Судья Стех Н. Э. Дело № 12-93/2020
Решение
Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Машкина Н. Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ижевске Удмуртской Республики 25 мая 2020 года жалобу Общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» на постановление судьи Октябрьского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 10 февраля 2020 года,
установил:
Постановлением судьи Октябрьского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 10 февраля 2020 года юридическое лицо Общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» (далее по тексту – ООО «<данные изъяты>») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>00 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Удмуртской Республики, ООО «<данные изъяты>» просит отменить постановление судьи, считает, что постановление вынесено судьей районного суда с процессуальными нарушениями, а именно судья районного суда не известил надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела на ДД.ММ.ГГГГ.
Изучив материалы дела, доводы жалобы прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не ограничиваясь доводами жалобы, дело проверено в полном объеме.
Положения части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривают, что обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях)
Согласно пункту 1 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
В силу пункта 1 части 1 статьи 25.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прокурор в пределах своих полномочий вправе возбуждать производство по делу об административном правонарушении.
Согласно части 2 статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса. При этом в соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении не составляется.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 указанного Кодекса.
Исходя из положений данной нормы, протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Исходя из названных положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении приравнивается к протоколу об административном правонарушении и выносится с соблюдением требований порядка оформления протокола об административном правонарушении.
Как следует из материалов дела, 02 сен6тября 2019 года и. о. прокурора Ленинского района города Новосибирска вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО «<данные изъяты>» по части 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Системный анализ положений статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволяет сделать вывод о том, что должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении (постановления о возбуждении дела об административном правонарушении) обязано известить (уведомить) лицо, в отношении которого ведется производство по делу, о факте, времени и месте составления названного протокола (постановления) в целях обеспечения ему возможности реализовать гарантии, предусмотренные статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок извещения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, регламентирован статьей 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и был нарушен прокурором при возбуждении в отношении ООО «<данные изъяты>» дела по части 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку ООО «<данные изъяты>» о возбуждении в отношении него ДД.ММ.ГГГГ дела об административном правонарушении, извещено не было.
Как следует из материалов дела, извещение о явке ДД.ММ.ГГГГ представителя юридического лица для дачи объяснени и решения вопроса о возбуждении в отношении ООО «<данные изъяты>» и должностного лица дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях требование (л. д. 12) было направлено по электронной почте на адрес Pikovar12@gmail.com.
Однако в материалах дела не содержится сведений о том, что данная электронная почта указана в качестве средства связи, сведений о том, что данный адрес используется Обществом в материалах дела не имеется, равно как не имеется сведений о том, что на момент возбуждения дела об административном правонарушении этот адрес был размещен на официальном сайте общества, поскольку распечатка с указанного сайта, относящаяся к рассматриваемому периоду времени, не представлена.
Из пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что извещение участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения, в зависимости от конкретных обстоятельств дела, может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату).
Сведений о том, что прокурором Ленинского района г. Новосибирска предпринимались попытки известить ООО «<данные изъяты>» о времени и месте вынесения постановления по делу об административном правонарушении иными способами в материалах дела не имеется.
В данном случае порядок извещения о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором Ленинского района г. Новосибирска не соблюден, дело возбуждено без участия ООО «<данные изъяты>» в отсутствие сведений о том, что Общество извещено о месте и времени его рассмотрения надлежащим образом.
Нарушение должностным лицом административного органа требований статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, относит постановление о возбуждении дела об административном правонарушении к недопустимому доказательству по делу.
Исходя из положений статей 28.2, части 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие в деле постановления о возбуждении дела об административном правонарушении не позволяет окончить производство по делу об административным правонарушении постановлением о назначении административного наказания, иных доказательств недостаточно для констатации виновности лица в совершении правонарушения.
В силу части 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица, что также соответствует положению части 3 статьи 49 Конституции Российской Федерации.
Указанные процессуальные нарушения, допущенные в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, влекут существенное нарушение прав ООО «<данные изъяты>», что не позволило всесторонне и полно рассмотреть дело и принять по нему объективное решение, в связи с чем, состоявшиеся по делу акты подлежат отмене.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление принимается решение об отмене постановления и прекращении производства по делу.
Жалоба подана с соблюдением сроков на ее подачу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.2 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление судьи Октябрьского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 10февраля 2020 года отменить.
Жалобу Общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» - удовлетворить.
В соответствии с пунктом 3 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях решение вступает в законную силу немедленно после вынесения.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в соответствии с требованиями статей 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регламентирующими порядок обжалования в порядке надзора.
Судья Н. Ф. Машкина
Копия верна: судья Н. Ф. Машкина