Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-9/2022 от 07.02.2022

Дело №12-9/2022

22RS0-72

РЕШЕНИЕ

17 марта 2022 г.                         г. Алейск

Судья Алейского городского суда Алтайского края Брендина Н.В., рассмотрев жалобу Генке А.В. на определение Алейского межрайонного прокурора Р.В.Усвята от 24 января 2022 года об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) в отношении главы администрации г.Алейска Маскаева И.В.,

УСТАНОВИЛ:

23 декабря 2021 года в Алейскую межрайонную прокуратуру поступила жалоба от инициативной группы жителей г.Алейска по защите прав неограниченного круга лиц на бездействие администрации г.Алейска по неисполнению текущего законодательства РФ при обращении с ТКО и привлечении администрации г.Алейска к административной ответственности по ч.1 ст.8.2 КоАП РФ. Жалоба мотивирована тем, что в частном секторе г.Алейска администрацией г.Алейска не предпринято мер по оборудованию мест (площадок) накопления ТКО «бестарным способом», на сайте администрации г.Алейска отсутствует решение об утверждении площадок для складирования «бестарным» способом, а площадки не внесены в утвержденный реестр мест накопления ТКО, жителям приходится складировать ТКО на территории своего домовладения в течение 6 дней, прежде чем региональный оператор произведет сбора ТКО, согласно графика – 4 раза в неделю, что приводит к нарушению естественной экологической системы и негативно влияет на окружающую среду, представляет собой потенциальную опасность здоровью населения, и, как следствие, несоблюдение обязательных требований в области охраны окружающей среды и ущемление экологических прав граждан. В связи с чем просят признать незаконным бездействие администрации г.Алейска по неисполнению текущего законодательства РФ при обращении с ТКО, обязать администрацию принять меры по созданию мест накопления ТКО «бестарным» способом, провести проверку на наличие в действиях администрации г.Алейска признаков состава правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2 КоАП РФ.

28.12.2021 в Алейскую межрайонную прокуратуру поступила жалоба от той же инициативной группы жителей г.Алейска, в которой указано, что по ранее изложенным доводам жалобы, поданной 23.12.2021, просят провести проверку также на наличие в действиях администрации г.Алейска признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.35 КоАП РФ.

Определением Алейского межрайонного прокурора Усвята Р.В. от 24 января 2022 года отказано в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ в отношении главы г.Алейска Маскаева И.В. на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава правонарушения.

Определением Алейского межрайонного прокурора Усвята Р.В. от 24 января 2022 года отказано в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.35 КоАП РФ в отношении главы г.Алейска Маскаева И.В. на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава правонарушения.

Не согласившись с определением об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, Генке А.В. обратился в суд с жалобой, в которой просит вышеуказанное определение отменить, в связи с существенным нарушением процессуальных требований, возвратить дело на новое рассмотрение должностному лицу.

В жалобе, поданной в суд, заявитель указывает, что прокурором не принято процессуальное решение о наличии (отсутствии) в действиях главы города Маскаева И.В. признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.35 КоАП РФ. Выводы должностного лица не соответствуют фактически обстоятельствам дела, нарушены и не правильно применены нормы материального и процессуального права. Определение прокурора не содержит данных о том, что прокурором совершены действия по проверке фактов, указывающих на событие административного правонарушения, которое имело место ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> по <адрес>. Отказывая в возбуждении дела об административном правонарушении прокурор использует доказательства из Постановления Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ -АД14-1, которые не относятся к событиям, связанных с деятельностью администрации г.Алейска по размещению контейнеров для накопления ТКО около детской площадки по <адрес> <адрес> Деятельность по накоплению отходов возложена на органы местного самоуправления, накопление отходов допускается только в местах накопления отходов, соответствующим требованиям законодательства РФ. Контейнерные площадки должны пройти процедуру согласования в Территориальном органе в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и внесены в реестр мест накопления ТКО муниципального образования. Расстояние от места накопления ТКО от индивидуальных жилых домов должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров. Определение прокурора не содержит сведений, что при принятии решения были исследованы и оценены допустимые доказательства: заключение ТО Роспотребнадзора о соответствии места (площадки) накопления ТКО по <адрес> <адрес> санитарным нормам и правилам; решение администрации г.Алейска о внесении данной площадки в реестр мест (площадок) накопления ТКО МО г.Алейск.

В судебное заседание заявитель Генке А.В. не явился, извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении жалобы в его отсутствии.

Помощник Алейского межрайонного прокурора Потапов А.С. с доводами жалобы не согласился, просил оставить жалобу без удовлетворения, указывая на то, что администрация г.Алейска, а также глава города не являются субъектом правонарушения предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, поскольку деятельность администрации не связана с деятельностью, в ходе которой образуются отходы. На администрацию г.Алейска возложена обязанность по созданию мест накопления ТКО, на момент проверки установлено, что данные обязанности Администрация г.Алейска исполняет, расставляя контейнеры в частном секторе во исполнения решения Алейского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ об обязании создать места накопления ТКО. Места накопления отходов – это контейнерные площадки, которые хозяйствующие субъекты (региональные операторы) используют в своей деятельности. Соответствие контейнерной площадки по адресу: <адрес> <адрес>, нормам СанПин не являлось предметом рассмотрения жалобы при принятии решения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по ст.8.2 КоАП РФ, так как заявители жаловались на бездействие администрации по несозданию мест накопления ТКО, соответственно данный довод не может быть принят к рассмотрению и в суде.

Глава г.Алейска Маскаев И.В., представитель Администрации <адрес> в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении не заявляли, в возражениях на жалобу глава г.Алейска указал, что с доводами жалобы не согласен, администрация города не является хозяйствующим субъектом, в процессе деятельности которого образуются отходы, поэтому субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ глава города и администрация <адрес> быть не может.

Судья считает возможным рассмотреть жалобу при данной явке.

Проверив дело в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изучив доводы жалобы, исследовав представленные материалы, выслушав лиц, участвующих в деле, прихожу к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу (ч. 2 ст. 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Из материалов дела усматривается, что заявителем обжалуется определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, копию которого заявитель получил 27.01.2022, жалоба на данное определение направлена 04.02.2022, что подтверждается штемпелем на конверте. Таким образом, срок обжалования определения не пропущен.

Из положений ч.1 ст.28.4 КоАП РФ следует, что при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Запрещаются:

сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву;

размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека;

захоронение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов;

ввоз отходов I - IV классов опасности в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания;

ввоз радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их хранения, переработки или захоронения, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом и Федеральным законом "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

захоронение в объектах размещения отходов производства и потребления продукции, утратившей свои потребительские свойства и содержащей озоноразрушающие вещества, без рекуперации данных веществ из указанной продукции в целях их восстановления для дальнейшей рециркуляции (рециклирования) или уничтожения (п.2 ст.51).

Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также отходами I - IV классов опасности и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации (п.3 ст.51).

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, характеризуется противоправным действием (бездействием) которое выражается в несоблюдении экологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Согласно ст.1 Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об отходах производства и потребления" отходами производства и потребления являются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации; обращением с отходами признается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; под захоронением отходов понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; обезвреживание отходов - это уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание, за исключением сжигания, связанного с использованием твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение; транспортирование отходов - перевозка отходов автомобильным, железнодорожным, воздушным, внутренним водным и морским транспортом в пределах территории Российской Федерации, в том числе по автомобильным дорогам и железнодорожным путям, осуществляемая вне границ земельного участка, находящегося в собственности индивидуального предпринимателя или юридического лица либо предоставленного им на иных правах; накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения; обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку; утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона (энергетическая утилизация).

В силу пункта 18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

В соответствии с с.1 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:

создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;

определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;

организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Пунктом 2 статьи 13 Федерального закона об отходах производства и потребления предусмотрено, что организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (п.4 ст.13.4).

Уставом муниципального образования города Алейск Алтайского края закреплено, что к вопросам местного значения городского округа относится в том числе участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Из системного толкования приведенных выше правовых норм следует, что органы местного самоуправления являются органами, осуществляющими организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях соответствующих муниципальных образований.

При этом полномочия администрации по организации сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных образованиях являются властно-распорядительной функцией данного органа, неисполнение которых не охватывается диспозицией статьи 8.2 КоАП РФ.

Следовательно, администрация не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.

Согласно положениям ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности (за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи), или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие).

Доводы заявителя о том, что должностное лицо не дал оценку действиям администрации г.Алейска по ст.6.35 КоАП РФ являются необоснованными, поскольку 24 января 2022 года Алейским межрайонным прокурором было вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.35 КоАП РФ, в отношении главы г.Алейска Маскаева И.В., на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава правонарушения. Данное определение было направлено заявителю и им получено.

Доводы заявителя о том, что Алейским межрайонным прокурором не дана оценка факту размещения контейнеров для накопления ТКО по адресу<адрес>, <адрес>, около детской площадки в нарушение норм СанПина, судом отклоняются, поскольку данные обстоятельства заявителем при подаче жалобы в прокуратуру не указывались, предметом проверки прокурора не являлись.

Кроме того судьей установлено, что решением Алейского городского суда Алтайского края от 12 ноября 2019 года признано незаконным бездействие администрации г.Алейска по непринятию мер к созданию на территории индивидуальной жилой застройки г.Алейска мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и внесению их в реестр мест накопления твердых коммунальных отходов, непринятие мер по разработке схемы размещения мест накопления ТКО, возложена обязанность создать места накопления ТКО и внести их в реестр, а также разработать схему размещения мест накопления ТКО. Решение суда вступило в законную силу 19.12.2019.

14.09.2020 судебным приставом-исполнителем Алейского МОСП УФССП России по Алтайскому краю возбуждено исполнительное производство -ИП на основании исполнительного листа № ФС028683899, которое после отмены постановления об окончании и возобновлении исполнительных действий по исполнительному производству присвоен номер -ИП.

В данном случае вопрос принудительного исполнения судебных актов возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы, которые при неисполнении должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера принимают решение о привлечении должника к административной ответственности по ст.17.15 КоАП РФ.

Алейским межрайонным прокурором 17.02.2022 вынесено представление Руководителю Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю об устранении нарушений законодательства об исполнительном производстве.

При таких обстоятельствах, Алейским межрайонным прокурором сделан правильный вывод об отсутствии оснований для привлечения Администрации г.Алейска к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ.

При этом, учитывая положения ч.5 ст.38 Устава муниципального образования города Алейск Алтайского края о том, что Глава администрации возглавляет администрацию города, руководит ее деятельностью на принципах единоначалия и несет полную ответственность за осуществление ее полномочий, указание прокурором в резолютивной части определения на отказ в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, в отношении главы администрации г.Алейска, правового значения не имеет, поскольку из текста определения следует, что мотивом принятия такого решения послужил вывод прокурора о том, что ни администрация г.Алейска, ни глава г.Алейска субъектом правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, не являются.

Выводы должностного лица являются законными и обоснованными.

В соответствии с ч.5 ст.28.1 КоАП РФ в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

Существенных нарушений норм материального и процессуального права при принятии решения должностным лицом не допущено.

Поскольку нарушений требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не допущено, оснований для отмены вынесенного Алейским межрайонным прокурором определения не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь, ст.30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Определение Алейского межрайонного прокурора Усвята Р.В. от 24 января 2022 года об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы администрации г.Алейска Маскаева И.В., оставить без изменения, жалобу Генке А.В. - без удовлетворения.

На решение может быть подана жалоба в Алтайский краевой суд через Алейский городской суд Алтайского края в течение 10 суток с момента вручения или получения копии решения.

Судья                                    Н.В.Брендина

12-9/2022

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Истцы
Алейский межрайонный прокурор
Ответчики
Администрация г. Алейска
Другие
Глава г. Алейска Маскаев И.В.
Суд
Алейский городской суд Алтайского края
Судья
Брендина Наталья Викторовна
Статьи

ст.8.2 ч.1 КоАП РФ

Дело на сайте суда
aleysky--alt.sudrf.ru
07.02.2022Материалы переданы в производство судье
01.03.2022Судебное заседание
17.03.2022Судебное заседание
17.03.2022Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
25.03.2022Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
28.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.04.2022Вступило в законную силу
05.05.2022Дело оформлено
05.05.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее