УИД 10RS0007-01-2024-000276-39
№ 2-225/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пгт Лоухи 22 июля 2024 года
Лоухский районный суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Поращенко Г.Л.,
при секретаре Васильевой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шатохина А.В. к Государственному унитарному предприятию Республики Карелия «КарелКоммунЭнерго» о взыскании недоначисленной заработной платы, отпускных и командировочных, возложении обязанности начислять заработную плату в соответствии с условиями Федерального отраслевого тарифного соглашения, компенсации морального вреда,
установил:
Шатохин А.В. обратился с иском к Государственному унитарному предприятию Республики Карелия «КарелКоммунЭнерго» (далее - ГУП РК «КарелКоммунЭнерго») о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с сентября 2023 года по апрель 2024 года в сумме ххх ххх,хх руб., отпускных и командировочных в сумме хх ххх,хх руб., обязании установить с 01.05.2024 должностной оклад на период действия Федерального отраслевого соглашении исходя из месячной тарифной ставки в размере хх ххх руб., взыскании компенсации морального вреда в размере 1000 руб.
Требования истца мотивированы тем, что он состоит в трудовых отношениях с ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» в должности .... В отрасли ЖКХ заключено и действует Федеральное отраслевое соглашение по ЖКХ РФ на 2023-2025 годы (далее ФТОС), которое заключено 12.05.2022, прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости (рег.номер 12/23-25 от 07.06.2022). ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» не предоставило в установленные ч. 9 ст. 48 ТК РФ сроки мотивированный письменный отказ в Министерство труда и социальной защиты РФ, в связи с чем ФТОС распространяет свое действие на ответчика. Приложением 3 ФТОС установлены тарифные коэффициенты по соотношению к тарифному коэффициенту первого разряда, которые равняются: по ставке 6 разряда в размере 1,796, соответственно оклад по должности должен составлять 29 171,00 руб., с 01.01.2024 – 34 559 руб. Вместе с тем, заработная плата начислена истцу без учета данных положений, в связи с чем просит взыскать недоначисленную заработную плату в заявленном размере, установить с 01.05.2024 должностной оклад в соответствии с соглашением, на период его действия, взыскать компенсацию морального вреда в размере 1000 руб.
Определением Лоухского районного суда Республики Карелия от 27.05.2024 в дело привлечены третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Карельская республиканская организация профсоюзов работников жизнеобеспечения, Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия, Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия.
Представитель ответчика ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» в письменном отзыве исковые требования не признал, указав, что ФОТС установлена минимальная месячная тарифная ставка для рабочих первого разряда в размере 16 242 руб., с 01.01.2024 – 19 242 руб. Установление повышенной ММТС является правом работодателя и зависит от его финансового и экономического состояния. Из толкования норм ФОТС следует, что ММТС применяется для оплаты труда рабочих (т.е. работников рабочих специальностей), а не всех работников, как полагает истец. При этом оплата руководителей, специалистов, служащих и рабочих производится на основании должностных окладов и тарифных ставок, установленных в соответствии с должностью и квалификацией работника и не ставиться в зависимость от заработной платы рабочего и его минимальной тарифной ставки. Полагает, что законных оснований для применения к размеру окладов специалистов ставки рабочего первого разряда не имеется. Доводы истца о применении таблицы 2 Методических рекомендаций № 81 несостоятельными, так как данные рекомендации носят не обязательный характер. Просит учесть, что для коммерческих организаций на законодательном уровне отсутствуют обязательные к применению тарифные сетки, данные организации вправе самостоятельно разрабатывать тарифные коэффициенты, тарифные сетки, и устанавливать системы оплаты труда. Оклад истцу установлен на основании штатного расписания, заработная плата выплачивается не менее установленного законодательством РФ минимального размера оплаты труда. Считает, что Шатохиным А.В. не представлено надлежащих доказательств, обязывающих предприятие выплачивать заработную плату более той суммы, которая установлена трудовыми договорами, а поэтому требования о взыскании компенсации морального вреда необоснованны.
Истец Шатохин А.В., представитель ответчика, представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения уведомлены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представили.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть без участия сторон.
Изучив письменные материалы дела, оценив все в совокупности, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом сторонам в соответствии со ст.114 ГПК РФ предлагалось представить в суд все имеющиеся у них доказательства по делу, а также указывалось на последствия непредставления доказательств в суд, разъяснялось положение ст.56 ГПК РФ, согласно которому каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом. По этим основаниям суд рассмотрел дело по имеющимся доказательствам.
Судом установлено, что Шатохин А.В. состоит в трудовых отношениях с ГУП РК «КарелКоммунЭнерго», работая в должности ... (должностной оклад в размере хх ххх руб., с 01.01.2024 – хх ххх руб.).
Шатохину А.В. выплачена заработная плата (включая доплату за совмещение должностей) ...
В соответствии с п. 12 Устава ГУП РК «КарелКоммунЭнерго», предприятие создано в целях извлечения прибыли и удовлетворения общественных потребностей в результате его деятельности. Основной целью деятельности предприятия является обеспечение надежного тепло- и газоснабжения населения в границах муниципальных образований Республики Карелия.
Согласно пункту 3 Устава ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» предприятие является коммерческой организацией.
Деятельность ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» в соответствии с подпунктом "б" пункта 18 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ "О теплоснабжении" подлежит тарифному регулированию.
Постановлением Комитета Республики Карелия по ценам и тарифам № 205 от 28.11.2022 на период с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года установлены и введены в действие тарифы на тепловую энергию для потребителей ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» в Лоухском районе Республики Карелия.
Условиями трудовых договоров, заключенных между истцами и ГУП РК «КарелКоммунЭнерго», в разделе об оплате труда в зависимости от конкретных должностей и разрядов предусмотрены: должностной оклад, выплаты компенсационного характера: выплаты районного коэффициента и северной надбавки.
Пунктом 1.5 Положения об оплате труда работников ГУП РК «КарелКоммунЭнерго», утвержденного директором ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» 20.03.2020, предусмотрено, что оплата труда работникам предприятия производится в соответствии с законодательством РФ, трудовыми договорами, настоящим положением и иными локальными актами предприятия.
Данные обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела, сторонами не оспариваются, поэтому суд считает их установленными.
Согласно статье 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
В соответствии со статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
Частью 3 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права
В силу статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Приведенные правовые нормы определяют обязанность работодателя, ответчика по делу, соблюдать нормы трудового законодательства при установленные и выплате работнику заработной платы.
К основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации относит в том числе сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Согласно статье 5 Трудового кодекса Российской Федерации регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется: трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права; иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; указами Президента Российской Федерации; постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров (часть 1 статьи 9 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемых между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.
В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения (часть 4 статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации).
Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства (часть 8 статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации).
Содержание и структура соглашения определяются по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение. Соглашение должно включать в себя положения о сроке действия соглашения и порядке осуществления контроля за его выполнением (часть 1 статьи 46 Трудового кодекса Российской Федерации).
В части 2 статьи 46 Трудового кодекса Российской Федерации приведены взаимные обязательства сторон, которые могут быть включены в соглашение, в числе которых вопросы оплаты труда (в том числе установление размеров минимальных тарифных ставок, окладов (должностных окладов), установление соотношения заработной платы и размера ее условно-постоянной части, а также определение составных частей заработной платы, включаемых в ее условно-постоянную часть, установление порядка обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы).
Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением (часть 1 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет (часть 2 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
Соглашение действует в отношении: всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением; работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения; органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств (часть 3 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в частях 3 и 4 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации (часть 5 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
В тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников (часть 6 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
Соглашением может быть предусмотрено, что в случае невозможности реализации по причинам экономического, технологического, организационного характера отдельных положений соглашения работодатель и выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представитель (представительный орган), избранный работниками в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, вправе обратиться в письменной форме к сторонам соглашения с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя. Стороны рассматривают это предложение и могут принять соответствующее решение о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя (часть 7 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
По предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования (часть 8 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя (часть 9 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
На федеральном уровне социального партнерства заключено Федеральное отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2023 - 2025 годы между Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения и Общероссийским профессиональным союзом работников жизнеобеспечения (далее - соглашение).
Соглашение прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости 7 июня 2022 г., регистрационный № 12/23-25, размещено на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с частью 8 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации если работодатели не участвовали в заключении соглашения, и не представили мотивированный письменный отказ присоединиться к соглашению в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования, то соглашение будет считаться распространенным на этих работодателей.
Судом установлено, что ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» работает в сфере жилищно-коммунального хозяйства, к ФОТС в ЖКХ на 2023-2025 гг. не присоединилось, отказ от присоединения к ФОТС в адрес Министерства труда и социальной защиты РФ не направило, с заявлением о приостановлении действия ФОТС в части, устанавливающей размер тарифной ставки работником предприятия и процентной надбавки за вредные условия труда не обращалось, следовательно, на ответчика распространяется действие Федерального отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2023 - 2025 годы, положения которого оно обязано исполнять.
На основании пункта 2.2 ФОТС в целях установления эффективной системы оплаты труда работодатели обеспечивают: а) оплату труда работников в соответствии с их профессиональной квалификацией, сложностью выполняемой работы, с учетом профессиональных стандартов, а также количества и качества затраченного труда; б) тарификацию работ и присвоение профессиональной квалификации рабочим и специалистам по действующим профессиональным стандартам, а в случае отсутствия профессионального стандарта по определенной квалификации - по Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих, Тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих в жилищно-коммунальном хозяйстве, Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих. Актуальный перечень утвержденных профессиональных стандартов приведен на официальном интернет-портале федерального органа исполнительной власти в сфере труда; в) принятие локальных нормативных актов, касающихся оплаты и нормирования труда, с учетом мнения выборного профсоюзного органа, а также своевременное доведение до работников Организации ЖКХ информации о применяемых условиях оплаты и нормирования труда; г) своевременное заключение коллективных договоров, иных локальных нормативных актов, совершенствование нормирования и условий труда.
Согласно пункту 2.3 ФОТС минимальная месячная тарифная ставка (далее ММТС) рабочих первого разряда, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), устанавливается согласно приложению № 1 к Отраслевому тарифному соглашению. Заработная плата работника, рассчитанная на основании минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда, не может быть менее законодательно установленного в субъекте Российской Федерации минимального размера оплаты труда и величины прожиточного минимума на душу населения, установленных законами субъектов Российской Федерации.
На основании пункта 2.10 ФОТС оплата труда руководителей, специалистов, служащих и рабочих производится на основе должностных окладов и тарифных ставок, устанавливаемых в соответствии с должностью и квалификацией работника.
В приложении № 1 к Отраслевому тарифному соглашению установлены ММТС рабочих первого разряда по организациям жилищно-коммунального хозяйства, размер которых для организаций коммунального теплоснабжения составляет МРОТ в РФ на соответствующий год. Таким образом, с 01.01.2023 оклад по 1 разряду (тарифный коэффициент 1,0) составляет 16 242,00 руб. Тарифный коэффициент для ставки 2 разряда составляет 1,093, для ставки 3 разряда - 1,203, для ставки 4 разряда – 1,352, для ставки 5 разряда – 1,537, для ставки 6 разряда – 1,796.
Приказом Госстроя РФ № 81 от 31.03.1999 утверждены методические рекомендации по организации оплаты труда в жилищно-коммунальном хозяйстве (практическое пособие), которыми утвержден диапазон разрядов мастера, включая старшего, а также инженера - от 6 до 11.
Из изложенного следует, что установление трудовым договором условий оплаты труда работника не может носить произвольный характер. Эти условия должны отвечать действующей у работодателя системе оплаты труда, которая устанавливается с учетом положений коллективного договора, соглашений, локальных нормативных актов в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. При этом трудовые договоры не могут содержать условий, в том числе по оплате труда, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, а также по сравнению с соглашениями, заключаемыми полномочными представителями работников и работодателей в рамках социального партнерства.
Следовательно, если в соглашение, заключенное полномочными представителями работников и работодателей в рамках социального партнерства, включены обязательства сторон по вопросам оплаты труда, в том числе по установлению размеров минимальных тарифных ставок, и это соглашение распространяется на данного работодателя, то условия такого соглашения подлежат применению работодателем при установлении работнику заработной платы. При этом условия оплаты труда работника, предусмотренные в трудовом договоре, не могут быть ухудшены по сравнению с условиями оплаты труда, определенными в названном соглашении.
Доводы представителя ответчика о том, что положения ФОТС по установлению минимальной заработной платы не распространяются на руководителей и специалистов, суд не принимает.
В соответствии со статьей 20 Трудового кодекса Российской Федерации сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель. Работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем.
В соответствии с п. 2.1 ФОТС стороны ФОТС считают необходимым в предстоящий период разработать и реализовать меры, обеспечивающие право работников на оплачиваемый труд в Организациях ЖКХ в зависимости от уровня квалификации, сложности, количества и качества затраченного труда в соответствии с современными моделями оплаты и нормирования труда, повышение уровня реального содержания заработной платы.
Изложенные правовые нормы указывают на тот факт, что ФОТС распространяет свое действие на всех работников ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» без какого – либо исключения, в том числе специалистов.
Вопреки требованиям пункта 2.2 ФОТС, на предприятии тарификация работ и присвоение профессиональной квалификации рабочим и специалистам по действующим профессиональным стандартам, на основании которых в соответствии с пунктом 2.10 ФОТС должна осуществляться оплата труда работников, в том числе руководителей и специалистов, отсутствует.
Расчеты, произведенные истцом с применением Методических рекомендаций по организации оплаты труда в жилищно-коммунальном хозяйстве (практическое пособие), утвержденных приказом Госстроя РФ № 81 от 31.03.1999, суд полагает обоснованными, и подлежащим применению в сложившихся спорных правоотношениях.
При этом суд принимает во внимание, что расчет заработной платы истцом произведен с учетом примера «Б» приложения № 3 ФОТС, с применением минимального тарифного коэффициента по ставке 6 разряда, что соответствует должностному окладу 29 171 руб., с 01.01.2024 – 34 559 руб.
Расчёт сумм недоначисленной и невыплаченной заработной платы в соответствии с ФОТС, предоставленный истцом, проверен в судебном заседании и принимается судом к взысканию. Ответчиком контррасчет, либо доказательств, опровергающих расчет суммы недоплаченной заработной платы истцом, не представлено.
Таким образом, с ответчика подлежит взысканию не начисленная и не выплаченная заработная плата в пользу Шатохина А.В. в сумме 229 291,89 руб. ...
Судом также проверен представленный истцом расчет задолженности за отпуск с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ в размере 17 711,11 руб. (с учетом рабочего периода с марта 2023 года по февраль 2024 года, учтенных дней расчетного периода – 302,03, количества дней отпуска - 17, ранее начисленных отпускных в сумме хх ххх,хх руб., исходя из среднедневного заработка за 12 предшествующих выплате отпускных, с учетом заработной платы, рассчитанной в соответствии с нормами ФОТС) и за командировку с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ в размере 5909,20 руб. (с учетом рабочего периода с марта 2023 года по февраль 2024 года, учтенных дней расчетного периода – 213, количества дней командировки - 4, ранее начисленных командировочных в сумме хх ххх,хх руб., исходя из среднедневного заработка в сумме хххх,хх руб.) Данный расчет представителем ответчика не оспаривался, суд полагает его правильным и принимает к взысканию в пределах заявленных требований в сумме 17 711,11 руб. + 5909,20 руб.
Согласно статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации и пункта 1.12 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2022-2025 годы, известное соглашение является правовым актом и регулирует трудовые отношения наравне с Трудовым кодексом Российской Федерации, в том числе и в части установления работнику размера заработной платы, поскольку является обязательным к применению при заключении коллективных договоров, региональных отраслевых соглашений и индивидуальных трудовых договоров в Организациях ЖКХ, в отношении которых оно действует.
В силу изложенного, заработная плата Шатохина А.В. должна быть установлена с учетом положений Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2022-2025 годы, то есть в размере 34 559 руб., а поэтому суд удовлетворяет требования истца и возлагает на ответчика обязанность с 01.05.2024 начислять и выплачивать Шатохину А.В. заработную плату в размере месячной тарифной ставки – 34 559 руб.
В силу положений статьи 237 Трудового кодекса РФ, пункта 63 Постановления Пленума ВС РФ № 2 от 17.04.2004 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», пункта 2 статьи 1101 Гражданского кодекса РФ, установленных судом нарушения прав Шатохина А.В. на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы, исковые требования о взыскании компенсации морального вреда подлежат удовлетворению.
Заявленный размер компенсации морального вреда, учитывая фактические обстоятельства дела, материальное и семейное положение истца, характер и степень нравственных страданий, причиненных действиями ответчика, финансовое и материальное положение ГУП РК «КарелКоммунЭнерго», суд считает разумным и справедливым, а поэтому взыскивает в размере 1000 руб.
Доводы представителя ответчика о том, что установление повышенной ММТС является правом работодателя и зависит от его финансового и экономического состояния; оплата руководителей, специалистов, служащих и рабочих производится на основании должностных окладов и тарифных ставок, установленных в соответствии с должностью и квалификацией работника и не ставиться в зависимость от заработной платы рабочего и его минимальной тарифной ставки; отсутствуют основания для применения Методических рекомендаций №81, так как данные рекомендации носят не обязательный характер; удовлетворение исковых требований затронет права других работников; предприятие не имеет экономические возможности выполнить положения ФТОС, являются несостоятельными, как не основанные на приведенных выше нормах действующего трудового законодательства.
Как установлено судом, ответчик обязан выполнять условия ФТОС ЖКХ об оплате труда работников предприятия с учетом ММТС, в том числе и в отношении специалистов.
Тарифы на тепловую энергию для ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» установлены на 2023 год постановлениями Госкомитета РК по ценам и тарифам от 28.11.2023 №№ 204 и 205, то есть уже после присоединения ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» к ФОТС ЖКХ. Таким образом, расходы на оплату труда персонала объективно могли быть учтены при утверждении тарифов.
Экономические составляющие работы ответчика в сфере ЖКХ не являются основанием для снижения заработной платы истца и основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований.
Суд считает, что Шатохиным А.В. обосновано были применены для расчета заработной платы Методические рекомендации по организации оплаты труда работников жилищно-коммунального хозяйства, утвержденных Приказом Госстроя РФ от 31.03.1999 №81, поскольку они позволяют по показателям работы предприятия отнести оплату труда его руководителей к определенной группе, и, как следствие, установить их должностные оклады, что не противоречит положениям ФОТС ЖКХ. Правомерным является и применение минимальной месячной тарифной ставки для оплаты труда рабочих 6 разряда, при расчете оклада истца по должности ....
Учитывая, что истец принят ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» на должность ... без проведения аттестации и предъявления требований, выполнив на предприятии работу ... Шатохин А.В. имеет право на получение заработной платы в соответствии с положениями ФТОС ЖКХ на 2022-2025 годы по должности ..., согласно представленного расчета.
В соответствии со статьями 98, 103 ГПК РФ, с ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» в пользу бюджета Лоухского муниципального района подлежит взысканию госпошлина в сумме 6329,12 руб. (5729,12 руб. + 300 руб. + 300 руб.).
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 12, 56, 103, 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
исковые требования Шатохина А.В. (паспорт Номер) к Государственному унитарному предприятию Республики Карелия «КарелКоммунЭнерго» (ИНН 1001304003) о взыскании недоначисленной заработной платы, отпускных и командировочных, возложении обязанности начислять заработную плату в соответствии с условиями Федерального отраслевого тарифного соглашения, компенсации морального вреда, удовлетворить.
Взыскать с Государственного унитарного предприятия Республики Карелия «КарелКоммунЭнерго» в пользу Шатохина А.В. недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с сентября 2023 года по апрель 2024 года в сумме 229 291 (двести двадцать девять тысяч двести девяносто один) рубль 89 копеек, отпускные в сумме 17 711 (семнадцать тысяч семьсот одиннадцать) рублей 11 копеек, командировочные в сумме 5909 (пять тысяч девятьсот девять) рублей 20 копеек, компенсацию морального вреда в размере 1000 (одна тысяча) рублей.
Обязать Государственное унитарное предприятие Республики Карелия «КарелКоммунЭнерго» установить Шатохину А.В. заработную плату в соответствии с условиями Федерального отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2023-2025 годы, исходя из месячной тарифной ставки в размере 34 559 руб., с 1 мая 2024 года на период действия данного соглашения.
Взыскать с Государственного унитарного предприятия Республики Карелия «КарелКоммунЭнерго» в пользу бюджета Лоухского муниципального района государственную пошлину в размере 6329 (шесть тысяч триста двадцать девять) рублей 12 копеек.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Карелия через Лоухский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий: Г.Л. Поращенко