Копия УИД 66RS0053-01-2023-002550-33
Мотивированное решение суда изготовлено 05.02.2024
Гражданское дело № 2-152/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29.01.2024 г. Сысерть
Сысертский районный суд Свердловской области в составе председательствующего Баишевой И.А., с участием прокурора Гукасян А.А., при секретаре судебного заседания Свиридовой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сысертского межрайонного прокурора к Администрации Арамильского городского округа о возложении обязанности,
установил:
Сысертский межрайонный прокурор обратился с иском к Администрации Арамильского городского округа о возложении обязанности.
В обоснование указал, что в ходе проведения надзорных мероприятий во исполнение поручения прокуратуры области в сфере подготовки населенных пунктов и территорий к пожароопасному периоду в межрайонную прокуратуру поступила информация из ОНД и ПР Сысертского городского округа, Арамильского городского округа УНД и ПР ГУ МЧС России по Свердловской области и 60 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по Свердловской области о наличии безводных районов на территории Арамильского городского округа.
Так, на территории города Арамиль отсутствует противопожарное водоснабжение в: западной части города Арамиль по улицам Малышева, Комсомольская, Школьная, Захарова, Восточная, Застройщиков, Октябрьская, Рабочей Молодежи, Свердлова, Горбачева, Текстильщиков, Есенина, Ясная, Сибирская, Полевая, Бахчиванджи, Менделеева, Мамина-Сибиряка, Курчатова, Окружная; восточной части города Арамиль по улицам Декабристов, Есенина, Карла Либкнехта, Калинина, Чапаева, Пионерская, Тихая, Цветочная; северной части города Арамиль по улицам Пролетарская, Набережная, Колхозная, Максима Горького, Мичурина, Карла Маркса, Степана Разина, Новоселов, Нагорная, Строителей, Химиков, Щорса, 8 Марта, Чкалова и переулкам Светлый, Молодежный, Прибрежный, Дорожный, Северный, Исетский, Степной, 9 Мая, Арамильский, Фабричный, Восточный; в южной части города Арамиль по улицам Трудовая, Энгельса, Тельмана, Исетская, Механизаторов, Клубная, Свободы, Заветы Ильича, Советская, Бажова, Пушкина и переулке Речной.
Аналогичные нарушения изложены в акте проверки ОНД и ПР Сысертского городского округа, Арамильского городского округа УНД и ПР ГУ МЧС России по Свердловской области о проверке требований пожарной безопасности администрации Арамильского городского округа от 24.04.2020 № 18.
В пункте 5 указанного акта сообщается, что сеть пожарных гидрантов на водопроводной сети в г. Арамиль не обеспечивает пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания, сооружения или его части не менее чем от двух гидрантов при расходе воды на наружное пожаротушение 15 литров в секунду и более одного - при расходе воды менее 15 литров в секунду с учетом прокладки рукавных линий длиной, не более 200 метров по дорогам с твердым покрытием.
Для обеспечения г. Арамиль источниками наружного противопожарного водоснабжения (в том числе гидрантами) в надлежащем виде в соответствии с требованиями Свода правил 8.13130.2020 необходимо осуществление мероприятий в соответствии с СП 31.13330.2012 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84».
Отсутствие нормативно-правового акта в сфере противопожарного водоснабжения города Арамиль не позволяет определить необходимое количество источников наружного противопожарного водоснабжения, их местоположение для обеспечения пожаротушением любого здания, сооружения или его части на территории городского округа, ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, влияет на время тушения пожаров.
Уточнив исковые требования, Сысертский межрайонный прокурор просит суд обязать Администрацию Арамильского городского округа, в срок до 01.04.2024 провести мероприятия (в том числе коллегиальные) по разработке акта в сфере обеспечения города Арамиль источниками наружного противопожарного водоснабжения в соответствии с требованиями СП 31.13330.2012 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84», СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности», указав места размещения источников и сроки их обустройства, для дальнейшего обеспечения города Арамиль источниками наружного противопожарного обеспечения.
В судебном заседании помощник Сысертского межрайонного прокурора Гукасян А.А. доводы иска поддержала по указанным в нем основаниям, просила иск удовлетворить.
Ответчик Администрация Арамильского городского округа в судебное заседание не явилась. Направила в суд отзыв, согласно которому просила в удовлетворении иска отказать.
Третьи лица 60 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по Свердловской области, ОНД и ПР Сысертского городского округа, Арамильского городского округа УНД и ПР ГУ МЧС России по Свердловской области в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения дела также извещены заблаговременно и надлежащим образом посредством направления судебных повесток, а также путем публикации информации на официальном интернет-сайте Сысертского районного суда.
ОНД и ПР Сысертского городского округа, Арамильского городского округа УНД и ПР ГУ МЧС России по Свердловской области направили в суд отзыв, указав, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся участвующих в деле лиц.
Выслушав объяснения истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Вопросы обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения отнесены Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений. Первичные меры пожарной безопасности включают в себя реализацию полномочий органом местного самоуправления по решению вопросов финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления (статья 38 Федерального закона № 69-ФЗ).
Согласно статье 62 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения, водные объекты, а также пожарные резервуары. Необходимость обеспечения противопожарного водоснабжения, устройства систем водоснабжения, водопроводных сетей, искусственных водоемов и пожарных резервуаров, использования водных объектов для противопожарных нужд определяется настоящим Федеральным законом, а требования к их устройству нормативными документами по пожарной безопасности. Запас воды водных объектов и пожарных резервуаров должен обеспечивать расчетные расходы воды на пожаротушение зданий и сооружений с учетом продолжительности тушения пожаров.
В соответствии со статьей 68 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» территории населенных пунктов, а также находящиеся на них здания и сооружения должны быть обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения. К наружному противопожарному водоснабжению относятся: 1) централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения с пожарными гидрантами, установленными на водопроводной сети (наружный противопожарный водопровод); 2) водные объекты, используемые в целях пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; 3) пожарные резервуары.
Территории населенных пунктов должны быть оборудованы наружным противопожарным водопроводом, обеспечивающим требуемый расход воды на пожаротушение зданий и сооружений. При этом расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания и сооружения.
Судом установлено, и следует из информационного письма ГУ МЧС России по <адрес>, что в течение мая 2023 года представителями ОАО «Водоканал» совместно с сотрудниками 113 ПСЧ 60 ПСО ФПС ГПС Главного управления МЧС России по Свердловской области проведена проверка пожарных гидрантов (далее ПГ), расположенных на территории г. Арамиль и населенных пунктов Арамильского городского округа, при которой выявлены недостатки в проведении ремонтных и профилактических работ наружного водоснабжения. При проверке ПГ сотрудниками пожарной части самостоятельно наносилась маркировка их расположения, так как из-за отсутствия указателей «ПГ» будет затруднен поиск колодцев, в которых размещены пожарные гидранты, что отрицательно влияет на эффективность и качество тушения пожаров, увеличению ущерба от последствий пожара. Указано, что 98,1% пожарных гидрантов исправны. Отсутствует противопожарное водоснабжение в западной части города Арамиль по улицам Малышева, Комсомольская, Школьная, Захарова, Восточная, Застройщиков, Октябрьская, Рабочей Молодежи, Свердлова, Горбачева, Текстильщиков, Есенина, Ясная, Сибирская, Полевая, Бахчиванджи, Менделеева, Мамина-Сибиряка, Курчатова, Окружная; восточной части города Арамиль по улицам Декабристов, Есенина, Карла Либкнехта, Калинина, Чапаева, Пионерская, Тихая, Цветочная; северной части города Арамиль по улицам Пролетарская, Набережная, Колхозная, Максима Горького, Мичурина, Карла Маркса, Степана Разина, Новоселов, Нагорная, Строителей, Химиков, Щорса, 8 Марта, Чкалова и переулкам Светлый, Молодежный, Прибрежный, Дорожный, Северный, Исетский, Степной, 9 Мая, Арамильский, Фабричный, Восточный; в южной части города Арамиль по улицам Трудовая, Энгельса, Тельмана, Исетская, Механизаторов, Клубная, Свободы, Заветы Ильича, Советская, Бажова, Пушкина и переулке Речной.
Аналогичные нарушения изложены в акте проверки ОНД и ПР Сысертского городского округа, Арамильского городского округа УНД и ПР ГУ МЧС России по Свердловской области о проверке требований пожарной безопасности администрации Арамильского городского округа от 24.04.2020 № 18.
В пунктах 4 и 5 указанного акта сообщается, что сеть пожарных гидрантов на водопроводной сети в п. Арамиль и п. Светлый не обеспечивает пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания, сооружения или его части не менее чем от двух гидрантов при расходе воды на наружное пожаротушение 15 литров в секунду и более одного - при расходе воды менее 15 литров в секунду с учетом прокладки рукавных линий длиной, не более 200 метров по дорогам с твердым покрытием.
В связи с выявленными нарушениями, 04.05.2023 Сысертским межрайонным прокурором в адрес Главы Арамильского городского округа было вынесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере пожарной безопасности.
На указанное представление 24.05.2023 Главой Арамильского городского округа дан ответ, согласно которому на территории Арамильского городского округа 92 гидранта, все в рабочем состоянии. В текущем году планируется установка гидрантов и пожарного пирса. Данный вопрос на согласовании в МЧС России по Свердловской области, будет решен до конца июня 2023 года. Определены сроки работ до октября 2023 года.
В письменном отзыве на иск, Администрация Арамильского городского округа указала, что исковые требования удовлетворению не подлежат. В соответствии со статьей 62 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. Необходимость обеспечения противопожарного водоснабжения, устройства систем водоснабжения, водопроводных сетей, искусственных водоемов и пожарных резервуаров, использования водных объектов для противопожарных нужд определяется настоящим Федеральным законом, а требования к их устройству нормативными документами по пожарной безопасности.
Во исполнение требований данного Федерального закона Приказом МЧС России от 30.03.2020 № 225 утвержден свод правил СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности» (далее - свод правил СП 8.13130).
Свод правил СП 8.13130 разработан в развитие положений статей 62, 68 и 99 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и является нормативным документом добровольного применения. Настоящий свод правил устанавливает требования пожарной безопасности к наружному противопожарному водоснабжению населенных пунктов и производственных объектов. Установленные настоящим сводом правил требования пожарной безопасности должны соблюдаться при проектировании, строительстве, реконструкции и капитальном ремонте систем противопожарного водоснабжения населенных пунктов и производственных объектов, а также пожарных резервуаров и водоемов. Настоящий свод правил используется при разработке специальных технических условий на проектирование и строительство источников наружного противопожарного водоснабжения.
Кроме того, представитель истца ссылается на соблюдение Администрацией Арамильского городского округа требований СП 31.13330.2012 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84». Данный СП 31.13330.2012 устанавливает требования, которые должны соблюдаться при проектировании вновь строящихся и реконструируемых систем наружного водоснабжения поселений и городских округов. При разработке проектов водоснабжения следует руководствоваться действующими на момент проектирования нормативными и техническими документами.
Таким образом, вышеуказанные нормативно-правовые акты определяют требования пожарной безопасности к размещению зданий и сооружений, требования к системам наружного водоснабжения, а требования безопасности к наружному противопожарному водоснабжению населенных пунктов и производственных объектов являются нормативным документом добровольного применения.
Следовательно, оснований для разработки Администрацией Арамильского городского округа акта в сфере обеспечения города Арамиль источниками наружного противопожарного водоснабжения наружного противопожарного водоснабжения не имеется.
Кроме того, Администрация Арамильского городского округа не согласна с требованиями истца по разработке акта в сфере обеспечения города Арамиль источниками наружного противопожарного водоснабжения наружного противопожарного водоснабжения, в срок до 01.04.2024. Считает, что данные сроки не разумны, очень ограничены, требования невозможно исполнить до данного периода времени.
Согласно разделу 4 свода правил СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности», утвержденных приказом МЧС России от 30.03.2020 № 225 во исполнение требований Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в населенных пунктах и на производственных объектах в соответствии с Техническим регламентом должны предусматриваться источники наружного противопожарного водоснабжения.
Для использования в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения предусматриваются: противопожарные водопроводы низкого или высокого давления; пожарные резервуары и (или) водоемы. Противопожарный водопровод, как правило, объединяют с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом. Системы противопожарного водоснабжения следует проектировать в соответствии с требованиями СП 31.13330.2012 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84» и настоящего свода правил. Качество воды, предназначенной для тушения пожаров, должно соответствовать условиям эксплуатации пожарного оборудования и применяемым способам пожаротушения.
Согласно требованиям п. 8.9 Свода правил 8.13130.2020, расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать подачу воды с расчетным расходом на пожаротушение любой точки обслуживаемого данной сетью здания на уровне нулевой отметки не менее чем от двух гидрантов при расходе воды на наружное пожаротушение 15 л/с и более или от одного гидранта - при расходе воды менее 15 л/с с учетом прокладки рукавных линий длиной не более 200 м по дорогам с твердым покрытием.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В связи с чем, для обеспечения города Арамиль источниками наружного противопожарного водоснабжения (в том числе гидрантами) в надлежащем виде в соответствии с требованиями Свода правил 8.13130.2020 необходимо осуществление мероприятий в соответствии с СП 31.13330.2012 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84».
Отсутствие нормативно-правового акта в сфере противопожарного водоснабжения города Арамиль не позволяет определить необходимое количество источников наружного противопожарного водоснабжения, их местоположение для обеспечения пожаротушением любого здания, сооружения или его части на территории городского округа, ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, влияет на время тушения пожаров.
Доводы ответчика о том, что Свод правил СП 8.13130 применяется добровольно, суд во внимание принять не может.
Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает минимально необходимые требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения, которые являются обязательными для исполнения, в том числе при эксплуатации объектов защиты.
Статья 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ предусматривает, что техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой: установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации; правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности; правовое регулирование отношений в области оценки соответствия. Одновременно с этим устанавливает нормативные правовые акты Российской Федерации по пожарной безопасности, к которым относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
При этом к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона (пункт 1 части 3 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ).
Свод правил согласно пункту 12 статьи 2 Федерального закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» относится к документам по стандартизации, содержащий правила и общие принципы в отношении процессов в целях обеспечения соблюдения требований технических регламентов.
Согласно статье 16.1 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации не позднее, чем за тридцать дней до дня вступления в силу технического регламента, утверждается, опубликовывается в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и размещается в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме перечень документов по стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента.
В перечень документов в области стандартизации (утв. Приказом Росстандарта от 13.02.2023 № 318), в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», включен, в том числе, Свод правил СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности»
С учетом изложенного, без применения сводов правил невозможно соблюсти требования Федерального закона.
Несоблюдение ответчиком возложенных на него законом обязанностей нарушает права неопределенного круга лиц, создает угрозу жизни и здоровью последних, в связи с чем, требование прокурора о возложении на Администрацию Арамильского городского округа обязанности по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности подлежит удовлетворению.
Руководствуясь частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд соглашается с доводами истца о необходимости установления срока для исполнения решения суда.
Ответчик указал, что в срок до 01.04.2024 требования исполнить не представляется возможным.
Исходя из объема необходимых к проведению работ, необходимости обеспечения финансирования по их организации работ, исходя из принципов разумности и необходимости соблюдения публичных интересов, суд полагает возможным увеличить заявленным истцом срок для исполнения решения до 31.12.2024.
Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
иск удовлетворить.
Возложить на Администрацию Арамильского городского округа обязанность, в срок до 31.12.2024, провести мероприятия (в том числе коллегиальные) по разработке акта в сфере обеспечения города Арамиль источниками наружного противопожарного водоснабжения в соответствии с требованиями СП 31.13330.2012 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84», СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности», указав места размещения источников и сроки их обустройства, для дальнейшего обеспечения города Арамиль источниками наружного противопожарного обеспечения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Сысертский районный суд Свердловской области.
Судья подпись И.А. Баишева