Дело № 2- 386/2022
55RS0026-01-2021-005108-47
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ФИО1 районный суд ФИО1 <адрес>
в составе председательствующего судьи Реморенко Я.А.,
при секретаре судебного заседания Абубакировой К.Р.,
помощнике судьи Бондаренко И.А.,
рассмотрев в г. Омске в открытом судебном заседании 18.02.2022 года гражданское дело по исковому заявлению Министерство образования Омской области к ФИО2 об исключении из списка детей – сирот, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями,
УСТАНОВИЛ:
Министерство образования Омской области обратилось в суд с требованиями к ФИО2 об исключении из списка детей – сирот, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, указав, что ДД.ММ.ГГГГ ответчик обратился в Министерство с заявлением о включении в список детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из чиста детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей- сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, чье право на обеспечение жилым помещением не реализовано, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ он был включен в данный список. После этого ФИО2 обратился в суд с иском к Министерству имущественных отношений Омской области о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Решением Центрального районного суда г.Омска от 27.08.2021 года в удовлетворении исковых требований было отказано по причине отсутствия факта обращения ответчика с заявлением о включении в данный список до достижения 23 лет, отсутствия уважительных причин, препятствовавших своевременному обращению. Указанные обстоятельства являются основанием для исключения ответчика из списка детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из чиста детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей- сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, чье право на обеспечение жилым помещением не реализовано, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В судебном заседании представитель истца –Министерства образования Омской области Б.С. Дацюк, действующий по доверенности, заявленные требования поддержал в полном объеме, указав, что иной процедуры исключения ответчика из данного списка не существует, нахождение ФИО2 в списке допускает нарушение прав и законных интересов иных детей-сирот.
В судебном заседании ответчик ФИО2 возражал против удовлетворения исковых требований, указав, что у него отсутствуют жилые помещения, принадлежащие на каком – либо праве, он имеет только регистрацию по месту пребывания с 2019 года по 2024 год по адресу: <адрес>, при этом по данному адресу не проживает ввиду отсутствия оснований.
Представитель третьего лица Министерства имущественных отношений Омской области в судебном заседании не участвовал, предоставил письменный отзыв на иск, где указал, что на территории Омской области сформировалась устойчивая судебная практика, согласно которой детям-сиротам, включенным в список после достижения ими 23 лет, отказывают в удовлетворении требований о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, выслушав участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему.
Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих в соответствии с названным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно свидетельству о рождении серии № родителями ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются: отец – ФИО7, мать – ФИО8 Сведения об отце ребенка внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери, что следует из справки о рождении №№ от ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Омского районного суда Омской области от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт отсутствия родительского попечения в несовершеннолетнем возрасте ФИО2
Распоряжением Министерства образования Омской области от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО2 включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, чье право на обеспечение жилыми помещениями не реализовано, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно информации Министерства образования Омской области от 14.01.2022 года ФИО2 числится под № в списке детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из чиста детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей- сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, чье право на обеспечение жилым помещением не реализовано, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В дополнении к исковому заявлению Министерство образования Омской области указывает, что на 08.02.2022 года в списке по Омскому муниципальному району Омской области состоит 286 детей- сирот.
Решением Центрального районного суда города Омска от 27.08.2021 года в удовлетворении исковых требований ФИО2 к Министерству имущественных отношений Омской области, Министерству образования Омской области, Министерству строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области, Казенному учреждению Омской области «Центр учета и содержания собственности Омской области» о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения отказано. Судом при рассмотрении гражданского дела установлено, что включение ФИО2 в список после достижения им возраста 23 лет в отсутствии доказательств наличия уважительных причин пропуска срока, влечет за собой нарушение прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стоящих в списке после ФИО2, поскольку включение его в список повлекло за собой отдаление момента реализации ими своего права на жилое помещение.
В соответствии с частью 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Согласно правовой позиции, содержащейся в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2011 года №30-П, признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела. Тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности. Таким образом, не допускается оспаривание установленных вступившим в законную силу судебным постановлением обстоятельств, равно как и повторное определение прав и обязанностей стороны спора, путем предъявления новых исков. По смыслу закона в его истолковании Конституционным Судом Российской Федерации, установлена недопустимость пересмотра определенных вступившими в силу судебными постановлениями правоотношений сторон и установленных в связи с этим фактов.
Статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (пункт 1 статьи 8).
Жилые помещения предоставляются указанным категориям лиц по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет. Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 8).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 года № 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.
В силу подпункта 3 статьи 7 Положения о Министерстве образования Омской области, утвержденным Указом Губернатора Омской области от 15 марта 2004 года №63, к задачам Министерства образования Омской области отнесено обеспечение реализации государственной политики Омской области в сфере защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно подпунктов 50, 51 пункта 8 Положения о Министерстве образования Омской области к функциям Министерства относятся обеспечение в соответствии с законодательством реализацию мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; осуществление формирования и ведения списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, чье право на обеспечение жилым помещением не реализовано, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012 года № 284-п утвержден Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области.
Согласно пункта 3 Порядка уполномоченным органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим формирование и ведение списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", является Министерство образования Омской области. Министерство образования ежегодно не позднее 15 января текущего года направляет в уполномоченное учреждение сведения о детях-сиротах, состоящих в списке, чье право на обеспечение жилым помещением возникло до начала текущего года, а также возникнет в текущем году, по данным на 1 января текущего года по каждому муниципальному району Омской области и муниципальному образованию городской округ город Омск Омской области в отдельности.
Соответственно, распоряжение от 04.04.2021 года №270 о включении ФИО2 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, чье право на обеспечение жилыми помещениями не реализовано, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», издано Министерством образования Омской области в пределах своих полномочий.
Частью 2 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть оспорено в суде.
В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право, в том числе, обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Данное правило основано на частях 1 и 2 статьи 46 Конституции РФ, согласно которым каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд, и норме статьи 52 Конституции РФ, согласно которой права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.
Под заинтересованными лицами закон понимает тех лиц, права и законные интересы которых нарушены оспариваемым актом Министерства образования Омской области, которые не имеют иного способа защитить свое нарушенное право и полномочий по прекращению спорного правоотношения иным способом нежели через защиту своего права в судебном порядке. Однако сам истец таким заинтересованным лицом не является, а, напротив, в данных правоотношениях является ответчиком.
Судом установлено, что к полномочиям Министерства образования Омской области относится осуществление формирования и ведения списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, чье право на обеспечение жилым помещением не реализовано, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно подпункту 2 пункта 3.1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключаются из списка в случае утраты ими оснований, предусмотренных настоящей статьей, для предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно положениям Правил формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, уполномоченный орган формирует сводный Список по субъекту Российской Федерации и направляет сведения из него в ЕГИССО, то есть координирует и контролирует весь процесс формирования и ведения Списка. Именно этим обусловлено, что решение об исключении из Списка оформляется распорядительным актом уполномоченного органа. Согласно пункту 20 Правил формирования списка дети-сироты и лица из их числа исключаются из Списка в случаях, предусмотренных пунктом 3.1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ. Решение об исключении из списка оформляется распорядительным актом уполномоченного органа в течение 5 рабочих дней со дня получения уполномоченным органом подтверждения сведений об обстоятельствах, указанных в пункте 3.1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ. Исходя из изложенного, в случае наделения органа местного самоуправления полномочием по формированию Списка орган местного самоуправления направляет в уполномоченный орган сведения о наличии обстоятельств для исключения детей-сирот и лиц из их числа из Списка, а уполномоченный орган издает соответствующий распорядительный акт.
Указанное содержится в разъяснении Министерства просвещения Российской Федерации (утверждены письмом от 23 июня 2020 года N ДГ-812/07)
Таким образом. в том случае, если выявлены обстоятельства, в силу которых лицо неправомерно включено в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, чье право на обеспечение жилым помещением не реализовано, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Министерство образования имеет право в пределах своих полномочий исключить данное лицо из списка, в том числе, и в том случае, если указанные обстоятельства выяснились и после издания акта о включении лица в данный список. Иное противоречило бы смыслу закона и основным задачам Министерства образования. Кроме того, на законодательном уровне не предусмотрен запрет на издание таких распорядительных актов Министерства образования.
При таких обстоятельствах истец не является субъектом требования об исключении ответчика из списка детей – сирот, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, поскольку его права указанным распоряжением не нарушены. Истец имеет право самостоятельно исключить ФИО2 из списка детей – сирот, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями в том случае, если тому имеются основания.
В соответствии со статьей 2, частью 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса РФ в их нормативном единстве с положениями пункта 1 статьи 1, пункта 1 статьи 11, статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации целью судебной защиты является восстановление нарушенного материального права или реальная защита законного интереса истца, который в силу части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ должен доказать, что его право или интерес действительно нарушены противоправным поведением ответчика. При этом выбор способа защиты гражданских прав осуществляется заинтересованным лицом не произвольно, а предопределен характером спорного правоотношения и регулирующих его норм права; избранный способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен непосредственно привести к восстановлению нарушенных или оспариваемых прав.
Указанные обстоятельства исключают возможность удовлетворения заявленных исковых требований.
Принимая во внимание изложенное выше, с учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Министерства образования Омской области.
В силу статей 98, 103 Гражданского процессуального кодекса РФ с ответчика не подлежит взысканию в пользу местного бюджета государственная пошлина.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Министерство образования Омской области к ФИО2 об исключении из списка детей – сирот, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд посредством подачи апелляционной жалобы через Омский районный суд Омской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Я.А. Реморенко
Решение изготовлено в окончательной форме 25.02.2022 года.