Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3729/2023 от 10.07.2023

Дело

64RS0-34

Заочное решение

Именем Российской Федерации

27 июля 2023 года город Саратов

Кировский районный суд города Саратова в составе:

председательствующего судьиСуранова А.А.,

при секретаре судебного заседания Фоменко Е.С.,

с участием старшего помощника прокурора Кировского района города Саратова Рябихина М.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя Пугачевского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Благову ФИО7 о возложении обязанности в постановке на государственный учет объекта – автомобильной мойки, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду,

установил:

заместитель Пугачевского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Благову В.М. о возложении обязанности в постановке на государственный учет объекта – автомобильной мойки, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.

В обоснование требования указаны следующие обстоятельства.

Пугачевской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства в области охраны атмосферного воздуха в ходе которой установлено, что индивидуальный предприниматель Благов В.М. осуществляет предпринимательскую деятельность по адресу: <адрес>, оказывая услуги по мойке автомобилей, инвентаризация источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, а также постановка объектов негативного воздействия на окружающую среду не осуществлены. Выявленные нарушения наносят вред окружающей среде, нарушают права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, атмосферный воздух, закрепленные в статье 42 Конституции Российской Федерации, статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

На основании изложенного, истец просит суд обязать индивидуального предпринимателя Благова В.М., осуществляющего предпринимательскую деятельность по адресу: <адрес>, провести инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников на объекте – автомойка, подать в министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области заявку о постановке объектов негативного воздействия на окружающую среду.

Старший помощник прокурора Кировского района города Саратова Рябихин М.О. в судебном заседании поддержал доводы искового заявления, просил удовлетворить его в полном объеме.

Ответчик индивидуальный предприниматель Благов В.М., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, об уважительности причин неявки не сообщил, с ходатайством об отложении рассмотрении дела не обращался.

На основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица, с учетом согласия представителя истца, в порядке заочного производства.

Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что иск подлежит удовлетворению.

Согласно статьи 65 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, закреплены в статьях 5 и 6 указанного Закона.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено обращение в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды (абзац 11 статьи 6 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

В пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 года № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» разъяснено, что субъектами обращения в суд по делам о нарушениях законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования являются: физические и юридические лица, прокурор, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять государственный экологический надзор, и их территориальные органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные осуществлять региональный государственный экологический надзор, органы местного самоуправления, а также иные органы в случаях, предусмотренных законом, общественные и иные некоммерческие объединения (их ассоциации, союзы), обладающие статусом юридического лица и осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды (статьи 45 и 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 11, 12, 66 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

Право прокурора на обращение в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц предусмотрено пунктом 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и части 1 статьи 45 ГПК РФ.

Положениями статьи 56 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривается, что при нарушении требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности такая деятельность может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Аналогичные разъяснения даны в пунктах 25, 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 года № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде».

В силу вышеуказанных норм права прокурором, в пределах своих полномочий, заявлен настоящий иск к ответчику с целью прекращения нарушения прав неопределенного круга лиц путем возложения соответствующих обязанностей.

Согласно материалам дела, Пугачевской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства в области охраны атмосферного воздуха в ходе которой установлено, что индивидуальный предприниматель Благов В.М. осуществляет предпринимательскую деятельность по адресу: <адрес>, оказывая услуги по мойке автомобилей, инвентаризация источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, а также постановка объектов негативного воздействия на окружающую среду не осуществлены.

В силу статьи 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Вышеуказанные конституционные положения нашли свое развитие в Федеральном законе от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Статьей 1 указанного Федерального закона предусмотрено, что негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В соответствии со статьей 69 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора (пункт 1).

Государственный учет объектов негативного воздействия на окружающую среду осуществляется в форме ведения государственного реестра объектов (пункт 3 статьи 69 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

В силу пункта 1 статьи 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

Порядок создания и ведения государственного учета установлен Правилами создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от № 572 (далее - Правила № 572).

Основанием для включения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в государственный реестр является заявка, которая направляется в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией (пункт 17 Правил № 572).

По результатам рассмотрения заявки о постановке на государственный учет объектов юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю выдается свидетельство о постановке данного объекта на государственный учет или направляется уведомление с указанием причин отказа в постановке (пункты 20, 25 Правил № 572).

Согласно пункту 1 статьи 4.2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории: объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории; объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты II категории; объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории; объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории.

Присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 года № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий».

Как следует из пункта 12 разъяснений, приведенных в Письме Росприроднадзора от 31 октября 2016 года № АС-09-00-36/22354 «О ведении государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду», в соответствии в пунктом 1 статьи 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объекты HBOC подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах. Заявку о постановке объекта на учет подает то лицо, которое его непосредственно использует (эксплуатирует). В случае если объект HBOC передан на правах аренды в пользование и (или) владение, соответствующую заявку подает арендатор. В случае расторжения договора аренды, сведения о юридическом лице, указанные в реестре, подлежат актуализации в соответствии с пунктом 6 статьи 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Согласно Федеральному классификатору каталогов отходов (ФККО) от станции технического обслуживания автомобилей и мойки автотранспорта образуются следующие виды отходов: мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (код по ФККО 73310001724), обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов 15% и более) (код по ФККО 91920401603), отходы синтетических и полусинтетических масел моторных (код по ФККО 41319991313), мусор и смет производственных помещений малоопасный (код по ФККО 73321001724), фильтры воздушные автотранспортных средств отработанные (код по ФККО 92130101524), фильтры очистки масла автотранспортных средств отработанные (код по ФККО 92130201523), тормозные колодки отработанные с остатками накладок асбестовых (код по ФККО 92031002524), резинометаллические изделия технического назначения отработанные (код по ФККО 43131111524), фильтры очитки топлива автотранспортных средств отработанные (код по ФККО 92130201523), тормозная жидкость на основе минеральных масел отработанные (код по ФККО 92122111313), отходы минеральных масел моторных (код по ФККО 40611001313), отходы минеральных масел трансмиссионных (код по ФККО 40615001313).

Дополнительным видом деятельности индивидуального предпринимателя Благова В.М. является мойка автотранспортных средств, полирование и предоставление аналогичных услуг (код вида деятельности 45.20.3).

Доказательств, свидетельствующих о принятии индивидуальным предпринимателем Благовым В.М. необходимых и достаточных мер по исполнению возложенных на него обязанностей по соблюдению природоохранного законодательства, а также о невозможности соблюдения им норм действующего законодательства, в материалы дела не представлено.

На момент проведения прокурорской проверки ответчиком в нарушение статьи 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» заявка о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, не подана.

Таким образом, требование заместителя Пугачевского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Благову В.М. о возложении обязанности в постановке на государственный учет объекта – автомобильной мойки, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, 233-235 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Пугачевского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Благову ФИО8 о возложении обязанности в постановке на государственный учет объекта – автомобильной мойки, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, – удовлетворить.

Обязать индивидуального предпринимателя Благова ФИО9 (ОГРНИП ), осуществляющую предпринимательскую деятельность по адресу: <адрес>, провести инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников на объекте – автомойка, подать заявку о постановке на государственный учет объекта – автомобильной мойки, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, расположенного по вышеуказанному адресу.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья А.А. Суранов

Мотивированное заочное решение в окончательной форме изготовлено 03 августа 2023 года.

Судья А.А. Суранов

2-3729/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Заместитель Пугачевского межрайонного прокурора
Ответчики
ИП Благов Виктор Михайлович
Другие
Межрегиональное управление Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям
Суд
Кировский районный суд г. Саратова
Судья
Суранов Александр Алексеевич
Дело на сайте суда
kirovsky--sar.sudrf.ru
10.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
10.07.2023Передача материалов судье
13.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.07.2023Судебное заседание
03.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.08.2023Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
24.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.09.2023Копия заочного решения возвратилась невручённой
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее