди русского осетра в <адрес>, на сумму 78 450 рублей.
Взыскать с МУП МО <адрес> «Очистные сооружения» в пользу местного бюджета в порядке ст.333.19 НК РФ, ст.61.1 БК РФ, государственную пошлину в размере 2 313 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня его оглашения.
Судья О.В. Францева