Дело №2а-2290/2023
73RS0001-01-2023-001973-77
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 мая 2023 года г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
судьи Анциферовой Н.Л.,
при помощнике Чернохаевой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области к судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Рамазановой Дании Ринатовне, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л:
Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области обратилось в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Рамазановой Д.Р., Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Иск мотивирован тем, что 10.01.2019 судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области рассмотрены материалы исполнительного производства №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, возбужденного на основании исполнительного документа - исполнительный лист № ФС № от ДД.ММ.ГГГГ, выданный органом: Ленинский районный суд г. Ульяновска по делу №, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, предмет исполнения: обязать Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области (в настоящее время Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области) обеспечить ФИО1. благоустроенным специализированным жилым помещением на территории МО «г. Ульяновска». По итогам рассмотрения было вынесено постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительного сбора с Министерства в размере 50 000 руб.
Министерство не согласно с указанным постановлением судебного пристава, считает его вынесенным без учета норм действующего законодательства и обстоятельств дела. Также считает, что обжалуемое постановление нарушает имущественные права Министерства, налагая административную ответственность в виде взыскания исполнительского сбора.
Постановление о взыскании исполнительского сбора датировано судебным приставом-исполнителем ДД.ММ.ГГГГ, утверждено начальником отделения – старшим судебным приставом ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, датой вынесения постановления является дата утверждения начальником отделения – старшим судебным приставом от ДД.ММ.ГГГГ. Ранее постановление о взыскании исполнительского сбора в Министерство не поступало.
Министерство является исполнительным органом государственной власти и все денежные средства, находящиеся в распоряжении Министерства, имеют целевой характер, используются в соответствии с утверждённой «Ведомственной структурой расходов бюджета Ульяновской области».
На территории Ульяновской области полномочия по формированию Списка возложены на Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области.
Согласно имеющимся в распоряжении Министерства сведениям, ДД.ММ.ГГГГ ФИО2А. включен в Список с правом предоставления жилого помещения.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3. обратился в Министерство с заявлением о предоставлении жилого помещения, которое было зарегистрировано за номером №. В настоящее время номер ФИО4 в реестре на предоставление жилья в г. Ульяновске – №
Лимиты бюджетных обязательств, доводимые до Министерства с 2013 года, не позволяли закрывать потребность по обеспечению жильем детей-сирот, что в свою очередь привело к образованию большой очередности среди данной категории граждан.
На ДД.ММ.ГГГГ в Ульяновской области нуждаются в предоставлении жилья ДД.ММ.ГГГГ ребёнка-сироты. Для их единовременного обеспечения жилыми помещениями требуется финансирование в размере 3,9 млрд. руб.
В 2023 году Министерству в целях обеспечения жилыми помещениями детей-сирот выделено 278,58 млн. руб., из них 200,467 млн.руб. – из областного бюджета, 78,113 млн. руб. – из федерального бюджета.
В целях увеличения темпов приобретения жилых помещений для детей-сирот разрабатываются изменения в Закон Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗО «Об областном бюджете Ульяновской области на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов», предусматривающие выделение Министерству в 2023 году дополнительно до150,00 млн.руб.
Межрайонным отделением судебных приставов по исполнению особых производств УФССП по Ульяновской области в отношении Министерства возбуждено 381 исполнительное производство по принудительному исполнению судебных решений по возложению обязанности по обеспечению жильём детей-сирот. Для исполнения исполнительных производств, возбужденных за период с 2013 по 2023 годы, необходимо приобрести 381 жилое помещение, на что дополнительно требуется выделить Министерству 524 млн. руб.
Министерством принимаются последовательные и объективные меры дл поэтапной ликвидации накопившейся задолженности по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот. Исходя из доведённого финансирования, систематически проводится работа по приобретению жилых помещений в собственность Ульяновской области, прорабатывается вопрос о выделении дополнительного финансирования.
В рамках доведенных лимитов бюджетных обязательств Министерство заключает государственные контракты на приобретение жилых помещений в собственность Ульяновской области для целей предоставления их детям-сиротам. Государственные контракты на приобретение жилых помещений для детей-сирот заключаются по итогам конкурсов, проведенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Проведение процедур закупок в соответствии с Федеральным законом №44-ФЗ требует определенного времени, ориентировочно около 2 месяцев.
ФИО6 будет предоставлено жилое помещение после проведения конкурсных процедур по закупке жилья в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ и оформления в собственность Ульяновской области жилых помещений, предназначенных для целей предоставления детям-сиротам.
Таким образом, доведённое финансирование и наличие возбужденных исполнительных производств не позволило Министерству обеспечить ФИО5. специализированным жилым помещением для детей-сирот в 5 дневный срок, предусмотренный для добровольного исполнения.
Министерством принимаются последовательные и объективные меры для поэтапной ликвидации накопившейся задолженности по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот. Исходя из доведённого финансирования, систематически проводится работа по приобретению жилых помещений в собственность Ульяновской области, прорабатывается вопрос о выделении дополнительного финансирования.
Просит освободить Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области от взыскания исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещался, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Судебный пристав-исполнитель МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Рамазанова Д.Р., представитель административного ответчика УФССП России по Ульяновской области, заинтересованное лицо ФИО7 в судебное заседание не явились, извещались.
Исследовав материалы дела, материалы исполнительного производства, суд приходит к следующему.
Согласно ст.ст. 14, 62 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В статье 1 КАС РФ приведен перечень категорий дел, которые суды общей юрисдикции рассматривают в порядке, предусмотренном настоящим кодексом. Согласно данной статье по правилам административного судопроизводства рассмотрению и разрешению подлежат не только административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций (часть 2), но также и другие административные дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, которые по своей природе являются административными делами (часть 3).
В силу ч. 11 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 105 названного закона, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Статьей ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, 24.12.2018 судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Рамазановой Д.Р. были рассмотрены материалы исполнительного производства, возбужденного на основании исполнительного листа, выданного Ленинским районным судом г.Ульяновска с предметом исполнения: обязать промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области обеспечить ФИО8 специализированным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в г.Ульяновске.
10.01.2019 судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Рамазановой Д.Р. вынесено постановление о взыскании исполнительного сбора с Министерства в размере 50 000 руб.
Министерство не согласно с указанным постановлением судебного пристава-исполнителя, считает его вынесенным без учета норм действующего законодательства и обстоятельств дела. Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти, финансирование которого осуществляется за счет средств областного бюджета Ульяновской области.
В силу ч. 7 ст. 112 Закона суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 данной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 N 13-П исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, поэтому п. 1 ст. 81 ФЗ «Об исполнительном производстве» должен применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств, что не исключает освобождение от уплаты этого сбора в полном размере.
В соответствии с ч.1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло меры для надлежащего исполнения обязательства.
Для применения данной меры ответственности должно быть установлено и доказано, что должник имевший возможность в установленный срок, исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил.
В рассматриваемом случае в действиях административного истца отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований Закона об исполнительном производстве, являющееся необходимым признаком для наступления ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора.
Учитывая изложенные обстоятельства, а также то, что административный истец не вправе производить перераспределение финансовых средств из других статей бюджета, имеющих иное целевое назначение, не является организацией, которая самостоятельно может исполнить решение суда, не заключив государственный контракт на приобретение жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда, заключение которого требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков, суд приходит к выводу о том, что не обеспечение ФИО9. специализированным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории города Ульяновска в пятидневный срок после получения постановления о возбуждении исполнительного производства в данном случае нельзя признать уклонением от исполнения решения суда, что дает основания для освобождения административного истца от ответственности в виде уплаты исполнительского сбора.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии в действиях должника - виновного неисполнения в установленный срок требований Федерального закона «Об исполнительном производстве», являющегося необходимым признаком для наступления ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора.
В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ст. 123 Конституции РФ) суд по данному делу обеспечил равенство прав участников процесса представлению, исследованию и заявлению ходатайств.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
административное исковое заявление Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области к судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Рамазановой Дании Ринатовне, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора удовлетворить.
Освободить Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 руб. по исполнительному производству №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.Л. Анциферова
Мотивированное решение изготовлено 10.05.2023.