Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-197/2023 ~ М-142/2023 от 03.04.2023

Дело № 2-197/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Покровск                                  15 мая 2023г.            

Хангаласский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Аммосовой С.М. единолично, при секретаре Слепцовой О.И., с участием помощника прокурора Хангаласского района РС(Я) Шахурдиной С.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о.прокурора Хангаласского района РС(Я) Попова А.В. в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах многодетной семьи Макаровой В.И. к Администрации ГП «Город Покровск» Муниципального района «Хангаласский улус» РС (Я) о возложении обязанности обеспечить необходимой инфраструктурой земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

И.о.прокурора Хангаласского района РС(Я) в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах многодетной семьи обратился в Хангаласский районный суд РС (Я) с вышеуказанным иском к ответчику. В обоснование исковых требований указал на то, что прокуратурой Хангаласского района РС(Я) проведена проверка исполнении администрацией ГП «Город Покровск» законодательства о защите прав многодетных семей в части предоставления бесплатных земельных участков многодетным семьям. По результатам которой установлено, что администрация ГП «Город Покровск» не обеспечила необходимой инженерной инфраструктурой земельный участок, предоставленный многодетной семье Макаровой В.И. в г. Покровск за период с 2019 года по истекший период 2023 г. Просит обязать ответчика обеспечить предоставленный ранее многодетной семье Макаровой В.И. земельный участок, расположенный на территории ГП «Город Покровск» необходимой инфраструктурой в течение 2 лет с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебное заседание, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела не явились представитель ответчика- администрации ГП «Город Покровск», истец Макарова В.И., о причинах неявки суду не пояснили.

Выслушав мнение прокурора по вопросу о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителя ответчика, истцов, суд на основании ч.5 ст.167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, истца, поскольку должным образом о времени и месте рассмотрения дела извещены.

В судебном заседании помощник прокурора Шахурдина С.Д. поддержала исковые требования, просит иск удовлетворить.

Выслушав доводы прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно подпункту 6 статьи 39.5 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

На основании пункта 2 Указа Президента РФ от 07 мая 2012 г. №600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» Правительству Российской Федерации поручено совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации до июля 2012 года разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставленных данной категории граждан на бесплатной основе.

Статьей 24.1 Закона Республики Саха (Якутия) от 15.12.2010 888-З № 673-IV «Земельный кодекс РС (Я)» определены случаи бесплатного предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Земельные участки предоставляются бесплатно гражданам Российской Федерации, имеющим трех и более детей, - в собственность, а в случае, если такие земельные участки зарезервированы для государственных или муниципальных нужд либо ограничены в обороте, то в аренду для ведения личного подсобного хозяйства и сайылычного хозяйства, садоводства, огородничества, дачного строительства, индивидуального жилищного строительства.

Указанные земельные участки предоставляются на территории муниципального района или городского округа в случае постоянного проживания граждан на территории данного муниципального района или городского округа не менее пяти лет непрерывно на момент подачи заявления о постановке на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

К вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 4 статьи 14, пункты 4, 5 статьи 15 Закона № 131-ФЗ).

Пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон № 416-ФЗ) на органы местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях возложена обязанность по организации водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Согласно части 9 статьи 7 Закона № 416-ФЗ в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления поселения, городского округа организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Кроме того, в силу ч.1 ст. 14 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относятся: организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 13 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» органы местного самоуправления наделены полномочиями по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Пунктом 39 Приказа Министерства регионального развития России от 09.09.2013 N 372 "Об утверждении методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей" предусмотрено, что до предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков для индивидуального жилищного строительства рекомендуется утвердить план мероприятий по освоению земельного участка, предусматривающий мероприятия по строительству объектов инженерной инфраструктуры различных видов, ответственных исполнителей, в том числе органы местного самоуправления и организации в сфере водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, осуществляющие деятельность на территории, в границах которой расположен земельный участок, этапы освоения, а также мероприятия по контролю за осуществлением строительства и подключением (технологическим присоединением) объектов индивидуального жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 09 ноября 2017 г. № 2516-О «По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 № 83 утверждены Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно- технического обеспечения.

Пунктом 4 указанных правил предусмотрено, что при подготовке градостроительного плана земельного участка, предназначенного для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, подготавливает орган местного самоуправления на основании: информации о разрешенном использовании земельного участка; -предельных параметров разрешенного строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, установленных в отношении данного земельного участка; региональных и (или) местных нормативов градостроительного проектирования; схем существующего и планируемого размещения объектов капитального строительства (водоснабжения и водоотведения) федерального, регионального и местного значения, схем водоснабжения и водоотведения; предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков.

В соответствии с п.1, п.2 Указа Главы РС (Я) от 07.11.2016 №1464 «Об обеспечении инфраструктурой земельных участков, предоставленных семьям, имеющим трех и более детей» считать первоочередным направлением мер государственной поддержки жилищного строительства в Республике Саха (Якутия) обеспечение необходимой инфраструктурой земельных участков, предоставленных семьям, имеющим трех и более детей, приемным родителям, имеющим трех и более детей, а также жилищно-строительным кооперативам, членами которых являются исключительно граждане, имеющие трех и более детей, для жилищного строительства.

В соответствии с распоряжением главы ГП «Город Покровск» от 13.08.2018г. № Макаровой В.И. предоставлен в общую совместную собственность земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>

На основании договора № о безвозмездной передаче земельного участка в общую совместную собственность для индивидуального жилищного строительства от 13.08.2018г. администрацией ГП «Город Покровск», Макаровой В.И. безвозмездно передан в собственность земельный участок в черте населенного пункта площадью 1000 кв.м., с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, разрешенное использование: индивидуальное жилищное строительство.

Согласно письму главы ГП «Город Покровск» от 28 марта 2023г. многодетным семьям предоставлены земельные участки без необходимой инфраструктуры на 37 земельных участках, в том числе на земельном участке с кадастровым номером №, отсутствует водопровод, газификация, водоотведение, дорожная сеть/транспортное сообщение, электроснабжение.

Из реестра 37 земельных участков, земельный участок с кадастровым номером № указан под номером № находится на улице <адрес>, вид разрешенного использования: для индивидуальной жилой застройки, водопровод, газ, канализация, наличие транспортного сообщения, электросеть отсутствуют.

24 марта 2023г. в адрес главы ГП «Город Покровск» внесено представление об устранении нарушений законодательства при предоставлении многодетным семьям земельных участков.

Из ответа главы ГП «Город Покровск» ФИО5 от 30 марта 2023г. следует, что для проведения инфраструктуры земельных участков, предназначенных многодетным семьям требуется не менее 128 млн. руб.

В ситуации объективной невозможности органов местного самоуправления обеспечить за счет собственных финансовых средств наличие объектов необходимой инфраструктуры на земельных участках, передаваемых в собственность гражданам, органы государственной власти субъекта обязаны использовать правовые механизмы, закрепленные в законе, в том числе Бюджетном кодексе Российской Федерации.

Судом установлено и следует из материалов дела, что администрацией ГП «Город Покровск» семье Макаровой В.И., имеющей трех и более детей, предоставлен земельный участок для индивидуального жилищного строительства в г. Покровск.

Стороной ответчика не оспаривается, что предоставленный земельный участок коммунальной инфраструктурой в сфере газоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения, а также транспортной инфраструктурой не оснащен.

В связи с тем, что администрация ГП «Город Покровск» не исполняет надлежащим образом возложенную на нее законом обязанность по обеспечению объектами инженерной инфраструктурой земельные участки, предоставленные многодетным семьям, и тем самым нарушает право многодетных семей на достойные условия проживания, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований и.о. прокурора Хангаласского района.

Учитывая специфику действий, которые должен совершить ответчик, необходимость проведения ряда процедур по разработке и согласованию проектов, выбору исполнителей работ, а также сроки проведения соответствующих работ и необходимость проведения мероприятий в рамках бюджетного процесса, что может занять определенное количество времени, суд приходит к выводу об установлении разумного срока для исполнения решения суда в срок в течение 2 лет с момента вступления в законную силу решения суда.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░(░) ░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░ ░░.45 ░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░» ░░ (░) ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, – ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ (░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░ ░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░- ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░) ░ ░░░░░░░ 2 ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

-

-

░░░░░                         ░░░░░░░░ ░.░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 19 ░░░ 2023░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-197/2023 ~ М-142/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
и.о.прокурора Хангаласского района РС(Я)
Ответчики
администрация ГП "Город Покровск"
Суд
Хангаласский районный суд Республики Саха (Якутия)
Судья
Аммосова Сардана Михайловна
Дело на сайте суда
pokrovsk--jak.sudrf.ru
03.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.04.2023Передача материалов судье
07.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.05.2023Судебное заседание
15.05.2023Судебное заседание
19.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее