№ 2-1-653/2023 мотивированное решение изготовлено 29.06.2023
66RS0035-01-2023-000561-67
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 июня 2023 года г. Красноуфимск
Красноуфимский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Хомутинниковой Е.Ю., при секретаре Медведевой М.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Усольцевой И. В. к Грасис (Изгагиной) С. Т. о признании права собственности на жилой дом и земельный участок,
установил :
Усольцева И.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Грасис С.Т. о признании права собственности в силу приобретательной давности, указав, что спорным является право собственности на жилое помещение - квартиру и земельный участок, предназначенный для использования жилого помещения, расположенные по адресу <адрес>
Квартира был приобретена ФИО2 и ФИО4 в декабре <дата> года на основании передачи квартиры в собственность.
<дата> между ФИО2, ФИО4 и ответчиками был заключен договор мены, удостоверенный нотариусом <адрес> ФИО8, номер в реестре №1-109/2014, согласно которому право собственности на спорную квартиру перешло к ответчикам.
Истец приобрела спорную квартиру за 60 000 рублей, которые передала <дата> Изгагиной С. Т., что подтверждается распиской, однако договор купли-продажи оформлен не был, государственная регистрация права за истцом не осуществлена.
Истец использует указанную квартиру с мая <дата> года, после передачи денежных средств в счет оплаты стоимости квартиры и в течение всего времени истец добросовестно, открыто, непрерывно владеет спорным имуществом как своим собственным, несет бремя его содержания и выполняет все иные обязанности собственника. В настоящее время при подготовке искового заявления истцу стало известно, что ответчик на момент договоренности о купле-продаже квартиры не являлась его собственником, право собственности на квартиру по-прежнему зарегистрировано за ФИО2, ФИО9, после смерти, которых наследственные права оформлялись в отношении приобретенной по договору мены от <дата> квартиры.
В соответствии со статьей 234 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации. Течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со статьями 301 и 305 данного кодекса, начинается не ранее истечения срока исковой давности по соответствующим требованиям (пункты 1, 4).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда N 22 от <дата> "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества; давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности. В случае удовлетворения иска давностного владельца об истребовании имущества из чужого незаконного владения имевшая место ранее временная утрата им владения спорным имуществом перерывом давностного владения не считается. Передача давностным владельцем имущества во временное владение другого лица не прерывает давностного владения. Не наступает перерыв давностного владения также в том случае, если новый владелец имущества является сингулярным или универсальным правопреемником предыдущего владельца; владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине статья 234 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
Как указано в абзаце первом пункта 16 приведенного выше постановления, по смыслу статей 225 и 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
Согласно абзацу первому пункта 19 этого же постановления возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из статей 11 и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.
По смыслу указанных выше положений закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, давностное владение является добросовестным, если, приобретая вещь, лицо не знало и не должно было знать о неправомерности завладения ею, то есть в тех случаях, когда вещь приобретается внешне правомерными действиями, однако право собственности в силу тех или иных обстоятельств возникнуть не может. При этом лицо владеет вещью открыто, как своей собственной, то есть вместо собственника, без какого-либо правового основания (титула).
Наличие титульного собственника само по себе не исключает возможность приобретения права собственности другим лицом в силу приобретательной давности.
Не является давностным владение, которое осуществляется по договору с собственником или иным управомоченным на то лицом, не предполагающему переход титула собственника. В этом случае владение вещью осуществляется не как своей собственной, не вместо собственника, а наряду с собственником, не отказавшимся от своего права на вещь и не утратившим к ней интереса, передавшим ее непосредственно или опосредованно во владение, как правило - временное, данному лицу. Примерный перечень таких договоров приведен в пункте 15 указанного выше постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда - аренда, хранение, безвозмездное пользование и т.п.
В таких случаях, как в соответствии со статьей 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, давностное владение может начаться после истечения срока владения имуществом по такому договору, если вещь не будет возвращена собственнику и не истребована им, а в соответствии с частью 4 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации - если к тому же прошел и срок исковой давности для ее истребования.
В отличие от указанных выше договоров наличие каких-либо соглашений с титульным собственником, направленных на переход права собственности, не препятствует началу течения срока приобретательной давности.
При этом ни Гражданский кодекс Российской Федерации не содержат запрета на приобретение права собственности в силу приобретательной давности, если такое владение началось по соглашению с собственником или иным лицом о последующей передаче права собственности на основании сделки, когда по каким-либо причинам такая сделка не была заключена и переход права собственности не состоялся (лицо, намеренное передать вещь, не имеет соответствующих полномочий, не соблюдена форма сделки, не соблюдены требования о регистрации сделки или перехода права собственности и т.п.).
Иной подход ограничивал бы применение положений статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимому имуществу только случаями его самовольного завладения и побуждал бы давностного владельца к сокрытию непротивоправного по своему содержанию соглашения с собственником, что, в свою очередь, противоречило бы требованию закона о добросовестности участников гражданских правоотношений (пункт 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Наличие возможности предъявить иные требования, в частности о понуждении к заключению сделки, о признании сделки действительной, о регистрации сделки или права собственности, о признании права собственности на основании сделки и т.п., само по себе не исключает возможности приобрести право собственности в силу приобретательной давности при наличии соответствующих условий. Таких ограничений не статья 234 Гражданского кодекса Российской Федерации. Данная позиция отражена в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 27.01.2015 N 127-КГ14-9
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
В силу указанных положений закона при наличии одновременно нескольких предусмотренных законом оснований для приобретения права собственности или нескольких способов защиты гражданских прав гражданин или юридическое лицо вправе по своему усмотрению выбрать любое из них.
Иное означало бы не предусмотренное законом ограничение гражданских прав.
Обращаясь в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности, истец указывает, что владение спорным жилым помещением началось в мае 2003 года, являлось добросовестным, поскольку осуществлялось по соглашению с его предполагаемым собственником о купле-продаже этой квартиры, и без перерыва продолжается до настоящего времени. В течение всего срока владения никто не предъявлял своих прав на данную квартиру и не проявляло к ней интереса как к своему собственному.
Иные основания для приобретения права собственности на спорную квартиру отсутствуют, договор купли-продажи между истцом и ответчиками в надлежащей письменной форме не был заключен, несоблюдение такой формы договора влечет его ничтожность, договор не порождает юридических последствий, переход права собственности не зарегистрирован. Ответчики не могли отчуждать дом, поскольку свои права на него не оформляли, его собственником до сих пор значатся умершие ФИО11. Дом самовольным строением не является.
С учетом того, что право на объект недвижимости - квартиру прочно связано с землей в силу пп. 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, одновременно с признанием права собственности на квартиру подлежит удовлетворению требование истца о признании права собственности на земельный участок на основании положений ст. 49 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", п. 9.1 Федерального закона N 137-Ф3 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", п. 1 ст. 59 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно выписки из ЕГРН участок был сформирован, является объектом, находящимся в обороте (п. 3 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации), сведения о нем внесены в кадастр недвижимости (ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Истец просит признать за нею право собственности на жилое помещение – квартиру под номером 2 площадью 73,9 кв.м с кадастровым номером №1-109/2014 и земельный участок площадью 2680 кв.м с кадастровым номером №1-109/2014 по адресу <адрес>.
В судебное заседание истец не явилась о месте и времени извещена надлежащим образом и в срок, в заявлении просила рассмотреть дело без ее участия, настаивала на удовлетворении требований.
Ответчик Грасис С.Т. в судебное заседание не явилась, в заявлении просила рассмотреть дело без ее участия, против удовлетворения требований не возражала.
Представитель третьего лица Красноуфимского отдела управления Росреестра по Свердловской области в судебное заседание не явилась, в отзыве просила рассмотреть дело без ее участия, против удовлетворения требований не возражала.
Изучив материалы гражданского дела, суд находит основания для удовлетворения заявленных истцом требований, при этом руководствуется следующим.
В соответствии со ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности.
В силу ч.1 ст.8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Основания приобретения права собственности установлены ст.218 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с ч,2 которой право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты права является признание права.
В соответствии с ч. 1 ст. 234 ГК РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что спорным имуществом являются квартира площадью 73,9 кв.м. с кадастровым номером №1-109/2014 и земельный участок площадью 2680 кв.м с кадастровым номером №1-109/2014 по адресу <адрес>.
Из договора передачи квартиры в собственность граждан от <дата> следует, что ФИО2, ФИО4 на праве собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: <адрес>.
Из договора мены от <дата> следует, что ФИО2 и ФИО4 обменяли принадлежащую им на праве собственности квартиру, расположенную по адресу: <адрес> на квартиру Изгагиной С. Т., расположенную по адресу: <адрес>
Из расписки от <дата> следует, что Изгагина С. Т. получила от Усольцевой И. В. деньги в размере 60 000 рублей за продажу квартиры по адресу: <адрес>.
Из свидетельства о смерти серии IV-АИ №1-109/2014 выданного <дата> следует, что ФИО4, <дата> г.р., умерла <дата>.
Разрешая требование истца, суд исходит из того, что спорное недвижимое имущество не имеет собственника.
В силу ст. 234 Гражданского кодекса РФ, лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
По смыслу статей 225 и 234 ГК РФ право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
Как разъяснено в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества; давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности. Не наступает перерыв давностного владения также в том случае, если новый владелец имущества является сингулярным или универсальным правопреемником предыдущего владельца.
Возможность обратиться в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности основывается на статьях 11 и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее себя собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.
Право истца на указанное имущество никем не оспаривается. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что доводы истца о том, что она более 15 лет добросовестно, открыто и непрерывно владеет как своим собственным недвижимым имуществом - квартирой под номером 2 площадью 73,9 кв.м с кадастровым номером №1-109/2014 и земельным участком площадью 2680 кв.м с кадастровым номером №1-109/2014 по адресу <адрес> нашли свое полное подтверждение в судебном заседании. Следовательно, истец приобрел право собственности на указанное недвижимое имущество в силу приобретательной давности.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил :
Исковые требования Усольцевой И. В. удовлетворить.
Признать право собственности за Усольцевой И. В. на квартиру площадью 73,9 кв.м. с кадастровым номером №1-109/2014 и земельный участок площадью 2680 кв.м с кадастровым номером №1-109/2014 по адресу <адрес> силу приобретательной давности.
Настоящее решение является основанием для государственной регистрации права собственности Усольцевой И. В. на указанное недвижимое имущество.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Красноуфимский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Судья: Е.Ю. Хомутинникова