Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-891/2022 ~ М-822/2022 от 22.06.2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

        13 июня 2022 года                                                                                      р.п. Волово

Богородицкий межрайонный суд Тульской области (постоянное судебное присутствие в р.п. Волово) в составе:

председательствующего Кожуховой Л.А.,

при секретаре Соколовой М.Ю.,

с участием представителя истца старшего помощника прокурора Воловского района Тульской области Телковой В.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Воловского района Тульской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Краснодубровская основная общеобразовательная школа» о возложении обязанности актуализировать имеющийся список экстремистских материалов с Федеральным списком,

у с т а н о в и л:

    прокурор Воловского района Тульской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Краснодубровская основная общеобразовательная школа» о возложении обязанности актуализировать имеющийся список экстремистских материалов с Федеральным списком.

Мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Воловского района Тульской области проведена проверка в сфере исполнения законодательства о профилактике противодействия экстремизму, а также законодательства об образовании, об информации, информационных технологиях, об охране и здоровья и жизни несовершеннолетних, в ходе которой было установлено, что администрацией МКОУ «Краснодубровская ООШ» не применено достаточно административных и организационных мер, технических и программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также запрещенной для распространения среди детей, а именно сверка имеющегося в учреждении библиотечного фонда и поступающей литературы с регулярно пополняющимся Федеральным списком экстремистских материалов проводится не регулярно, бессистемно. На момент проведения проверки было установлено, что в имеющемся в библиотеке образовательного учреждения списке содержится перечень из 5266 экстремистских материалов, обновленный в образовательном учреждении 2.03.2022 года, однако по состоянию на 21.06.2022 года в Федеральном списке содержится 5290 экстремистских материала. Таким образом, экстремистские материалы в библиотечном фонде образовательного учреждения не актуализируются со 2.03.2022 года. Указанные нарушения могут повлечь нахождение в библиотечном фонде экстремистских материалов, в том числе полученных, например, в дар от общественных организацией, объединений или частных лиц. Данные обстоятельства создают предпосылки для попадания в библиотечные фонды школы печатных материалов экстремистского характера, а также дают возможность неограниченному кругу лиц ознакомиться с ними, и, как следствие, могут способствовать проявлениям экстремизма со стороны обучающихся.

На основании изложенного прокурор Воловского района Тульской области просил суд обязать муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Краснодубровская основная общеобразовательная школа» актуализировать имеющийся в библиотеке список экстремистских материалов с Федеральным списком экстремистских материалов.

    Представитель истца старший помощник прокурора Воловского района Тульской области Телкова В.Г. в судебном заседании поддержала исковые требования по вышеизложенным основаниям.

Представитель ответчика МКОУ «Краснодубровская ООШ» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. От и.о. директора указанного образовательного учреждения Бубновой Н.Ф. в суд поступило ходатайство с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя МКОУ «Краснодубровская ООШ», иск признаёт в полном объёме.

    Выслушав пояснения представителя истца, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему.

В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан в интересах неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с требованиями ч. 1 ст. ст. 38 Конституции Российской Федерации детство находится под защитой государства.

Пунктом 3 ст. 1 Федерального закона от 25.07.2002 №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» определено, что под экстремистскими материалами понимается предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

Статьей 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», пунктом 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313, на Минюст России возложены функции по ведению, опубликованию и размещению в сети Интернет федерального списка экстремистских материалов.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» на территории Российской Федерации запрещается распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производство, хранение или распространение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой ответственность. Информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании заявления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому, административному или уголовному делу. Одновременно с решением о признании информационных материалов экстремистскими судом принимается решение об их конфискации. Копия вступившего в законную силу решения о признании информационных материалов экстремистскими направляется судом в трехдневный срок в федеральный орган государственной регистрации. Федеральный орган государственной регистрации на основании решения суда о признании информационных материалов экстремистскими в течение тридцати дней вносит их в федеральный список экстремистских материалов. Порядок ведения федерального списка экстремистских материалов устанавливается федеральным органом государственной регистрации. Федеральный список экстремистских материалов подлежит размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте федерального органа государственной регистрации. Указанный список также подлежит опубликованию в средствах массовой информации в установленном порядке.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 25.07.2002 №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» противодействие экстремистской деятельности осуществляется путем принятия профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности.

В силу ч. ч. 1, 2 ст. 14 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, от информации порнографического характера, от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение. В целях защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, Федеральным законом от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» устанавливаются требования к распространению среди детей информации.

В соответствии с п. 1 ч. 1 и п. п. 1, 3, 5 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2010 №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также запрещенной для распространения среди детей, относится, в том числе, информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству; обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом; оправдывающая противоправное поведение.

Согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 29.12.2010 №436-ФЗ оборот информационной продукции, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей в соответствии с частью 2 статьи 5 данного Федерального закона, в местах, доступных для детей, не допускается без применения административных и организационных мер, технических и программно-аппаратных средств защиты детей от указанной информации.

В силу п. п. 1, 3, 5 ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к основным принципам охраны здоровья относятся соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет охраны здоровья детей; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья.

В соответствии с ч. ч. 1-3 ст. 7 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья. Организации обязаны признавать и соблюдать права детей в сфере охраны здоровья.

Согласно ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу п. 15 ч.3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации. В соответствии с п.п. 2, 3 ч. 6 указанной статьи образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучающимся предоставляются академические права на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья.

В силу п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе: обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.1994 №78-ФЗ «О библиотечном деле» библиотеки могут быть учреждены органами государственной власти всех уровней, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами.

В соответствии с Примерным положением о библиотеке общеобразовательного учреждения (Письмо Минобразования РФ от 23.03.2004 №14-51-70/13 «О Примерном положении о библиотеке общеобразовательного учреждения») библиотека является структурным подразделением общеобразовательного учреждения, участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами. Деятельность библиотеки общеобразовательного учреждения (далее - библиотека) отражается в уставе общеобразовательного учреждения. Обеспеченность библиотеки учебными, методическими и справочными документами учитывается при лицензировании общеобразовательного учреждения. Цели библиотеки общеобразовательного учреждения соотносятся с целями общеобразовательного учреждения: формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни. Библиотека руководствуется в своей деятельности федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, решениями соответствующего органа управления образованием, уставом общеобразовательного учреждения, положением о библиотеке, утвержденным директором общеобразовательного учреждения. Деятельность библиотеки основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности. Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг и условия их предоставления определяются положением о библиотеке общеобразовательного учреждения и правилами пользования библиотекой, утвержденными руководителем общеобразовательного учреждения.

Как следует из материалов дела, что на момент проведения проверки в имеющемся в библиотеке образовательного учреждения списке содержится перечень из 5266 экстремистских материалов, обновленный в образовательном учреждении 2.03.2022 года, однако, по состоянию на 21.06.2022 года в Федеральном списке содержится 5290 экстремистских материалов.

Таким образом, экстремистские материалы в библиотечном фонде образовательного учреждения не актуализируются со 2.03.2022 года.

Указанные нарушения могут повлечь нахождение в библиотечном фонде данного образовательного учреждения материалов, признанных экстремистскими.

Также имеется возможность появления в библиотечном фонде экстремистских материалов, полученных, например, в дар от общественных организаций, объединений или частных лиц.

Таким образом, суд приходит к выводу, что администрацией МКОУ «Краснодубровская ООШ» не применено достаточно административных и организационных мер, технических и программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также запрещенной для распространения среди детей, а именно сверка имеющегося в учреждении библиотечного фонда и поступающей литературы с регулярно пополняющимся федеральным списком экстремистских материалов проводится не регулярно, бессистемно.

Данные обстоятельства создают предпосылки для попадания в библиотечные фонды образовательного учреждения печатных материалов экстремистского характера, а также дает возможность неограниченному кругу лиц ознакомиться с ними, и, как следствие, может способствовать проявлениям экстремизма со стороны обучающихся.

    На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

    р е ш и л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

    ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░.░. ░░░░░░) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

    ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

           ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 18.07.2022 ░░░░.

2-891/2022 ~ М-822/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Воловского района Тульской области
Ответчики
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Краснодубровская основная общеобразовательная школа"
Суд
Богородицкий межрайонный суд Тульской области
Судья
Кожухова Л.А.
Дело на сайте суда
bogorodicky--tula.sudrf.ru
22.06.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.06.2022Передача материалов судье
23.06.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.07.2022Подготовка дела (собеседование)
11.07.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.07.2022Судебное заседание
18.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.08.2022Дело оформлено
10.10.2022Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее