Дело № 2-194/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 августа 2019 г. г. Макарьев
Макарьевский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Борисова А.С.,
при секретаре Моревой Е.Н.,
с участием помощника прокурора Макарьевского района Костромской области Лисицина А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Макарьевского района Костромской области в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Коммунальное хозяйство г. Макарьев» и муниципальному предприятию «Сервисбыт» о возложении обязанности организовать ремонт дымовой трубы котельной, расположенной по адресу: <адрес>, а так же оборудовать её искрогасителем,
установил:
Прокурор Макарьевского района, действуя в порядке статьи 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчикам, мотивируя свои требования тем, что в ходе проверки исполнения законодательства о теплоснабжении и пожарной безопасности в деятельности общества с ограниченной ответственностью «Коммунальное хозяйство г.Макарьев» (далее - ООО «КХМ») и муниципального предприятия «Сервисбыт» (далее - МП «Сервисбыт») установлены следующие нарушения действующего законодательства.
ООО «КХМ» эксплуатирует котельную по адресу: <адрес>. Согласно реестру муниципального имущества Макарьевского муниципального района Костромской области нежилое помещение № (котельная), кирпичное, лит. A3, А4, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 65 кв.м. находится в собственности Макарьевского муниципального района и передано в хозяйственное ведение МП «Сервисбыт». На основании договора № 4 аренды муниципального недвижимого имущества между МП «Сервисбыт» и ООО «КХМ» от 22.11.2018 указанная котельная передана в аренду ООО «КХМ».
На основании ст. 20 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» проверке готовности к отопительному периоду подлежат: муниципальные образования; теплоснабжающие организации и теплосетевые организации; потребители тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к системе теплоснабжения.
В силу ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
В соответствии с п. 81 Правил противопожарного режима в Российско Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.201 № 390 «О противопожарном режиме» (далее - Правила противопожарна режима) перед началом отопительного сезона руководитель организации, собственники жилых домов (домовладений) обязаны осуществить проверки, ремонт печей, котельных, теплогенераторных, калориферных установок и каминов, а также других отопительных приборов и систем.
Согласно пп. «з» п. 83 Правил противопожарного режима при эксплуатации котельных и других теплопроизводящих установок запрещается эксплуатировать котельные установки, работающие на твердом топливе, дымовые трубы которых не оборудованы искрогасителями и не очищены от сажи.
По результатам проверки доводов обращения ФИО2 и ФИО3, поступившего в прокуратуру района 16.04.2019, а также информации ТО НД Макарьевского и Кадыйского районов УНД и ПР ГУ МЧС России по Костромской области № 156-2-4-5-4 от 14.05.2019 установлены нарушения требований пожарной безопасности и законодательства о теплоснабжении. В частности котельная, расположенная по адресу: <адрес> эксплуатировалась с неисправной дымовой трубой, имеющей прогары, что является нарушением п. 81 Правил противопожарного режима. Также в нарушение пп. «з» п. 83 Правил противопожарного режима в указанной котельной эксплуатировалась котельная установка, работающая на твердом топливе, дымовая труба которой не оборудована искрогасителем. Кроме того, в нарушение ч. 1 ст. 3, ст. 20 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» ООО «КХМ» и МП «Сервисбыт» надлежащим образом не проведена проверка готовности к отопительному периоду указанной котельной.
Эксплуатация котельной с нарушением указанных требований привела к возникновению пожара 22.03.2019 в здании магазина, расположенного по адресу: <адрес>. В результате пожара повреждена кровля здания.
За указанные нарушения исполнительный директор ООО «КХМ» ФИО4 привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ. 02.04.2019 в соответствии со ст. 29.13 КоАП РФ исполнительному директору ООО «КХМ» ФИО4 внесено представление о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. До настоящего времени нарушения требований пожарной безопасности не устранены, мер по устранению нарушений не принято. За непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения исполнительный директор ООО «КХМ» ФИО4 привлечен к административной ответственности по ст. 19.6 КоАП РФ.
Непринятие мер к устранению нарушений правил противопожарного режима, к проведению проверки готовности к отопительному сезону может привести к возникновению пожаров в близлежащих постройках, что повлечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц и создаст угрозу причинения вреда здоровью и жизни граждан, имущества граждан и организаций, а также может повлечь перебои в предоставлении теплоснабжения потребителям коммунальных услуг.
В ходе рассмотрения дела прокурор Макарьевского района неоднократно уточнял исковые требования, окончательно просил суд обязать муниципальное предприятие «Сервисбыт» и ООО «Коммунальное хозяйство г. Макарьев» в срок до 01.09.2019 организовать ремонт дымовой трубы котельной, расположенной по адресу: <адрес>, а так же оборудовать её искрогасителем в соответствии с п. 2.2.7 Договора аренды №4 от 22.11.2018.
В судебном заседании помощник прокурора Макарьевского района Лисицин А.С. уточненные исковые требования поддержал по вышеуказанным основаниям.
Представитель муниципального предприятия «Сервисбыт» директор ФИО6 исковые требования прокурора Макарьевского района признал в полном объеме, последствия признания иска разъяснены и понятны.
Представитель ответчика ООО «Коммунальное хозяйство г. Макарьев», извещенный надлежащим образом в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил, возражений относительно иска не представил.
В силу положений ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав участников процесса, изучив представленные доказательства, материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1 Федерального Закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.
В силу ст. 37 Федерального Закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ руководители организаций обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожара, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на неподведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Согласно ст. 38 Федерального Закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, несут ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации; правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности; правовое регулирование отношений в области оценки соответствия. К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 1 Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 №390 (ред. от 30.12.2017) «О противопожарном режиме», данные Правила содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
Согласно п. «з» п. 83 Правил противопожарного режима при эксплуатации котельных и других теплопроизводящих установок запрещается эксплуатировать котельные установки, работающие на твердом топливе, дымовые трубы которых не оборудованы искрогасителями и не очищены от сажи.
В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что по результатам проверки по обращению ФИО2 и ФИО3, поступившего в прокуратуру района 16.04.2019, а также информации ТО НД Макарьевского и Кадыйского районов УНД и ПР ГУ МЧС России по Костромской области № 156-2-4-5-4 от 14.05.2019 установлены нарушения требований пожарной безопасности и законодательства о теплоснабжении. В частности, котельная, расположенная по адресу: <адрес> эксплуатировалась с неисправной дымовой трубой, имеющей прогары, что является нарушением п. 81 Правил противопожарного режима. Также в нарушение пп. «з» п. 83 Правил противопожарного режима в указанной котельной эксплуатировалась котельная установка, работающая на твердом топливе, дымовая труба которой не оборудована искрогасителем. Кроме того, в нарушение ч. 1 ст. 3, ст. 20 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» ООО «КХМ» и МП «Сервисбыт» надлежащим образом не проведена проверка готовности к отопительному периоду указанной котельной (л.д. 6,15).
22.11.2018 на основании распоряжения администрации Макарьевского муниципального района между муниципальным предприятием «Сервисбыт» и ООО «Коммунальное хозяйство г. Макарьев» заключен договор аренды помещения котельной № 2, с оборудованием, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, литера А 4, А 3(л.д. 22-26).
В соответствии с п. 2.2.7 вышеуказанных Договоров аренды арендатор обязуется принимать долевое участие в капитальном ремонте арендуемого имущества, согласно перечню ремонтных работ, установленных арендодателем, а также устранять любые повреждения, возникшие по вине арендатора, как в арендуемом имуществе, так и за его пределами.
Таким образом, с учетом приведенных выше норм права, суд приходит к выводу, что ответчиками не выполняются обязательные к исполнению требования законодательства о пожарной безопасности, что создает угрозу причинения вреда неопределенному кругу лиц, в связи с чем исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Уточненные исковые требования прокурора Макарьевского района Костромской области удовлетворить.
Обязать муниципальное предприятие «Сервисбыт» и ООО «Коммунальное хозяйство г. Макарьев» в срок до 01.09.2019 организовать ремонт дымовой трубы котельной, расположенной по адресу: <адрес>, а так же оборудовать её искрогасителем в соответствии с п. 2.2.7 Договора аренды №4 от 22.11.2018.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Макарьевский районный суд в течение 1 месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья А.С. Борисов
В окончательной форме решение принято 09.08.2019